Составление годового аналитического отчета
В итоговом аналитическом отчете должны быть отражены все виды деятельности специалиста в соответствии с планом работы. По каждой части должны быть приведены статистические данные и анализ результатов. При написании итогового отчета, анализируя выполнение поставленных задач, педагог-психолог, помимо приведенной статистики и ее анализа, должен указать то, что не получилось, какие затруднения, проблемы перед ним возникли, что должно стать целями и задачами следующего учебного года. Таким образом, исходя из анализа возникших проблем, с учетом новых инструментально-методических средств, которыми овладел психолог за отчетный период, прописываются задачи и перспективы работы на новый учебный год. В целом итоговый аналитический отчет за учебный год составляется в свободной форме. В нем должны быть отражены следующие позиции, включая необходимые количественные показатели по видам работ: 1. Общие итоги реализации (как содержательного, так и организационного характера) психологических программ в соответствии с целями и задачами данного образовательного учреждения на текущий учебный год. 2. Общие итоги реализации психологической помощи (сопровождения) детям с трудностями обучения, трудностями (особенностями) адаптации к учебному процессу, образовательной среде в целом, к коллективу сверстников. Объем и способы решения задач, определенных в разделе перспективного планирования (по видам деятельности педагога-психолога). Общая характеристика групп детей, отдельных категорий детей, с которыми педагог-психолог работал в течение учебного года. Общая характеристика педагогических работников, администрации, других категорий участников образовательного процесса, родителей, с которыми в течение учебного года проводилась работа психолога (по видам деятельности). Эффективность и результативность проводимых видов работ (по группам и категориям детей, группам и категориям других участников образовательного процесса и родителей). Уровень реализации целей и задач, лежащих в основе перспективного планирования по отношению к запланированному. Уровень реализации отдельных видов работ, отраженных в годовом перспективном планировании, по отношению к запланированному. 9. Проблемы, возникшие в результате выполнения отдельных видов работ педагога-психолога. 10. Необходимые для дальнейшей реализации поставленных целей и задач организационно-методические мероприятия, перспективы дальнейшей работы. 11. Новые инструментально-методические средства, которыми овладел педагог-психолог за отчетный период (диагностические методы и методики, коррекционно-развивающие программы, использование новых дидактических средств). 12. Собственные авторские программы (диагностическо-констультационной, коррекционно-развивающей, организационно-методической деятельности), разработанные и апробированные (находящиеся в процессе апробации) за отчетный период. 13. Повышение квалификации, переподготовка, отдельные учебные курсы и семинары, стажировка на рабочем месте и т.п. за отчетный период (с представлением соответствующих свидетельств, дипломов, сертификатов), в том числе незаконченное повышение квалификации, переподготовка и т.п. 14. Предварительное перспективное планирование деятельности на следующий учебный год (по направлениям деятельности или в рамках какого-либо планируемого проекта).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ В данном пособии раскрыты основные направления и технологии работы педагога-психолога в системе специального образования. Какое бы образование ни имел психолог — в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях он обязательно приобретает квалификацию «специальный психолог». А в качестве своей основной деятельности — организует и оказывает специализированную психологическую помощь детям с различными вариантами отклоняющегося развития. С учетом этого и представлено содержание и организация деятельности такого специалиста. Именно под углом зрения реальной практики специализированной помощи в системе специального образования представлены такие традиционные направления деятельности психолога, как диагностическое, коррекционное, консультационное, организационно-методическое. Большое значение в деятельности психолога имеет планирование собственной деятельности и ведение текущей и отчетной документации. Это направление работы психолога позволяет четко структурировать его деятельность, придает законченность и стройность его работе. Именно четкое планирование деятельности, разделение планирования на перспективное (отражающее основные направления работы всего учреждения) и текущее (непосредственное планирование собственной деятельности), дает возможность своевременно и четко поставить задачи работы, определить наиболее эффективные направления их решения, минимизировать затраты сил и времени специалиста. Точно так же важным для работы психолога является распределение времени и приблизительная ориентация на временные нормативы выполнения различных видов работ. Ориентация психолога на «средне-лучший» норматив позволяет не только технологично построить собственную деятельность, но и, пожалуй, определить объемы выполняемых работ. Последнее оказывается чрезвычайно важным в свете тех взглядов и