Здавалка
Главная | Обратная связь

Обсуждение результатов обследования ребенка



Наиболее важным в проведении комиссии является колле­гиальное обсуждение. По результатам обследования ребенка проводится краткое совещание всех специалистов ПМПК. Роди­тели (законные представители) и ребенок при этом не присут­ствуют. Каждый специалист кратко докладывает свое заключе­ние, высказывает мнение о возможном прогнозе развития ре­бенка в различных ситуациях (как благоприятных, так и негативных), предлагает собственный вариант образователь­ного маршрута. Представленные заключения обсуждаются, составляется коллегиальное заключение ПМПК, систематизи­руются рекомендации. Особые мнения фиксируются в заклю­чениях специалистов в общем протоколе обследования.

Коллегиальное заключение, являясь составной частью про­токола ПМПК, представлено на отдельном бланке. Оно состо­ит из двух частей: собственно заключения и рекомендаций как по дальнейшему образовательному маршруту, так и по созданию дополнительных специализированных условий вне-учебного характера (медикаментозная поддержка, помощь специалистов вспомогательного плана, необходимое измене­ние социальных условий и т.п.).

Алгоритм формирования коллегиального заключения

Поскольку психолог как полноправный член ПМПК уча­ствует в формировании коллегиального заключения, необхо­димо привести общий план его обсуждения и написания. Не­обходимо обсудить и описать в заключении следующее:

1. Имеются ли у ребенка признаки психического дизонтогенеза (от­клоняющегося развития), или его дизадаптация обусловлена иными причинами. Наличие дизонтогенеза указывает на необ­ходимость специальной коррекционной работы с ребенком. При отсутствии признаков отклоняющегося психического развития (нарушениях функционального плана) дальнейшая работа с ре­бенком может быть организована в семье, учебном учреждении при минимальном вмешательстве специалистов.

2. Отмечается тип дизонтогенеза: недоразвитие, асинхрония раз­вития, поврежденное или дефицитарное развитие либо рядо-положенное сочетание нескольких вариантов отклоняющегося развития. Тип отклоняющегося развития позволяет судить о стратегических направлениях коррекционно-развивающей ра­боты, виде коррекционного образовательного учреждения, про­грамме обучения(развития).

При отсутствии признаков дизонтогенеза на этом этапе уточня­ются и квалифицируются причины дизадаптации, послужившие причиной обращения на ПМПК.

3. Варианты отклоняющегося развития внутри данного типа дизон­тогенеза и их выраженность.

Указание вариантов психического развития в рамках определен­ного типа дизонтогенеза (например, при недостаточном развитии — выраженная парциальная несформированность регуляторного компонента деятельности, при асинхронном развитии — искаже­ние преимущественно эмоционально-аффективной сферы — 4-я группа РДА по О.С. Никольской и т.п.) позволяет более точно выби­рать (индивидуализировать) программы коррекционно-развивающего обучения, их уровень и сложность.

Индивидуальные особенности развития ребенка — поведен­ческие, коммуникативные, учебно-познавательные (в том чис­ле ресурсные) возможности развития ребенка в его обучении и социализации.

На основании этих данных разрабатываются рекомендации по ин­дивидуальной коррекционно-развивающей работе (в условиях ре­абилитационного центра, лечебного учреждения, учреждения до­полнительного образования, ППМС-центра, других учреждений системы образования, здравоохранения, социальной защиты). Основные рекомендации по условиям образования (образова­тельный маршрут):

Нуждается ли ребенок в специальных образовательных ус­ловиях.

Квалификация необходимых образовательных условий (тип и вид специального (коррекционного) образовательного учреж­дения, дополнительная специализированная помощь в усло­виях данного образовательного учреждения, вне его и т.д.).

5.1. Рекомендуемые программы обучения, формы его органи­зации (образовательные, коррекционные программы, сту­пень обучения, возможности фронтального или индивиду­ального обучения, особые условия обучения).

5.2. Необходимы ли (и какие именно) дополнительные формы обучения,развития, коррекции.

5.3. Сроки контроля состояния и развития ребенка в рекомендо­ванных ему условиях (по показаниям). Сроки контроля могут рекомендоваться как для самой ПМПК, так и непосредствен­но для консилиума образовательного учреждения, где будет находиться ребенок. Например, в коллегиальном заключении в разделе рекомендаций может быть написано следующее: «Контроль динамики развития ребенка районной ПМПК — до начала четвертой четверти текущего учебного года».

