Основные принципы, задачи и функции деятельности психолога ПМПК
Исходя из основной, общей для всех специалистов цели деятельности ПМПК — определения специальных образовательных потребностей и условий, необходимых ребенку для обеспечения развития, получения образования, адаптации и интеграции в социум, — можно сформулировать и основные задачи, которые ставятся непосредственно перед психологом ПМПК. К ним следует отнести: 1) выявление особенностей психического состояния ребенка и его потенциальных возможностей в плане получения адекватного образования; 1 Данный раздел деятельности психолога специального образования базируется на руководстве, которое было разработано в рамках проекта ТАСИС «Поддержка взаимодействия в области образования, здравоохранения и социальной помощи» под наблюдением Министерства образования РФ, а также на опыте работы системы ПМПК Орловской области [78; 118]. Настоящий раздел приводится с разрешения координатора пилотного проекта ТАСИСа А.Я. Юдилевича. 2) определение условий образования и воспитания, необходимых детям с особыми образовательными потребностями, адекватных выявленным индивидуальным особенностям, определение индивидуального образовательного маршрута; 3) психологическое консультирование родителей (законных представителей), педагогических, медицинских, социальных работников, работников иных учреждений и ведомств (при необходимости), представляющих интересы ребенка в семье, образовательном учреждении, в социуме в целом; 4) при необходимости — отслеживание динамики обучения и уровня социальной адаптации в процессе интеграции ребенка в образовательном учреждении (совместно со специалистами психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения, в котором находится данный ребенок); 5) участие в просветительской деятельности, направленной на повышение психолого-педагогической и медико-социальной культуры населения и профессионалов (в первую очередь специалистов школьных психолого-медико-педагогических консилиумов). Важным аспектом деятельности психолога в составе ПМПК (фактически одной из основных задач) является оценка степени восприятия и осознания той информации, тех рекомендаций, которые даются членам семьи обследуемого ребенка. Точно так же психолог должен определить и при необходимости провести соответствующие психотерапевтические мероприятия, помогающие родителям понять заключение, рекомендации по обучению, воспитанию и развитию, которые будут сделаны в процессе комплексного обследования их ребенка (см. раздел IV). Специалист должен учесть и степень согласия родителей с рекомендациями специалистов ПМПК, и то, в какой степени родители или другие лица, представляющие интересы ребенка, будут следовать этим рекомендациям. Следует привести основные принципы деятельности ПМПК в том виде, в каком они наиболее полно сформулированы в проекте ТАСИСа [78]. Естественно, что эти принципы полностью и в первую очередь являются руководством для психолога ПМПК. Принцип семейной центрированности — специалисты ПМПК взаимодействуют не только с ребенком, но и с семьей (людьми из ближайшего окружения ребенка). Принцип партнерства — деятельность специалистов направлена на установление партнерских отношений с ребенком и его семьей. Принцип междисциплинарного взаимодействия — работа с клиентами осуществляется специалистами, действующими в рамках технологии профессионального взаимодействия. Принцип добровольности — родители самостоятельно принимают решение об обращении в систему ПМПК и включении их семьи в программу обслуживания. Принцип открытости — ПМПК отвечает на запрос любой семьи или лиц, представляющих интересы ребенка, обеспокоенных его развитием. Принцип конфиденциальности — информация о ребенке и семье, доступная специалистам ПМПК, не подлежит разглашению или передаче без согласия семьи. Принцип уважения к личности ребенка — специалисты ПМПК принимают ребенка как полноправную личность, вне зависимости от возраста и уровня его развития. Принцип уважения к личности родителя — уважая личность родителя, специалисты ПМПК принимают его мнение о ребенке, его личный опыт, решения и ожидания. Принцип профессиональной ответственности — специалисты ПМПК ответственны за принятые решения и рекомендации, которые затрагивают интересы ребенка. Принцип информированного согласия — ПМПК дает родителям/ законным представителям достаточную, доступную для понимания информацию о