Программы, основанные на нейропсихологическом подходе
Комплексная методика психомоторной коррекции Нейропсихологический подход, базирующийся на современных представлениях о закономерностях развития и иерархическом строении мозговой организации психических функций, дал возможность создать ряд высокоэффективных технологий коррекционной работы. Одной из таких технологий является комплексная методика психомоторной коррекции [54]1. В рамках этой программы два традиционных направления коррекционной работы — двигательная (моторная) коррекция и собственно когнитивные методы, направленные на преодоление трудностей усвоения школьных знаний и формирование ВПФ, — используются в едином комплексе с учетом их взаимодополняющего влияния. 1 Описание системы, основанной на нейропсихологическом подходе, проводится по руководству «Комплексная методика психомоторной коррекции» / Под ред. А.В. Семенович. — М.: МГПУ, 1998 Методика комплексной психомоторной коррекции исходит из того, что воздействие на сенсомоторный уровень с учетом общих закономерностей онтогенеза вызывает активацию в развитии всех ВПФ. Поскольку сенсомоторный уровень является базальным для дальнейшего развития ВПФ, в начале коррекционного процесса отдается предпочтение именно двигательным методам, не только создающим потенциал для будущей работы, но и активизирующим, восстанавливающим и развивающим взаимодействия между различными уровнями и аспектами психической деятельности. Актуализация и закрепление любых телесных навыков предполагает востребованность извне таких психических функций, как, например, эмоции, восприятие, память, процессы саморегуляции и т.д. Таким образом, по мнению авторов, создается базовая предпосылка для полноценного участия этих процессов в овладении чтением, письмом, математическими знаниями1. Привлечение методов когнитивной коррекции с последующим включением их в коррекционный процесс должно проходить с учетом динамики индивидуальной или групповой работы. Методика используется в адаптированном для детского возраста варианте, основана на использовании базовых телесно-ориентированных техник и представляет собой трехуровневую систему. Основанием для выделения уровней коррекции является представление об определенных этапах в развитии пространственно-временных аспектов психической деятельности человека, в том числе его телесности. Уровень 1 — уровень активации, энергоснабжения и статокинетического баланса психических процессов; уровень 2 — уровень операционного обеспечения сенсомоторного взаимодействия с внешним миром; уровень 3 — уровень произвольной регуляции и смыслообразующей функции психомоторных процессов. Каждый из описываемых уровней коррекции имеет свою специфическую мишень воздействия. Методы 1-го уровня направлены прежде всего на элиминацию дефекта и функциональную активацию подкорковых образований головного мозга; 2-го уровня — задних и премоторных отделов правого и левого полушарий мозга и их взаимодействие, а 3-го уровня — на формирование оптимального функционального статуса передних (префронтальных) отделов мозга. Требования к применению данной программы подразумевают включение в коррекционный процесс упражнений 1-го, 2-го и 3-го уровней. Однако удельный вес и время применения тех или иных методов будут варьироваться в зависимости от исходного статуса ребенка. Чем глубже дефицит, тем больше внимания и времени должно быть уделено отработке 1-го уровня, с постепенным переходом к следующему. В то же время коррекционные занятия не могут проходить без привлечения групповых и игровых факторов, что означает включение методов третьего уровня (своего рода коррекция по принципу «сверху вниз»). В идеале, как отмечают авторы, даже в относительно простых случаях должны присутствовать методы воздействия на все иерархические уровни. Кроме того, автоматизмы, например, первого уровня с успехом могут ассимилироваться в программы 2-го и 3-го уровней в качестве составляющих любого из упражнений. Таким образом, основные принципы и стратегии данной программы хорошо согласуются, а в некоторых случаях — практически полностью смыкаются с другими направлениями интегратив-ной коррекционной работы. Использование данной программы требует продуманной стратегии и тактики, основанной на дифференциально-диагностической нейропсихологической квалификации имеющейся у ребенка недостаточности, что, в свою очередь, предъявляет высокие требования к уровню профессионализма специалистов, проводящих коррекционную работу. Методика формирования программирования, произвольной саморегуляции и контроля за протеканием психической деятельности (авторская программа Н.М. Пылаевой и Т.В. Ахутиной). Программа представляет собой комплекс учебно-игровых занятий, направленных на развитие у детей способности планировать и контролировать свои действия. Программа может осуществляться педагогами и психологами, работающими в классах коррекционно-развивающего обучения (классах VII вида), а также в подготовительных группах детских садов. Основные задачи программы: • становление избирательной активации; • формирование навыков программирования и регуляции и контроля деятельности (3-й функциональный блок организации деятельности человека по А.