РАЗДЕЛ VII ОРГАНИЗАЦИОННО МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
ГЛАВА 1. Планирование деятельности психолога Одной из важных организационных задач Деятельности психолога в образовательном учреждении является планирование работы на год. Можно говорить, по крайней мере о двух видах планирования деятельности педагогом-психологом специального (коррекционного) образовательного учреждения: перспективное планирование — на весь учебный год и на отдельные его периоды в соответствии с особенностями данного учреждения, требованиями администрации и т.п.; текущее планирование - на такие периоды, как рабочая неделя, месяц; в свою очередь, планирование на рабочую неделю включает и ежедневное планирование. В целом планирование всего объема работы педагогом-психологом определяется как целями и задачами, так и видом и конкретными запросами данного образовательного учреждения. Следует также отметить, что вся Деятельность педагогического коллектива коррекционной школы ориентирована в первую очередь на формирование у ребенка таких образовательных и трудовых умений и навыков (в соответствии с имеющимися у него возможностями), которые помогут ему в дальнейшем в социальной адаптации в обществе, в выборе соответствующей его возможностям профессии и успешной трудовой адаптации. Направления, особенности и объем психологической работы на весь учебный год должны быть согласованы и утверждены как с администрацией образовательного учреждения, так и (что желательно) с руководством психологической службы образования (по методической линии). Существует, по крайней мере, две формы перспективного планирования: проектное планирование и планирование по направлениям деятельности.
1.1. Перспективное планирование Перспективное планирование осуществляется, как правило, в начальный период деятельности педагога-психолога: преимущественно в августе — начале сентября. В основе перспективного планирования — цели и задачи деятельности психолога на ближайший учебный год, которые раскрываются в конкретных видах работы и реализуются в различных формах. Общая схема перспективного планирования представляет собой следующую цепочку: цели — содержание работы — виды работы — адекватные формы и средства реализации. Все это должно быть в той или иной мере отражено в документации по перспективному планированию. Возможными источниками целеполагания (целей и задач) в деятельности педагога-психолога могут выступать: • цели и задачи, вытекающие из учебной программы образовательного учреждения на текущий год; • актуальные проблемы образовательной среды коррекционного учреждения, выявленные с помощью анализа деятельности учреждения в предыдущем году. Желательно в перспективном планировании отразить способы оценки собственной деятельности и критерии ее эффективности. Основной формой перспективного планирования на настоящий момент можно считать планирование по направлениям деятельности. Здесь учитываются непосредственно основные направления деятельности психолога, отраженные в Положении о службе практической психологии. В то же время мы сочли возможным без ущерба для содержательной стороны деятельности специального психолога в соответствии с его практическими задачами и реалиями психологической работы в специальном образовании несколько переформулировать и обобщить основные направления деятельности, содержащиеся в Положении, отразив их в перспективном планировании. Удобными и оправдавшими себя в реальной практике являются такие конкретные единицы деятельности, как диагностика, развивающие или коррекционные занятия (индивидуальные или групповые), консультирование родителей, педагогов или проведение групповых просветительских семинаров, участие в экспертной деятельности, методическая работа, в том числе собственное повышение квалификации. Несомненно, что все эти единицы деятельности специалиста не могут существовать изолированно друг от друга, а должны быть встроены в целенаправленную деятельность психолога, образовательного учреждения в целом. В то же время содержательно они являются наиболее адекватными (в том числе, для качественно-количественной регистрации объема производимой психологом работы). Как мы увидим ниже, именно такая детализация и конкретизация деятельности психолога дает возможность оценить и содержание его работы, и общий объем временных затрат (временные затраты по отдельным видам работ). Это, в свою очередь, позволяет определить ориентировочные количественные нагрузочные показатели деятельности психолога. Таким образом, вся деятельность педагога-психолога может быть конкретизирована по предлагаемым нами единицам деятельности. К ним относятся: • диагностическая деятельность; • консультативная деятельность; • коррекционно-развивающая работа; • экспертная работа; • организационно-методическая деятельность; • просветительская работа. Психопрофилактическое направление деятельности психолога образования (как одно из направлений деятельности службы практической психологии) может быть составлено из приведенных единиц деятельности. И развивающая, и экспертная работа, впрочем, как и диагностическая (оценочная) и консультативная деятельность, могут реализовываться как прогностически-профилактическая работа по предупреждению или предотвращению негативных влияний, включаться в сопровождение ребенка с выраженными трудностями в обучении (даже в условиях обучения по программам специального образования) в качестве профилактических мер. Соответствующие разделы планирования и их конкретизация должны быть согласованы с общим планом деятельности учреждения на данный учебный год и утверждены