Текущая документация и ее ведение
Что такое текущая документация Составляющими единицами текущей (рабочей) документации являются: • документация по планированию деятельности на учебный год и рабочую неделю (месяц); • регистрационная часть документации (журнал регистрации видов работ); • регистрационно-содержательная часть (документация по отдельным видам работ по всем направлениям деятельности психолога); • регистрационно-методическая часть (перечень используемых психологом диагностических методик, тестов, развивающих и коррекционных программ); • записная книжка психолога (особые даты, личные данные детей)1. Важным аспектом являются нагрузочные характеристики специалиста. В настоящее время количество детей (других участников образовательного процесса), приходящихся на одну ставку педагога-психолога, еще не определено нормативными актами Министерства образования или региональными управлениями образования. Исключение составляет Управление образования Самарской области, управления образования некоторых других регионов, которые утвердили нагрузку педагога-психолога для различных образовательных учреждений своего региона. Рекомендуется согласовать подобный норматив деятельности педагога-психолога со своей администрацией. Это является наиболее важным именно для психолога, работающего в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, в специальных (коррекционных) классах обычных школ. Это связано в первую очередь со значительными изменениями нормативов времени выполнения отдельных видов работ педагога-психолога, со сложностью его деятельности с различными категориями детей с отклоняющимся развитием. Основные виды работ педагога-психолога образовательного учреждения и их текущая регистрация Основным элементом рабочей документации (рабочего журнала) является регистрационная часть [105]. В ней должны отражаться все виды деятельности педагога-психолога образовательного учреждения. Объем регистрационного раздела должен быть рассчитан на деятельность психолога в течение учебного года с разбивкой по отчетным периодам (например, месяцам). В конце месячного объема регистрационного раздела может быть приведен образец месячного статистического отчета по объему выполненной в данном месяце нагрузки. По регистрируемым показателям текущий месячный отчет полностью идентичен годовому отчету. Это позволяет с минимальными затратами составлять отчет по выполненным мероприятиям за год, путем суммирования единиц выполненных видов работ за отдельные периоды деятельности специалиста. На каждой странице данного раздела отмечается текущий месяц и неделя. Отдельные рабочие дни недели отмечаются соответствующей текстовой записью (например, Двадцать пятое сентября), производимой на отдельной строке после последней записи предыдущего рабочего дня. Отдельная строка отводится одному субъекту деятельности психолога, с которым проводится одно мероприятие. Субъектом регистрации может быть ребенок, его родитель, специалист или группа, часть класса, класс в целом, группа родителей или специалистов. В случае, когда мероприятие проводится с группой или классом, состав которой(-ого) приведен в содержательно-регистрационной части рабочей документации, в соответствующей строке раздела отмечается наименование (шифр) группы или название класса. Например: «Группа Тр. 4», «2-й «Б» класс» и т.п. Проведение каждого из указанных в регистрационной части видов работ отмечается на пересечении соответствующего столбца графы «Виды и формы работ» и строки, отведенной для данного субъекта обращения. Факт проведения данной работы психологом регистрируется любым удобным значком: галочкой, крестиком и др. Перечень видов и форм работ, приведенных в регистрационном разделе, охватывает практически все возможные направления и формы деятельности психолога, которые конкретизируются в регистрационно-содержательной части. Те варианты деятельности, которые не конкретизированы в данном перечне, могут с определенностью быть подведены под соответствующие графы либо отражены в столбце «Другие виды работ». Например, проведение групповых тренингов с родителями детей и подростков может регистрироваться в столбце «Групповая коррекционно-развивающая работа», деятельность психолога по профориентации подростков — в столбцах «Индивидуальная консультация» или «Групповая консультация». Проведение плановых и внеплановых консилиумов сведено в единый раздел «Проведение консилиума», а характер последнего определяется соответственно буквами «Пл» (плановый) или «Вп» (внеплановый). В данной рабочей документации педагога-психолога не предусмотрена дальнейшая конкретизация содержания и организации деятельности консилиума образовательного учреждения, поскольку по Положению о психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения (письмо Министерства образования РФ № 27/901-6 от 27 марта 2000 г.) для него требуется отдельная документация (в частности, журнал