Здавалка
Главная | Обратная связь

Текущая документация и ее ведение



Что такое текущая документация

Составляющими единицами текущей (рабочей) докумен­тации являются:

• документация по планированию деятельности на учебный год и рабочую неделю (месяц);

• регистрационная часть документации (журнал регистрации ви­дов работ);

• регистрационно-содержательная часть (документация по от­дельным видам работ по всем направлениям деятельности пси­холога);

• регистрационно-методическая часть (перечень используемых психологом диагностических методик, тестов, развивающих и коррекционных программ);

• записная книжка психолога (особые даты, личные данные детей)1.

Важным аспектом являются нагрузочные характеристики специалиста. В настоящее время количество детей (других участников образовательного процесса), приходящихся на одну ставку педагога-психолога, еще не определено нормативны­ми актами Министерства образования или региональными управлениями образования.

Исключение составляет Управление образования Самарской области, управления образования некоторых других регио­нов, которые утвердили нагрузку педагога-психолога для раз­личных образовательных учреждений своего региона.

Рекомендуется согласовать подобный норматив деятельно­сти педагога-психолога со своей администрацией. Это явля­ется наиболее важным именно для психолога, работающего в специальных (коррекционных) образовательных учреждени­ях, в специальных (коррекционных) классах обычных школ. Это связано в первую очередь со значительными изменения­ми нормативов времени выполнения отдельных видов работ педагога-психолога, со сложностью его деятельности с раз­личными категориями детей с отклоняющимся развитием.

Основные виды работ педагога-психолога образовательного учреждения и их текущая регистрация

Основным элементом рабочей документации (рабочего жур­нала) является регистрационная часть [105]. В ней должны отражаться все виды деятельности педагога-психолога обра­зовательного учреждения. Объем регистрационного раздела должен быть рассчитан на деятельность психолога в течение учебного года с разбивкой по отчетным периодам (например, месяцам). В конце месячного объема регистрационного раз­дела может быть приведен образец месячного статистическо­го отчета по объему выполненной в данном месяце нагрузки. По регистрируемым показателям текущий месячный отчет полностью идентичен годовому отчету. Это позволяет с мини­мальными затратами составлять отчет по выполненным ме­роприятиям за год, путем суммирования единиц выполнен­ных видов работ за отдельные периоды деятельности специ­алиста.

На каждой странице данного раздела отмечается текущий месяц и неделя. Отдельные рабочие дни недели отмечаются соответствующей текстовой записью (например, Двадцать пятое сентября), производимой на отдельной строке после последней записи предыдущего рабочего дня.

Отдельная строка отводится одному субъекту деятельнос­ти психолога, с которым проводится одно мероприятие. Субъектом регистрации может быть ребенок, его родитель, специалист или группа, часть класса, класс в целом, группа родителей или специалистов. В случае, когда мероприятие проводится с группой или классом, состав которой(-ого) при­веден в содержательно-регистрационной части рабочей доку­ментации, в соответствующей строке раздела отмечается наи­менование (шифр) группы или название класса. Например: «Группа Тр. 4», «2-й «Б» класс» и т.п.

Проведение каждого из указанных в регистрационной ча­сти видов работ отмечается на пересечении соответствующего столбца графы «Виды и формы работ» и строки, отведен­ной для данного субъекта обращения. Факт проведения дан­ной работы психологом регистрируется любым удобным знач­ком: галочкой, крестиком и др.

Перечень видов и форм работ, приведенных в регистрацион­ном разделе, охватывает практически все возможные направле­ния и формы деятельности психолога, которые конкретизируют­ся в регистрационно-содержательной части. Те варианты деятель­ности, которые не конкретизированы в данном перечне, могут с определенностью быть подведены под соответствующие графы либо отражены в столбце «Другие виды работ».

Например, проведение групповых тренингов с родителями детей и подростков может регистрироваться в столбце «Груп­повая коррекционно-развивающая работа», деятельность психолога по профориентации подростков — в столбцах «Ин­дивидуальная консультация» или «Групповая консульта­ция».

Проведение плановых и внеплановых консилиумов сведе­но в единый раздел «Проведение консилиума», а характер последнего определяется соответственно буквами «Пл» (пла­новый) или «Вп» (внеплановый).

В данной рабочей документации педагога-психолога не предусмотрена дальнейшая конкретизация содержания и орга­низации деятельности консилиума образовательного учреж­дения, поскольку по Положению о психолого-медико-педа­гогическом консилиуме образовательного учреждения (письмо Министерства образования РФ № 27/901-6 от 27 марта 2000 г.) для него требуется отдельная документация (в частности, журнал консилиума), а деятельность психолога является лишь составной частью работы консилиума. Соответственно роль психолога в деятельности консилиума может отмечаться не­посредственно в той же графе через косую черточку: только как участие в консилиуме (например, плановом) как «Пл/ У»; организация и проведение консилиума (например, вне­планового) — «Вп/О» .

