Цели, задачи, основные принципы деятельности ПМПК. Виды консилиумов
Предлагаемый подход к деятельности психолога ориентирован в первую очередь на работу с детьми, испытывающими трудности обучения, имеющими те или иные формы неадекватного поведения, то есть касается работы именно с теми детьми, которые чаще всего вызывают критику педагогов и родителей. С самого начала следует подчеркнуть, что в целом деятельность психолога, связанная с консилиумом, может проходить, по крайней мере, в двух режимах: • в рамках экспертной деятельности психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения; • в рамках специализированного сопровождения тех детей (групп), которые выделены по каким-либо параметрам и нуждаются в специализированной помощи. Необходимо уточнить, что под консилиумом, тем более комплексным психолого-медико-педагогическим консилиумом, мы понимаем не только обсуждения специалистами особенностей развития того или иного ребенка или образовательной ситуации, в которой он находится, но постоянно действующий, скоординированный, объединенный общими целями коллектив специалистов, реализующий ту или иную стратегию сопровождения ребенка. В настоящее время достаточно большое количество работ посвящено этому новому структурному образованию школы [56; 94; 96; 97; 98; 101; 102 и др.]. Консилиум образовательного учреждения действует на основе соответствующего Положения Министерства образования (Приказ 27/901-6 от 27.03.2000). В этом нормативном документе определена деятельность консилиума и необходимая документация. Основным требованием к его деятельности является необходимость не только истинного понимания задач и стратегии развивающей и коррекционной работы, но и четкой согласованности действий всех специалистов. В то же время необходимо различать задачи, входящие в компетенцию консилиума, и задачи общепедагогические, не требующие (или, по крайней мере, минимизирующие) включенности этого мощного структурного образования школы. К задачам консилиума специального (коррекционного) образовательного учреждения (школьного консилиума, решающего проблемы сопровождения детей коррекционных классов на базе общеобразовательной школы, любого другого учреждения в системе специального образования, в том числе и дошкольного) следует отнести: • экспертные задачи по определению образовательного маршрута детей с особыми образовательными потребностями при переводе их в другую образовательную систему (например, по итогам успешности их обучения в начальной школе при решении вопроса о переводе в общеобразовательную школу); • экспертные задачи по выявлению детей, более остальных нуждающихся в дополнительной специализированной помощи со стороны специалистов, то есть индивидуализация образовательного маршрута коррекционного обучения (данная задача включает и мониторинговое сопровождение всех детей образовательного учреждения); • контроль эффективности дополнительной специализированной помощи детям и координация взаимодействия специалистов разного профиля. Также дополнительной задачей психолога следует считать координацию деятельности всех специалистов, проводящих консилиум (принцип междисциплинарности и координаторного характера деятельности специального психолога). Действительно, ведь каждый специалист консилиума, решая в сфере своей компетенции вопросы квалификации состояния и развития ребенка, прогноза его возможностей дальнейшего воспитания и обучения, вносит собственное понимание в целостную картину. Так, в постановке нозологического диагноза решающая роль принадлежит, несомненно, врачу (психиатру, неврологу и др.). Оценку позитивного здоровья, социально-гигиенических условий, в которых растет ребенок, лучше возложить на специалиста по организации здорового образа жизни (валеолога). Квалификация такого компонента, как речевое развитие, возлагается на логопеда, который, совместно с учителем-дефектологом (педагогом класса), определяет адекватные возможностям ребенка условия и форму обучения в рамках данного вида образовательного учреждения1. Сформированность образовательных навыков и умений и их соответствие образовательной программе данного учреждения оценивается учителем-дефектологом соответствующего профиля. Социальная ситуация развития, среда, в которой находится ребенок вне образовательного учреждения, особенности социального статуса семьи оцениваются социальным педагогом или социальным работником школы [94; 95; 96]. Все эти разнородные данные должны быть сведены в единую картину, по которой будет составлен индивидуальный образовательный маршрут ребенка. Координирующим специалистом является психолог консилиума. Именно в этом состоит одна из его наиважнейших задач. Следует перечислить задачи, которые выходят, на наш; взгляд, за рамки компетенции ПМПК и должны решаться непосредственно педагогами с минимальным привлечением психолога (по крайней мере, на первом этапе их решения). К таким задачам относятся: • сиюминутные проблемы обучения (кратковременное ухудшение