Здавалка
Главная | Обратная связь

История развития ребенка от 5,5 до 7-летнего возраста



Психолога в первую очередь должны интересовать пробле­мы, возникшие в этот период, или усугубление ранее намечен­ных трудностей с точки зрения поведения и познавательного развития. Также важно отметить уровень готовности к школь­ному обучению (знал ли буквы, умел ли читать слоги, был ли прямой счет до 10 и т.п.).

Безусловно, необходимо оценить особенности наиболее важ­ной деятельности ребенка в это время — игровой (насколько в этом возрастном периоде присутствует сюжетно-ролевая игра, игры по правилам и пр.).

Также психологу необходимо выяснить такие неспецифи­ческие особенности, как повышенная истощаемость и сни­женная работоспособность, темповые особенности ребенка («торопыжка» или медлительный, пунктуальный или несобран­ный), повышенная возбудимость и трудности регуляции поведения на фоне или без явных признаков истощения, эмоциональная лабильность (неустойчивость настроения, лег­кость перехода от смеха к слезам и наоборот).

Точно так же, как и для предыдущих периодов, важно отметить в предшкольном возрасте наличие частых респира­торных заболеваний или обострение хронических, тяжелых инфекционных заболеваний, травм, хирургических операций, наркоза, возможно в той или иной степени повлиявших на психическое развитие ребенка.

Развитие ребенка в младшем школьном возрасте (от 7 до 10-11 лет)

Отмечается характер протекания процесса адаптации к регулярному обучению (трудности адаптации, трудности по­ведения, непереносимость нагрузок) и собственно трудности овладения программным материалом по отдельным предме­там базовой школьной программы. Необходимо отметить сроки и условия возникновения отмечаемых трудностей. Например, невозможность работать в условиях обучения в классе, в си­туации увеличения объема нагрузки и темпа прохождения материала к концу 2-й четверти, концу 1-го класса. Отмеча­ется возникновение сопутствующих проблем (энуреза, тиков, заикания, выраженной двигательной расторможенности и неуправляемости) как наряду с вышеописанными, так и изо­лированно.

Все эти проблемы могут возникнуть, безусловно, не только в начале обучения в школе, но и появиться на любом этапе обуче­ния. Необходимо попытаться выяснить у родителей, какие, с их точки зрения, социальные или семейные события предше­ствовали или сопровождали возникновение такого рода проблем.

Психологу также следует приблизительно оценить влияние частоты пропусков занятий по болезни и общего состояния здоровья ребенка на нарастание проблем обучения и поведе­ния, а также обратить внимание на наличие травм, госпитали­заций и т.п. как возможных причин школьной дизадаптации.

С нашей точки зрения, история развития ребенка при воз­никновении проблем в подростковом возрасте, с одной сторо­ны, может иметь определенную специфику, исходить из про­блем развития в предшествующих возрастах и, таким обра­зом, может быть отражена в предлагаемом психолотжческом анамнезе. С другой стороны, большая часть проблема подрост­кового возраста неотвратимо определяется спецификой соци­альной и семейной ситуации пред- и непосредственно подрост­кового периода, что выходит за рамки нашей компетенции и, соответственно, в данном пособии не рассматривается.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.