Здавалка
Главная | Обратная связь

Развитие самосознания через психологическую сказку



Как уже отмечалось, в настоящее время произошло обога­щение практической психологии таким направлением коррекционной работы, как сказкотерапия. Опыт показывает, что это направление коррекционной деятельности психолога оказывается эффективным в работе не только с детьми млад­шего возраста (старшие дошкольники и младшие школьни­ки), но и с подростками и старшеклассниками.

В настоящее время достаточно известна типология сказок, представленная в работах Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой [41], Е.Ю. Петровой [84]. Выделяются художественные (народные и авторские), психотерапевтические, психокоррекционные, дидактические и медитативные сказки.

Психокоррекционные сказки создаются для коррекции неэффективного стиля поведения. Целью таких сказок явля­ется позитивное влияние на решение детьми и подростками психологических проблем, в результате которого должно воз­никнуть и позитивное изменение поведения. С этой точки зрения сама сказкотерапия есть «...синтез многих достиже­ний психологии и педагогики, психотерапии и философии разных культур» [21, 35].

И.В. Бачков, один из ведущих специалистов в этой облас­ти, считает, что более правомерным было бы разделение всей совокупности сказок на фольклорные и авторские. Очевидно, что и в тех, и в других можно выделить художественные, психотерапевтические, психокоррекционные, дидактические и психологические сказки. В этой ситуации цель воздействия сказки на слушателя становится основным критерием их клас­сификации. Таким образом, выделяется еще один вид ска­зок, а именно психологические сказки {психосказки).

Существует и рабочее определение психологической сказки. Психологическая сказка - это «...вымысел, авторская история,

содействующая оптимальному ходу естественного психическо­го развития детей через развитие самосознания и содержащая в метафорическом виде информацию о внутреннем мире чело­века» [21, 37]. Целями такой психологической сказки являет­ся раскрытие внутреннего мира ребенка, развитие его самосоз­нания, а также знакомство с основными психологическими по­нятиями, помощь в становлении личности.

Автор отмечает очевидное сходство психологических ска­зок с психокоррекционными, в частности воздействие обоих типов сказок на самосознание ребенка осуществляется, по-ви­димому, в соответствии со сходными психологическими меха­низмами.

«Метафорические образы, архетипические символы сказ­ки, наполняемые клиентом особым содержанием и смыслом, способствуют возникновению переживания, через которое и происходит переоценка и переосмысление. У сказочных ме­тафор имеются две важные особенности: во-первых, защи­щенность человека, с ней работающего (метафора помогает обсуждать многие трудные проблемы более отстраненно); во-вторых, метафора часто действует на уровне бессознательно­го и работает даже без ее рационального анализа» [21, 51].

Нам кажется, что это особенно важно в работе со сложным контингентом детей, обучающихся в системе специального образования.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.