Регистрация содержания деятельности педагога-психолога
Поскольку при проведении углубленного первичного и повторного обследования (диагностики) необходимо составление отдельной документации (заключений по результатам первичной, динамической и итоговой диагностики), имеющей собственную технологию создания и собственную структуру, в регистрации содержания деятельности психолога предусмотрена лишь констатация факта проведения подобного рода работ без конкретизации их содержания. Регистрация непосредственно содержания деятельности может производиться в отдельном журнале. Однако этот раздел может представлять собой и одну из частей общего журнала регистрации деятельности (например, как в «Рабочем журнале психолога образования» [105]). В разделе, посвященном регистрации групповых обследований (диагностики), в том числе скрининговой диагностики, в графе «Список (наименование...) » регистрируются фамилии, имена, отчества (или коды) участников групповой диагностики, если психолог работает с небольшим количеством людей (малой группой). Когда групповая диагностика проводится с постоянной группой (например, подготовительной группой детского сада, всеми педагогами школы, целым классом или учебным заведением и т.п.), имеет смысл в этой графе зарегистрировать наименование этой группы (класса) или ее условное обозначение (код). В графе «Используемые методы» регистрируется наименование методик групповой диагностики. В отдельных случаях в этой графе имеет смысл привести предельно краткое описание (перечисление) основных показателей (шкал) методики. Графа «Наличие отчета» отражает структуру и характер результатов групповой диагностики. Например, при использовании социометрического мониторинга, разработанного специалистами Ярославского центра развития образования, представляемыми отчетными материалами являются компьютерные экранные формы и аналитический отчет на бумажных носителях [101]. В текущую (например, месячную) отчетность по данному виду работ включается общее количество групповых обследований (отдельно проведенных с детьми, их родителями или специалистами) и общее количество участников (соответственно детей, родителей, специалистов) групповых обследований за отчетный период. В разделе, посвященном индивидуальной развивающей и коррекционной работе психолога, графа «Код обратившегося» аналогична соответствующей графе регистрационного раздела. Соответственно, в графу «Фамилия. Имя ребенка/ взрослого» могут быть занесены как личные данные обратившихся, так и их коды. В обязательном порядке необходимо в этой же графе отмечать возраст клиентов. Даты проведения индивидуальных занятий с ребенком или взрослым отмечаются в соответствующих столбцах раздела «Даты занятий». Характер регистрации этих занятий (в том числе и неявки на занятия) полностью соответствует регистрации в обычном классном журнале. В конце отчетного периода рекомендуется подсчитать общее количество проведенных индивидуальных занятий с детьми, их родителями или специалистами (другими взрослыми) и перенести полученные результаты в соответствующие графы промежуточного статистического отчета регистрационной части рабочего журнала. В соответствующих разделах рабочего журнала регистрируются групповые развивающие или/и коррекционные занятия. В разделе, посвященном групповой коррекционной работе, предусмотрена возможность краткого описания программы занятий с группой. В зависимости от опыта специалиста и целей его работы здесь же возможно привести разбиение программы работы на циклы с кратким уточнением названий и задач циклов. При длительной групповой работе и нехватке столбцов регистрации дат занятий возможно продолжение регистрации этой же программы на других страницах этого раздела. В графе «Наименование/код группы и ее состав» необходимо отметить наименование или код группы, аналогичные регистрационному разделу и полный состав группы (фамилии, имена, отчества или коды ее участников), а также, по возможности, их возраст. Как правило, состав групп не превышает 10—12 человек (в противном случае работа не может быть достаточно эффективной). Этому соответствует количество строк, отведенных на отдельные программы. Каждое занятие и состав его участников последовательно отмечаются в соответствующих столбцах графы «Даты занятий» с указанием дат (в отличие от аналогичной регистрации предыдущего раздела индивидуальной работы, где даты занятий каждого месяца уже имеются). Для оценки результативности (динамики) групповой работы за определенный период (цикл занятий) для каждого участника группы и группы в целом должны быть предусмотрены специальные бланки коррекционной работы или динамических заключений. В конце каждого периода (в данном случае — месяца) предусмотрен раздел статистического отчета по данному виду работы, в котором подсчитывается количество групповых занятий с детьми, их родителями и другими взрослыми (специалистами) отдельно. Для этого необходимо лишь суммировать все столбики для каждой группы детей, родителей и специалистов. Также оценивается количество посещений групповых занятий каждой категорией клиентов. Общее количество человеко-занятий определяется простым суммированием всех отмеченных клеточек (дней занятий), когда групповые занятия посещали дети, их родители или специалисты. Общее