Здавалка
Главная | Обратная связь

Этапы работы консилиума



Характер запросов и жалоб родителей или специалис­тов, контактирующих с ребенком, достаточно детально про­анализирован в ряде пособий [94; 96; 98; 113], поэтому мы не считаем необходимым здесь на этом останавливаться. Желательно, чтобы описание проблем или жалоб происхо­дило заранее, например, при записи ребенка на консульта­цию. Это можно рассматривать как предварительный этап сопровождения ребенка {см. раздел IV). В настоящее время разработан ряд документов, карт развития и т.п., в кото­рых достаточно подробно и развернуто представлены те не­обходимые сведения о ребенке и его семье, с которыми дол­жен ознакомиться специалист, проводящий обследование первым.

Первичное обследование ребенка разными специалистами (в том числе и психологом) является первым этапом сопро­вождения.

Важной проблемой является определение последователь­ности обследования ребенка различными специалистами. Кто из них должен проводить первичный прием? До сих пор этот вопрос не имеет однозначного решения. Несомненно, многое зависит от состава специалистов консилиума или образова­тельного центра, куда был направлен ребенок. Следует отме­тить, что существует два наиболее эффективных варианта решения этой проблемы. В том случае, когда в учреждении имеется психолог с большим опытом практической работы, целесообразно, чтобы первичный прием проводил он. Когда же в силу тех или иных причин психолог не обладает необхо­димым опытом работы, первичный прием имеет смысл про­водить любому другому специалисту, в первую очередь лого­педу или врачу.

Если первичный прием проводит психолог, в своих рекомен­дациях он не только может, но и должен в каждом конкретном случае определить необходимость участия в обследовании дру­гих специалистов, а в некоторых случаях и определить после­довательность проведения обследований (консультаций) специ­алистами разного профиля. Несомненно, огромную роль в тако­го рода координационной работе играет опыт психолога. Психолог, осуществляющий первичное консультирование ре­бенка, собирает анамнестические сведения о нем и его семье (психологический анамнез). Другие специалисты дополняют и уточняют полученные анамнестические данные [40; 61; 67 и др.].

Разумеется, психологический анамнез нисколько не осво­бождает от необходимости сбора классических сведений о за­болеваниях ребенка, проводимого врачом (медицинская часть анамнеза). Однако психологический анамнез своеобразен, ва­жен для построения общей гипотезы обследования и для по­становки психологического диагноза. По результатам прове­дения углубленного обследования психолог составляет раз­вернутое заключение.

Первый этап заканчивается составлением индивидуальных заключений всеми специалистами консилиума.

В соответствии с принципом индивидуально-коллегиального обследования после проведения обследований специалисты проводят коллегиальное обсуждение полученных результатов. Это обсуждение можно рассматривать в качестве второго этапа консилиумной деятельности. Коллегиальное обсужде­ние результатов обследования позволяет выработать единое представление о характере и особенностях развития ребенка, определить общий прогноз его дальнейшего развития и комплекс необходимых развивающе-коррекционных мероприя­тий.

Завершающей частью второго этапа работы психолога в рамках консилиума является участие в выработке решения по определению образовательного маршрута в соответствии с особенностями и возможностями ребенка, а также опреде­ление необходимых психологических коррекционных и раз­вивающих программ. Здесь же обсуждается координация и согласованность последующего взаимодействия специалис­тов друг с другом. При необходимости определяется после­довательность включения различных специалистов в работу с ребенком.

Основным принципом деятельности команды специалис­тов на этом этапе является принцип мулътидисциплинарности, выдвинутый в 1968 году ведущими отечественными пси­хологами А.Н. Леонтьевым, А.Р. Лурия, А.А. Смирновым.

Характерной особенностью деятельности психолога в со­временных условиях является то, что его работа не может протекать изолированно от работы других специалистов (и не только педагога). Сейчас в большинстве образовательных уч­реждений (а в системе специального образования — в обяза­тельном порядке) появляются такие специалисты, как лого­пед, социальный педагог, специалисты медицинского профи­ля (невролог, психиатр, педиатр), специалисты по охране здоровья. Пока еще их работа, как правило, недостаточно согласованна, каждый из них в первую очередь заботится о максимально полном выполнении своего объема работ, за­частую вне зависимости от того, что делают остальные. Эф­фективна ли такая помощь? Как должна быть организована совместная работа и ее эффективное распределение? Меж­дисциплинарный подход [118] позволяет решить эти про­блемы.