не всегда обоснованных требований, которые предъявляются к психологической деятельности руководством образовательных учреждений, методическими службами образования. Совершенно очевидно, что подобная технология анализа временных затрат и объема выполняемых работ в значительной степени зависит от варианта отклоняющегося развития, типа и вида коррекционного учреждения образования. Нам не удалось провести исследования и определить ориентировочные нормативы выполнения отдельных работ психолога для всех категорий детей с отклонениями в развитии и трудностями обучения. Но для некоторых категорий детей такие временные нормативы были получены в рамках научно-исследовательского гранта, предоставленного Министерством образования Российской Федерации. Эти нормативы приведены в Приложении 2. Эффективность психологической деятельности определяется тем, насколько четко специалист придерживается единых теоретических и методологических позиций. Это относится не только к декларируемой приверженности той или иной теории, той или иной методологии, но и к тому, как эта теоретико-методологическая позиция преломляется в конкретной диагностической, коррекционной и консультативной деятельности. Именно с этой точки зрения представлены все направления деятельности психолога. Такой подход позволяет говорить именно о психологических технологиях диагностической, консультативной, коррекционно-развивающей и организационно-методической работы специального психолога, позволяющих эффективно распределять усилия, время, методические средства. Центральным понятием в деятельности психолога, тем более специального психолога, на наш взгляд, является понятие психологического диагноза. С нашей точки зрения, сейчас, когда определились контуры того истинно психологического диагноза, о котором мечтал еще Л.С. Выготский, можно говорить о специальной психологии как о самостоятельной области психологической деятельности, отрасли психологической науки. Много внимания в пособии уделено междисциплинарному характеру работы специального психолога, его координирующей роли в рамках внеучебной специализированной помощи ребенку. В настоящее время это наиболее корректный и эффективный путь сопровождения ребенка с ограниченными возможностями адаптации. В междисциплинарных технологиях принцип комплексности преобразовывается в принцип «каждый специалист — в определенной последовательности, в определенное время». В этой ситуации именно психолог становится координатором работы с семьей проблемного ребенка. Таким образом, основной идеей пособия является понимание деятельности психолога как комплексной технологии, обладающей качественным своеобразием и четкой структурой. Однако до сих пор существует и большое количество нерешенных проблем. Остается не до конца решенной проблема терминологической адекватности, которая касается не только дефиниций в отношении тех или иных наименований различных категорий детей. Точно такая же проблема существует практически во всех составляющих деятельности специального психолога — диагностической, консультационной и т.д. Мы попытались в настоящем пособии хотя бы частично ответить на некоторые вопросы терминологии. Наиболее сложной для психолога специального образования является проблема организации коррекционно-развивающей работы. До сих пор не определены основные технологии подобной деятельности, практически отсутствуют лицензированные и утвержденные Министерством образования программы такой вспомогательной по отношению к обучению работы. Те области коррекционной и развивающей работы, на которые традиционно ориентируют психолога, на наш взгляд, в значительной степени сужают, обедняют его возможности как одного из специалистов образовательного пространства. В настоящем пособии мы попытались показать, насколько может быть расширена и наполнена реальным содержанием коррекционная работа специального психолога. Точно так же остается нерешенной проблема реального воплощения на практике уже существующих теоретико-методологических представлений о психолого-педагогическом сопровождении ребенка, нуждающегося в специализированной помощи со стороны как психолога, так и других специалистов вспомогательного (внеурочного) плана — врачей, логопедов, социальных педагогов и др. Мы постарались в данной работе привести общие подходы, основную, на наш взгляд, методологию этой новой образовательной технологии. В то же время конкретное воплощение в практике специального образования, выделение строгих критериев и показателей сопровождения как основной технологии деятельности специалистов еще ждет своих исследователей. Таким образом, в работе ставится больше вопросов и проблем, чем дается ответов. Это одно из первых, как нам кажется, достаточно методологически обеспеченных и технологичных пособий, касающееся наиболее сложной и ответственной области психологической деятельности — работы с детьми с ограниченными возможностями адаптации в системе специального образования. Авторы надеются, что представленные в книге подходы и практические технологии работы будут полезны и смогут быть использованы в практической деятельности психологов различных направлений.
ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1 ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|