своей деятельности и о ребенке, добиваясь согласия на участие в обследовании и принятия помощи. В рамках деятельности ПМПК психолог осуществляет определенные функции. В соответствии с вышеприведенными целями и задачами, основной функцией психолога ПМПК следует считать экс-пертно-диагностическую. При этом достоверность диагностики развития ребенка обеспечивается не только профессиональным опытом психолога, но и следующими аспектами проведения подобной экспертизы, которая по основным показателям совпадает с принципами проведения углубленной психологической диагностики. К ним следует отнести: 1) комплексную, всестороннюю и целостно-динамическую оценку нарушений в развитии детей от 0 до 18 лет; 2) определение специальных образовательных потребностей детей; 3) полноценное участие в оформлении коллегиального заключения на ребенка (включающего рекомендации по реализации предлагаемого ПМПК образовательного маршрута и дополнительной специализированной помощи вне системы образования). Комплексность предполагает учет психологом медицинских, собственно психологических, педагогических, социальных характеристик развития ребенка. Всесторонность и целостность оценки заключается в системности подхода к психическому развитию, в понимании закономерностей развития и их теснейшей взаимосвязи с условиями, необходимыми для адаптации и максимальной самореализации личности ребенка в социуме, образовательной среде. Динамический аспект оценки предполагает анализ взаимосвязи актуального развития ребенка с анамнестическими и катамнестическими данными на разных возрастных этапах, а также контроль динамики изменения показателей состояния ребенка непосредственно в процессе проведения экспертизы. Определение специальных образовательных потребностей детей влечет за собой определение специальных условий получения образования, а именно: • тип, вид образовательного учреждения, которое рекомендуется для осуществления обучения и воспитания ребенка или наблюдения за ним; • образовательная программа (содержание, уровень, направленность, степень дифференциации и индивидуализации); • формы получения образования: семейное образование, самообразование, экстернат (при обучении ребенка непосредственно в образовательном учреждении — очная, очно-заочная (вечерняя), заочная форма); • условия получения образования: фронтальное, индивидуальное, фронтально-индивидуальное обучение, обучение на дому, смешанное обучение — индивидуальный режим посещения уроков, один-два или более свободных дней в неделю в соответствии с показаниями и по согласованию с администрацией образовательного учреждения; • формирование рекомендаций по направлению ребенка для консультирования в учреждения других ведомств в целях обеспечения ему сопутствующей или, при необходимости, основной помощи вне системы образования. Роль психолога преимущественно заключается в объединении всех специалистов ПМПК в единую междисциплинарную команду. При этом следует учитывать следующие позиции: необходимость совмещения обучения и поддерживающего лечения; • приоритетность лечения при поддерживающем развитие ребенка обучении и воспитании; • необходимость временного освобождения ребенка от учебной деятельности; • необходимость дополнительных консультаций и обследования с целью уточнения диагноза; • необходимость совмещения обучения с решением вопросов социальной и правовой защиты ребенка. Теснейшим образом к экспертно-диагностической примыкает и консультативная функция психолога. Она осуществляется в отношении следующих лиц: детей и подростков, обратившихся в ПМПК; лиц, представляющих интересы детей, обследуемых на ПМПК (родителей, законных представителей; педагогических, медицинских, социальных работников и др.). Как уже отмечалось в разделе IV, психологическое консультирование представляет сложный психотерапевтически ориентированный процесс. Несмотря на то что все специалисты ПМПК должны осуществлять консультирование, основным специалистом в плане психотерапевтической поддержки семьи следует считать именно психолога. Сопровождение детей и подростков ПМПК осуществляет через связь с консилиумами образовательных учреждений или непосредственно с родителями (законными представителями). Поэтому можно говорить, что реализация функции сопровождения, с одной стороны, обеспечивается отслеживанием динамики развития и обучения детей, прошедших через ПМПК, а с другой — распределяется как на