Р. Лурия). Данная программа очень хорошо технологизирована, психолог может использовать ее в своей работе, в первую очередь во внешкольном компоненте. Методика формирования навыков программирования и контроля основана на работе с числовым рядом. Во-первых, овладение числовым рядом является фундаментом начального учебного процесса. Умение упорядочить объекты по количеству, абстрагировать их число и соотнести с цифрой (т.е. найти их место в числовом ряду) составляет один из рано осваиваемых, необходимых в практической жизни культурных навыков человека. Во-вторых, числовой ряд, как никакой другой материал, позволяет вынести программу действия вовне, организовать совместные действия педагога (психолога) и ученика, обеспечить постепенное сокращение помощи взрослого и увеличение самостоятельности ребенка. Упражнения с числовым рядом дают широкие возможности постепенно усложнять требования к программированию и контролю деятельности, гибко менять режим работы с целью повышения организованности и работоспособности ребенка, учитывая его индивидуальные особенности. В ходе обучения работа с числовым рядом имеет целью сформировать и упрочить представления о количестве, порядке, закрепить соответствие числа и цифры, добиться возможности произвольного оперирования числом, отвлекаясь от реальных объектов. Программа, способствуя решению этих задач в целом, преимущественно направлена на другое — на формирование (коррекцию) навыков программирования и контроля. Принципиальная основа выполнения разработанных нами заданий — совместная деятельность психолога (педагога) и ребенка. Ее организация должна последовательно изменяться таким образом, чтобы программа действия, которой вначале владеет взрослый, стала внутренним достоянием ребенка. Для этого необходимо обеспечить условия, позволяющие ребенку освоить программу, а взрослому — контролировать, насколько ребенку это удается. Этими условиями являются: • вынесение вовне (материализация, наглядное представление) программы; • особая организация совместной деятельности педагога и ребенка, обеспечивающая возможность перехода от развернутого поэлементного действия и его контроля к их свернутым формам. Предлагаемая схема совместной деятельности ребенка и взрослого по усвоению программы действий с числовым рядом включает следующие этапы: 1) совместное пошаговое выполнение действия по речевой инструкции взрослого (на этом этапе программирование и контроль обеспечиваются специалистом); 2) совместное пошаговое выполнение действия по наглядной программе (программирование и контроль разделяются между взрослым и ребенком, специалист организует следование программе, контрольные действия ребенка — сличение результата с программой); 3) совместное выполнение действия по наглядной программе с переходом от пошаговой к более свернутым формам реализации программы (на этом этапе роль специалиста в программировании и контроле сокращается); 4) самостоятельное выполнение действия по интериоризованной (усвоенной) программе с возвращением к наглядной программе при затруднениях (ребенок самостоятельно выполняет и контролирует свои действия; взрослый следит, обращается ли он при затруднениях к наглядной программе, и по мере надобности напоминает об этом); 5) самостоятельное выполнение действия по внутренней программе или перенос ее на новый материал (возможность переноса контролируется взрослым). Предлагаемые в программе задания объединяются в пять циклов (последовательных этапов): 1) числовой ряд в упроченных ситуациях (сюжеты сказок, нумерация этажей и подъездов дома, ступени лестницы, циферблаты часов, наборные панели телефонов и т.п.); 2) числовой ряд в прямом порядке (актуализация последовательности чисел в прямом порядке до 10, нахождение цифр в случайном порядке в таблице или копирование и самостоятельное составление таких таблиц, рисование предметов по пронумерованным точкам); 3) количественный ряд в прямом порядке (отрабатывается способность к одномоментному «схватыванию» количественных совокупностей, свертыванию их в целостную структуру); в ходе отработки заданий ребенок вынужден самостоятельно абстрагировать признак количества, что делает эти задания более сложными, чем предыдущие; 4) обратный ряд (отрабатывается на материале полного, неполного или дискретного рядов, с использованием материала упроченных ситуаций: этажи, лифт, четная и нечетная стороны улиц и т.п.); 5) параллельные ряды (этап предполагает одновременное выполнение двух подпрограмм: два ряда цифр, прямой порядок цифр и букв по алфавиту, разнонаправленные ряды цифр). На одном занятии могут быть использованы задания как одного этапа, так и двух соседних. На каждом этапе первые задания более просты и развернуты, чем последующие, при этом в целом сложность программирования увеличивается от этапа к этапу. Наиболее эффективно программа будет работать тогда, когда подобрана индивидуализированная в соответствии с возможностями ребенка адекватная система заданий с исходным уровнем сложности и, желательно, индивидуальным темпом продвижения.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|