число посещений определяется суммированием всех трех цифр. В отчете по индивидуальной консультационной деятельности психолога должны быть зарегистрированы все индивидуальные консультации. В графе «Фамилия консультируемого» могут быть зарегистрированы как личные данные ребенка или взрослого и их возраст, так и их коды (при анонимном обращении). В случае использования личных данных в графе «Категория консультируемого» необходимо отметить код категории консультируемого [подробнее см. 105]. В графе «Характер консультации... » отражается краткое содержание консультации, ее основная тематика. Графа «Примечание» служит для регистрации личных заметок и наблюдений психолога по поводу клиента и самой консультации. Для удобства регистрации и текущего (месячного) анализа этого вида работ может быть предусмотрена соответствующая строка в конце каждой страницы. Количество индивидуальных консультаций детей и взрослых подсчитывается отдельно по каждой категории консультируемых. Полученные результаты должны совпадать с аналогичными в регистрационном разделе. Как показывает практика, это удобно для составления аналитического отчета по результатам работы. В разделе «Групповые консультации» конкретизируется содержание групповых консультаций и семинаров для всех категорий слушателей (детей/подростков, родителей или специалистов). Отличием данного вида работ от уроков психологии для детей и подростков является отсутствие строгой периодичности и поурочного планирования. В графе «Тема групповых консультаций...» регистрируется только тема без раскрытия содержания. Запись содержания каких-либо занятий является отдельным направлением методической работы психолога. В графе «Категория слушателей» не требуется перечисления фамилий, а только регистрируется непосредственно категория (например, дети, родители, специалисты); количество участников консультации или семинара отмечается в соответствующей графе страницы. К групповым консультациям или семинарам по согласованию с администрацией образовательного учреждения может быть отнесена работа с родителями (в рамках родительского собрания) или со специалистами (на педсоветах и других подобных мероприятиях) в том случае, когда проведение таких видов работ психолога отражено в тематическом планировании в рамках указанных мероприятий образовательного учреждения. Текущий (месячный) анализ данного вида работ может быть проведен в том же виде, что и для индивидуальных консультаций, с той разницей, что в данном случае не имеет смысла регистрировать общее количество слушателей каждой категории, а только непосредственно количество проведенных консультаций или семинаров. В разделе рекомендуемой документации отмечаются те виды работ, которые не вошли в предлагаемый перечень. К ним могут быть отнесены специфические мероприятия психолога, носящие региональный, конфессиональный (религиозный), национальный или этнический характер. Для этого предусмотрена предельно открытая форма, где регистрируется только «Дата проведения», «Категория участников» и «Число участников», а также «Наименование и характер работы специалиста» без определения конкретного объема деятельности психолога. Объем такого вида работ может быть оценен только по общему количеству единиц их проведения и по временным затратам на их проведение (в соответствии с усредненными нормативами выполнения отдельных видов работ, приведенных в Приложении 2 для различных категорий детей с отклонениями в развитии). Точно так же возможна дополнительная регистрация данных о ребенке (рекомендуемая документация) в условиях деятельности психолога в качестве ведущего специалиста ПМПК (в соответствии с Положением о деятельности психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения). Для этого предусмотрен раздел «Записная книжка». В ней фиксируются основные данные тех детей, которые находятся под специальным наблюдением психолога. Поскольку, как уже отмечалось, все дети, обучающиеся в системе специального образования, в той или иной степени нуждаются в пристальном наблюдении и психологическом сопровождении, необходимо либо согласовать с администрацией уменьшение общего количества детей, курируемых психологом, либо, по согласованию в первую очередь со специалистами школьного консилиума и с классными руководителями, отобрать наиболее сложных детей, более других нуждающихся в специализированной помощи. Естественно, что подобное решение в том или ином виде должно быть отмечено в документах консилиума. Помимо основных данных, в записной книжке отмечаются данные о тех специалистах вспомогательного плана, которые проводят работу с ребенком. Это позволяет психологу осуществлять свою координирующую роль. Дополнительным разделом является регистрация инструментально-методического обеспечения деятельности психолога. В разделе отражаются имеющиеся в активе психолога методики (тесты), а также развивающие и коррекционные программы. Основная задача — оценить кругозор и опыт психолога в овладении основными инструментами профессиональной деятельности, владение методической и научной литературой. В данном разделе лишь регистрируются наименования методик, но не приводятся их описания. Последние имеет смысл комплектовать в отдельные папки (блоки).
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|