деятельность психолога самой ПМПК, так и на специалистов психолого-медико-педагогического консилиума того образовательного учреждения, в которое направлен ребенок. Консилиум образовательного учреждения разрабатывает план работы специалистов с ребенком и своевременно информирует директора образовательного учреждения о неблагоприятной или недостаточной динамике развития ребенка в данных образовательных условиях. План работы с ребенком корректируется, устанавливается условный диагностический период, в течение которого специалисты консилиума пытаются добиться положительной динамики развития ребенка. При невозможности определить причины недостаточности динамики развития и обучения ребенка, то есть тех особенностей психического развития ребенка, которые не дают ему адекватно (в соответствии с программой данного образовательного учреждения) развиваться, консилиум образовательного учреждения должен порекомендовать родителям (законным представителям) повторно обратиться в ПМПК. В любом случае информация о динамике развития ребенка направляется консилиумом в ПМПК в соответствии с указанным в рекомендациях ПМПК сроком контроля динамики развития ребенка. Аналитическая функция деятельности психолога ПМПК реализуется в первую очередь в виде анализа собственной деятельности. Трудно согласиться с выделением в качестве составляющих аналитической функции таких аспектов деятельности психолога, как профессиональный анализ входящей информации, формулирование и проверка гипотезы о структуре и динамике развития ребенка, планирование обследования ребенка на ПМПК на основании первичного анализа, решение вопроса о процедуре и условиях обследования ребенка, коллегиальное обсуждение результатов обследования ребенка [79]. Все эти характеристики, на наш взгляд, следует отнести непосредственно к проведению обследования и, следовательно, экспертно-диагностической функции. А организационно-методическая и просветительская функции психолога ПМПК полностью совпадают с аналогичными функциями педагога-психолога любого образовательного учреждения. Различия состоят в том, что деятельность психолога ПМПК, ориентированная на специалистов подобных ПМПК нижележащих уровней и на членов психолого-медико-педагогических консилиумов образовательных учреждений, реализуется проведением методических совещаний, семинаров, разборов, сложных в диагностическом и коррекционном плане случаев. Аналогичные методические совещания рекомендуется проектом ТАСИС проводить не менее 4 раз в год. Просвещение по вопросам, находящимся в сфере компетенции психолога ПМПК, использование различных форм просвещения (лекции, семинары, тренинги, консультирование и др.) и средств (печатная продукция, информирование населения через средства массовой информации, включая электронные версии) осуществляются для населения, и специалистов смежных ведомств, с которыми сотрудничает ПМПК, для работников управлений образования и смежных ведомств. Чрезвычайно важным является также информирование населения о социально-правовых гарантиях семей, детей, о юридических аспектах деятельности системы ПМПК. Для психолога комиссии в настоящее время становится очень важным следующее обстоятельство. До настоящего времени большинство ПМПК работало преимущественно с детьми старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста. Это было связано в первую очередь с организационными проблемами (сезонностью работы, отсутствием специалистов соответствующего профиля, адекватного диагностического инструментария и др.), а также со сложившейся традицией использования ПМПК преимущественно для отбора детей в специальные (коррекционные) школы, дошкольные специальные образовательные учреждения. Учитывая, что в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка и Российским законодательством детские учреждения образования начали работать с детьми от 0 до 18 лет, эта традиция постепенно должна меняться. Определение образовательного маршрута сейчас начинает проводиться для детей более раннего возраста (2-3-летнего). Это, несомненно, требует квалификации состояния детей на ПМПК, что накладывает серьезные требования на организацию деятельности психолога ПМПК и в методическом, и в содержательном планах.