усвоения программы обучения: навыков письма, чтения, поведения), которые вызывают тревогу у педагога, но в связи со своей незначительной продолжительностью не являются задачей работы консилиума в целом и психолога в частности; • кратковременные проблемы поведения, связанные в первую очередь с сиюминутной ситуацией в семье, с начинающимся заболеванием ребенка (а не с постоянным его болезненным состоянием или отклоняющимся психологическим статусом, которые, естественно, являются предметом углубленного исследования всеми специалистами); • разработка программ, воспитательных мер в рамках учебно-воспитательного процесса, рекомендуемых классному руководителю, учителю-предметнику и другим участникам образовательного процесса. В практике консилиумной деятельности психолога нам часто приходится иметь дело с подобными запросами педагогов и администрации, касающихся, как правило, кратковременных, сиюминутных проблем с достаточно ясными причинами. Психолог должен, не отказываясь в целом от того, чтобы прокомментировать психологическую составляющую этих задач, довести до сведения педагогического состава и администрации свою позицию в этом отношении. Деятельность психолога в рамках консилиума состоит из ряда этапов, закономерно вытекающих один из другого. В реальной практике психолога, безусловно, возможны некоторые расхождения с приводимой стратегией работы, которые могут определяться региональными, этническими, социокультурными особенностями семей и т.п. Совершенно очевидно, что работа консилиума с ребенком может начаться либо по запросу родителей (лиц, их замещающих), либо (с их согласия) по запросу учителя, администрации образовательного учреждения. Согласие родителей должно быть документально зарегистрировано в Карте развития или в каком-либо другом документе, заводимом на ребенка в данном учреждении [77; 96; 97; 101]. Письменное согласие родителей или опекунов, ставшее уже стандартной процедурой в большинстве учреждений специального образования, позволяет предупредить ряд конфликтных ситуаций, связанных с экспертизой. Если по конечным итогам работы с ребенком консилиум проводится в обязательном порядке, то результаты промежуточного обследования требуют проведения консилиума в том случае, если отмечается явно недостаточная или отрицательная динамика развития. Если на промежуточном этапе были получены значительные изменения состояния (не только вследствие деятельности психолога, но и других специалистов) либо произошли какие-то незапланированные события, сами по себе резко изменившие как состояние, так и условия существования ребенка, обсуждение этой ситуации всеми специалистами на консилиуме также является необходимым. Таким образом, можно говорить о плановых и внеплановых консилиумах. Соответствующее разделение консилиумного процесса приводится и в Положении о консилиуме образовательного учреждения. Можно сформулировать ряд задач, на которые ориентирована деятельность каждого из предлагаемых типов консилиумов. Плановый консилиум решает следующие задачи: 1) определение путей психолого-медико-педагогического сопровождения детей; 2) выработка согласованных решений по определению образовательного коррекционно-развивающего маршрута и дополнительных программ развивающей или коррекционной работы; 3) динамическая оценка состояния ребенка и коррекция ранее намеченной программы; 4) решение вопроса об изменении образовательного маршрута, развивающей и коррекционной работы по завершении обучения (окончании учебного года). Как правило, периодичность плановых консилиумов составляет один раз в полгода. Внеплановые консилиумы собираются по запросам специалистов (педагога класса, психолога или одного из работающих с ребенком специалистов). Как уже указывалось, поводом для внепланового консилиума является отрицательная динамика обучения или развития ребенка, негативные особенности поведения и т.п. Задачами внепланового консилиума являются: 1) решение вопроса о принятии каких-либо необходимых экстренных мер по выявившимся обстоятельствам (в том числе, каким специалистом должен быть проконсультирован ребенок в первую очередь); 2) изменение направления ранее проводимой коррекционно-раз-вивающей работы в изменившейся ситуации или в случае ее неэффективности; 1 Впервые такое определение типов консилиума было приведено в проекте организации системы психолого-медико-педагогической помощи в 1999 году [97]. 3) решение вопроса об изменении образовательного маршрута либо в рамках деятельности данного образовательного учреждения, либо в подборе иного типа учебного заведения (повторное прохождение психолого-медико-педагогической комиссии). Решение задач динамической оценки состояния ребенка в рамках работы консилиума является завершающей стадией третьего этапа его деятельности. В дальнейшем работа с ребенком либо в целом завершается (в ситуации итогового консилиума и выведения ребенка на иную программу обучения), либо продолжается (например, в условиях перехода ребенка в следующий класс) с повторением второго и третьего этапов, в ситуации, когда ребенок по-прежнему нуждается в дополнительной внеучебной специализированной помощи. Если ребенок (группа детей) не выходит за пределы типологического норматива данного образовательного учреждения (удовлетворяет его социально-психологическому нормативу), то оценка динамики освоения программного материала (эффективности воспитательных воздействий и мероприятий и т.