Здавалка
Главная | Обратная связь

Основные принципы, задачи и функции деятельности психолога ПМПК



Исходя из основной, общей для всех специалистов цели деятельности ПМПК — определения специальных образова­тельных потребностей и условий, необходимых ребенку для обеспечения развития, получения образования, адаптации и интеграции в социум, — можно сформулировать и основные задачи, которые ставятся непосредственно перед психологом ПМПК. К ним следует отнести:

1) выявление особенностей психического состояния ребенка и его потенциальных возможностей в плане получения адекватного образования;

1 Данный раздел деятельности психолога специального образования бази­руется на руководстве, которое было разработано в рамках проекта ТАСИС «Поддержка взаимодействия в области образования, здравоохранения и со­циальной помощи» под наблюдением Министерства образования РФ, а также на опыте работы системы ПМПК Орловской области [78; 118]. Настоящий раздел приводится с разрешения координатора пилотного проекта ТАСИСа А.Я. Юдилевича.

2) определение условий образования и воспитания, необходимых детям с особыми образовательными потребностями, адекват­ных выявленным индивидуальным особенностям, определение индивидуального образовательного маршрута;

3) психологическое консультирование родителей (законных пред­ставителей), педагогических, медицинских, социальных работ­ников, работников иных учреждений и ведомств (при необходи­мости), представляющих интересы ребенка в семье, образова­тельном учреждении, в социуме в целом;

4) при необходимости — отслеживание динамики обучения и уров­ня социальной адаптации в процессе интеграции ребенка в об­разовательном учреждении (совместно со специалистами пси­холого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения, в котором находится данный ребенок);

5) участие в просветительской деятельности, направленной на по­вышение психолого-педагогической и медико-социальной куль­туры населения и профессионалов (в первую очередь специали­стов школьных психолого-медико-педагогических консилиумов).

Важным аспектом деятельности психолога в составе ПМПК (фактически одной из основных задач) является оценка сте­пени восприятия и осознания той информации, тех рекомен­даций, которые даются членам семьи обследуемого ребенка. Точно так же психолог должен определить и при необходи­мости провести соответствующие психотерапевтические ме­роприятия, помогающие родителям понять заключение, ре­комендации по обучению, воспитанию и развитию, которые будут сделаны в процессе комплексного обследования их ре­бенка (см. раздел IV). Специалист должен учесть и степень согласия родителей с рекомендациями специалистов ПМПК, и то, в какой степени родители или другие лица, представ­ляющие интересы ребенка, будут следовать этим рекоменда­циям.

Следует привести основные принципы деятельности ПМПК в том виде, в каком они наиболее полно сформулированы в проекте ТАСИСа [78]. Естественно, что эти принципы полно­стью и в первую очередь являются руководством для психо­лога ПМПК.

Принцип семейной центрированности — специалисты ПМПК вза­имодействуют не только с ребенком, но и с семьей (людьми из бли­жайшего окружения ребенка).

Принцип партнерства — деятельность специалистов направлена на установление партнерских отношений с ребенком и его семьей.

Принцип междисциплинарного взаимодействия — работа с клиен­тами осуществляется специалистами, действующими в рамках тех­нологии профессионального взаимодействия. Принцип добровольности — родители самостоятельно принимают решение об обращении в систему ПМПК и включении их семьи в программу обслуживания.

Принцип открытости — ПМПК отвечает на запрос любой семьи или лиц, представляющих интересы ребенка, обеспокоенных его раз­витием.

Принцип конфиденциальности — информация о ребенке и семье, доступная специалистам ПМПК, не подлежит разглашению или пе­редаче без согласия семьи.

Принцип уважения к личности ребенка — специалисты ПМПК при­нимают ребенка как полноправную личность, вне зависимости от возраста и уровня его развития.

Принцип уважения к личности родителя — уважая личность роди­теля, специалисты ПМПК принимают его мнение о ребенке, его лич­ный опыт, решения и ожидания.

Принцип профессиональной ответственности — специалисты ПМПК ответственны за принятые решения и рекомендации, кото­рые затрагивают интересы ребенка.