Содержание деятельности психолога при обследовании ребенка на ПМПК Несмотря на то что в составе стандартной ПМПК предусмотрены такие работники, как лаборант, регистратор и др., которые должны собирать первичную информацию, сообщать родителям необходимые требования и т.п., любой специалист ПМПК (в первую очередь психолог) должен знать все технологии проведения комиссионного приема, в любой момент и на любом этапе должен быть в состоянии включиться в процесс прохождения ребенком и его семьей этой сложной и травматичной для них процедуры. Поэтому мы приводим в пособии все необходимые процедуры и технологии. Технология сбора первичной информации • При записи ребенка на ПМПК родители (законные представители) ставятся в известность о гарантии конфиденциальности сообщаемых ими сведений о ребенке. • Работники ПМПК ведут сбор первичной информации в соответствии с формой первичного учета соответствующих баз данных. • Поведение и отношение регистратора к родителям (законным представителям) должно быть доброжелательным и принимающим. • Фамилия, имя, отчество и дата рождения ребенка при первичной записи обычно фиксируются со слов родителей (законных представителей). Им рекомендуется в их первый приход (в ситуации одноэтапного обследования вдень обследования) наряду с другими документами принести свидетельство о рождении ребенка. Родители ставятся в известность о том, что в ПМПК возможен и анонимный прием. • Записывается адрес и телефон для связи, а также данные о том, через кого будет осуществляться связь. • Выясняется, что послужило поводом для обращения в ПМПК (отмечается в журнале первичного обращения). • Отмечается, кто инициатор обращения в ПМПК. Если инициатива исходит не от родителей (законных представителей), то уточняется отношение родителей к обследованию ребенка на ПМПК (согласие, несогласие). Родители ставятся в известность, что без их согласия ребенок не может быть обследован на ПМПК. • Семья информируется об участии врача-психиатра, врачей других специальностей (если их участие планируется). Должно быть получено согласие семьи на обследование всеми специалистами медицинского профиля. Желательно, чтобы согласие родителей (законных представителей) было документально зарегистрировано (подписью в соответствующем разделе личного дела, которое заводится при записи на прием). • Задается вопрос о том, посещает ли ребенок в настоящее время образовательное учреждение, и какое. • С родителями согласовывается дата обследования ребенка на ПМПК. • С родителями согласовывается вопрос о том, что в отдельных случаях может возникнуть необходимость в обмене информацией о ребенке с другими заинтересованными учреждениями и организациями. 1 Если родители согласны на обследование ребенка одними специалистами и не согласны на обследование другими, то нарушается смысл комиссионного обследования. В этом случае как никогда велика роль психолога, который должен в буквальном смысле уговорить родителей согласиться на обследование ребенка всеми необходимыми, с точки зрения профессионалов, специалистами. В этом случае приоритетными являются права ребенка на получение адекватного его возможностям образования, а не права родителей на щадящие их самолюбие условия. Мы считаем, что для подобной деятельности психолога хороши все средства. Условия, при которых может состояться обследование на ПМПК • Ребенок не может быть направлен на ПМПК без согласия родителей (законных представителей). • Согласие родителей (законных представителей) на обследование ребенка специалистами ПМПК и обмен информацией о нем с другими учреждениями, организациями, ведомствами подтверждается их подписью в личном деле ребенка. • Ребенок приходит на обследование в сопровождении родителей (законных представителей). Предпочтительным является присутствие на ПМПК матери ребенка. • Допустимо консультирование обратившихся самостоятельно подростков старше 12 лет. При этом ПМПК гарантирует соблюдение и, в случае необходимости, инициативу по защите прав подростка. • Родители или сам ребенок могут обратиться анонимно. • Обеспечивается возможность выбора условий для индивидуального или коллегиального обследования ребенка специалистами в соответствии с показаниями. • Создаются условия (при возникновении такой необходимости) для наблюдения за обследованием ребенка одним из специалистов другими специалистами, с использованием средств, щадящих психику ребенка (например, зеркало Гезелла, видеокамера и др.). • Гарантируется конфиденциальность сведений о ребенке, полученных в процессе беседы с родителями (законными представителями), а также в процессе обследования