Здавалка
Главная | Обратная связь

Организационные аспекты проведения психологической коррекции



Можно сформулировать наиболее важные параметры пси­хологической коррекционной работы, относящиеся к ее орга­низационной стороне. К таким параметрам следует отнести:

• форму проведения коррекционной работы;

• продолжительность и режим занятий;

• подбор и комплектацию групп.

Выбор индивидуальной или групповой формы коррекци­онной работы определяется в первую очередь структурой пси­хического развития ребенка (профилем сформированности базовых составляющих), возрастом и выраженностью аффек­тивных проблем ребенка. Действительно, именно поведение ребенка зачастую становится основным препятствием груп­повой работы. Кроме того, индивидуальные занятия необхо­димы в том случае, если ребенок усваивает материал значи­тельно медленнее, чем большинство детей в группе. Суще­ствуют и другие показания для проведения индивидуальной работы, которые определяются психологическим диагнозом, выраженностью имеющихся особенностей развития.

При групповой работе должна быть определена наполня­емость групп для каждой конкретной коррекционной про­граммы. Наши представления об оптимальной наполняемо­сти групп для детей разного возраста и временные нормати­вы при использовании авторских программ формирования произвольной регуляции и пространственных представле­ний приведены в таблицах 1-4 в п. 3.3 главы 3 данного раздела.

Продолжительность и интенсивность работы по програм­мам определяется допустимыми для конкретного ребенка (или группы детей) нагрузками, а также тяжестью состояния ре­бенка и его возрастом. В большинстве случаев оптимальны­ми являются занятия два раза в неделю. Это не исключает и других режимов работы по другим направлениям коррекции. При этом длительность всего цикла занятий определяется общей динамикой продвижения детей данной группы, хотя каждая программа имеет и свои усредненные нормативы. Руководствуясь принципом замещающего развития, важно понимать возможность в случае необходимости вернуться на

предыдущий этап работы. С этими возвратами и связано от­сутствие жестких сроков, невозможность строгого следова­ния общему плану коррекции.

ГЛАВА 3.Основы коррекционно-развивающих программ, ориентированных на формирование компонентов познавательной деятельности

Общие сведения

В этом разделе представлены наиболее эффективные, на наш взгляд, направления и, соответственно, отдельные развиваю­щие и коррекционные программы, которые получили в насто­ящее время достаточно широкое распространение в работе с детьми с ограниченными возможностями адаптации, находя­щимися в системе специального образования, классах VII вида, ДОУ компенсирующего и комбинированного вида. Многие из них в той или иной степени опираются на законы развития и реализуют принципы, приведенные в предыдущем параграфе, в первую очередь принцип замещающего развития.

В данном разделе приведены три типа коррекционных про­грамм, которые могут с успехом использоваться психологом в системе специального образования для развития и коррек­ции наиболее важных сторон познавательной деятельности детей с особыми образовательными потребностями.

Эти программы представляют собой лишь психологическую составляющую комплексной работы с детьми всех специалис­тов, включенных в процесс сопровождения. Предлагаемые направления деятельности психолога, как уже указывалось, не должны оставаться единственным (помимо непосредствен­но коррекционного обучения) направлением специализирован­ной помощи ребенку, они должны разумно сочетаться с кор-рекционно-развивающей деятельностью других специалистов сопровождения, реализуя тем самым междисциплинарный командный подход.

Мы специально приводим лишь основные схемы этапов коррекционных комплексов без детального описания конк­ретных занятий (уроков) и проводимых упражнений (игро­вых и соревновательных заданий). Конкретное содержатель­ное наполнение программ применительно к конкретным возрастным особенностям и вариантам отклоняющегося разви­тия должно разрабатываться самим психологом.

При выборе конкретной программы для той или иной груп­пы детей (одного ребенка) и обоснования уровня ее сложнос­ти необходимо учитывать:

• общие законы и закономерности нормативного развития, в том числе законы и этапы двигательного развития, овладения про­странственными представлениями, закономерности аффектив­ного развития;

• определяющую роль формирования базовых составляющих пси­хического развития как операционально-технологических эле­ментов становления регуляторной, когнитивной и аффективно-эмоциональной сфер, личности в целом;

• выявленный актуальный уровень развития ребенка;

• последовательность и специфику прохождения ребенком этапов и сроков психомоторного, речевого и эмоционального развития;

• ведущий тип мотивации деятельности;

• поэтапность в формировании новых видов деятельности в соот­ветствии с теорией П.Я. Гальперина.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.