Принцип информированного согласия — ПМПК дает родителям/ законным представителям достаточную, доступную для понима­ния информацию о своей деятельности и о ребенке, добиваясь со­гласия на участие в обследовании и принятия помощи.

В рамках деятельности ПМПК психолог осуществляет оп­ределенные функции.

В соответствии с вышеприведенными целями и задачами, основной функцией психолога ПМПК следует считать экс-пертно-диагностическую. При этом достоверность диагно­стики развития ребенка обеспечивается не только професси­ональным опытом психолога, но и следующими аспектами проведения подобной экспертизы, которая по основным по­казателям совпадает с принципами проведения углубленной психологической диагностики. К ним следует отнести:

1) комплексную, всестороннюю и целостно-динамическую оценку нарушений в развитии детей от 0 до 18 лет;

2) определение специальных образовательных потребностей детей;

3) полноценное участие в оформлении коллегиального заключе­ния на ребенка (включающего рекомендации по реализации предлагаемого ПМПК образовательного маршрута и дополни­тельной специализированной помощи вне системы образова­ния).

Комплексность предполагает учет психологом медицинских, собственно психологических, педагогических, социальных ха­рактеристик развития ребенка. Всесторонность и целостность оценки заключается в системности подхода к психическому развитию, в понимании закономерностей развития и их тес­нейшей взаимосвязи с условиями, необходимыми для адапта­ции и максимальной самореализации личности ребенка в соци­уме, образовательной среде. Динамический аспект оценки предполагает анализ взаимосвязи актуального развития ребенка с анамнестическими и катамнестическими данными на раз­ных возрастных этапах, а также контроль динамики измене­ния показателей состояния ребенка непосредственно в процессе проведения экспертизы.

Определение специальных образовательных потребностей детей влечет за собой определение специальных условий по­лучения образования, а именно:

• тип, вид образовательного учреждения, которое рекомендуется для осуществления обучения и воспитания ребенка или наблю­дения за ним;

• образовательная программа (содержание, уровень, направлен­ность, степень дифференциации и индивидуализации);

• формы получения образования: семейное образование, само­образование, экстернат (при обучении ребенка непосредствен­но в образовательном учреждении — очная, очно-заочная (ве­черняя), заочная форма);

• условия получения образования: фронтальное, индивидуальное, фронтально-индивидуальное обучение, обучение на дому, сме­шанное обучение — индивидуальный режим посещения уроков, один-два или более свободных дней в неделю в соответствии с показаниями и по согласованию с администрацией образова­тельного учреждения;

• формирование рекомендаций по направлению ребенка для кон­сультирования в учреждения других ведомств в целях обеспе­чения ему сопутствующей или, при необходимости, основной помощи вне системы образования.

Роль психолога преимущественно заключается в объеди­нении всех специалистов ПМПК в единую междисциплинар­ную команду. При этом следует учитывать следующие пози­ции:

необходимость совмещения обучения и поддерживающего ле­чения;

• приоритетность лечения при поддерживающем развитие ребен­ка обучении и воспитании;

• необходимость временного освобождения ребенка от учебной деятельности;

• необходимость дополнительных консультаций и обследования с целью уточнения диагноза;

• необходимость совмещения обучения с решением вопросов со­циальной и правовой защиты ребенка.

Теснейшим образом к экспертно-диагностической примы­кает и консультативная функция психолога.

Она осуществляется в отношении следующих лиц: детей и подростков, обратившихся в ПМПК; лиц, представляющих интересы детей, обследуемых на ПМПК (родителей, закон­ных представителей; педагогических, медицинских, соци­альных работников и др.).

Как уже отмечалось в разделе IV, психологическое кон­сультирование представляет сложный психотерапевтически ориентированный процесс. Несмотря на то что все специали­сты ПМПК должны осуществлять консультирование, основ­ным специалистом в плане психотерапевтической поддержки семьи следует считать именно психолога.

Сопровождение детей и подростков ПМПК осуществляет через связь с консилиумами образовательных учреждений или непосредственно с родителями (законными представите­лями). Поэтому можно говорить, что реализация функции сопровождения, с одной стороны, обеспечивается отслежи­ванием динамики развития и обучения детей, прошедших через ПМПК, а с другой — распределяется как на деятель­ность психолога самой ПМПК, так и на специалистов психо­лого-медико-педагогического консилиума того образователь­ного учреждения, в которое направлен ребенок.