п.) проводится педагогическим составом, классным руководителем на педагогических советах, то есть в рамках обычного образовательного процесса. Консилиумная деятельность в такой ситуации выражается лишь в мониторинговом компоненте сопровождения (в реальных условиях — в плановом наблюдении за ребенком со стороны психолога школы). Постоянная деятельность консилиума по отношению к каждому ребенку, детальное обсуждение всех детей вне зависимости от динамики их обучения и развития избыточны. При запросе со стороны педагогов, родителей или воспитателей ГПД сведений о продолжительной болезни, «отбросившей» ребенка назад в программе обучения, о каких-либо критических обстоятельствах консилиумная деятельность может стать средством анализа и помощи ребенку. Важным аспектом деятельности школьного психолого-медико-педагогического консилиума является форма взаимодействия специалистов. Можно вслед за О.Е. Грибовой [30; 118] выделить характер и различия формы деятельности специалистов школьного консилиума и деятельности специалистов в составе психолого-медико-педагогической комиссии. Поскольку в задачи консилиума прежде всего входит разработка индивидуальной программы комплексного сопровождения ребенка, то форма организации процедуры обследования может быть только индивидуальной для каждого специалиста с последующим коллегиальным обсуждением полученных данных, выработкой соответствующего решения и комплексных рекомендаций. Такая форма работы полностью совпадает с индивидуально-коллегиальной формой проведения ПМПК (см. главу 2 данного раздела). Точно так же и формулировка коллегиального заключения базируется на подробных углубленных заключениях каждого из специалистов и согласованных рекомендациях всех с каждым. Эти условия предъявляют и определенные требования к составу консилиума. Если в регулярно действующей комиссии состав заранее определен и утвержден соответствующим приказом по учреждению, то в консилиум включаются все те специалисты, которые работают с данным ребенком (что также должно утверждаться соответствующим документом). Таким образом, состав консилиума образовательного учреждения может различаться в зависимости от обсуждаемых проблем: одни специалисты (например, психолог или врач) работают постоянно, другие (педагог класса, учитель-логопед, воспитатель ГПД и др.) меняются. Это также накладывает определенные условия на их совместную деятельность и взаимодействие. Как отмечает А.Я. Юдилевич [118], в современной командной работе специалистов ПМПК реализуются два основных принципа — мультидисциплинарный и междисциплинарный. В полной степени оба принципа могут быть применены и к деятельности школьного консилиума. Смысл мулътидисциплинарного принципа заключается в реализации комплексного подхода к оценке развития ребенка, что предусматривает необходимость равноправного учета данных и мнений всех специалистов консилиума (от врачей до социальных работников и воспитателей ГПД). Междисциплинарный принцип деятельности специалистов при оценке психического развития ребенка предусматривает необходимость выработки (согласования) коллегиальных подходов при такой оценке и изменения (в некоторых случаях серьезной коррекции) мнения каждого из специалистов в зависимости от мнения других членов ПМПК. Это, в свою очередь, требует соответствующих технологий проведения коллегиального обсуждения, то есть технологий междисциплинарного взаимодействия. Основная нагрузка в этой ситуации ложится на ведущего заседание консилиума специалиста. Важной задачей ведущего становится контроль за последовательностью обсуждения ребенка отдельными специалистами, согласование позиций специалистов и т.п. Подобные технологии взаимодействия специалистов при коллегиальном обсуждении еще не получили достаточного освещения в литературе. Из вышесказанного следует, что учет обоих принципов командной работы специалистов на первый план выдвигает не столько задачи образования (хотя последние и воплощаются в конкретных рекомендациях по изменению образовательного маршрута или особенностях индивидуального сопровождения ребенка в образовательном пространстве), сколько задачи специализированной коррекционно-развивающей помощи ребенку, комплексного психотерапевтически ориентированного сопровождения его семьи. Все это «...в значительной мере снижает возможность возникновения диагностических ошибок и способствует выработке наиболее продуктивных подходов в решении судьбы маленького человека, соблюдении его прав» [118, 34].
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|