Здавалка
Главная | Обратная связь

Общие замечания по проведению анализа



Сущностью анализа результатов психологического обследо­вания является выделение наиболее существенных показате­лей, характеризующих развитие и психический (психологи­ческий) статус ребенка на момент обследования, особенностей формирования отдельных функций (в том числе особенностей отклоняющегося формирования этих функций) в их взаимо­связи и соотношении друг с другом.

Анализ результатов является промежуточным этапом меж­ду непосредственным обследованием (заполнением протокола или нескольких протоколов по проведению различных диаг­ностических процедур) и составлением обобщающего заклю­чения.

Следует отметить, что анализ результатов представляет со­бой размышления специалиста и не требует какой-либо спе­циальной фиксации в виде дополнительного протокола и т.п. В некоторых случаях, особенно при отсутствии достаточного опыта, возможна запись основных моментов анализа. Резуль­татом такого анализа всегда является заключение, обобщаю­щее результаты обследования. Оправдала себя на практике, оказалась достаточно эффективной и удобной определенная схема анализа.

Анализ результатов обследования представляет процесс, в котором можно выделить определенные ступени, или этапы. Традиционно он включает оценку познавательной деятельно­сти ребенка, его эмоционально-личностной сферы и межлично­стных отношений. В оценке познавательной деятельности, как правило, выделяются операциональные характеристики и непосредственно показатели мыслительной деятельности. Важным промежуточным звеном анализа является оценка сформированности трех базовых составляющих психическо­го развития ребенка — регуляторной (произвольная регуля­ция психической активности), когнитивной (пространствен­ные представления) и аффективно-эмоциональной сфер (ба­зовая аффективная регуляция).

Помимо этого при анализе результатов обследования сле­дует выделять оценку ряда статических характеристик, таких, как объем запоминаемого материала, доступный уро­вень сложности выполнения того или иного задания, уро­вень развития речи, рисунка и т.п. Точно так же анализиру­ются и динамические характеристики, к которым следует отнести: эмоциональный фон, темп работы, поведение ре­бенка в процессе обследования, характер деятельности и т.п. Таким образом, к динамическим мы относим те характерис­тики, которые изменяются в процессе обследования и зави­сят, в свою очередь, от различных факторов (утомления, пре­сыщения, типа мотивации, характера самого задания и т.п.). При оценке этих характеристик крайне важным является понимание тех факторов, которые повлияли на их измене­ние. Например, важно понять, как повлияла степень утом­ления ребенка на темп его деятельности. Если на фоне утом­ления темп деятельности увеличивается, ребенок начинает работать более импульсивно, то можно предположить сни­жение функции произвольного контроля, потерю интереса и к самому заданию, и к оценке взрослого. А в случае замед­ления темпа деятельности при утомлении можно предполо­жить компенсацию трудностей как раз за счет темпа, при сохранении целенаправленности деятельности и интереса к ее выполнению.

Подобным образом могут быть проанализированы и иные факторы, их влияние на динамические характеристики дея­тельности. Ниже приведена общая схема, пользуясь которой достаточно удобно проводить анализ результатов. Естествен­но, что с увеличением опыта специалист может (и должен) все более творчески и самостоятельно подходить к анализу результатов.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.