Консилиум образовательного учреждения разрабатывает план работы специалистов с ребенком и своевременно ин­формирует директора образовательного учреждения о небла­гоприятной или недостаточной динамике развития ребенка в данных образовательных условиях. План работы с ребенком корректируется, устанавливается условный диагностический период, в течение которого специалисты консилиума пыта­ются добиться положительной динамики развития ребенка.

При невозможности определить причины недостаточности динамики развития и обучения ребенка, то есть тех особенно­стей психического развития ребенка, которые не дают ему адекватно (в соответствии с программой данного образователь­ного учреждения) развиваться, консилиум образовательного учреждения должен порекомендовать родителям (законным представителям) повторно обратиться в ПМПК.

В любом случае информация о динамике развития ребенка направляется консилиумом в ПМПК в соответствии с указан­ным в рекомендациях ПМПК сроком контроля динамики развития ребенка.

Аналитическая функция деятельности психолога ПМПК реализуется в первую очередь в виде анализа собственной деятельности.

Трудно согласиться с выделением в качестве составляю­щих аналитической функции таких аспектов деятельности психолога, как профессиональный анализ входящей инфор­мации, формулирование и проверка гипотезы о структуре и динамике развития ребенка, планирование обследования ре­бенка на ПМПК на основании первичного анализа, решение вопроса о процедуре и условиях обследования ребенка, кол­легиальное обсуждение результатов обследования ребенка [79]. Все эти характеристики, на наш взгляд, следует отнести не­посредственно к проведению обследования и, следовательно, экспертно-диагностической функции.

А организационно-методическая и просветительская функции психолога ПМПК полностью совпадают с анало­гичными функциями педагога-психолога любого образова­тельного учреждения. Различия состоят в том, что деятель­ность психолога ПМПК, ориентированная на специалистов подобных ПМПК нижележащих уровней и на членов психо­лого-медико-педагогических консилиумов образовательных учреждений, реализуется проведением методических сове­щаний, семинаров, разборов, сложных в диагностическом и коррекционном плане случаев. Аналогичные методические совещания рекомендуется проектом ТАСИС проводить не менее 4 раз в год.

Просвещение по вопросам, находящимся в сфере компе­тенции психолога ПМПК, использование различных форм просвещения (лекции, семинары, тренинги, консультиро­вание и др.) и средств (печатная продукция, информирова­ние населения через средства массовой информации, вклю­чая электронные версии) осуществляются для населения, и специалистов смежных ведомств, с которыми сотруднича­ет ПМПК, для работников управлений образования и смежных ведомств. Чрезвычайно важным является также инфор­мирование населения о социально-правовых гарантиях се­мей, детей, о юридических аспектах деятельности системы ПМПК.

Для психолога комиссии в настоящее время становится очень важным следующее обстоятельство. До настоящего времени большинство ПМПК работало преимущественно с детьми старшего дошкольного возраста и младшего школь­ного возраста. Это было связано в первую очередь с органи­зационными проблемами (сезонностью работы, отсутстви­ем специалистов соответствующего профиля, адекватного диагностического инструментария и др.), а также со сло­жившейся традицией использования ПМПК преимуществен­но для отбора детей в специальные (коррекционные) шко­лы, дошкольные специальные образовательные учреждения. Учитывая, что в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка и Российским законодательством детские учреж­дения образования начали работать с детьми от 0 до 18 лет, эта традиция постепенно должна меняться. Определение об­разовательного маршрута сейчас начинает проводиться для детей более раннего возраста (2-3-летнего). Это, несомнен­но, требует квалификации состояния детей на ПМПК, что накладывает серьезные требования на организацию деятель­ности психолога ПМПК и в методическом, и в содержа­тельном планах.

