Здавалка
Главная | Обратная связь

ОСЬ III: ОСОБЕННОСТИ ПРОФИЛЯ ЛАТЕРАЛЬНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ



0 Профиль латеральных предпочтений преимущественно правосторонний (по большинству исследуемых проб и при­вычных действий)

1 Профиль латеральных предпочтений преимущественно ле­восторонний (по большинству исследуемых проб и привыч­ных действий)

2 Профиль латеральных предпочтений смешанный

Возможна дальнейшая дифференциация профиля латераль­ных предпочтений. В этом случае может быть добавлен еще один знак.

Примечание. Существует нормативная динамика становле­ния межфункциональной асимметрии. Окончательное становле­ние профиля латеральных предпочтений обычно относится к воз­расту 6,5-8 лет. Именно с этого возраста наличие смешанного типа латеральных предпочтений будет свидетельствовать о сво­еобразии межфункциональных взаимодействий, что, в свою оче­редь, будет осложнять весь ход развития ребенка. Дети более младшего возраста (вплоть до 7 лет) достаточно часто демонст­рируют смешанный тип латеральных предпочтений, что может отражать как нормативное становление функциональных взаи­модействий, так и свидетельствовать об определенных тенден­циях риска формирования атипичного варианта. Более позднее становление функциональной асимметрии скорее свидетель­ствует о специфике формирования межфункциональных взаимо­действий.

 

 

Приложение 2

Примерные нормативы времени выполнения отдельных видов работ педагога-психолога в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях различного вида.

1. Примерное распределение времени выполнения отдельных видов работ педагога-психолога (в минутах) при работе с детьми с нарушениями слуха.

 

Виды работ педагога-психолога Возраст детей (в годах)
  3-5 5-6 6-7 7-8 8-10 10-12 13-17
1.Первичное индивидуальное обследование  
1.1. Выяснение истории развития До 30 До 30 До 35 До 40 До 40 До 45 До 45
1.2. Обследование ребенка* 15x5 15x5 20x3 25x2 25x3 25x3 90-120
1.3. Консультирование родителей 40-50 40-50 45-60 До 80 До 80 До 80 До 90
1.4. Анализ результатов и написание психологического заключения От 40 до 80 мин
1.5. Психологическое обследование взрослого, включая исследование специфики внутрисемейных отношений До 90 минут
2. Повторное индивидуальное обследование
2.1. Повторное (динамическое) обследование ребенка* 15x2 15x2 20x2 20x3 20x3 25x3 До 90
2.2. Повторное консультирование родителей 20-25 20-25 25-30 25-30 До 40 До 40 До 40
2.3. Анализ результатов и написание динамического заключения От 25 до 45 минут

 

3. Групповое диагностическое обследование
3.1. Групповое обследование детей (начиная с 15-летнего возраста при наличии 2-х помощников) До 60 минут    
3.2. Групповое обследование родителей   От 45 до 80 минут  
3.3. Анализ результатов и написание заключения на одного ребёнка   До 30       До 30       До 30       До30                      
3.4. Групповой анализ и заключение 3- 5 часа на группу из 12-15 человек    
4. Консультативная работа  
4.1. Индивидуальное консультирование (не ранее 12-13 лет при овладении психологом жестовой речью   До 45  
4.2. Индивидуальное консультирование родителей 40-60 40-60 40-60 До 60 До60 До 90 До 90
4.3. Индивидуальное консультирование специалистов 15-20 До 30 До 30 30-45 30-45 До 45 До 45
4.4. Групповая консультация родителей (родительское собрание) От 45 до 90 минут
4.5. Совместная консультация специалистов     От 30   От 30   До 40   До 40   До 45   До 60   До 60
4.6. Обсуждение ребёнка на Консилиуме   До 60 минут
5. Индивидуальная коррекционно-развивающая работа
5.1. Индивидуальная работа с ребёнком 15-20   15-20     20-35     30-35     До 40     30-45     30-45    
5.2. Индивидуальная работа с родителями     От 45 до 90 минут
5.3. Индивид, работа со специалистами От 45 до 60 минут
5.4. Оформление документации До 10 минут (на одно занятие), до 40 минут (на один цикл)
6. Групповая коррекционно-развивающая работа
6.1. Групповые формы работы с детьми 15-20 15-20 До 20 До 30 40-45 45-60 45-60
6.2. Подготовка к проведению тренинга со взрослыми До 90 минут на одно занятие
6.3. Групповая работа с родителями, специалистами До 120 минут
6.4. Написание аналитического отчета о проведенных занятиях (на один цикл) До 120 минут
7. Проведение просветительских семинаров
7.1. Семинары с родителями От 60 до 90 минут От 90 до 120 минут
7.2. Методические семинары со специалистами До 60 До 90 90-120 До 120 До 120
                                             

