Здавалка
Главная | Обратная связь

Психодинамика семьи в процессе консультирования



Одним из первых понятие реабилитации в отношении та­ких семей вводит С. Дэвис (1960). Целью такой реабилитации, по его мнению, является освобождение родителей от психи­ческого стресса, обеспечение их эмоциональной стабильности.

Некоторые исследователи разделяют родителей таких детей на группы. Для одних родителей проблема постепенно разре­шается ориентацией семьи непосредственно на вопросы лечения, воспитания, обучения больного ребенка, для других — пробле­мы с таким ребенком создают неразрешимую эмоциональную ситуацию в их дальнейшей жизни. По мнению С. Махони, ро­дители, обладающие исходно высокими показателями соци­альной адаптации, способны быстро преодолевать психогенную ситуацию без выраженной личностной декомпенсации. Для них отклоняющееся развитие ребенка представляет временное яв­ление в качестве угрозы их психическому здоровью. В таких семьях возникают различной степени выраженности защит­ные механизмы, которые оказываются эффективными в пре­одолении травмирующей ситуации. Консультативная помощь в этом случае эффективна, если в центре работы окажутся интересы ребенка при небольшой психологической поддержке непосредственно родителей.

У родителей с исходно низкими показателями социально-психологической адаптации ребенок с отклонениями, даже незначительными, часто обуславливает хроническую личност­ную декомпенсацию. Такие семьи, помимо консультирования, нуждаются в проведении интенсивной психотерапевтической работы.

К наиболее важному показателю состояния родителей при консультировании (что требует постоянного внимания кон­сультанта и пролонгированной оценки на всем протяжении консультации) относится их эмоциональное состояние: те чув­ства, которые они испытывают в данный момент и степень их выраженности. Необходимость подобной оценки влечет за собой необходимость определения этапа психодинамического процесса, на котором в данный момент находится семья [98; 104; 126]. Правильная оценка этапа позволяет наиболее эф­фективно построить консультационную работу с семьей путем подбора адекватных техник и приемов коррекции, достичь планируемых целей в целом [135; 136].

Эмоциональное состояние семьи в процессе консультиро­вания может быть в наиболее общем виде представлено в виде четырех сменяющих друг друга фаз, которые выражаются в нарастании и затем спаде напряжения, что сопровождается различными по виду и выраженности субъективными симп­томами (чувством тревоги, растерянности, беспомощности и т.п.) и поисками разных способов адаптации (методом проб и ошибок, формированием защитных «семейных ми­фов», переосмыслением ценностей и т.п.). Каждой фазе присущи свои специфические признаки. Длительность от­дельных фаз может варьировать, причем в значительном временном диапазоне.

Первая фаза характеризуется растерянностью, доходящей порой до страха. Состояние родителей определяется чувством собственной неполноценности, ответственностью за судьбу ребенка, ощущением беспомощности и многими другими чув­ствами, которые полностью овладевают родителями и, есте­ственно, влияют на их поведение. Эта сложная гамма чувств и отрицательных эмоций может выбивать людей из привыч­ных рамок жизни, приводить к нарушениям сна, измене­нию взаимоотношений между родителями и окружающими их людьми. В основном эта фаза достаточно кратковременна (в определенных ситуациях эта фаза может вообще отсутство­вать или длиться буквально мгновения). Рассматривая себя

как ответственных за произошедшее, родители испытывают чувство вины, если полагают, что сами сделали что-то, обо­стрившее положение.

Нередко такое шоковое состояние трансформируется в не­гативизм, отрицание реальности выявленных специалистом проблем ребенка. Период негативизма и отрицания рассмат­ривается как вторая фаза состояния семьи и является важ­ной психологической составляющей поведения семьи в целом. Функция отрицания направлена на то, чтобы сохранить опре­деленный уровень стабильности семьи в возникшей ситуации. Таким образом, отрицание может быть своеобразным способом устранения эмоциональной подавленности, тревоги.

Крайней формой негативизма становится отказ от обследо­вания ребенка другими специалистами, отказ от проведения каких-либо коррекционных мероприятий. Некоторые роди­тели, выражая недоверие к консультантам, какими бы ква­лифицированными они ни были, многократно обращаются в разные научные и лечебные центры с целью отменить, устра­нить «неверный диагноз». Именно на этом этапе (фазе) фор­мируется так называемый синдром «хождения по кругу вра­чей» [66]. Порой для достижения этой цели могут тратиться огромные силы и средства, что приносит в дальнейшем лишь еще большее разочарование.

Описанная фаза — негативизм и отрицание — как правило, явление временное, и по мере того как родители начинают принимать диагноз и частично понимать его смысл, они по­гружаются в глубокую печаль. Это состояние подавленности, связанное с постепенным осознанием проблем, характеризу­ет третью фазу. Именно здесь происходит большинство нега­тивных событий в семье: семья прерывает контакты с окру­жающими, мать ребенка может постоянно находиться в по­давленном состоянии, что зачастую влечет за собой ослабление и внутрисемейных связей. Именно в этот период семью чаще всего покидает мужчина. Причем, подчеркнем, глубина и выраженность эмоционального состояния каждого родителя в отдельности и семьи в целом зависит не только от реально­сти проблем ребенка, но и от субъективной оценки этих про­блем самими родителями.

Самостоятельное повторное обращение родителей за по­мощью к специалисту, особенно к тому, кто выявил и пер­вым рассказал об имеющихся у ребенка проблемах, знамену­ет собой четвертую фазу, называемую иногда «реконвалесценциеп». Этот этап характеризуется выходом семьи из глу­бокого эмоционального кризиса, началом социально-психо­логической адаптации семьи. В это время родители уже в состоянии достаточно адекватно оценить ситуацию, начать руководствоваться непосредственно интересами ребенка, ус­танавливать адекватные эмоциональные контакты со специа­листами и достаточно разумно следовать их советам.

Анализ того, на какой фазе психоэмоционального состоя­ния находится семья, обязательно должен быть проведен при консультировании. Подобная задача может быть частично решена путем тщательной, выверенной организации самого процесса консультирования семьи на всех этапах, включая первый контакт с семьей (например, по телефону).

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.