 

Содержание деятельности психолога при обследовании ребенка на ПМПК

Несмотря на то что в составе стандартной ПМПК предус­мотрены такие работники, как лаборант, регистратор и др., которые должны собирать первичную информацию, сооб­щать родителям необходимые требования и т.п., любой специалист ПМПК (в первую очередь психолог) должен знать все технологии проведения комиссионного приема, в любой момент и на любом этапе должен быть в состоянии включиться в процесс прохождения ребенком и его семьей этой сложной и травматичной для них процедуры. Поэто­му мы приводим в пособии все необходимые процедуры и технологии.

Технология сбора первичной информации

• При записи ребенка на ПМПК родители (законные представите­ли) ставятся в известность о гарантии конфиденциальности со­общаемых ими сведений о ребенке.

• Работники ПМПК ведут сбор первичной информации в соответ­ствии с формой первичного учета соответствующих баз данных.

• Поведение и отношение регистратора к родителям (законным пред­ставителям) должно быть доброжелательным и принимающим.

• Фамилия, имя, отчество и дата рождения ребенка при первич­ной записи обычно фиксируются со слов родителей (законных представителей). Им рекомендуется в их первый приход (в си­туации одноэтапного обследования вдень обследования) наря­ду с другими документами принести свидетельство о рождении ребенка. Родители ставятся в известность о том, что в ПМПК воз­можен и анонимный прием.

• Записывается адрес и телефон для связи, а также данные о том, через кого будет осуществляться связь.

• Выясняется, что послужило поводом для обращения в ПМПК (от­мечается в журнале первичного обращения).

• Отмечается, кто инициатор обращения в ПМПК. Если инициати­ва исходит не от родителей (законных представителей), то уточ­няется отношение родителей к обследованию ребенка на ПМПК (согласие, несогласие). Родители ставятся в известность, что без их согласия ребенок не может быть обследован на ПМПК.

• Семья информируется об участии врача-психиатра, врачей дру­гих специальностей (если их участие планируется). Должно быть получено согласие семьи на обследование всеми специалиста­ми медицинского профиля. Желательно, чтобы согласие роди­телей (законных представителей) было документально зарегис­трировано (подписью в соответствующем разделе личного дела, которое заводится при записи на прием).

• Задается вопрос о том, посещает ли ребенок в настоящее вре­мя образовательное учреждение, и какое.

• С родителями согласовывается дата обследования ребенка на ПМПК.

• С родителями согласовывается вопрос о том, что в отдельных случаях может возникнуть необходимость в обмене информаци­ей о ребенке с другими заинтересованными учреждениями и организациями.

1 Если родители согласны на обследование ребенка одними специалистами и не согласны на обследование другими, то нарушается смысл комиссионного обследования. В этом случае как никогда велика роль психолога, который должен в буквальном смысле уговорить родителей согласиться на обследова­ние ребенка всеми необходимыми, с точки зрения профессионалов, специали­стами. В этом случае приоритетными являются права ребенка на получение адекватного его возможностям образования, а не права родителей на щадя­щие их самолюбие условия. Мы считаем, что для подобной деятельности психолога хороши все средства.

Условия, при которых может состояться обследование на ПМПК

• Ребенок не может быть направлен на ПМПК без согласия роди­телей (законных представителей).

• Согласие родителей (законных представителей) на обследова­ние ребенка специалистами ПМПК и обмен информацией о нем с другими учреждениями, организациями, ведомствами под­тверждается их подписью в личном деле ребенка.

• Ребенок приходит на обследование в сопровождении родителей (законных представителей). Предпочтительным является при­сутствие на ПМПК матери ребенка.

• Допустимо консультирование обратившихся самостоятельно подростков старше 12 лет. При этом ПМПК гарантирует соблю­дение и, в случае необходимости, инициативу по защите прав подростка.

• Родители или сам ребенок могут обратиться анонимно.

• Обеспечивается возможность выбора условий для индивидуаль­ного или коллегиального обследования ребенка специалистами в соответствии с показаниями.

• Создаются условия (при возникновении такой необходимости) для наблюдения за обследованием ребенка одним из специа­листов другими специалистами, с использованием средств, ща­дящих психику ребенка (например, зеркало Гезелла, видеокаме­ра и др.).

