Здавалка
Главная | Обратная связь

По результатам повторных обследований (динамическое и итоговое заключения)



Основной целью динамического обследования (и, соответ­ственно, динамического заключения по его результатам) яв­ляется оценка динамики развития ребенка как в целом на момент такого промежуточного обследования, так и по ито­гам проведенной коррекционной работы, в частности собствен­но психологической, и в связи с этим оценка характера и динамики овладения ребенком программным материалом.

Динамическое обследование целесообразно проводить как перед проведением планового консилиума (как правило, он проводится один раз в полгода), так и к внеплановым кон­силиумам {см. раздел V, главу 1). В случае, когда есть спе­циальный запрос на проведение консилиума (у какого-либо из специалистов образовательного учреждения, родителей, других специалистов, участвующих в обучении и сопровож­дении ребенка), психологом могут динамически оценивать­ся какие-либо отдельные параметры развития или уровень сформированности отдельных аспектов познавательной дея­тельности. Как пример можно привести оценку динамики формирования функций программирования и контроля пос­ле цикла проведенных коррекционных занятий в случае их неэффективности.

Кроме того, динамическое обследование (хотя бы в сокра­щенной форме) уместно проводить в ходе коррекционно-развивающей работы, после окончания какого-либо значимого этапа, цикла, раздела психологической работы для оценки эффективности и динамики развития ребенка (группы детей). В любом случае необходимость динамического обследования (и, соответственно, написания заключения по его результатам) определяется структурой и особенностями конкретной деятель­ности педагога-психолога, но не является в то же время обяза­тельным в соответствии с имеющимися на настоящий момент нормативными документами Министерства образования.

По своей структуре полное (развернутое) динамическое обследование близко по характеру написания к структуре первичного углубленного обследования, хотя и имеет свою специфику. А именно: как правило, психолог не выявляет повторно анамнестические сведения, а только фиксирует те изменения, которые произошли с семьей и ребенком за ис­текший период (например, лежал в больнице, долгое время болел, пропускал занятия, не посещал коррекционные заня­тия, произошел развод родителей и т.п.).

При проведении внепланового консилиума выясняется та причина (у того из специалистов, который обратился к психологу с просьбой о проведении внепланового консили­ума), по которой собирается консилиум. Это также отмеча­ется в динамическом заключении. Такими причинами, на­пример, могут быть резкое снижение успеваемости, ухуд­шение поведения ребенка, длительное заболевание или обострение хронического заболевания, повлекшее большие пропуски занятий, снижение адаптивных возможностей по различным причинам, отмечаемое другими специалистами или родителями.

В такого рода заключении отмечаются сферы и виды дея­тельности, развивающиеся в соответствии с возрастными нор­мативами или ожидаемой динамикой развития, и те сферы и особенности ребенка, которые стали выходить за рамки «про­граммной» (по отношению к другим детям класса этого воз­раста) динамики развития. Причем в данном случае должна быть отмечена и ситуация возникшей интенсивной динами­ки развития. Например, в случае, если ребенок в связи с ин­тенсивным развитием может быть переведен (естественно, по решению ПМПК) из коррекционной школы в общеобразова­тельное учреждение.

Точно так же обязательно должны быть описаны те сфе­ры, отдельные психические функции, которые за прошед­ший с момента последнего обследования период претерпели наименьшее развитие. Или в целом не наблюдалась положи­тельная динамика их развития, или даже отмечался регресс отдельных функций или функциональных систем. Напри­мер:

«...графические навыки ребенка по-прежнему остаются на низком уровне, не формируются в темпе программы каллиграфические навыки, можно отметить появление новых, не имевших ранее место отрицательных проявлений: повторение букв, персеверации, излишний тремор рук и, соответственно, излишнее напряжение мышц руки при письме или рисовании и т.п.»

Подобная низкая или своеобразная динамика формирова­ния может наблюдаться в любой иной сфере (например, мнестической деятельности, регуляции собственной деятельнос­ти, в мотивационной или аффективно-эмоциональной сфере).