ребенка, что подтверждается подписями специалистов, участвовавших в обследовании, в личном деле ребенка. Процедура обследования ребенка Процедура обследования ребенка на ПМПК имеет особенности, отличающие ее от процедур независимых консультативных приемов детей конкретными специалистами (врачами, психологами, педагогами). Обследование ребенка на ПМПК не может быть механической суммой обследований конкретных специалистов с неизбежным дублированием некоторых этапов, а должно представлять собой качественно иную технологию. ПМПК должна функционировать как единая команда специалистов, вырабатывающих коллегиальное заключение и взаимосвязанные коллегиальные рекомендации по дальнейшему сопровождению ребенка. Причем рекомендуемое сопровождение должно представлять собой не просто аддитивную (суммируемую) технологию, а системное, целостное сопровождение ребенка. Такой подход требует совмещения принципа деятельности независимых высокопрофессиональных экспертов с умением принимать единое согласованное решение. Окончательное решение формулируется как коллегиальное заключение с содержащимися в нем рекомендациями. Поскольку целью комиссионного обследования является оценка особенностей отклоняющегося развития, связанных с этим трудностей в обучении, выработка рекомендаций по дальнейшему обследованию, корректировке образовательного маршрута и наблюдению, нозологическая диагностика состояния и заболеваний и тем более их лечение не являются функцией ПМПК. ПМПК в своем заключении может только рекомендовать обращение в соответствующие учреждения здравоохранения, поскольку и клиническая диагностика, и лечение находятся в их компетенции. Таким образом, если у специалистов ПМПК возникли сомнения в полноте или правильности диагностики и лечения ребенка, его родителям рекомендуется обратиться с ним в систему здравоохранения, вплоть до федеральных учреждений здравоохранения. В данном случае ПМПК является защитником интересов ребенка. В целом проведение комиссионного обследования может существовать, по крайней мере, в двух формах: 1. Как коллегиальное обследование, которое требует одновременного участия всех специалистов и работы с ребенком нескольких специалистов одновременно (последовательно, друг за другом). В этом случае сразу же после обследования проводится коллегиальное обсуждение полученных результатов и выработка общего решения. 2. В виде двухэтапного обследования. На первом этапе каждый специалист проводит оценку развития и состояния ребенка индивидуально в соответствии со своими профессиональными представлениями, на втором — проводится коллегиальное обсуждение и выработка коллегиального решения об адекватном образовательном маршруте и дополнительной помощи специалистами вспомогательного плана. Обе формы проведения обладают характерными особенностями, могут быть использованы в деятельности ПМПК в зависимости от задач исследования, условий и конкретных обстоятельств1. Необходимо отметить, что в ситуации значительного усложнения состояния детей, большей сочетанности отклонений, комплексности причин отклоняющегося развития, а также необходимости индивидуализации обучения, на наш взгляд, приоритетной должна стать двухэтапная форма проведения комиссионного обследования. Уже сейчас можно констатировать нежелательность проведения коллегиального обследования с определенными категориями детей. Что касается непосредственно технологии и принципов психологической оценки состояния и уровня актуального развития ребенка, то в ситуации двухэтапного обследования они в целом не отличаются от аналогичных при обычном углубленном психологическом обследовании, описанном в разделе П. Можно определить ряд требований к процедуре обследования: 1. Процедура и продолжительность обследования определяются возрастными, индивидуальными и типологическими особенностями развития ребенка. 2. При работе с детьми (особенно раннего возраста) целесообразно практиковать выездные сессии ПМПК, для того чтобы обследование происходило в наиболее привычных для них условиях. 3. Среднее время приема ребенка на ПМПК одним специалистом (в случае индивидуального обследования) или всеми (при коллегиальном) до момента принятия коллегиального заключения и выдачи рекомендаций не должно превышать полутора-двух астрономических часов. Это время может перемежаться периодами отдыха ребенка или распределяться на несколько дней в соответствии с психолого-медико-педагогическими показаниями и возможностями повторного посещения ребенком ПМПК (в зависимости от территориальной удаленности П М П К от места жительства ребенка, показаний к проведению комиссии, других причин). 