• Гарантируется конфиденциальность сведений о ребенке, полу­ченных в процессе беседы с родителями (законными предста­вителями), а также в процессе обследования ребенка, что под­тверждается подписями специалистов, участвовавших в обсле­довании, в личном деле ребенка.

Процедура обследования ребенка

Процедура обследования ребенка на ПМПК имеет особен­ности, отличающие ее от процедур независимых консульта­тивных приемов детей конкретными специалистами (врача­ми, психологами, педагогами). Обследование ребенка на ПМПК не может быть механической суммой обследований конкретных специалистов с неизбежным дублированием не­которых этапов, а должно представлять собой качественно иную технологию. ПМПК должна функционировать как еди­ная команда специалистов, вырабатывающих коллегиальное заключение и взаимосвязанные коллегиальные рекомендации по дальнейшему сопровождению ребенка. Причем рекомен­дуемое сопровождение должно представлять собой не просто аддитивную (суммируемую) технологию, а системное, целост­ное сопровождение ребенка. Такой подход требует совмеще­ния принципа деятельности независимых высокопрофессио­нальных экспертов с умением принимать единое согласован­ное решение. Окончательное решение формулируется как коллегиальное заключение с содержащимися в нем рекомен­дациями.

Поскольку целью комиссионного обследования является оценка особенностей отклоняющегося развития, связанных с этим трудностей в обучении, выработка рекомендаций по дальнейшему обследованию, корректировке образовательного маршрута и наблюдению, нозологическая диагностика со­стояния и заболеваний и тем более их лечение не являются функцией ПМПК. ПМПК в своем заключении может только рекомендовать обращение в соответствующие учреждения здравоохранения, поскольку и клиническая диагностика, и лечение находятся в их компетенции. Таким образом, если у специалистов ПМПК возникли сомнения в полноте или правильности диагностики и лечения ребенка, его родите­лям рекомендуется обратиться с ним в систему здравоохра­нения, вплоть до федеральных учреждений здравоохране­ния. В данном случае ПМПК является защитником интере­сов ребенка.

В целом проведение комиссионного обследования может существовать, по крайней мере, в двух формах:

1. Как коллегиальное обследование, которое требует одновре­менного участия всех специалистов и работы с ребенком не­скольких специалистов одновременно (последовательно, друг за другом).

В этом случае сразу же после обследования проводится колле­гиальное обсуждение полученных результатов и выработка об­щего решения.

2. В виде двухэтапного обследования. На первом этапе каждый специалист проводит оценку развития и состояния ребенка ин­дивидуально в соответствии со своими профессиональными представлениями, на втором — проводится коллегиальное об­суждение и выработка коллегиального решения об адекватном образовательном маршруте и дополнительной помощи специа­листами вспомогательного плана.

Обе формы проведения обладают характерными особенно­стями, могут быть использованы в деятельности ПМПК в зависимости от задач исследования, условий и конкретных об­стоятельств1.

Необходимо отметить, что в ситуации значительного ус­ложнения состояния детей, большей сочетанности отклоне­ний, комплексности причин отклоняющегося развития, а так­же необходимости индивидуализации обучения, на наш взгляд, приоритетной должна стать двухэтапная форма про­ведения комиссионного обследования. Уже сейчас можно кон­статировать нежелательность проведения коллегиального об­следования с определенными категориями детей.

Что касается непосредственно технологии и принципов психологической оценки состояния и уровня актуального развития ребенка, то в ситуации двухэтапного обследования они в целом не отличаются от аналогичных при обычном углубленном психологическом обследовании, описанном в разделе П.

Можно определить ряд требований к процедуре обследо­вания:

1. Процедура и продолжительность обследования определяются возрастными, индивидуальными и типологическими особенно­стями развития ребенка.

2. При работе с детьми (особенно раннего возраста) целесообраз­но практиковать выездные сессии ПМПК, для того чтобы обсле­дование происходило в наиболее привычных для них условиях.