администрацией образовательного учреждения. Содержательная сторона каждого направления перспективного плана должна быть согласована с соответствующей методической службой в рамках деятельности службы практической психологии образования (например, утверждена на методическом объединении практических психологов). В ситуации, когда психологи учреждений образования той или иной административной единицы (города, района или округа) административно подчинены не тому образовательному учреждению, в котором они работают, а включены в структурное подразделение, например, ППМС-центра, все планирование их деятельности (в том числе и текущее планирование) должно иметь двойное согласование: и с администрацией образовательного учреждения, и с руководителем соответствующего структурного подразделения. Документирование. При планировании по направлениям и видам деятельности в соответствующих разделах плана необходимо указать (без углубленной детализации), по какому направлению, виду, в каких формах предполагается тот или иной вид деятельности (См. табл. 6). Следует отметить, что виды и направления работ психолога должны соответствовать стажу, опыту работы, а также исходить из соответствующей профессиональной подготовки, повышения квалификации. В первую очередь это должно касаться коррекционно-развивающей, просветительской и организационно-методической работы. При согласовании плана работ с методическими структурами службы (руководителем соответствующего структурного подразделения службы, методистом метод объединения практических психологов, методистом ППМС-центра, специалистом управления образования, курирующим службу специальной психологии и др.) необходимо в какой-то степени детализировать, охарактеризовать и доказать свою компетентность в проведении тех или иных предполагаемых направлений деятельности и получить согласие на их проведение. В том случае, когда мероприятия планируются в обобщенном виде, необходимо отметить их начало и окончание (в разделе «Сроки проведения»). Например, какому-либо мероприятию может соответствовать запись: «Сентябрь — май». В случае планирования отдельных конкретных мероприятий — сроки проведения должны быть указаны более точно. Дополнительно может быть конкретизирован и характер отчетности, где отражается вид отчетных материалов по данному разделу работы (например, аналитический отчет, примерная тематика семинаров, статистический анализ, заключения по результатам обследования, наименование сертификата по повышению квалификации, в том числе наименование учреждения, в котором будет проходить повышение квалификации и т.п.). В таком разделе, как «Коррекционно-развивающая деятельность», должно быть в краткой форме пояснено, какие конкретно организационные формы и виды деятельности планируются психологом в рамках его компетентности, запросов учреждения и собственных интересов. Например: «Индивидуальная коррекционная работа с детьми с особенностями аффективно-эмоциональной сферы», «Формирование произвольного компонента деятельности у детей с парциальной несформированностью (по результатам скринингового наблюдения)» и т.п. Аналогичным образом в разделе «Сроки проведения» отмечаются приблизительные сроки проведения соответствующих развивающих или коррекционных мероприятий, если возможно — периоды реализации тех или иных коррекционно-развивающих программ, тренингов. В Примечании может быть указано, например, примерное количество детей, участвующих в соответствующей программе, тренинге, необходимое для проведения помещение и т.п. При планировании «Экспертных работ» следует уделить внимание соотношению плановых экспертиз (проведение консилиумов, психолого-медико-педагогических комиссий, педагогических советов экспертного характера, участие в программах экспертизы специализированных психолого-педагогических программ и т.п.) и возможных внеплановых экспертиз. Например, отвести время в течение учебного года возможным внеплановым консилиумам по запросам педагогов, сотрудников детской комнаты милиции и т.п. Планирование раздела «Организационно-методическая работа» должно вестись в соответствии с общим планом данного вида работы образовательного учреждения. В разделе «Направления, виды и формы работы» желательно отметить конкретные темы семинаров, выступлений на методическом объединении, планируемых для коллег психологов, других специалистов, а также конкретные сроки их проведения. Здесь же отмечается и планируемое повышение квалификации, овладение новыми диагностическими, развивающими и коррекционными программами. В разделе «Просветительская работа» желательно отразить конкретные темы семинаров для родителей детей и подростков, непосредственно для подростков, а также темы семинаров или групповых консультаций просветительской направленности для других участников образовательного процесса или смежных специалистов. В Примечании к этому направлению деятельности необходимо указать категорию участников семинара или групповых консультаций, для которых эти работы планируются. Подобная детализация перспективного планирования дает возможность в конце года оценить результат выполнения планируемых мероприятий по всем направлениям деятельности специалиста, а также оценить их корректировку на протяжении учебного года. В свою очередь, характер выполнения заявленных работ, реализованный их объем дает возможность составить в конце учебного года аналитический отчет с указанием того, что удалось, а что не удалось, и по каким причинам. Все это является необходимой информацией для обсуждения на методобъединении практических психологов, основой для аттестации специалиста.