2. Примерное распределение времени выполнения отдельных видов работ педагога-психолога (в минутах) при работе с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

 

Виды работ педагога-психолога Возраст детей (в годах)
  3-5 5-6 6-7 7 — 8 8-10 10-12 13-17
1. Первичное индивидуальное обследование
1.1. Выяснение истории развития До 30 До 30 До 35 До 40 До 40 До 45 До 45
1.2. Обследование ребенка* 15x4 15x4 20x4 20x4 25x4 25x4 90-120
1.3. Консультирование родителей 3 5-4 5 35-45 4 5-60 До 60 До 60 До 60 До 60
1.4. Анализ результатов и написание психологического заключения От 40 до 80 минут
1.5. Психологическое обследование взрослого, включая исследование специфики внутрисемейных отношений До 90 минут
2. Повторное индивидуальное обследование
2.1. Повторное (динамическое) обследование ребенка* 15x3 15x3 20x3 20x3 20x3 20x4 До 90
2.2. Повторное консультирование родителей 15-20 15-20 15-30 1 5-30 До 30 До 30 До 30
2.3. Анализ результатов и написание динамического заключения От 25 до 45 минут
3. Групповое диагностическое обследование
3.1. Групповое обследование детей -   - - До 30x2 40x2 До 90
3.2 Групповое обследование родителей От 45 до 80 минут
3.3. Анализ результатов и написание заключения на одного ребенка (взрослого*) До 30* До 30* До 30* До 30
3.4. Групповой анализ и заключение 3-5 часов на группу 12-15 человек
4. Консультативная работа
4.1. Индивидуальное консультирование детей 15-20 15-25 До 45 До 45
4.2. Индивидуальное консультирование родителей 40-60 40-60 40-60 До 60 До 60 До 90 До 90
4.3. Индивидуальная консультирование специалистов 15-20 До 30 До 30 30-45 30-45 До 45 До 45
4.4. Групповая консультация родителей (родительское собрание) От 45 до 90 минут
4.5. Совместная консультация специалистов От 30 От 30 До 40 До 40 До 45 До 60 До 60
4.6. Обсуждение ребенка на консилиуме До 60 минут
5. Индивидуальная коррекционно-развивающая работа
5.1. Индивидуальная работа с ребенком 15-20 15-20 20-35 30-35 До 40 30-45 30-45
5.2. Индивидуальная работа с родителями От 45 до 90 минут
5.3. Индивид, работа со специалистами От 45 до 60 минут
5.4. Оформление документации До 10 минут (на одно занятие), до 40 минут (на один цикл)
6. Групповая коррекционно-развивающая работа
6.1.Групповые формы работы с детьми - До 20 До 30 До 40 40-45 45-60
6.2. Подготовка к проведению тренинга со взрослыми До 90 минут на одно занятие
6.3. Групповая работа с родителями, специалистами До 120 минут
6.4. Написание аналитического отчета о проведенных занятиях (на один цикл) До 120 минут
7. Проведение просветительских семинаров
7.1. Семинары с родителями От 60 до 90 минут От 90 до 120 минут
7.2. Методические семинары со специалистами До 60 До 90 90-120 До 120      
                                           

 

3. Примерное распределение времени выполнения отдельных видов работ педагога-психолога (в минутах) при работе с детьми в учреждениях VII вида.

Виды работ педагога-психолога Возраст детей (в годах)
  3-5 5-6 6-7 7-8 8-10 10-12 13-17
1. Первичное индивидуальное обследование
1.1. Выяснение истории развития До 30 До 30 До 35 До 40 До 40 До 45 До 45
1.2. Обследование ребенка* 15x4 15x4 20x4 20x4 25x4 25x4 90-120
1.3. Консультирование родителей 35-45 35-45 45-60 До 60 До 60 До 60 До 60
1.4. Анализ результатов и написание психологического заключения От 40 до 80 минут
1.5. Психологическое обследование взрослого включая исследование специфики внутрисемейных отношений До 90 минут
2. Повторное индивидуальное обследование
2.1. Повторное (динамическое) обследование ребенка* 15x3 15x3 20x3 20x3 20x3 20x4 До 90
2.2. Повторное консультирование родителей 15-20 15-20 15-30 15-30 До 30 До 30 До 30
2.3. Анализ результатов и написание динамического заключения От 25 до 45 минут
3. Групповое диагностическое обследование
3.1. Групповое обследование детей   - - До 4 5 До 45 До 90 До 90
3.2. Групповое обследование родителей От 45 до 80 минут
3.3. Анализ результатов и написание заключения на одного ребенка (взрослого*) До 30* До 30* До 30* До 30
3.4. Групповой анализ и заключение 3-5 часов на группу из 12-15 человек
4. Консультативная работа
4.1. Индивидуальное консультирование детей —. 15-20 15-25 До 45 До 45
4.2. Индивидуальное консультирование родителей 40-60 40-60 40-60 До 60 До 60 До 90 До 90
4.3. Индивидуальное консультирование специалистов 15-20 До 30 До 30 30-45 30-45 До 45 До 45
4.4. Групповая консультация родителей (родительское собрание) От 45 до 90 минут
4.5. Совместная консультация специалистов От 30 От 30 До 40 До 40 До 45 До 60 До 60
4.6. Обсуждение ребенка на консилиуме До 45 минут
5. Индивидуальная коррекционно-развивающая работа
5.1. Индивидуальная работа с ребенком 15-20 20-25 До 30 30-35 До 40 30-45 30-45
5.2. Индивидуальная работа с родителями От 45 до 90 минут
5.3. Индивид, работа со специалистами От 45 до 60 минут
5.4. Оформление документации До 10 минут (на одно занятие), до 40 минут (на один цикл)
6. Групповая коррекционно-развивающая работа
6.1.Групповые формы работы с детьми - - До 30 До 40 40-45 45-60 45-60
6.2. Подготовка к проведению тренинга со взрослыми До 90 минут на одно занятие
6.3. Групповая работа с родителями, специалистами До 120 минут
6.4. Написание аналитического отчета о проведенных занятиях (на один цикл) До 120минут
7. Проведение просветительских семинаров
7.1.Семинары с родителями От 60 до 90 минут От 90 до 120 минут
7.2. Методические семинары со специалистами До 60 До 90 90-120 До 120 До 120    
                                   

Использованная и рекомендуемая литература

1. Абрамова Г.С. Практикум по психологическому консультированию. — Ека­теринбург: Деловая книга; М.: ACADEMIA, 1995.

2. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учебное посо­бие / Л.С. Цветкова, А.В. Семенович, С.Н. Котягина, Е.Г. Гришина, Т.Ю. Гогберашвили; Под ред. Л.С. Цветковой. — М.: Московский психоло­го-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001.

3. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультиро­вание. — М., 1994.

4. АнастазиА. Психологическое тестирование / Пер. с англ. — М.: Педагоги­ка, 1982.

5. Ануфриев АФ. Психологический диагноз: система основных понятий. — М.: МГОПИ, Альфа, 1995.

6. Арджакаева ТА., Бачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука: На­чальная школа (1-й год обучения) / Под ред. И.В. Вачкова. — М.: Ось-89, 2003.

7. Арджакаева ТА., Бачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука: На­чальная школа (2-й год обучения) / Под ред. И.В. Вачкова. — М.: Ось-89, 2004.

8. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учеб. для сред, и высш. пед. учеб. заведений / Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Ко­миссарова, Т.А. Добровольская. — М.: Академия, 2001.

9. Баттерворт Дж., Харрис М. Принципы психологии развития. — М.: Когито-Центр, 2000.

10. Безруких ММ. Проблемные дети. — М.: УРАО, 2000.

11. Беру лава ГА. Методологические основы деятельности практического пси­холога: Учеб. пос. — М.: Высшая школа, 2003.

12. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. — М.: Со­вершенство, 1997.

13. Битянова М.Р., Азарова Т.В..Афанасьева Е.И., Васильева НЛ. Работа пси­холога в начальной школе. — М.: Совершенство, 1998.

14. БитяноваМ.'Р. Кризис самоопределения //Школьный психолог. —№ 34. — 2002.

15. Битянова М.Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей: Учебное пособие. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.

16. БондаренкоА.Ф. Психологическая теория и практика. — Киев, 1997.

17. Брушлинский А.В. Психология субъекта / Отв. ред. проф. В.В. Знаков. — М.: Институт психологии РАН; СПб.: Алетейя, 2003.

18. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. — СПб.: Питер, 2002.

19. Бурменская Г.В. Типологический анализ онтогенеза индивидуальных раз­личий // Вопросы психологии. — № 2. — 2002.

20. Бачков И.В. Основы технологии группового тренинга: Психотехники. — М.: Ось-89, 2000.

21. Бачков И.В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. — М.: Ось-89, 2001.

22. Бачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога: Учебно-ме­тодическое пособие. — М.: Ось-89, 2002.

23. Веккер Л.М. Психика и реальность: Единая теория психических процес­сов. — М.: Смысл, PerSe, 2000.

24. Венгер А.Л. Структура психологического синдрома // Вопроси психоло­гии. — №4. — 1994.

25. Венгер А.Л., Цукерман ГА. Психологическое обследование младших школь­ников. — М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.

26. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подрост­ков: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Г.В. Бурменская, Е.И. Захарова, О.А. Карабанова и др. — М.: Академия, 2002.

27. Воловик В.М. Функциональный диагноз в психиатрии и некоторые спор­ные вопросы психиатрической диагностики // Теоретико-методологичес­кие проблемы клинической психоневрологии. — Л., 1975.

28. В помощь директору специальной школы: Сб. руководящих и инструкт. материалов / Под ред. Г.Д. Кузнецова. — М.: Просвещение, 1982.

29. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. 4,5/Под ред. Т.А. Власовой. — М.: Педагогика, 1983,1984. (Акад. Пед. наук СССР).

30. Грибова О.Е. Прием научного моделирования как средство изучения рече­вых нарушений // Дефектология. — № 1. — 2001.

31. Дети с временной задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власо­вой, М.С. Певзнер. — М.: Педагогика, 1971.

32. Детский практический психолог: Программы и методические материалы: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / О.А. Шаграева, А.Д. Кошелева, В.И. Перегуда, Г.Г. Филлипова; Под ред. О.А. Шаграевой, С.А. Козловой. — М.: Академия, 2001.

33. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Посо­бие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения / Под ред. С.Г. Шевченко. — М.: АРКТИ, 2001.

34. Диагностический комплект. Исследование особенностей развития позна­вательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов /Авт.-сост. Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. — М.: АРКТИ, 1999.

35. Домишкевич С А. Функционально-уровневый подход в психодиагностике, коррекционно-развивающей работе и психологическом консультировании. Ч. 1. — Иркутск: ИГПУ, 2002.

36. Дубровина И.В., Акимова М.К. и др. Рабочая книга школьного психолога. — М., 1991.

37. Екжанова ЕА. Изобразительная деятельность в воспитании и обучении дош­кольников с разным уровнем умственной недостаточности. — СПб.: Сотис, 2002.

38. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. — Л.: Изд-воЛГУ, 1985.

39. Журба Л.Т., Мастюкова Е.М. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни. — М., 1981.

40. Забрамная С Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного разви­тия детей: Учеб. для студентов дефектол. фак. педвузов и ун-тов. — 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение, Владос, 1995.

41. Зинкевич-Евстигнеева ТД. Путь к волшебству: Теория и практика сказко-терапии. — СПб.: Златоуст, 1998.

42. Иовчук Н.М., Северный АА. Депрессия у детей и подростков. — М.: Школа-Пресс, 1999.

43. Исаев Д.Н. Психическое недоразвитие у детей. — Л., 1982.

44. Казакова Е .И. Психолого-педагогическое, медико-социальное сопровожде­ние ребенка: проблема развития диагностических исследований // Пробле­мы специальной психологии и психодиагностика отклоняющегося разви­тия. Материалы Всероссийской научно-практической конференции и семи­нара: «Современная психологическая диагностика отклоняющегося развития: методы и средства. Проблемы специальной психологии в образо­вании». 25-27 ноября 1998 г. — М., 1998.

45. Карабанова О А. Игра в коррекции психического развития ребенка: Учеб­ное пособие. — М.: Российское педагогическое агентство, 1997.

46. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. — М., 1995.

47. Ковалев В.В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. — М.: Медицина, 1985.

48. Кононова М.П. Руководство по психологическому обследованию психичес­ки больных детей школьного возраста. — М.: Медгиз, 1963.

49. Коробейников И .А. О соотношении нозологического и функционального диагноза при нарушениях психического развития у детей // Дефектоло­гия. — №6. — 1995.

50. Коробейников И А. Диагностика нарушений психического развития у де­тей в контексте проблем интеграции междисциплинарного знания // Де­фектология. — № 1. — 2004.

51. Коробейников И .А Нарушения развития и социальная адаптация. — М.: ПЕРСЭ, 2002.

52. Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашова Е.Ю. Неуспевающие дети: Ней-ропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школь­ников. — М.: Педагогическое общество России, 2001.

53. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. — М.: Академи­ческий проект, 1999.

54. Комплексная методика психомоторной коррекции / Под ред. А.В.Семено­вич. — М., 1998.

55. Крюкова СВ., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и ра­дуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и млад­шего школьного возраста: Практическое пособие. — М.: Генезис, 1999.

56. Кузнецова И.В., Ахутина Т.В., Битянова М.Р. и др. Психолого-педагоги­ческое обеспечение коррекционно-развивающей работы в школе: Пособие для администрации школ, педагогов и школьных психологов. Кн. 1. — М.: НМЦ «ДАР» им. Л.С. Выготского, Образовательный центр «Педагогичес­кий поиск», 1997.

57. Лаак Я. Тер. Психодиагностика: Проблемы содержания и методов. - М.: ИПП; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.

58. Лебединская К.С. Основные вопросы клиники и систематики задержки пси­хического развития // Актуальные проблемы диагностики задержки пси­хического развития детей. — М.: Педагогика, 1982.

59. Лебединская К.С, Никольская О.С. Диагностика раннего детского аутизма: начальные проявления. — М.: Просвещение, 1991.

60. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. — М.: МГУ, 1985.

61. Левченко И.Ю. Патопсихология: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Академия, 2000.

62. Левченко И.Ю., Приходько ОТ. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — М.: Академия, 2001.

63. Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей. — М., 1978.

64. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального раз­вития детей. — М.: Педагогика, 1989.

65. Лубовский В.И. Дифференциальная диагностика нарушений развития: Про­блемы и перспективы // Проблемы специальной психологии и психодиаг­ностика отклоняющегося развития. Материалы Всероссийской научно-прак­тической конференции и семинара: «Современная психологическая диаг­ностика отклоняющегося развития: методы и средства. Проблемы специальной психологии в образовании». 25—27 ноября 1998 г. — М., 1998.

66. Майрамян Р.Ф. Семья и умственно отсталый ребенок / Дисс. на звание канд. мед. наук. — М., 1976.

67. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в разви­тии. — СПб.: Речь, 2001.

68. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. — СПб.: Речь, 2003.

69. Мастюкова Е.М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом: Младенческий, ранний и дошкольный возраст. — М.: Просвещение, 1991.

70. Меновщиков В.Ю. Введение в психологическое консультирование. — М.: Смысл, 1998.

71. Мкртычян ГЛ. Психология экспертной деятельности в образовании: Тео­рия. Методология. Практика. — Н. Новгород: Нижегородский гуманитар­ный центр, 2002.

72. Многоосевая классификация психических расстройств в детском и подрос­тковом возрасте. Классификация психических и поведенческих расстройств у детей и подростков в соответствии с МКБ-10. — М.: Смысл; СПб.: Речь, 2003.

73. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: Пути помощи. — М.: Теревинф, 1997.

74. Никольская О.С. Аффективная сфера человека: Взгляд сквозь призму дет­ского аутизма. — М.: Центр лечебной педагогики, 2000.

75. Нормативные правовые документы для педагога-психолога образования / Сост. И.М. Каманов. Вып. 1. — М.: ТЦ Сфера, 2003.

76. Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. — М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1987.

77. Овчарова Р.В. Практическая психология образования: Учеб. пособие для студ. психол. фак. университетов. — М.: Академия, 2003.

78. Организация деятельности системы психолого-медико-педагогических ко­миссий: Руководство // Проект ТАСИС «Поддержка взаимодействия в об­ласти образования, здравоохранения и социальной защиты». — М.; Орел: Управление общего и профессионального образования, 2002.

79. ОсиповаАЛ. Общая психокоррекция: Учебн. пособие для студ. вузов. —М.: ТЦ Сфера, 2002.

80. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др. / Под ред. Л.В. Кузнецовой. — М.: Академия, 2002.

81. Павлий Т.Н. Диагностика и коррекция эмоциональной сферы у детей с ЗПР. — Комсомольск-на-Амуре: Изд-во гос. пед. ин-та, 1997.

82. Переслени Л.И., Мастюкова Е.М., Чупров Л.Ф. Психодиагностика особен­ностей словесно-логического мышления младших школьников. — Абакан, 1990.

83. Переслени Л.И. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня развития познавательной деятельности младших школьников: Учеб­но-методическое пособие. — М.: Когито-Центр, 1996.

84. Петрова Е.Ю. Проблема использования сюжетов народной волшебной сказ­ки в психокоррекционной и педагогической работе //Журнал практическо­го психолога. — № 10-11. — 1999.

85. Практическая психология образования: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений / Под ред. И.В. Дубровиной. — 2-е изд. — М.: Сфера, 1998.

86. Петровская Л. Л. Теоретические и методические проблемы социально-пси­хологического тренинга. — М., 1982.

87. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида и классов коррекционно-развивающего обучения. — М.: Просве­щение, 1996.

88. Пряжников Н.С. Подростковая профконсультация: В поисках новых ори­ентиров // Журнал практического психолога. — № 1. — 1996.

89. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального самоопределе­ния. —- М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002.

90. Психологическая диагностика: Учебное пособие / Под ред. К.М. Гуревича, Е. М. Борисовой. — 2-е изд., испр. — М.: Изд-во УРАО, 2000.

91. Психологическая служба школы / Под ред. И.В. Дубровиной. — М., 1995.

92. Психологическая помощь при ранних нарушениях эмоционального разви­тия / Сост. Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг. — М.: Полиграф сервис, 2001.

93. Психологическое консультирование: Теория и практика: Учебное пособие / Сост. Н.В. Бодягина. — Самара: Изд. Самарского обл. инст. ПКиПРО, 2001.

94. Психолого-медико-педагогическая консультация: Методические рекоменда­ции / Под ред. Л.М. Шипицыной. — СПб.: Институт специальной педаго­гики и психологии им. Р. Валленберга, 1999.

95. Психолого-педагогическое, медико-социальное сопровождение развития ребенка / Под ред. Е.И. Казаковой и Л.М. Шипицыной. — СПб., 1998.

96. Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка: Комплект рабочих материалов / Под ред. М.М. Семаго. — М.: АРКТИ, 1998.

97. Психолого-медико-педагогический консилиум в общеобразовательном уч­реждении: Методические рекомендации /Авт-сост: Э.Н. Абуталипова, СИ. Галяутдинова, М.М. Семаго. — Уфа: Башкирский институт развития образования, 2002.

98. Психолого-педагогическая диагностика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. — М.: Акаде­мия, 2003.

99. Психология человека от рождения до смерти / Под общ. ред. А.А. Реана. — СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2001.

100. Пылаева Н.М.,Ахутина Т.В. Школа внимания: Методика развития и кор­рекции внимания у детей 5-7 лет: Методическое пособие. — М.: ИНТОР 1997.

101. Развитие специального образования в Одинцовском районе: Сборник прак­тических материалов / Под ред. М.М. Семаго, О.Е. Грибовой. — Одинцово, 2002.

102. Региональная служба практической психологии. Опыт работы и перспек­тивы развития / Материалы научно-практического семинара ответствен­ных за деятельность службы практической психологии в органах управ­ления образования субъектов Российской Федерации / Научный редактор В.Э. Пахальян. — Самара, 2002.

103. Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального само­определения для подростков. — М.: Генезис, 2000.

