Здавалка
Главная | Обратная связь

Тренировка мышц языка.



Подвижность и точность работы языка является одним из главных условий правильного звучания гласных и согласных звуков. В их образовании большее или меньшее участие принимают различные части языка: кончик языка, его передняя часть, спинка, корень.

Упр.102. Рог открыт, язык лежит плоско, его кончик - у нижних передних резцов. На счет «один» кончик языка поднимается к верхним передним зубам; на «два» - язык опускается (кончик языка у нижних резцов). На счет «три» кончик языка поднимается к альвеолам, «четыре»- в и.п.; «пять» - кончик языка за альвеолами; «шесть» в и.п.

Упр.103. На счет «один» острым кончиком языка коснуться внутренней стороны левой щеки; на «два» - внутренней стороны правой щеки. Эти движения повторяются 3-4 раза без перерыва: при этом необходимо следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась.

Упр.104. Положить язык плоско, чтобы была видна задняя стенка глотки (этому помогает глубокий вдох через рот). Упражнение тренирует и небную занавеску, которая поднимается кверху при глубоком вдохе через рот На счет «один» высунуть язык так, чтобы почувствовать напряжение в уздечке, затем вернуть его в и п.

Упр.105. Кончик языка плотно прижимается к нижним зубам, спинка языка выгибается и направляется вперед толчком от корня

Упр.106, Рот открыт, кончик языка прижат к внутренней стороне зубов (!). При толчке от корня язык своей передней частью должен сомкнуться с альвеолами верхних зубов, отчего образуется щелчок.

Упр.107. Кончик языка плотно прижат к нижним передним зубам, между верхними и нижними зубами должно быть небольшое расстояние (несколько миллиметров). Одновременно с выдохом через рот язык прогибается в передней части, приближаясь к верхним резцам, но не прикасается к ним, оставляя небольшую щель. По середине языка образуется небольшая видимая ложбинка. Выдыхаемая струя проходит по ложбинке в щель.

Упр.108. Кончик языка высовывается наружу и двигается между губами сначала по вертикали, а затем по горизонтали, при этом чувствуется напряжение в уздечке языка. При включении голоса получается звук, подобный детскому «поддразниванию».

Упр.109. Тренировка небной занавески и корня языка. Губы сомкнуты, язык лежит плоско, кончик - у нижних передних зубов. Не разжимая губ и вдыхая через нос. опускать нижнюю челюсть, по возможности глубоко, при сомкнутых губах. Ощущается напряженное состояние мышц небной занавески и корня языка. Некоторое время задержать это состояние, а затем снять напряжение. Чтобы зрительно фиксировать результат! работы мышц, раскройте губы и посмотрите в зеркальце: маленький язычок и небная занавеска поднялись вверх (как бы сократились), корень языка опущен и хорошо видна задняя стенка глотки

Проделайте упражнение, стараясь увеличивать время, при котором небная занавеска находится в поднятом состоянии, мысленно считая до четырех, пяти, шести, десяти - сколько сможете. Следует тренировать небную занавеску и корень языка, как при сомкнутых, так и при открытых губах.

Шея, плечи.

 

Упр.110. «Упрямая шея». Скрестить пальцы на затылке (локти в стороны), поднять голову, смотреть вверх. Руками стараться наклонить голову вперед, шея сопротивляется. Выполнить 3-5 раз. Аналогично - ладони на лоб.

Упр.111. «Разминаем плечи». Ноги на ширине плеч, руки расслаблены. Все внимание - на мышцах плечевого пояса, на плечевых суставах, на ощущении их растягивания и расслабления: 1) выполнить контрастное напряжение и расслабление плеч; 2) плечи поднять и опустить, отвести назад, затем вперед - одновременно и попеременно; 3) вращать плечами вперед и назад (одновременно и попеременно), не прогибая и прогибая спину назад и вперед.

Упр.112. «Наклоны головы». Сесть или встать прямо. В медленном темпе достать подбородком до груди, затылком до спины, положить ухо на правое плечо, затем - на левое (при этом важно, чтобы плечи и позвоночник оставались прямыми). Медленно поворачивать голову направо, налево.

Упр.113. «Перекаты головы». И.п. то же, ноги на ширине плеч, руки и плечи расслаблены. Все внимание сосредоточено на абсолютно расслабленных мышцах шеи. Наклоните голову вперед и медленно перекатывайте ее от одного плеча к другому. Затем наклоните голову назад и снова делайте перекаты из стороны в сторону. То же - по кругу в одну и другую сторону.