5.4. Та часть специализированных рекомендаций, которые оп­ределяют непосредственно специалисты, где уточняются и конкретизируются особенности сопровождения ребенка или даются рекомендации родителям по организации домаш­них условий развития ребенка (прописывается в заключе­ниях специалистов, в виде их особого мнения, если таковое имеется).

При возникновении противоречивых мнений по поводу оценки состояния ребенка и рекомендаций по дальнейшему развитию и обучению принимаются компромиссные реше­ния, направленные на более благоприятные (в социальном плане) для ребенка условия. В этих случаях могут быть рекомендованы диагностические периоды обучения, психо­логического и социально-правового сопровождения, динами­ческое наблюдение специалистами ПМПК в процессе повтор­ных обследований. В любом случае на этом этапе ребенку всегда рекомендуются условия обучения и развития, соот­ветствующие более легкому и перспективному из дифферен­цируемых психолого-педагогических диагнозов. Таким об­разом, у ребенка всегда остается шанс использовать свои ресурсные, не учтенные в процессе экспертизы, возможнос­ти «оправдать» более легкий диагноз, сделать тот «рывок» в развитии, возможность которого интуитивно предполагают специалисты.

Однако следует всегда помнить, что в этом случае именно специалисты, решающие вопрос о помещении ребенка (пусть даже на диагностический период) в более легкие и перспек­тивные, на их взгляд, условия, берут на себя груз ответствен­ности за возможно потерянное время ребенка (в случае, если их предположения не оправдаются).

После завершения коллегиального обсуждения представи­тель ПМПК (им может быть как психолог, так и любой дру­гой член ПМПК)1 знакомит родителей (законных пред­ставителей) с коллегиальным заключением и рекоменда­циями в форме, доступной для их понимания, но в то же время профессионально обоснованной. Часто возникает необ­ходимость (для разъяснения или убеждения родителей в адекватности сделанных выводов и предлагаемых рекоменда­ций) представить коллегиальное заключение всех специалис­тов с предполагаемым прогнозом дальнейшего развития и обу­чения ребенка.

Подобное заключение может быть представлено как в орга­ны управления образования (в качестве основания для на-

Выбор представителя ПМПК в этом трудном и, в общем, неблагодарном деле зависит от многих факторов. В первую очередь от состояния родителей, других чле­нов семьи, их социокультурного или профессионального статуса, степени родства с ребенком и многого другого. В каждом случае необходимо исходить из соблюдения прав ребенка на адекватное его возможностям образование правления ребенка в образовательное учреждение), так и в учреждение, в которое направлен ребенок (как основание для зачисления и руководство для организации коррекционной работы), а также инициатору направления на ПМПК. Ини­циатору обращения на ПМПК полное заключение может пе­редаваться только с согласия родителей. В ином случае ини­циатор направления ребенка на ПМПК может получить толь­ко рекомендации по специальному запросу.

По требованию родителей им может быть выдана справка произвольной формы о том, что ребенок прошел обследование на ПМПК. Выписка из протокола ПМПК с коллегиальным заключением и рекомендациями передается всем иным адре­сатам через родителей (законных представителей) ребенка.

Во всех мероприятиях, связанных с оглашением результа­тов и документами, большую роль играет психолог ПМПК. Именно он, в соответствии с психологическими особенностя­ми родителей, должен определить форму и содержание как коллегиального заключения, так и (желательно) процедуру этой части проведения комиссионного обследования. В пер­вую очередь это важно для соблюдения прав ребенка на адек­ватное его возможностям образование. Особенно важны здесь психотерапевтические способности психолога. Следует учи­тывать, что психоэмоциональное состояние родителей в этой ситуации часто бывает очень сложным. Именно на ПМПК в полной степени включаются все защитные и, как правило, неадекватные психологические механизмы. Основная задача психолога в этом случае, помимо проведения обследования ребенка, — правильно и адекватно провести консультирова­ние родителей, так чтобы они поняли и приняли новые условия существования ребенка в образовательной среде, его новый об­разовательный маршрут. Это бывает очень трудно как для са­мих родителей, так и для всех специалистов ПМПК, в первую очередь для психолога как основной фигуры в этой зачастую трагической для самооценки и самопринятия родителей ситу­ации.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.