Здавалка
Главная | Обратная связь

Перечень предлагаемых типологических психологических диагнозов и их кодировка



Предлагаемая типология построена по многоосевому прин­ципу, как и классификация психических и поведенческих расстройств у детей и подростков (международная классифи­кация болезней десятого пересмотра МКБ-10). Основой типо­логии является основной психологический синдром (ось I), соответствующий типологическому анализу отклоняющегося развития, приведенному в наших предыдущих работах, а так­же используемых в практике отдельных регионов страны [97; 118].

Принципиальной особенностью предлагаемой типологии является то, что она в настоящий момент распространяется на ограниченный, но наиболее представленный в психологи­ческой практике возрастной диапазон: от 3-3,5 до 11-12 лет. В более ранних возрастах можно говорить лишь об опреде­ленных тенденциях развития, а для детей старше 11-12 лет даже основные психологические синдромы в определенной степени видоизменяются. В целом следует отметить, что сам типологический психологический диагноз не является раз и навсегда определенным, а обладает характерной динамикой даже для описываемого возрастного диапазона.

В данном варианте предлагаемой типологии мы сочли не­обходимым максимально полно представить наиболее значи­мые показатели психического состояния ребенка, влияющие на характер его адаптации в образовательной среде. К таким дополняющим основные психологические синдромы показате­лям относятся: уровень общего психического тонуса (ось II); особенности функциональной организации мозговых систем (профиль латеральных предпочтений) (ось III).

В таком расширенном виде психологический диагноз на­чинает приближаться к диагнозу развития в том качестве, как его описывал Л.С. Выготский.

Кодировка психологических диагнозов

В соответствии с предлагаемой систематикой отклоняю­щегося развития предусмотрена и соответствующая кодиров­ка. Диагностические коды существуют только для стати­стического анализа и, тем более, сами по себе не могут быть основанием для какого-либо административного решения или определения образовательного маршрута ребенка. Как и в опи­сании МКБ-10, «...коды относятся только к ситуации и про­блемам человека (ребенка) в настоящее время, а не к самому человеку. Они вовсе не подразумевают постоянства и нео­братимости и совершенно не предназначены для навешива­ния ярлыков» [72, 19].

Если специалист оценивает развитие ребенка как соответ­ствующее более чем одному психологическому синдрому, воз­можно использование более чем одного психологического син­дрома и, соответственно, их кодов. В ряде регионов страны такой вариант оценки состояния ребенка и постановки пси­хологического диагноза (заключения психолога) получил на­звание сложный дизонтогенез (в отличие от простого дизонтогенеза, когда состояние ребенка оценивается как единый психологический синдром1 [118]).

Предусмотрена буквенно-цифровая кодировка психологи­ческого диагноза по основным (ось I — основной психологи­ческий синдром — буква и три-четыре знака) и дополнитель­ным показателям (ось II — уровень общего психического то­нуса — один знак; ось III — особенности функциональной организации мозговых систем (профиль латеральных пред­почтений) — один знак).

Для категорий основного психологического синдрома, име­ющего несколько подтипов, предусмотрены дополнительные коды после тире « — ».

При кодировке психологического диагноза предлагается разделение категорий каждой из осей точкой. Степени (груп­пы) выраженности основного психологического синдрома (ось I.) кодируются соответствующим знаком после точки.

Если невозможно определить характер и степень выражен­ности показателей по соответствующим осям — в соответ­ствующих кодах ставится либо прочерк, либо код «х».

Таким образом, код психологического диагноза может быть приведен в общем виде:

{Буква}ХХ-Х.Х. X. X

Подобная кодировка достаточно удобна для использования в компьютерных базах данных, которые все больше распростра­няются в образовательных системах (в частности, в деятель­ности ПМПК как одного из структурных подразделений сис­темы специального образования).







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.