3. Среднее время приема ребенка на ПМПК одним специалистом (в случае индивидуального обследования) или всеми (при колле­гиальном) до момента принятия коллегиального заключения и вы­дачи рекомендаций не должно превышать полутора-двух астроно­мических часов. Это время может перемежаться периодами отды­ха ребенка или распределяться на несколько дней в соответствии с психолого-медико-педагогическими показаниями и возможнос­тями повторного посещения ребенком ПМПК (в зависимости от территориальной удаленности П М П К от места жительства ребенка, по­казаний к проведению комиссии, других причин).

4. При возникновении необходимости более детального обследо­вания ребенка специалистами ПМПК родителям (законным представителям) рекомендуют прийти с ребенком повторно (для продолжения обследования ребенка на ПМПК или организации лонгитюдного обследования в условиях ППМС-центра).

5. На тех этапах приема, когда специалисты общаются с родителя­ми (законными представителями), ребенок находится в игровой комнате (зоне), и в это время желательно осуществлять наблю­дение за его поведением.

6. Критериями адекватности процедуры и продолжительности об­следования являются:

• наличие контакта специалиста с обследуемым им ребенком;

• доступность, результативность, успешность деятельности ребенка в процессе обследования с учетом необходимых мер помощи;

• возможность «самокомпенсации» состояния ребенка или, при необходимости, прекращение обследования при возникно­вении по ходу обследования выраженных психосоматических, нейродинамических, невротических, психопатических или психотических симптомов;

• исключение психотравмирующих и неэтичных ситуаций при решении вопроса о присутствии родителей (законных пред­ставителей) при обследовании ребенка;

• допустимость обследования ребенка как каждым специалистом индивидуально, так и несколькими специалистами одновремен­но при исключении недопустимых физических или эмоциональ­ных перегрузок, психотравмирующих и неэтичных ситуаций;

• возникновение у родителей (законных представителей) до­верия к специалистам ПМПК, готовность согласиться с кол­легиальным заключением и следовать рекомендациям ПМПК.

При обсуждении проведения комиссии, предваряющем об­следование, возможно коллегиальное планирование обследо­вания. Это особенно необходимо при коллегиальной форме обследования. Нельзя отменять подобное планирование и при отдельных индивидуальных обследованиях ребенка каждым специалистом, хотя в этом случае каждый специалист имеет полное право в соответствии со своим профессиональным опы­том использовать ту или иную систему оценки, методический арсенал и т.п.

При коллегиальном обследовании имеет смысл использо­вать следующую технологию планирования.

1. Проанализировать и уточнить первичную информацию, органи­зовать сбор необходимых дополнительных сведений у лиц, со­провождающих ребенка (родителей, законных представителей, педагогов, специалистов вспомогательного профиля - логопе­да, социального работника и т.п.).

2. По ходу сбора информации каждый специалист должен сфор­мулировать свою диагностическую гипотезу, которая затем мо­жет быть обсуждена и уточнена коллегиально (естественно, что при этом родители/законные представители и ребенок на обсуж­дении не присутствуют).

3. На основании коллегиально выработанной диагностической ги­потезы составляется план обследования, включающий в первую очередь ответы на вопросы: кто из специалистов и что будет об­следовать, какими методами? (Выбор специалиста и набора ме­тодик для обследования зависит от основной диагностической гипотезы.)

4. Если в процессе обсуждения все специалисты сходятся во мне­нии о необходимости углубленного обследования несколькими специалистами (например, при предположении у ребенка слож­ного, сочетанного дефекта), планируется либо смена самой фор­мы обследования, либо последовательная смена специалистов в реализации коллегиального диагностического плана.

При этом каждый специалист сам решает, какими методами он будет осуществлять свое обследование, учитывая предложения и замечания других специалистов. Желательно максимально ис­ключить дублирование элементов обследования.

5. В случае изменения диагностической гипотезы в свете получае­мых в ходе обследования данных (правило Байеса) должна быть проведена оперативная корректировка хода обследования, при необходимости - смена специалиста, ведущего обследование.

6. Определяются условия обследования (время, место, допусти­мость обследования в присутствии нескольких специалистов, с участием родителей и т.п.).

Присутствие родителей (законных представителей) определя­ется особенностями каждого конкретного случая.

