Основные направления и виды психологической коррекции в деятельности специального психолога
Большинство из имеющегося на настоящий момент множества коррекционных направлений, программ, методик, тренингов и тактик, изложенных в огромном числе монографий, справочников и энциклопедий, мало доступно психологам-практикам. С одной стороны, эти программы в целом неприемлемы для работы с детьми, которые обучаются в системе специального образования, с другой — для их реализации нужен богатый опыт работы или возможность пройти соответствующее обучение. Предлагаемые в данном разделе программы зарекомендовали себя именно в работе с различными категориями детей, испытывающих те или иные трудности в обучении, находящиеся в группах риска по социально-психологической и образовательной дизадаптации. Эти программы могут составить основу технологий развивающей и коррекционной работы психолога в различных видах учреждений системы специального образования, в том числе образовательных центров для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, могут быть также использованы психологом при работе в коррекционно-диагностических группах, открываемых при психолого-медико-педагогических консультациях и комиссиях разного уровня. Весь комплекс предлагаемых в данном разделе программ условно можно разделить на группы, различающиеся глубиной проникновения в структуру психического развития. Исходя из этого, коррекционные психологические программы разделяются на: • программы, ориентированные непосредственно на причины наблюдаемых особенностей развития (воздействие на социальную ситуацию развития; межфункциональную организацию мозговых систем)1; • программы, мишенью воздействия которых является уровень базовых составляющих психического развития (формирование и гармонизация уровневой структуры одной из трех базовых составляющих: произвольной регуляции психической активности; пространственных представлений; базовой аффективной регуляции); • симптоматические коррекционные программы, воздействие которых ориентировано, в основном, на наблюдаемые конкретные феномены отклоняющегося развития. К первой категории в первую очередь следует отнести коррекционные программы, основанные на нейропсихологическом подходе: • программу комплексной нейропсихологической коррекции и абилитации (по А.В. Семенович); • методику формирования программирования, произвольной саморегуляции и контроля за протеканием психической деятельности (авторская программа Н.М. Пылаевой и Т.В. Ахутиной). К программам, оказывающим коррекционное воздействие на формирование и гармонизацию базовых составляющих психического развития ребенка можно отнести: • программу формирования произвольной регуляции психической активности (программа ФПР); • программу формирования пространственных представлений (программа ФПП); • программу формирования базовой аффективной регуляции (гармонизации уровневой регуляции аффективной сферы по системе О.С. Никольской). Среди программ третьего типа (симптоматической направленности) представлены коррекционно-развивающие программы: • арттерапевтические программы, в том числе фольклорная арт-терапия; • формирование эмоциональной стабильности и положительной самооценки у детей младшего школьного возраста; • развитие самосознания через психологическую сказку. Вместе с тем все эти программы в большей или меньшей степени касаются каждого из следующих блоков: 1) коррекция сенсорно-перцептивной и познавательной деятельности; 2) коррекция эмоционального развития ребенка в целом; 3) психологическая коррекция поведения детей и подростков; 4) коррекция личностного развития (в целом и отдельных его аспектов). Необходимо помнить, что одной психологической коррекции, какой бы искусной она ни была, никогда не бывает достаточно. Работа психолога, тем более психолога в системе специального образования, всегда должна сочетаться с деятельностью других смежных специалистов — врача, логопеда, дефектолога или педагога дополнительного образования. Причем, чем более выражена органическая причина отклоняющегося развития, тем важнее становится подключение врача-невролога или психиатра. При наличии знаков атипичного развития, отягощающих общую картину развития, возрастает роль нейропсихолога и, соответственно, методов коррекции, основанных на нейропсихологическом подходе. Чем сложнее социальная ситуация развития, ее вклад в дизадап-тацию в целом, тем в большей степени будет задействован социальный педагог и психотерапевт. И во всех случаях на определенных этапах работы могут быть привлечены логопед, дефектолог, педагог дополнительного образования. Именно таким образом реализуется междисциплинарный принцип коррекционной работы команды специалистов, индивидуализируется вся система сопровождения ребенка в образовательном пространстве.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|