Здавалка
Главная | Обратная связь

Составление годового аналитического отчета



В итоговом аналитическом отчете должны быть отражены все виды деятельности специалиста в соответствии с планом работы. По каждой части должны быть приведены статисти­ческие данные и анализ результатов.

При написании итогового отчета, анализируя выполнение поставленных задач, педагог-психолог, помимо приведенной статистики и ее анализа, должен указать то, что не получи­лось, какие затруднения, проблемы перед ним возникли, что должно стать целями и задачами следующего учебного года. Таким образом, исходя из анализа возникших проблем, с уче­том новых инструментально-методических средств, которы­ми овладел психолог за отчетный период, прописываются задачи и перспективы работы на новый учебный год.

В целом итоговый аналитический отчет за учебный год со­ставляется в свободной форме. В нем должны быть отражены следующие позиции, включая необходимые количественные показатели по видам работ:

1. Общие итоги реализации (как содержательного, так и организа­ционного характера) психологических программ в соответствии с целями и задачами данного образовательного учреждения на текущий учебный год.

2. Общие итоги реализации психологической помощи (сопровож­дения) детям с трудностями обучения, трудностями (особенно­стями) адаптации к учебному процессу, образовательной среде в целом, к коллективу сверстников.

Объем и способы решения задач, определенных в разделе пер­спективного планирования (по видам деятельности педагога-психолога).

Общая характеристика групп детей, отдельных категорий де­тей, с которыми педагог-психолог работал в течение учебного года.

Общая характеристика педагогических работников, админист­рации, других категорий участников образовательного процес­са, родителей, с которыми в течение учебного года проводи­лась работа психолога (по видам деятельности). Эффективность и результативность проводимых видов работ (по группам и категориям детей, группам и категориям других участников образовательного процесса и родителей). Уровень реализации целей и задач, лежащих в основе перспек­тивного планирования по отношению к запланированному. Уровень реализации отдельных видов работ, отраженных в го­довом перспективном планировании, по отношению к запла­нированному.

9. Проблемы, возникшие в результате выполнения отдельных ви­дов работ педагога-психолога.

10. Необходимые для дальнейшей реализации поставленных це­лей и задач организационно-методические мероприятия, пер­спективы дальнейшей работы.

11. Новые инструментально-методические средства, которыми ов­ладел педагог-психолог за отчетный период (диагностические методы и методики, коррекционно-развивающие программы, использование новых дидактических средств).

12. Собственные авторские программы (диагностическо-констультационной, коррекционно-развивающей, организационно-ме­тодической деятельности), разработанные и апробированные (находящиеся в процессе апробации) за отчетный период.

13. Повышение квалификации, переподготовка, отдельные учеб­ные курсы и семинары, стажировка на рабочем месте и т.п. за отчетный период (с представлением соответствующих свиде­тельств, дипломов, сертификатов), в том числе незаконченное повышение квалификации, переподготовка и т.п.

14. Предварительное перспективное планирование деятельности на следующий учебный год (по направлениям деятельности или в рамках какого-либо планируемого проекта).

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данном пособии раскрыты основные направления и техно­логии работы педагога-психолога в системе специального обра­зования. Какое бы образование ни имел психолог — в специ­альных (коррекционных) образовательных учреждениях он обя­зательно приобретает квалификацию «специальный психолог». А в качестве своей основной деятельности — организует и ока­зывает специализированную психологическую помощь детям с различными вариантами отклоняющегося развития. С учетом этого и представлено содержание и организация деятельности такого специалиста.

Именно под углом зрения реальной практики специализи­рованной помощи в системе специального образования пред­ставлены такие традиционные направления деятельности пси­холога, как диагностическое, коррекционное, консультаци­онное, организационно-методическое.

Большое значение в деятельности психолога имеет плани­рование собственной деятельности и ведение текущей и от­четной документации. Это направление работы психолога позволяет четко структурировать его деятельность, придает законченность и стройность его работе. Именно четкое пла­нирование деятельности, разделение планирования на перс­пективное (отражающее основные направления работы всего учреждения) и текущее (непосредственное планирование соб­ственной деятельности), дает возможность своевременно и чет­ко поставить задачи работы, определить наиболее эффектив­ные направления их решения, минимизировать затраты сил и времени специалиста.