Естественно, что в реальной практике коллегиальной формы обследования ребенка на ПМПК подобная технология в развер­нутом виде не всегда может быть использована. Как правило, выбирается один ведущий специалист, который и проводит прак­тически все обследование. Чаще всего таким специалистом яв­ляется учитель-дефектолог или учитель-логопед. Все остальные специалисты присутствуют как наблюдатели и лишь корректи­руют обследование.

В задачи психолога в первую очередь входит выявление са­мой структуры развития, причин и механизмов, повлекших наблюдаемые феномены, что отражается в психологическом диагнозе. Сами феномены актуального развития ребенка важ­ны для психолога лишь как подтверждение диагностической гипотезы. Это накладывает на психологическое обследование жесткие требования к индивидуальности его проведения. Тем более что методический аппарат (диагностические методики и соответствующие им дидактические материалы) не ориентиро­ван на коллегиальную форму экспертного обследования. Все это не позволяет психологу наравне с другими специалистами участвовать в коллегиальном обследовании. В то же время, используя в своей деятельности метод наблюдения, психолог может в значительной степени уточнить и даже (при наличии достаточного профессионального опыта) изменить складыва­ющееся мнение о ребенке. К сожалению, технология подобно­го диагностического наблюдения с включением в него всех специалистов, лично не участвующих в процедуре обследова­ния, на настоящий момент разработана недостаточно.

Каждый специалист может вести собственный протокол (в свободной форме), в котором отмечаются как наблюдаемые факты, так и субъективные впечатления о них. Отраженное в протоколе мнение специалиста, переформулированное в виде соответствующего диагноза (для психолога — психологичес­кого диагноза), должно быть представлено в коллегиальном заключении ПМПК.

 

2.4. Структура и содержание заключения психолога

В целом структура и содержание заключения психолога ПМПК по результатам индивидуального углубленного психо­логического обследования практически полностью совпадает с обычным заключением (см. раздел III). Совершенно естествен­но, что содержание такого заключения должно соответство­вать профессиональным требованиям, диагностической гипо­тезе, включать общий план обследования ребенка на ПМПК и отвечать на запрос инициатора обращения на ПМПК по пово­ду назначения или изменения образовательного маршрута. Следует подчеркнуть, что мнение психолога об особенностях рекомендуемого образовательного маршрута должно быть не менее значимо, чем мнение психиатра, логопеда и даже педа­гога. Психологические рекомендации по дополнительной спе­циализированной помощи и сопровождению ребенка вне учеб­ного процесса можно рассматривать как приоритетные.

Если используется коллегиальная форма проведения об­следования, на нагл взгляд, невозможно дать столь же полное и развернутое заключение, как при индивидуальном об­следовании. Сама структура, технология, методическое обес­печение психологической диагностики ориентированы имен­но на индивидуальность обследования и утрачивают эффек­тивность при коллегиальной форме экспертизы. Поэтому заключение психолога о характере, типе и индивидуальных особенностях отклоняющегося развития ребенка, составлен­ное по результатам коллегиальной формы проведения ПМПК, может выражаться лишь в отдельных формулировках диаг­ноза, прогноза, рекомендаций и опираться только на опыт психолога. По крайней мере, собственный опыт многолетней практики авторов в составе психолого-медико-педагогических комиссий разного уровня позволяет вынести такое резкое суж­дение.

Нельзя не привести мнение специалистов, участвовавших в проекте ТАСИС, касающееся структуры психологического заключения [50; 78; 118], согласно которому заключение пси­холога должно иметь трехуровневую структуру:

1-й уровень должен дать общий ответ на вопрос, имеются ли от­клонения в развитии ребенка (дизонтогенез), или трудности в обу­чении (социализации) обусловлены иными причинами. 2-й уровень — определение типа (вида, категории) нарушения раз­вития для разработки общих подходов в дальнейшем развитии ре­бенка. При наличии иных причин, обусловливающих трудности, в обучении (социализации) — квалификация этих причин. Этот уро­вень, по сути, является психологическим диагнозом. 3 уровень — описание индивидуальных особенностей ребенка, в том числе его ресурсных возможностей (эти характеристики должны учи­тываться в первую очередь при составлении индивидуальной про­граммы коррекционно-развивающей работы с ребенком).

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.