4. При возникновении необходимости более детального обследования ребенка специалистами ПМПК родителям (законным представителям) рекомендуют прийти с ребенком повторно (для продолжения обследования ребенка на ПМПК или организации лонгитюдного обследования в условиях ППМС-центра). 5. На тех этапах приема, когда специалисты общаются с родителями (законными представителями), ребенок находится в игровой комнате (зоне), и в это время желательно осуществлять наблюдение за его поведением. 6. Критериями адекватности процедуры и продолжительности обследования являются: • наличие контакта специалиста с обследуемым им ребенком; • доступность, результативность, успешность деятельности ребенка в процессе обследования с учетом необходимых мер помощи; • возможность «самокомпенсации» состояния ребенка или, при необходимости, прекращение обследования при возникновении по ходу обследования выраженных психосоматических, нейродинамических, невротических, психопатических или психотических симптомов; • исключение психотравмирующих и неэтичных ситуаций при решении вопроса о присутствии родителей (законных представителей) при обследовании ребенка; • допустимость обследования ребенка как каждым специалистом индивидуально, так и несколькими специалистами одновременно при исключении недопустимых физических или эмоциональных перегрузок, психотравмирующих и неэтичных ситуаций; • возникновение у родителей (законных представителей) доверия к специалистам ПМПК, готовность согласиться с коллегиальным заключением и следовать рекомендациям ПМПК. При обсуждении проведения комиссии, предваряющем обследование, возможно коллегиальное планирование обследования. Это особенно необходимо при коллегиальной форме обследования. Нельзя отменять подобное планирование и при отдельных индивидуальных обследованиях ребенка каждым специалистом, хотя в этом случае каждый специалист имеет полное право в соответствии со своим профессиональным опытом использовать ту или иную систему оценки, методический арсенал и т.п. При коллегиальном обследовании имеет смысл использовать следующую технологию планирования. 1. Проанализировать и уточнить первичную информацию, организовать сбор необходимых дополнительных сведений у лиц, сопровождающих ребенка (родителей, законных представителей, педагогов, специалистов вспомогательного профиля - логопеда, социального работника и т.п.). 2. По ходу сбора информации каждый специалист должен сформулировать свою диагностическую гипотезу, которая затем может быть обсуждена и уточнена коллегиально (естественно, что при этом родители/законные представители и ребенок на обсуждении не присутствуют). 3. На основании коллегиально выработанной диагностической гипотезы составляется план обследования, включающий в первую очередь ответы на вопросы: кто из специалистов и что будет обследовать, какими методами? (Выбор специалиста и набора методик для обследования зависит от основной диагностической гипотезы.) 4. Если в процессе обсуждения все специалисты сходятся во мнении о необходимости углубленного обследования несколькими специалистами (например, при предположении у ребенка сложного, сочетанного дефекта), планируется либо смена самой формы обследования, либо последовательная смена специалистов в реализации коллегиального диагностического плана. При этом каждый специалист сам решает, какими методами он будет осуществлять свое обследование, учитывая предложения и замечания других специалистов. Желательно максимально исключить дублирование элементов обследования. 5. В случае изменения диагностической гипотезы в свете получаемых в ходе обследования данных (правило Байеса) должна быть проведена оперативная корректировка хода обследования, при необходимости - смена специалиста, ведущего обследование. 6. Определяются условия обследования (время, место, допустимость обследования в присутствии нескольких специалистов, с участием родителей и т.