консилиума), а деятельность психолога является лишь составной частью работы консилиума. Соответственно роль психолога в деятельности консилиума может отмечаться непосредственно в той же графе через косую черточку: только как участие в консилиуме (например, плановом) как «Пл/ У»; организация и проведение консилиума (например, внепланового) — «Вп/О» . В графе «Проведение/посещение уроков» отмечается посещение уроков с целью уточнения результатов собственной диагностики или использования метода включенного наблюдения в диагностических целях. В данном случае субъектом деятельности психолога будет весь класс, что и отмечается в соответствующей графе регистрационного раздела. Непосредственное проведение уроков в стандартном режиме (в частности, проведение уроков психологии) в настоящем разделе лишь регистрируется как факт деятельности психолога. Поскольку проведение уроков психологии можно рассматривать как составную часть педагогической деятельности, для их регистрации может быть использован стандартный классный журнал. В графе «Другие виды работ» отмечается проведение каких-либо дополнительных работ, не вошедших в основной перечень видов деятельности, или таких, которые отражают специфические для данного вида образовательного учреждения особенности: региональные, конфессиональные (религиозные), социокультурные или какие-либо другие особенности образовательной среды. В месячном и годовом статистическом отчете для подобных видов работ должны быть предусмотрены графы «Участие в общих мероприятиях образовательного учреждения...» и «Другие виды работ». При неявке на прием к психологу (на проведение обследования, индивидуальное занятие, консультацию и т.п.) одного ребенка/взрослого или, соответственно, группы детей/ взрослых по независящим от психолога обстоятельствам во всей соответствующей строке регистрационного раздела, посвященной данному субъекту деятельности, в графе «Вид и форма деятельности» делается запись: «Неявка» (вариант: «не явились»). Сам факт выделения места и времени, подготовки и ожидания специалистом неявившихся клиентов следует рассматривать как проведенную единицу работ и учитывать при подведении итогов за месяц/год. Подобная несостоявшаяся работа требует тем не менее отдельной регистрации и оценки. Так, в статистических отчетах ее можно отмечать в соответствующих разделах через косую черту. Например, в случае неявки детей и взрослых на индивидуальную консультацию соответствующий раздел отчета примет следующий вид (см. табл. 7). Таблица 7
В данном случае цифры до черты отражают количество проведенных консультаций детей и взрослых, а после - количество неявок на консультацию. При значительном числе неявок к психологу методисту службы следует обратить внимание на систему записи к специалисту (если запись производится не самим психологом) и обсудить с психологом возможные причины столь большого количества неявок. По окончании рабочего дня (выполнении всех запланированных на этот день работ) через всю следующую строку проводится горизонтальная черта, а на следующей строке пишется название следующего рабочего дня, как уже указывалось выше. Точно так же регистрируется деятельность психолога в течение недели, месяца, отчетного периода. По окончании текущего периода (недели, месяца) необходимо подсчитать объем выполненной нагрузки за этот период и внести количественные показатели в соответствующие графы статистического отчета на последней странице регистрационного раздела данного месяца. Если психолог посетил урок с целью проведения скрининговой диагностики (например, 18-го октября), можно записать, с каким классом проводится скрининг и что происходило при посещении урока. При анонимности обращения записывается: «Анонимно». Как видно из данного примера, в одном из случаев профконсультации юноша не захотел, чтобы его одноклассники знали, что он прошел подобную консультацию. В графе «Код причины, обращения» приводится кодировка обращений в соответствии с изложенной в «Рабочем журнале психолога образования» [109]. Кружком обведены те обследования, групповые занятия, индивидуальные консультации, протоколы консилиума и т.д., которые не просто зарегистрированы, но описаны в отдельных заключениях, соответствующих журналах, других рабочих документах. Буква «5» в графе «Повторное обследование» напротив имени Иванова Фимы означает, что было проведено динамическое повторное обследование ребенка, который будет обследован на плановом консилиуме (22-го октября), и по результатам динамического обследования составлено заключение. В данном примере для двух детей (Васечкиной Даши и Серова Димы) при проведении консилиума отмечается, что психолог был у них ведущим специалистом и, следовательно, проводил их обследования на данном консилиуме, готовил к нему документацию, вел протокол, писал заключение консилиума и т.п., что и зарегистрировано в журнале.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|