Здавалка
Главная | Обратная связь

Что такое отчетная документация



Отчетная документация педагога-психолога образователь­ного учреждения, в том числе специального психолога, пред­ставляет систему содержательного анализа деятельности по всем направлениям, предусмотренным Положением о службе практической психологии в образовании.

Составляющими единицами отчетной документации яв­ляются:

1. Текущая отчетная документация.

(Первичное заключение по результатам индивидуального или груп­пового обследования участника(ов) образовательного процесса; промежуточное (динамическое) заключение; итоговое заключение по результатам деятельности педагога-психолога; листы индиви­дуальной и групповой коррекционно-развивающей работы.)

2. Промежуточная отчетность.

(Статистико-аналитическая отчетность с кратким анализом полу­ченных показателей деятельности педагога-психолога за отчетный период, принятый в данном образовательном учреждении.)

3. Итоговая отчетность.

(Развернутый аналитический отчет педагога-психолога за учебный год в соответствии с утвержденным на год перспективным планом.)

Основным отчетным периодом по всем видам деятельнос­ти психолога имеет смысл считать месяц. Практика показыва­ет, что это удобно и для деятельности самого психолога, и для образовательного учреждения. В особенности это представляет удобство для образовательных центров, учреждений интернат­ного типа. Отчетным может стать и какой-либо другой период, принятый в данном образовательном учреждении.

Таким образом, все материалы могут быть систематизи­рованы с учетом месячного/недельного интервала деятель­ности психолога. Для психолога, работающего в условиях коррекционного учреждения интернатного типа (в том числе детского дома), должна быть предусмотрена возможность регистрации собственной деятельности и в другие рабочие дни.

В конце каждого периода по всем видам работ рекоменду­ется заполнять стандартизированную форму статистической отчетности. Форма периодической отчетности должна соот­ветствовать форме статистической отчетности за весь учеб­ный год. Это позволяет специалисту с минимальными вре­менными затратами составить статистический отчет за год.

Текущая отчетность представляет в первую очередь заклю­чения по результатам консультативно-диагностической рабо­ты, оформляемые специалистом непосредственно после проведения консультации и диагностики участников образова­тельного процесса. Кроме того, к текущей отчетности следует отнести периодическую оценку динамики проводимых раз­вивающих или коррекционных мероприятий. Подобная оцен­ка может отражаться как в специальных бланках для прове­дения индивидуальной или групповой работы, так и в крат­ких аналитических отчетах по результатам отдельных циклов, тематических разделов занятий и т.п. Полнота и объем текуще­го анализа определяются особенностями деятельности специа­листа (например, особенностями консультаций, включением в структуру консультационного процесса элементов психотерапии или психотерапевтическая направленность деятельности пси­холога-консультанта в целом), а также профилем и отчасти типом образовательного учреждения.

В свою очередь, заключения по результатам диагности­ческого обследования можно разделить по следующим видам:

• заключение по результатам индивидуального обследования ре­бенка, членов его семьи (неотъемлемой частью такого исследо­вания является оценка родительско-детских отношений, даже если для этого не используется каких-либо специальных мето­дик исследования), педагогических работников;

• заключение по результатам групповой диагностики.

В рамках индивидуального обследования можно говорить о первичном (углубленном) обследовании, динамическом и итоговом индивидуальных обследованиях (см. раздел II).

Групповая диагностика может проводиться как в форме отдельных диагностических мероприятий (например, оценка психологической готовности детей к школьному обучению, психологический анализ адаптации группы детей (всего клас­са) к переходу в среднюю школу и т.п.), так и в структуре специально организованной программы мониторингового типа. К таким программам относится, например, проведение мони­торинговых социометрических исследований, включенных в отдельных регионах в деятельность педагога-психолога в качестве обязательного ее компонента. Подобный вид деятель­ности требует особой оценки и анализа и, соответственно, дол­жен быть отражен в текущей документации специалиста.

Следует выделить также такие формы текущей отчетности специалиста, как заключения (отчет) по промежуточным и итоговым результатам индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы.

Как уже отмечалось, текущая отчетность по результатам проведения развивающей или коррекционной работы может быть представлена как в виде бланков регистрации коррекционно-развивающей работы с оценкой эффективности про­водимых мероприятий, так и в виде кратких аналитических отчетов (промежуточных и итоговых).

Аналитическим отчетом за период деятельности психолога в первую очередь следует считать годовой отчет о проведенной рабо­те. Промежуточные (например, месячные) отчеты следует рассмат­ривать лишь в статистическом виде. В то же время в некоторых образовательных учреждениях (например, в ППМС-центрах, струк­турных подразделениях при управлениях образования, отдельных ПМПК) может потребоваться аналитическая справка за другие периоды деятельности психолога (полугодие, четверть и т.п.). В любом случае необходимость аналитического отчета по результа­там деятельности психолога за периоды, меньшие, чем учебный год, следует рассматривать как особые требования, предъявляе­мые администрацией образовательного учреждения.

Несмотря на наличие в литературе многочисленных блан­ков различных видов заключений и отчетов [см. 56; 77; 94; 97; 105], мы не считаем необходимым для психолога обязательное использование жестких структурированных схем заключений. Подобные схемы бланков нужны лишь при отсутствии у пси­холога достаточного опыта. Точно так же следует доверять про­фессиональной компетенции специалиста при отражении в отчетной документации результатов выполнения ребенком или взрослым отдельных психологических методик или тестов. Нам кажется вполне допустимым, чтобы в структуре заключения не было отражено, с помощью каких методик или тестов был получен тот или иной результат.

Следует также отметить, что отчетная документация (заклю­чения по результатам обследования, аналитические отчеты) является внешним документом (в отличие от непосредственно­го протокола обследования, который следует рассматривать как исключительно внутренний документ и который является лич­ной конфиденциальной документацией специалиста). К внеш­ней отчетной документации имеют право доступа, по крайней мере, специалисты, непосредственно работающие с данным ре­бенком или взрослым клиентом психолога. С этим связано требование обобщенного описательного характера отчетной документации, в которой, с одной стороны, приводятся все данные, необходимые для оценки состояния ребенка, понима­ния его проблем или проблем его семьи, с другой — подобные сведения должны быть представлены так, чтобы не нарушать конфиденциальность клиента при ознакомлении с ними дру­гих специалистов. При этом отчетная документация должна быть написана понятным для представителей других профес­сий языком и не должна содержать сложные, непонятные для специалистов другого профиля термины.

Составление отчетов за текущий период и учебный год

Статистико-аналитическая справка за текущий отчетный период

Как отмечается в проекте, подготовленном отделом прак­тической психологии и охраны здоровья Министерства обра­зования РФ, за текущий отчетный период, принятый в дан­ном образовательном учреждении и/или определенный для психолога по согласованию с администрацией, не требуется развернутого аналитического отчета о проделанной работе, но нужна краткая статистико-аналитическая справка. По­скольку в проекте не уточняется, какой анализ (помимо ста­тистической справки) необходим в этом случае, позволим себе привести некоторые соображения по этому поводу примени­тельно к деятельности психолога в системе специального об­разования.

На наш взгляд, в рамках подобного краткого анализа не­обходимо отметить следующее:

изменения в контингенте детей (если таких изменений не про­изошло — ничего писать не надо);

 

Таблица 9







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.