Психологическое консультирование как краткосрочное психотерапевтически ориентированное информирование клиентов
Прежде чем обратиться непосредственно к особенностям консультативной деятельности психолога коррекционной школы, необходимо решить, что вообще представляет из себя психологическое консультирование, тем более в системе специального образования. Для непосредственной организации деятельности педагога-психолога важно определить содержание и особенности психологического консультирования, его место и объем в структуре деятельности психолога в системе специального образования. От того, к какому направлению будет отнесен этот вид деятельности, зависит очень многое, в том числе и отчетные показатели, особенности и направления повышения квалификации, а также те технологии, которые лягут в основу этого направления деятельности специального психолога. Мы считаем принципиально важным для реальной практики деятельности психолога в рамках специального образования определить понятие «психологическое консультирование» и содержание этой деятельности следующим образом: 1) рассматривать консультирование как исключительно коммуникативный процесс, в рамках которого клиент получает необходимую психологическую информацию, что позволяет создать условия для адекватной социально-психологической адаптации его самого и с его помощью — других членов семьи, в том числе и детей; 2) одним из основных параметров, отграничивающих консультирование от других видов психологической помощи, следует считать кратковременность его проведения — четко обозначенное количество встреч психолога с клиентом; 3) исходя из основной цели психологического консультирования как создания условий, в которых окажется возможным достижение клиентом переосмысления собственной жизненной ситуации, выработки новой экзистенциальной позиции, способности осознать неконструктивные способы поведения и выработать новые психосоциальные умения, следует рассматривать консультативную деятельность как интимно-личностный процесс, ориентированный исключительно на отдельного индивида (семью); 4) отсюда вытекает необходимость использования в процессе консультирования психотерапевтических средств (методов и приемов). Адекватность такого подхода определяется и имеющимися нормативными документами Министерства образования. В частности, в Положении о службе практической психологии в образовании, типовом Положении об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, психологическое консультирование признается отдельным, оригинальным направлением деятельности практического психолога [75]. Подобную точку зрения разделяют многие ведущие психологи-консультанты, занимающиеся как непосредственно консультационной деятельностью, так и немедицинской психотерапией. Использование в психологическом консультировании психотерапевтических приемов и техник позволяет говорить о нем как о конфиденциально-личностной деятельности, ориентированной на конкретного индивида (или семью как системную единицу). Именно это разделяет, на наш взгляд, психологическое консультирование и просветительскую психопрофилактическую деятельность, которая может проходить в виде семинаров или групповых обсуждений1. Действительно, сложно требовать в ситуациях работы с группой клиентов (или же несколькими семьями) какого-либо глубокого индивидуального подхода к переоценке собственных позиций, проработке личностных жизненных стратегий или изменению экзистенциальной позиции. Таким образом, перевод психологического консультирования в плоскость информационного индивидуально и психотерапевтически ориентированного процесса, обладающего определенными временными параметрами (краткосрочностью), дает возможность более четко и однозначно определить его организационную структуру, объем в структуре деятельности психолога, возможность более адекватной оценки его эффективности.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|