Точно так же важным для работы психолога является распределение времени и приблизительная ориентация на вре­менные нормативы выполнения различных видов работ. Ори­ентация психолога на «средне-лучший» норматив позволяет не только технологично построить собственную деятельность, но и, пожалуй, определить объемы выполняемых работ. Пос­леднее оказывается чрезвычайно важным в свете тех взглядов и не всегда обоснованных требований, которые предъявляют­ся к психологической деятельности руководством образователь­ных учреждений, методическими службами образования. Со­вершенно очевидно, что подобная технология анализа времен­ных затрат и объема выполняемых работ в значительной степени зависит от варианта отклоняющегося развития, типа и вида коррекционного учреждения образования. Нам не уда­лось провести исследования и определить ориентировочные нормативы выполнения отдельных работ психолога для всех категорий детей с отклонениями в развитии и трудностями обучения. Но для некоторых категорий детей такие времен­ные нормативы были получены в рамках научно-исследова­тельского гранта, предоставленного Министерством образова­ния Российской Федерации. Эти нормативы приведены в При­ложении 2.

Эффективность психологической деятельности определя­ется тем, насколько четко специалист придерживается еди­ных теоретических и методологических позиций. Это отно­сится не только к декларируемой приверженности той или иной теории, той или иной методологии, но и к тому, как эта теоретико-методологическая позиция преломляется в конк­ретной диагностической, коррекционной и консультативной деятельности. Именно с этой точки зрения представлены все направления деятельности психолога. Такой подход позволя­ет говорить именно о психологических технологиях диагнос­тической, консультативной, коррекционно-развивающей и организационно-методической работы специального психоло­га, позволяющих эффективно распределять усилия, время, методические средства.

Центральным понятием в деятельности психолога, тем бо­лее специального психолога, на наш взгляд, является поня­тие психологического диагноза. С нашей точки зрения, сейчас, когда определились контуры того истинно психологического диагноза, о котором мечтал еще Л.С. Выготский, можно го­ворить о специальной психологии как о самостоятельной области психологической деятельности, отрасли психологичес­кой науки.

Много внимания в пособии уделено междисциплинарному характеру работы специального психолога, его координиру­ющей роли в рамках внеучебной специализированной помо­щи ребенку. В настоящее время это наиболее корректный и эффективный путь сопровождения ребенка с ограниченными возможностями адаптации. В междисциплинарных техноло­гиях принцип комплексности преобразовывается в принцип «каждый специалист — в определенной последовательности, в определенное время». В этой ситуации именно психолог становится координатором работы с семьей проблемного ре­бенка. Таким образом, основной идеей пособия является по­нимание деятельности психолога как комплексной техноло­гии, обладающей качественным своеобразием и четкой струк­турой.

Однако до сих пор существует и большое количество нере­шенных проблем. Остается не до конца решенной проблема терминологической адекватности, которая касается не толь­ко дефиниций в отношении тех или иных наименований раз­личных категорий детей. Точно такая же проблема существу­ет практически во всех составляющих деятельности специаль­ного психолога — диагностической, консультационной и т.д. Мы попытались в настоящем пособии хотя бы частично отве­тить на некоторые вопросы терминологии.

Наиболее сложной для психолога специального образова­ния является проблема организации коррекционно-развива­ющей работы. До сих пор не определены основные техноло­гии подобной деятельности, практически отсутствуют лицен­зированные и утвержденные Министерством образования программы такой вспомогательной по отношению к обуче­нию работы. Те области коррекционной и развивающей рабо­ты, на которые традиционно ориентируют психолога, на наш взгляд, в значительной степени сужают, обедняют его воз­можности как одного из специалистов образовательного про­странства. В настоящем пособии мы попытались показать, насколько может быть расширена и наполнена реальным со­держанием коррекционная работа специального психолога.

Точно так же остается нерешенной проблема реального воплощения на практике уже существующих теоретико-ме­тодологических представлений о психолого-педагогическом сопровождении ребенка, нуждающегося в специализированной помощи со стороны как психолога, так и других специа­листов вспомогательного (внеурочного) плана — врачей, ло­гопедов, социальных педагогов и др. Мы постарались в дан­ной работе привести общие подходы, основную, на наш взгляд, методологию этой новой образовательной технологии. В то же время конкретное воплощение в практике специального образования, выделение строгих критериев и показателей со­провождения как основной технологии деятельности специа­листов еще ждет своих исследователей.

Таким образом, в работе ставится больше вопросов и про­блем, чем дается ответов. Это одно из первых, как нам ка­жется, достаточно методологически обеспеченных и техноло­гичных пособий, касающееся наиболее сложной и ответствен­ной области психологической деятельности — работы с детьми с ограниченными возможностями адаптации в системе спе­циального образования.

Авторы надеются, что представленные в книге подходы и практические технологии работы будут полезны и смогут быть использованы в практической деятельности психологов раз­личных направлений.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.