Упр.114. «Черепаха».Р. имитирует медленные движения головы черепахи, которая то выглядывает из панциря (плечи опускаются, подбородок тянется вперед и вверх), то прячется в него (плечи поднимаются, подбородок - к груди), то крутит головой по сторонам. Более сложный вариант - движения выполняются с неподвижными расслабленными плечами - голова как бы «вкручивается» в плечи.

Эти упражнения, помимо снятия напряжения с плеч и шеи, способствуют улучшению кровообращения головы, движению спинномозговой жидкости,

Руки.

 

Упр.115. «Разминка и расслабление рук».Встряхнуть руки, как будто Вы пытаетесь стряхнуть с них воду. Растереть руки от плеча к кисти и обратно, как будто Вы замерзли; последовательно размять плечи, предплечья и кисти рук. Выполнить контрастное напряжение и расслабление рук.

Упр.116. «Замок».Сложить руки в «замок» и тянуть их: 1) вверх, вниз, в стороны; прогнуться назад и потянуться руками вверх; руки за спиной в замке тянуть руки вверх; 2) взять правой рукой левый локоть и тянуть его вправо, то же с правой рукой, 3) зацепиться пальцами рук друг за друга и тянуть руки в разные стороны, то же по одной паре пальцев.

Упр.117. «Краб».Покажите Р., как передвигается краб (лягушка, гусеница, змея и т.д.). Предложите ему имитировать движения своими руками (прямыми или согнутыми в локтях); затем - рывки в стороны, вверх-вниз (Р. «бросает руки» в разных направлениях).

Упр.118. «Клешня краба». Средний палец накладывается и зажимает указательный, безымянный кладется на средний, а мизинец на безымянный. Поза удерживается 10-20 секунд. После выполнения правой рукой то же - левой, а затем - двумя руками одновременно.

Следующие упражнения выполняются сначала отдельно каждой рукой, затем двумя руками одновременно. При двуручном выполнении обе руки сначала двигаются в одну сторону (направо, налево, вперед, назад), а затем - в противоположные.

Упр.119. «Волшебная мельница». Р.представляет, что его руки - это лопасти волшебной мельницы, которые могут вращаться в разные стороны в сложенном состоянии, полусложенными и полностью раскрытыми. Все внимание - на ощущениях в разминаемых суставах.

1) вращение прямой правой (левой) рукой в плечевомсуставе вперед, назад, направо, налево, обеих рук в одном и противоположных направлениях (правая - вперед, левая - назад); поставить кисти к плечам и совершать такие же круговые движения,

2) вытянуть прямые руки в стороны, согнуть их в локтях и свободно раскачивать предплечья, затем вращать их по круг)' аналогично предыдущему - вращение рук в локтевых суставах (при этом плечи и кисти неподвижны).

3) вращение рук в лучезапястном суставе (руки вытянуты вперед, локти слегка согнуты, плечи и предплечья неподвижны).

Упр.120. «Змейки». Предложите Р. представить, что его пальцы - маленькие змейки. Они могут двигаться-извиваться, вращаясь направо, налево, снизу вверх и сверху вниз. Последовательно каждый палец изображает «змейку» (если не получается нужное движение, помочь другой рукой).

Ладони сначала «смотрят» на Р., потом - от него, при двуручном упражнении - друг на друга. В последнем случае сначала прорабатываются одноименные пальцы рук, а затем - разноименные (например, большой палец правой руки и мизинец левой руки).

Упр.121. «Море». Р. вместе с П. рассказывает историю и сопровождает ее соответствующими движениями: «На море плещутся волны маленькие и большие (сначала одной рукой, а затем другой рукой и воздухе рисуются маленькие волны; руки сцепить в замок и рисовать в воздухе большую волну). По волнам плывут дельфины (совершаются синхронные волнообразные движения всей рукой вперед). Они вместе, а потом по очереди ныряют в воду - один нырнул, другой нырнул (совершаются поочередные волнообразные движения рук). За ними плывут их дельфинята (руки согнуты в локтях, прижаты к груди, кисти рук выполняют синхронные волнообразные движения вперед) Ныряют вместе и по очереди ( одновременные и поочередные волнообразные движения кистями рук). Вот так двигаются их хвостики (каждый палец поочередно совершает волнообразные движения). Вместе с дельфинами плавают медузы (руки, сжатые в кулаки, резко сжимаются и разжимаются). Все они танцуют и смеются (вращение рук в лучезапястных суставах).

Ноги.

Упр.122. Р. ложится на спину, руки в стороны. Одна нога сгибается в колене, поднимается и отводится наружу (или вовнутрь), кладется на пол. Возвращается в и.п. То же - с другой ногой. