Перечень предлагаемых типологических психологических диагнозов и их кодировка
Предлагаемая типология построена по многоосевому принципу, как и классификация психических и поведенческих расстройств у детей и подростков (международная классификация болезней десятого пересмотра МКБ-10). Основой типологии является основной психологический синдром (ось I), соответствующий типологическому анализу отклоняющегося развития, приведенному в наших предыдущих работах, а также используемых в практике отдельных регионов страны [97; 118]. Принципиальной особенностью предлагаемой типологии является то, что она в настоящий момент распространяется на ограниченный, но наиболее представленный в психологической практике возрастной диапазон: от 3-3,5 до 11-12 лет. В более ранних возрастах можно говорить лишь об определенных тенденциях развития, а для детей старше 11-12 лет даже основные психологические синдромы в определенной степени видоизменяются. В целом следует отметить, что сам типологический психологический диагноз не является раз и навсегда определенным, а обладает характерной динамикой даже для описываемого возрастного диапазона. В данном варианте предлагаемой типологии мы сочли необходимым максимально полно представить наиболее значимые показатели психического состояния ребенка, влияющие на характер его адаптации в образовательной среде. К таким дополняющим основные психологические синдромы показателям относятся: уровень общего психического тонуса (ось II); особенности функциональной организации мозговых систем (профиль латеральных предпочтений) (ось III). В таком расширенном виде психологический диагноз начинает приближаться к диагнозу развития в том качестве, как его описывал Л.С. Выготский. Кодировка психологических диагнозов В соответствии с предлагаемой систематикой отклоняющегося развития предусмотрена и соответствующая кодировка. Диагностические коды существуют только для статистического анализа и, тем более, сами по себе не могут быть основанием для какого-либо административного решения или определения образовательного маршрута ребенка. Как и в описании МКБ-10, «...коды относятся только к ситуации и проблемам человека (ребенка) в настоящее время, а не к самому человеку. Они вовсе не подразумевают постоянства и необратимости и совершенно не предназначены для навешивания ярлыков» [72, 19]. Если специалист оценивает развитие ребенка как соответствующее более чем одному психологическому синдрому, возможно использование более чем одного психологического синдрома и, соответственно, их кодов. В ряде регионов страны такой вариант оценки состояния ребенка и постановки психологического диагноза (заключения психолога) получил название сложный дизонтогенез (в отличие от простого дизонтогенеза, когда состояние ребенка оценивается как единый психологический синдром1 [118]). Предусмотрена буквенно-цифровая кодировка психологического диагноза по основным (ось I — основной психологический синдром — буква и три-четыре знака) и дополнительным показателям (ось II — уровень общего психического тонуса — один знак; ось III — особенности функциональной организации мозговых систем (профиль латеральных предпочтений) — один знак). Для категорий основного психологического синдрома, имеющего несколько подтипов, предусмотрены дополнительные коды после тире « — ». При кодировке психологического диагноза предлагается разделение категорий каждой из осей точкой. Степени (группы) выраженности основного психологического синдрома (ось I.) кодируются соответствующим знаком после точки. Если невозможно определить характер и степень выраженности показателей по соответствующим осям — в соответствующих кодах ставится либо прочерк, либо код «х». Таким образом, код психологического диагноза может быть приведен в общем виде: {Буква}ХХ-Х.Х. X. X Подобная кодировка достаточно удобна для использования в компьютерных базах данных, которые все больше распространяются в образовательных системах (в частности, в деятельности ПМПК как одного из структурных подразделений системы специального образования). ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|