Здавалка
Главная | Обратная связь

Регистрация содержания деятельности педагога-психолога



Поскольку при проведении углубленного первичного и по­вторного обследования (диагностики) необходимо составление отдельной документации (заключений по результатам пер­вичной, динамической и итоговой диагностики), имеющей соб­ственную технологию создания и собственную структуру, в регистрации содержания деятельности психолога предусмот­рена лишь констатация факта проведения подобного рода работ без конкретизации их содержания.

Регистрация непосредственно содержания деятельности может производиться в отдельном журнале. Однако этот раз­дел может представлять собой и одну из частей общего журна­ла регистрации деятельности (например, как в «Рабочем жур­нале психолога образования» [105]).

В разделе, посвященном регистрации групповых обследо­ваний (диагностики), в том числе скрининговой диагности­ки, в графе «Список (наименование...) » регистрируются фа­милии, имена, отчества (или коды) участников групповой диагностики, если психолог работает с небольшим количе­ством людей (малой группой). Когда групповая диагностика проводится с постоянной группой (например, подготовитель­ной группой детского сада, всеми педагогами школы, целым классом или учебным заведением и т.п.), имеет смысл в этой графе зарегистрировать наименование этой группы (класса) или ее условное обозначение (код).

В графе «Используемые методы» регистрируется наимено­вание методик групповой диагностики. В отдельных случаях в этой графе имеет смысл привести предельно краткое описание (перечисление) основных показателей (шкал) методики. Графа «Наличие отчета» отражает структуру и характер результатов групповой диагностики. Например, при использовании социометрического мониторинга, разработанного специалистами Ярос­лавского центра развития образования, представляемыми отчет­ными материалами являются компьютерные экранные формы и аналитический отчет на бумажных носителях [101].

В текущую (например, месячную) отчетность по данному виду работ включается общее количество групповых обследо­ваний (отдельно проведенных с детьми, их родителями или специалистами) и общее количество участников (соответствен­но детей, родителей, специалистов) групповых обследований за отчетный период.

В разделе, посвященном индивидуальной развивающей и коррекционной работе психолога, графа «Код обратившего­ся» аналогична соответствующей графе регистрационного раздела. Соответственно, в графу «Фамилия. Имя ребенка/ взрослого» могут быть занесены как личные данные обра­тившихся, так и их коды. В обязательном порядке необходи­мо в этой же графе отмечать возраст клиентов.

Даты проведения индивидуальных занятий с ребенком или взрослым отмечаются в соответствующих столбцах раздела «Даты занятий». Характер регистрации этих занятий (в том числе и неявки на занятия) полностью соответствует регистра­ции в обычном классном журнале. В конце отчетного периода рекомендуется подсчитать общее количество проведенных инди­видуальных занятий с детьми, их родителями или специалис­тами (другими взрослыми) и перенести полученные результаты в соответствующие графы промежуточного статистического от­чета регистрационной части рабочего журнала.

В соответствующих разделах рабочего журнала регистри­руются групповые развивающие или/и коррекционные заня­тия. В разделе, посвященном групповой коррекционной ра­боте, предусмотрена возможность краткого описания програм­мы занятий с группой. В зависимости от опыта специалиста и целей его работы здесь же возможно привести разбиение программы работы на циклы с кратким уточнением назва­ний и задач циклов. При длительной групповой работе и не­хватке столбцов регистрации дат занятий возможно продол­жение регистрации этой же программы на других страницах этого раздела. В графе «Наименование/код группы и ее со­став» необходимо отметить наименование или код группы, аналогичные регистрационному разделу и полный состав груп­пы (фамилии, имена, отчества или коды ее участников), а также, по возможности, их возраст. Как правило, состав групп не превышает 10—12 человек (в противном случае работа не может быть достаточно эффективной). Этому соответствует количество строк, отведенных на отдельные программы. Каж­дое занятие и состав его участников последовательно отмеча­ются в соответствующих столбцах графы «Даты занятий» с указанием дат (в отличие от аналогичной регистрации пре­дыдущего раздела индивидуальной работы, где даты занятий каждого месяца уже имеются). Для оценки результативности (динамики) групповой работы за определенный период (цикл занятий) для каждого участника группы и группы в целом должны быть предусмотрены специальные бланки коррекци­онной работы или динамических заключений.

В конце каждого периода (в данном случае — месяца) пре­дусмотрен раздел статистического отчета по данному виду ра­боты, в котором подсчитывается количество групповых заня­тий с детьми, их родителями и другими взрослыми (специали­стами) отдельно. Для этого необходимо лишь суммировать все столбики для каждой группы детей, родителей и специалис­тов. Также оценивается количество посещений групповых за­нятий каждой категорией клиентов. Общее количество чело­веко-занятий определяется простым суммированием всех от­меченных клеточек (дней занятий), когда групповые занятия посещали дети, их родители или специалисты. Общее число посещений определяется суммированием всех трех цифр.

В отчете по индивидуальной консультационной деятельно­сти психолога должны быть зарегистрированы все индивиду­альные консультации. В графе «Фамилия консультируемо­го» могут быть зарегистрированы как личные данные ребен­ка или взрослого и их возраст, так и их коды (при анонимном обращении). В случае использования личных данных в графе «Категория консультируемого» необходимо отметить код категории консультируемого [подробнее см. 105]. В графе «Ха­рактер консультации... » отражается краткое содержание консультации, ее основная тематика. Графа «Примечание» служит для регистрации личных заметок и наблюдений пси­холога по поводу клиента и самой консультации. Для удоб­ства регистрации и текущего (месячного) анализа этого вида работ может быть предусмотрена соответствующая строка в конце каждой страницы. Количество индивидуальных кон­сультаций детей и взрослых подсчитывается отдельно по каж­дой категории консультируемых. Полученные результаты дол­жны совпадать с аналогичными в регистрационном разделе.

Как показывает практика, это удобно для составления ана­литического отчета по результатам работы.

В разделе «Групповые консультации» конкретизируется содержание групповых консультаций и семинаров для всех категорий слушателей (детей/подростков, родителей или спе­циалистов). Отличием данного вида работ от уроков психоло­гии для детей и подростков является отсутствие строгой пе­риодичности и поурочного планирования.

В графе «Тема групповых консультаций...» регистриру­ется только тема без раскрытия содержания. Запись содержа­ния каких-либо занятий является отдельным направлением методической работы психолога. В графе «Категория слуша­телей» не требуется перечисления фамилий, а только регист­рируется непосредственно категория (например, дети, роди­тели, специалисты); количество участников консультации или семинара отмечается в соответствующей графе страницы.

К групповым консультациям или семинарам по согласова­нию с администрацией образовательного учреждения может быть отнесена работа с родителями (в рамках родительского собра­ния) или со специалистами (на педсоветах и других подобных мероприятиях) в том случае, когда проведение таких видов ра­бот психолога отражено в тематическом планировании в рам­ках указанных мероприятий образовательного учреждения.

Текущий (месячный) анализ данного вида работ может быть проведен в том же виде, что и для индивидуальных консуль­таций, с той разницей, что в данном случае не имеет смысла регистрировать общее количество слушателей каждой кате­гории, а только непосредственно количество проведенных консультаций или семинаров.

В разделе рекомендуемой документации отмечаются те виды работ, которые не вошли в предлагаемый перечень. К ним могут быть отнесены специфические мероприятия психоло­га, носящие региональный, конфессиональный (религиозный), национальный или этнический характер. Для этого предус­мотрена предельно открытая форма, где регистрируется только «Дата проведения», «Категория участников» и «Число участников», а также «Наименование и характер рабо­ты специалиста» без определения конкретного объема дея­тельности психолога. Объем такого вида работ может быть оценен только по общему количеству единиц их проведения и по временным затратам на их проведение (в соответствии с усредненными нормативами выполнения отдельных видов работ, приведенных в Приложении 2 для различных катего­рий детей с отклонениями в развитии).

Точно так же возможна дополнительная регистрация данных о ребенке (рекомендуемая документация) в условиях деятельно­сти психолога в качестве ведущего специалиста ПМПК (в соот­ветствии с Положением о деятельности психолого-медико-педа­гогического консилиума образовательного учреждения). Для этого предусмотрен раздел «Записная книжка». В ней фиксируются основные данные тех детей, которые находятся под специаль­ным наблюдением психолога. Поскольку, как уже отмечалось, все дети, обучающиеся в системе специального образования, в той или иной степени нуждаются в пристальном наблюдении и психологическом сопровождении, необходимо либо согласовать с администрацией уменьшение общего количества детей, курируе­мых психологом, либо, по согласованию в первую очередь со спе­циалистами школьного консилиума и с классными руководите­лями, отобрать наиболее сложных детей, более других нуждаю­щихся в специализированной помощи. Естественно, что подобное решение в том или ином виде должно быть отмечено в докумен­тах консилиума. Помимо основных данных, в записной книжке отмечаются данные о тех специалистах вспомогательного плана, которые проводят работу с ребенком. Это позволяет психологу осуществлять свою координирующую роль.

Дополнительным разделом является регистрация инстру­ментально-методического обеспечения деятельности психо­лога. В разделе отражаются имеющиеся в активе психолога методики (тесты), а также развивающие и коррекционные программы. Основная задача — оценить кругозор и опыт пси­холога в овладении основными инструментами профессиональ­ной деятельности, владение методической и научной литера­турой. В данном разделе лишь регистрируются наименова­ния методик, но не приводятся их описания. Последние имеет смысл комплектовать в отдельные папки (блоки).

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.