В графе «Проведение/посещение уроков» отмечается по­сещение уроков с целью уточнения результатов собственной диагностики или использования метода включенного наблю­дения в диагностических целях. В данном случае субъектом деятельности психолога будет весь класс, что и отмечается в соответствующей графе регистрационного раздела. Непосред­ственное проведение уроков в стандартном режиме (в част­ности, проведение уроков психологии) в настоящем разделе лишь регистрируется как факт деятельности психолога. По­скольку проведение уроков психологии можно рассматри­вать как составную часть педагогической деятельности, для их регистрации может быть использован стандартный класс­ный журнал.

В графе «Другие виды работ» отмечается проведение каких-либо дополнительных работ, не вошедших в основ­ной перечень видов деятельности, или таких, которые отра­жают специфические для данного вида образовательного уч­реждения особенности: региональные, конфессиональные (ре­лигиозные), социокультурные или какие-либо другие особенности образовательной среды. В месячном и годовом статистическом отчете для подобных видов работ должны быть предусмотрены графы «Участие в общих мероприя­тиях образовательного учреждения...» и «Другие виды работ».

При неявке на прием к психологу (на проведение обсле­дования, индивидуальное занятие, консультацию и т.п.) од­ного ребенка/взрослого или, соответственно, группы детей/ взрослых по независящим от психолога обстоятельствам во всей соответствующей строке регистрационного раздела, по­священной данному субъекту деятельности, в графе «Вид и форма деятельности» делается запись: «Неявка» (вариант: «не явились»). Сам факт выделения места и времени, подго­товки и ожидания специалистом неявившихся клиентов сле­дует рассматривать как проведенную единицу работ и учиты­вать при подведении итогов за месяц/год. Подобная несостоявшаяся работа требует тем не менее отдельной регистрации и оценки. Так, в статистических отчетах ее можно отмечать в соответствующих разделах через косую черту. Например, в случае неявки детей и взрослых на индивидуальную консуль­тацию соответствующий раздел отчета примет следующий вид (см. табл. 7).

Таблица 7

Проведено индивидуальных консультаций 79/13
Детей     41/4
Взрослых     38/9

 

В данном случае цифры до черты отражают количество проведенных консультаций детей и взрослых, а после - ко­личество неявок на консультацию.

При значительном числе неявок к психологу методисту службы следует обратить внимание на систему записи к спе­циалисту (если запись производится не самим психологом) и обсудить с психологом возможные причины столь большого количества неявок.

По окончании рабочего дня (выполнении всех запланиро­ванных на этот день работ) через всю следующую строку про­водится горизонтальная черта, а на следующей строке пишет­ся название следующего рабочего дня, как уже указывалось выше. Точно так же регистрируется деятельность психолога в течение недели, месяца, отчетного периода. По окончании текущего периода (недели, месяца) необходимо подсчитать объем выполненной нагрузки за этот период и внести количе­ственные показатели в соответствующие графы статистичес­кого отчета на последней странице регистрационного раздела данного месяца.

Если психолог посетил урок с целью проведения скрининговой диагностики (например, 18-го октября), можно запи­сать, с каким классом проводится скрининг и что происходи­ло при посещении урока.

При анонимности обращения записывается: «Анонимно». Как видно из данного примера, в одном из случаев профконсультации юноша не захотел, чтобы его одноклассники зна­ли, что он прошел подобную консультацию.

В графе «Код причины, обращения» приводится кодировка обращений в соответствии с изложенной в «Рабочем журнале психолога образования» [109]. Кружком обведены те обсле­дования, групповые занятия, индивидуальные консультации, протоколы консилиума и т.д., которые не просто зарегистри­рованы, но описаны в отдельных заключениях, соответству­ющих журналах, других рабочих документах. Буква «5» в графе «Повторное обследование» напротив имени Иванова Фимы означает, что было проведено динамическое повторное обследование ребенка, который будет обследован на плано­вом консилиуме (22-го октября), и по результатам динами­ческого обследования составлено заключение.

В данном примере для двух детей (Васечкиной Даши и Серова Димы) при проведении консилиума отмечается, что психолог был у них ведущим специалистом и, следовательно, проводил их обследования на данном консилиуме, готовил к нему документацию, вел протокол, писал заключение конси­лиума и т.п., что и зарегистрировано в журнале.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.