1.2. Текущее (календарное) планирование Текущее планирование собственной деятельности связано с достаточно большим количеством факторов, среди которых наиболее важными являются особенности образовательного учреждения (в соответствии с его типом), деятельности специалиста, в том числе принятое в данном образовательном учреждении (области, регионе) нормирование затрат времени как в целом для психолога, так и по отдельным видам работ. В первую очередь необходимо ориентироваться на соответствующие нормативные документы Министерства образования. Следует неукоснительно помнить, что вся нормативно-правовая документация, обращенная к службе практической психологии, относится и к педагогу-психологу специальных (коррекционных) учреждений, к психологам, работающим в коррекционных классах VII вида на базе общеобразовательных школ, а также в структуре ППМС-центров. К разряду текущего планирования можно отнести непосредственное планирование рабочей недели(месяца) в виде конкретного расписания. В нем (с учетом перспективного планирования, планов и запросов администрации, педагогов и смежных специалистов, а также особенностей детей коррекционной школы) отражается все конкретное содержание деятельности психолога по дням недели и по часам. Непосредственное расписание работы имеет смысл составлять на рабочую неделю с учетом неизменяемости общей структуры деятельности психолога в течение как минимум одного месяца. Выдвигая требование о неизменяемости структуры деятельности психолога на протяжении, по крайней мере, одного месяца, мы исходили из реальной практики работы психолога в различных типах и видах образовательных учреждений, в первую очередь в составе психолого-медико-педагогических комиссии, учреждений специального образования, других учреждений, собственной практической деятельности. Текущее расписание на неделю молено считать неизменяемым на протяжении всего месяца. Это достаточно удобно и практично для организации деятельности психолога образования, в значительной степени уменьшает объем заполнения документации в целом. Выполнять запланированные виды работ будет удобнее, если связать их с конкретными днями недели [77]. Например, определенный день (дни) отводятся диагностической работе (как правило, в начале и середине недели), другие — проведению развивающей или коррекционной работы. Практика многих учреждений образования складывается так, что четверг или пятница посвящаются проведению психолого-медико-педагогических консилиумов или комиссий (например, в ППМС-центрах). Традиционно один день в неделю (как правило, среда или пятница) во многих образовательных учреждениях посвящен организационно-методической работе. В различных учреждениях (управлениях, областях и регионах) существуют определенные традиции распределения видов работ, которые и должны быть учтены в расписании специалиста. Приоритет при этом, как уже отмечалось, приобретают особенности детей и подростков, обучающихся в системе специального образования. Более того, сам характер работ, их временные объемы и содержание являются производными от типа образовательного учреждения и категорий обучающихся (воспитывающихся) в нем детей (см. ниже). Документирование. Для каждого дня недели (для учреждений интернатного типа — включая и субботу, и воскресенье, поскольку эти дни могут быть рабочими для психолога) выделяется достаточное количество строк, определяемых объемом возможных видов работ [105]. В графе «Время проведения» отмечается не время отдельной единицы данного вида работы (например, каждого урока, отдельной диагностической процедуры), а весь период проведения тех или иных работ (в соответствии с отмечаемыми видами работ в графе «Вид и форма работ»). Например: в Понедельник с 9.00 до 14.00 «Диагностические работы». Данный вид работы отмечается в графе «Вид и форма работ» на той же строчке. В некоторых случаях, которые определяет сам психолог, в этой же графе можно указать форму деятельности. Например: «Диагностическая работа: скрининговое наблюдение в начальных классах», «Коррекционная работа в среднем звене: проведение личностно-ориентированного тренинга» и т.п. Здесь же должна быть предусмотрена запись о том, где проводится тот или иной вид работы (графа «Место проведения»). Подобная процедура регистрации проводится для всех оригинальных видов и форм работы в этот день. В ситуации, когда, по согласованию с администрацией, психологу выделен один методический день в неделю, в этот день может быть заполнена лишь одна строка, но в графе «Время проведения» на этой строке отмечено все рабочее время этого дня. Если одно и то же запланированное на этой неделе (месяце) мероприятие проводится в различных местах, запись в графе «Вид и форма работ» дублируется с соответствующими записями в графах «Время проведения» и «Место проведения». Мы считаем возможным иметь подобным образом составленное расписание работы психолога не только в рабочем журнале, но и дублировать под стеклом на рабочем столе. Расписание проведения отдельных видов работ, например, консультирование родителей/педагогов, проведение плановых консилиумов (комиссий), посещение уроков (если такой вид работы включен в деятельность психолога) нужно вывесить на кабинете психолога, чтобы другие участники образовательного процесса (а не только администрация) могли найти и согласовать со своим расписанием время для предъявления психологу имеющихся у них запросов.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|