В соответствии с пониманием причин подобного измене­ния состояния ребенка и анализа этих изменений в динами­ческом заключении приводятся и рекомендации по дальней­шему сопровождению ребенка. Описывается планируемое изменение программы работы с ребенком, собственно психо­логической коррекционно-развивающей работы, необходи­мые дополнительные обследования или консультации дру­гих специалистов, рекомендации педагогам по индивидуа­лизации образовательного процесса и т.п. Здесь же приводятся рекомендации родителям по изменению органи­зации режима домашних занятий, включению дополнитель­ных домашних занятий, в которых ребенок нуждается в дан­ный момент, организации его отдыха, оздоровительных ме­роприятий. При необходимости, с точки зрения психолога, в итоговой части динамического заключения даются реко­мендации о направлении ребенка на ПМПК (например, в ситуации полной невозможности продолжения обучения ре­бенка по данной образовательной программе, достаточно длительного отсутствия положительной динамики его раз­вития и обучения и т.п.).

Итоговое психологическое заключение можно, с одной стороны, рассматривать как частный вид общего заключения по итогам углубленной диагностики, а с другой - как част­ный вид динамического заключения. В соответствии с этим итоговое заключение по всем своим характеристикам (общая и итоговая части, особенности их составления, наличие пси­хологического диагноза, прогноза дальнейшего развития, ре­комендаций и т.д.) практически повторяет структуру и со­держание первичного заключения по результатам углублен­ного обследования.

Целью итогового обследования является оценка актуаль­ного состояния ребенка на момент окончания определенного периода обучения (в первую очередь учебного года) в срав­нении с его психологическим статусом (особенностями развития, состояния, поведения и т.п.) на момент включения ребенка в деятельность психолога в составе службы сопро­вождения.

По результатам такого обследования и составляется ито­говое заключение, в рамках которого должны быть отмече­ны выявленные в процессе как первичного, так и последую­щих обследований проблемы и трудности ребенка, а также те виды и направления психологической коррекционной работы, которая проводилась с ребенком, с анализом их эф­фективности.

Также необходимо отметить характер и особенности раз­вития отдельных функций или функциональных систем в целом: положительная динамика развития, скачкообразное развитие, отсутствие положительной динамики или даже не­гативная динамика. В последнем случае желательно уточнить, какие системы или сферы психического развития ребенка претерпели подобные негативные изменения и почему. Точно также, по возможности, описываются те сферы или отдель­ные психические процессы или функции, которые получили наибольшее развитие за этот период. Это может стать допол­нительной опорой для педагога при дальнейшей организации образовательного процесса, а для итогового консилиума по­служить доказательством либо необходимости, либо измене­ния направления коррекционной работы, либо даже карди­нального изменения образовательного маршрута. Примером может служить перевод ребенка в другое образовательное учреждение — в общеобразовательное или в другой вид коррекционного образовательного учреждения.

В соответствии с этим в итоговом заключении кратко опи­сываются рекомендации по сопровождению ребенка (включая и соображения психолога о необходимости дополнительного подключения тех или иных специалистов вспомогательного плана), направлениям необходимой коррекционно-развивающей работы, организации режима занятий, внеучебной дея­тельности, организации семейного воспитания.

Вся деятельность психолога по анализу результатов об­следования, составлению и написанию разного рода заклю­чений проводится во время, отведенное нормативными до­кументами Министерства образования на методическую ра­боту (18 часов в неделю). Сам факт составления таких заключений должен быть отражен в рабочей документации (рабочем журнале) в той же графе, что и проведение соответствующих обследований. Обозначать этот вид работ моле­но каким-либо дополнительным знаком (например, факт проведения обследования отмечается знаком « + », а факт на­писания заключения по результатам этого обследования — либо еще одним « + » в той же графе, либо этот знак обводит­ся кружком и т.п.). Более детально описание подобной до­кументации приведено в разделе VII.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.