Здавалка
Главная | Обратная связь

Психологическое консультирование как краткосрочное психотерапевтически ориентированное информирование клиентов



Прежде чем обратиться непосредственно к особенностям консультативной деятельности психолога коррекционной школы, необходимо решить, что вообще представляет из себя психологическое консультирование, тем более в системе спе­циального образования.

Для непосредственной организации деятельности педагога-психолога важно определить содержание и особенности пси­хологического консультирования, его место и объем в струк­туре деятельности психолога в системе специального обра­зования. От того, к какому направлению будет отнесен этот вид деятельности, зависит очень многое, в том числе и от­четные показатели, особенности и направления повышения квалификации, а также те технологии, которые лягут в ос­нову этого направления деятельности специального психо­лога.

Мы считаем принципиально важным для реальной прак­тики деятельности психолога в рамках специального образо­вания определить понятие «психологическое консультирова­ние» и содержание этой деятельности следующим образом:

1) рассматривать консультирование как исключительно коммуни­кативный процесс, в рамках которого клиент получает необхо­димую психологическую информацию, что позволяет создать ус­ловия для адекватной социально-психологической адаптации его самого и с его помощью — других членов семьи, в том числе и детей;

2) одним из основных параметров, отграничивающих консультиро­вание от других видов психологической помощи, следует счи­тать кратковременность его проведения — четко обозначенное количество встреч психолога с клиентом;

3) исходя из основной цели психологического консультирования как создания условий, в которых окажется возможным достижение клиентом переосмысления собственной жизненной ситуации, вы­работки новой экзистенциальной позиции, способности осознать неконструктивные способы поведения и выработать новые пси­хосоциальные умения, следует рассматривать консультативную деятельность как интимно-личностный процесс, ориентирован­ный исключительно на отдельного индивида (семью);

4) отсюда вытекает необходимость использования в процессе кон­сультирования психотерапевтических средств (методов и при­емов).

Адекватность такого подхода определяется и имеющимися нормативными документами Министерства образования. В част­ности, в Положении о службе практической психологии в об­разовании, типовом Положении об образовательном учрежде­нии для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, психологическое консультиро­вание признается отдельным, оригинальным направлением деятельности практического психолога [75]. Подобную точку зрения разделяют многие ведущие психологи-консультанты, занимающиеся как непосредственно консультационной дея­тельностью, так и немедицинской психотерапией.

Использование в психологическом консультировании пси­хотерапевтических приемов и техник позволяет говорить о нем как о конфиденциально-личностной деятельности, ориентированной на конкретного индивида (или семью как сис­темную единицу). Именно это разделяет, на наш взгляд, пси­хологическое консультирование и просветительскую пси­хопрофилактическую деятельность, которая может про­ходить в виде семинаров или групповых обсуждений1. Действительно, сложно требовать в ситуациях работы с груп­пой клиентов (или же несколькими семьями) какого-либо глубокого индивидуального подхода к переоценке собствен­ных позиций, проработке личностных жизненных стратегий или изменению экзистенциальной позиции.

Таким образом, перевод психологического консультирова­ния в плоскость информационного индивидуально и психо­терапевтически ориентированного процесса, обладающего определенными временными параметрами (краткосрочностью), дает возможность более четко и однозначно определить его организационную структуру, объем в структуре деятельности психолога, возможность более адекватной оценки его эффек­тивности.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.