п.). Присутствие родителей (законных представителей) определяется особенностями каждого конкретного случая. Естественно, что в реальной практике коллегиальной формы обследования ребенка на ПМПК подобная технология в развернутом виде не всегда может быть использована. Как правило, выбирается один ведущий специалист, который и проводит практически все обследование. Чаще всего таким специалистом является учитель-дефектолог или учитель-логопед. Все остальные специалисты присутствуют как наблюдатели и лишь корректируют обследование. В задачи психолога в первую очередь входит выявление самой структуры развития, причин и механизмов, повлекших наблюдаемые феномены, что отражается в психологическом диагнозе. Сами феномены актуального развития ребенка важны для психолога лишь как подтверждение диагностической гипотезы. Это накладывает на психологическое обследование жесткие требования к индивидуальности его проведения. Тем более что методический аппарат (диагностические методики и соответствующие им дидактические материалы) не ориентирован на коллегиальную форму экспертного обследования. Все это не позволяет психологу наравне с другими специалистами участвовать в коллегиальном обследовании. В то же время, используя в своей деятельности метод наблюдения, психолог может в значительной степени уточнить и даже (при наличии достаточного профессионального опыта) изменить складывающееся мнение о ребенке. К сожалению, технология подобного диагностического наблюдения с включением в него всех специалистов, лично не участвующих в процедуре обследования, на настоящий момент разработана недостаточно. Каждый специалист может вести собственный протокол (в свободной форме), в котором отмечаются как наблюдаемые факты, так и субъективные впечатления о них. Отраженное в протоколе мнение специалиста, переформулированное в виде соответствующего диагноза (для психолога — психологического диагноза), должно быть представлено в коллегиальном заключении ПМПК.
2.4. Структура и содержание заключения психолога В целом структура и содержание заключения психолога ПМПК по результатам индивидуального углубленного психологического обследования практически полностью совпадает с обычным заключением (см. раздел III). Совершенно естественно, что содержание такого заключения должно соответствовать профессиональным требованиям, диагностической гипотезе, включать общий план обследования ребенка на ПМПК и отвечать на запрос инициатора обращения на ПМПК по поводу назначения или изменения образовательного маршрута. Следует подчеркнуть, что мнение психолога об особенностях рекомендуемого образовательного маршрута должно быть не менее значимо, чем мнение психиатра, логопеда и даже педагога. Психологические рекомендации по дополнительной специализированной помощи и сопровождению ребенка вне учебного процесса можно рассматривать как приоритетные. Если используется коллегиальная форма проведения обследования, на нагл взгляд, невозможно дать столь же полное и развернутое заключение, как при индивидуальном обследовании. Сама структура, технология, методическое обеспечение психологической диагностики ориентированы именно на индивидуальность обследования и утрачивают эффективность при коллегиальной форме экспертизы. Поэтому заключение психолога о характере, типе и индивидуальных особенностях отклоняющегося развития ребенка, составленное по результатам коллегиальной формы проведения ПМПК, может выражаться лишь в отдельных формулировках диагноза, прогноза, рекомендаций и опираться только на опыт психолога. По крайней мере, собственный опыт многолетней практики авторов в составе психолого-медико-педагогических комиссий разного уровня позволяет вынести такое резкое суждение. Нельзя не привести мнение специалистов, участвовавших в проекте ТАСИС, касающееся структуры психологического заключения [50; 78; 118], согласно которому заключение психолога должно иметь трехуровневую структуру: 1-й уровень должен дать общий ответ на вопрос, имеются ли отклонения в развитии ребенка (дизонтогенез), или трудности в обучении (социализации) обусловлены иными причинами. 2-й уровень — определение типа (вида, категории) нарушения развития для разработки общих подходов в дальнейшем развитии ребенка. При наличии иных причин, обусловливающих трудности, в обучении (социализации) — квалификация этих причин. Этот уровень, по сути, является психологическим диагнозом. 3 уровень — описание индивидуальных особенностей ребенка, в том числе его ресурсных возможностей (эти характеристики должны учитываться в первую очередь при составлении индивидуальной программы коррекционно-развивающей работы с ребенком).
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|