104. Семаго М.М. Консультирование семьи проблемного ребенка (психокоррекционные аспекты работы психолога-консультанта) // Семейная психоло­гия и семейная терапия. — № 1. — 1998.

105. Семаго М.М. Рабочий журнал психолога образовательного учреждения. — М.:ТЦ Сфера, 2002.

106. Семаго М.М. Структурная модель сопровождения ребенка в образователь­ной среде // Сб. трудов Академии, поев. 75-летию АКПиПРО. — М.: Изд-во АПКиПРО РФ, 2003.

107. Семаго Н.Я. Современные подходы к формированию пространственных представлений у детей как основы компенсации трудностей освоения про­граммы начальной школы // Дефектология. — № 1. — 2000.

108. Семаго Н.Я. Сравнительный анализ структуры познавательной деятель­ности детей с вариантами отклоняющегося развития // Сб. трудов Акаде­мии, поев. 75-летию АКПиПРО. — М.: Изд-во АПКиПРО РФ, 2003.

109. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Руководство по психологической диагностике. Дошкольный и младший школьный возраст: Методическое пособие. — М.: Изд-во АПКиПРО РФ, 2000.

110. Семаго Н.Я, Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. - М.: АРКТИ, 2003.

111. СеменовичА.В. Актуальные проблемы нейропсихологической квалифика­ции отклоняющегося развития // Актуальные проблемы нейропсихоло­гии детского возраста: Учебное пособие /Под ред. Л.С. Цветковой. — М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2001.

112. Семенович А.В., Умрихин СО. Пространственные представления при от­клоняющемся развитии: Методические рекомендации к нейропсихологи­ческой диагностике. — М., 1998.

113. Семья в психологической консультации / Под ред. А. А.Бодалева, В.В. Сто-лина. — М.: Изд. МГУ, 1989.

114. Сергиенко ЕА. Антиципация в раннем онтогенезе человека / Автореф. дис. докт. психол. наук. — М., 1997.

115. Сергиенко ЕА. Природа субъекта: Онтогенетический аспект // Проблема субъекта в психологической науке. — М.: Академический проект, 2000.

116. Служба практической психологии образования России // Рабочие мате­риалы совещания 3-4 марта 1999 года, Москва. — М.: Генезис, 1999.

117. Система коррекционно-развивающего обучения в г. Москве / Отв. ред. Л.В. Курнешова. Вып. 1, 2. — М.: Центр инноваций в педагогике, 1997, 1998.

118. Совершенствование деятельности психолого-медико-педагогических ко­миссий в Орловской области: Итоги пилотного проекта, материалы кон­ференций / Под ред. А.Я. Юдилевича, И.А. Ульчонок. — М.; Орел: ТА-СИС проект, Управление общего и профессионального образования адми­нистрации Орловской области, 2002.

119. Специальная педагогика: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заве­дений / Под ред. Н.М. Назаровой. — М.: Академия, 2003.

120. Специальная психология: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. за­ведений / Под ред. В.И. Лубовского. — М.: Академия, 2003.

121. Сорокин В.М. Специальная психология: Учеб. пособие / Под научн. ред. Л.М. Шипицыной. — СПб.: Речь, 2003.

122. Сухарева Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста: В 3 т. — М.: Медицина, 1965.

123. Сухарева Г.Е. Лекции по психиатрии детского возраста. —М., 1974.

124. Типовое положение о классах коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательных учреждениях г. Москвы: Методические рекоменда­ции по организации и содержанию коррекционно-развивающего обучения в условиях общеобразовательных учреждений // Начальная школа (еже­недельное приложение к газете «Первое сентября»), № 29 (август), 1997.

125. Тка чева В.В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии: Практикум по формированию адекват­ных отношений. — М.: Гном-Пресс, 1999.

126. ТхостовАШ. Психология телесности. — М.: Смысл, 2002.

127. Ульенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. — М.: Педагогика, 1990.

128. Ульенкова У.В., Лебедева О.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии: Учебное посо­бие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Академия, 2002.

129. Усанова О.Н. Специальная психология: Система психологического изуче­ния аномальных детей. — М.: МГПУ, 1990.

130. Хрестоматия по курсу «Метод наблюдения и беседы в психологии» /Отв. ред. A.M. Айламазьян. — М.: Психология, 2000.

