Здавалка
Главная | Обратная связь

ГЛАВА 3. Психологическое консультирование педагогов



Общие сведения

Специфика психологического консультирования педаго­гов заключается в следующем. Необходимо не просто в по­нятной и доступной для педагога форме объяснить особен­ности развития ребенка, включая описание его сильных и слабых сторон и способов компенсации трудностей (напри­мер, резкого снижения темпа деятельности или появления поведенческих неадекватных реакций на фоне утомления, усложнения учебного материала). Безусловно, психологу совместно с педагогом необходимо выработать наиболее адек­ватные способы взаимодействия с ребенком как в ситуации фронтального обучения, так и в экстремальных для ребенка ситуациях (контрольные работы и т.п.). Более того, при раз­работке стратегии взаимодействия должны быть учтены и личностные особенности ребенка. Достаточно часто возни­кает ситуация, когда психолог должен стать посредником между педагогом и родителями ребенка, поскольку родите­ли таких детей сами могут находиться в стрессогенной си­туации и нуждаться в большей поддержке не только психо­лога, но и педагога. Именно по поводу таких детей чаще всего возникают конфликтные ситуации между родителями и педагогами. Консультирование педагогов психологом в пер­вую очередь должно опираться на то, как педагог восприни­мает ребенка.

Если педагог в целом справляется с ребенком, у него нет проблем взаимодействия с ним, ни познавательных (в освое­нии программного материала), ни поведенческих (во время уроков, на перемене, во внеурочное время), следует подумать, ради чего проводить такое консультирование. В то же время психологическая консультация педагога (а в некоторых слу­чаях и нескольких педагогов, других специалистов образова­ния) может проходить не только непосредственно по их запро­су, но и по запросу родителей, а также по решению самого психолога. Это может происходить в том случае, если психо­лог видит или прогнозирует какие-то возможные изменения состояния ребенка. Например, в семье происходят (или гото­вятся произойти) какие-либо негативные события (например, у ребенка в тяжелом состоянии находится мать, родители готовятся к разводу, который, по мнению психолога, может крайне отрицательно повлиять на состояние ребенка и т.п.). Точно так же, если психолог видит, что продолжительное за­болевание в значительной степени повлияло на ребенка, и, после того как он приступит к занятиям, можно предполо­жить проблемы в обучении, быстрое утомление, эмоциональ­ную лабильность, необходимо предупредить об этом педаго­га. Ведь подобные закономерные последствия болезни долж­ны быть осмыслены, в том числе и педагогом, что часто происходит лишь после беседы с психологом. Психолог мо­жет найти дополнительные доводы, обратить внимание на какие-либо положительные стороны ребенка. Точно так же подобный тип консультации рекомендован и в том случае, если в дальнейшем, по мнению психолога, вероятны какие-либо изменения и возникновение проблем1. Таким образом, подобная консультация будет носить предваряющий харак­тер, однако ее не следует путать с профилактическими ме­роприятиями. Профилактические мероприятия проводятся в той ситуации, когда еще ничего не произошло. В случае, ког­да мы говорим о предваряющей консультации, уже имеются какие-либо неблагоприятные события, ситуации, которые еще не подействовали на ребенка, но, скорее всего, окажут свое негативное влияние на те или иные стороны его существова­ния, в том числе существования в образовательной среде.

Однако чаще всего консультация педагогов инициируется проблемами ребенка, которые уже видны. И тогда главная задача психолога — дать понять педагогу, в чем эти пробле­мы, как их нивелировать педагогическими и организацион­ными мероприятиями и т.п.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.