Задача психолога — объединить свои усилия с усилиями логопеда, учителя-дефектолога, врача, организовать единую слаженную команду — требует от него особых психотера­певтических навыков, умения создать психотерапевтичес­кую атмосферу в деятельности консилиума. Эта сторона де­ятельности психолога .в междисциплинарной команде еще недостаточно разработана и требует дополнительных иссле­дований.

Часто встает вопрос о том, необходимо ли присутствие ребенка или его родителей (лиц, их заменяющих) на таком обсуждении. Наш опыт показывает, что, если коллегиаль­ное обсуждение ребенка проходит непосредственно после об­следования всеми специалистами (в течение 3—5 дней после последнего обследования, а то и непосредственно после заклю­чительного обследования каким-либо специалистом), лучше не приглашать родителей на обсуждение, а предоставить им результаты в виде понятного для них заключения и разъяс­нить на консультации все интересующие или непонятные им моменты. Как правило, эта консультация проводится либо самим руководителем консилиума, либо психологом. При этом следует помнить, что каждый специалист обязан про­консультировать родителей по результатам своего обследо­вания и дать собственные ясные и понятные рекомендации по развитию, воспитанию ребенка. Точно так же, с нашей точки зрения, каждый специалист обязан в доступной фор­ме предоставить родителям информацию о прогнозе даль­нейшего развития ребенка, предполагаемой динамике его состояния. Тем более родителям должна быть предоставле­на информация (естественно, в щадящем режиме) о небла­гоприятности того или иного прогноза, возможном ухуд­шении состояния, динамики развития в целом. Нарушение этого принципа, сокрытие неприятной информации или ис­кажение ее в угоду превратно понимаемого щадящего от­ношения к родителям и ребенку, на наш взгляд, является нарушением профессионального долга. Подобный факт дол­жен стать предметом обсуждения профессиональным сооб­ществом.

Если школьный консилиум не пришел к общему мне­нию о том, какая развивающая и коррекционная работа с ребенком необходима, случай оказался сложным и опыта специалистов недостаточно, ребенок может быть направ­лен на консультацию более высокого уровня: муниципаль­ную, районную или даже региональную. Точно так же не­обходимо поступать и в ситуации конфликтных отношений с родителями ребенка, непринятием родителями рекоменда­ций консилиума. Подразумевается, что в консультации бо­лее высокого уровня сосредоточены более опытные специа­листы, что позволяет им правильно оценить состояние ре­бенка. Да и авторитет такой организации может быть хорошим мотивирующим компонентом воздействия на ро­дителей.

Все полученные результаты в виде общего (коллегиально­го) заключения консилиума в подобных случаях передают­ся в психолого-медико-педагогическую консультацию1 и в дальнейшем (после дополнительного обследования ребенка) возвращаются в данное образовательное учреждение с за­ключениями всех специалистов консультации и рекоменда­циями по организации развития, воспитания и обучения ре­бенка.

Следующим (третьим) этапом деятельности психолога образования является реализация решений консилиума (му­ниципальной консультации) в плане развивающе-коррекционных мероприятий внешкольного компонента или включе­ния специальной психологической помощи непосредственно в процесс обучения ребенка.

Развивающе-коррекционная работа проходит в индиви­дуальном или групповом (подгрупповом) режиме. В соответ­ствии с особенностями развития ребенка и наличием соот­ветствующих специалистов в школе определяются направ­ленность, интенсивность и продолжительность циклов занятий. Наиболее важной задачей деятельности психолога на этом этапе является использование (а в некоторых случа­ях и разработка) индивидуально ориентированных программ специальной психологической помощи с учетом индивиду­ально-типологических особенностей ребенка или группы де­тей. С этим связана важная задача подбора детей для груп­повой работы. Кроме того, должна быть определена ориен­тировочная продолжительность отдельного занятия и цикла занятий в целом. Все эти показатели должны' быть не толь­ко зафиксированы, но и обоснованы в программе коррекционной работы.

Завершением этого этапа работы психолога является ди­намическое обследование (оценка состояния ребенка после окончания цикла развивающе-коррекционной работы) или итоговое обследование. Как уже отмечалось в разделе III, по результатам каждого из обследований пишется заклю­чение.

ГЛАВА 2.Организация и содержание деятельности психолога на психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК)







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.