131. Чернявская АЛ. Психологическое консультирование по профессиональ­ной ориентации. — М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.

132. Чистякова М.И. Психогимнастика /Под ред. М.И.Буянова. — 2-еизд. — М.: Просвещение; ВЛАДОС, 1995.

133. Шепко Е.Л. Психодиагностика нарушений развития у детей: Учебное по­собие. — Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2000.

134. Шилова ЕА. Психодиагностика и коррекция детей с отклонениями в по­ведении: Диагностика, типология, развитие, коррекция. — М.: СТИ, 2000.

135. Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии: Методи­ческое пособие. Вып. 1. — М.: Фолиум, 1996.

136. Эйдемиллер Э.Г.,Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. — СПб.: Питер, 1999.

137. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / В.В. Ле­бединский, О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990.

138. Юртайкин В.В, Комарова ОТ. Семья и ребенок с «особыми нуждами» // Школа здоровья. — № 1. — 1996.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение......................................................................................................... 3

РАЗДЕЛ I

Основные принципы и методологические основания деятельности психолога

специального образования ......................................................................... 7

Глава 1

Общие положения организации деятельности психолога

в специальном образовании .......................................................................... 7

Глава 2

Представления об отклоняющемся и нормативном развитии

в специальной психологии ......................................................................... 19

Глава 3

Закономерности отклоняющегося развития

как основание деятельности психолога

в системе специального образования ...................................................... 32

Глава 4

Сопровождение как основная стратегия

деятельности педагога-психолога ............................................................. 40

РАЗДЕЛ II

Диагностика............................................................................................... 48

Глава 1

Основы диагностической деятельности

психолога: виды, цели, задачи,

основные принципы ................................................................................. 48

Глава 2

Групповая (фронтальная) диагностика ................................................... 53

Глава 3

Углубленная психологическая диагностика........................................... 84

РАЗДЕЛ III

Анализ и оформление результатов обследования.

Виды психологических заключений........................................................ 107

Глава 1

Современные подходы к понятию

психологического диагноза......................................................................... 107

Глава 2

Типология отклоняющегося развития

как основа психологического диагноза....................................................... 112

Глава 3

Анализ результатов углубленной

психологической диагностики................................................................... 119

Глава 4

Технология составления заключения

по результатам психологического обследования ...................................... 129

Глава 5

Особенности составления заключений

по результатам повторных обследований

(динамическое и итоговое заключения) .................................................... 141

РАЗДЕЛ IV

Консультирование .................................................................................. 146

Глава 1

Понятие и содержание психологического консультирования как одного из направлений

деятельности психолога образования ...................................................... 146

Глава 2

Особенности консультирования детей

младшего школьного возраста и подростков............................................ 151

Глава 3

Психологическое консультирование педагогов...................................... 157

Глава 4

Консультирование семьи проблемного ребенка...................................... 160

РАЗДЕЛ V

Экспертная деятельность......................................................................... 177

Глава 1

Организация и содержание деятельности психолога в составе психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк)

образовательного учреждения .................................................................. 177

Глава 2

Организация и содержание деятельности психолога

на психолого-медико-педагогической

комиссии (ПМПК)....................................................................................... 190

РАЗДЕЛ VI

Коррекционно-развивающая работа........................................................ 218

Глава 1

Методологические подходы

к коррекционно-развивающей работе

в специальном образовании....................................................................... 218

Глава 2

Психологическая коррекция в деятельности

специального психолога ............................................................................. 225

Глава 3

Основы коррекционно-развивающих программ, ориентированных на

формирование компонентов познавательной деятельности ............. 229

Глава 4

Основы коррекционной работы, направленной

на формирование эмоционально-аффективной сферы

и личностных особенностей детей ......................................................... 250

Глава 5

Особенности коррекционно-развивающей

работы в средней школе.

Тренинги в подростковом возрасте.......................................................... 259

РАЗДЕЛ VII

Организационно-методическая работа ....................................................... 267

Глава 1

Планирование деятельности психолога ........................................ ……….267

Глава 2

Виды документации. Составление отчетов.................................... .……….281

Заключение............................................................................................... …. 305

Приложения

Использованная и рекомендуемая литература...................................... …..327







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.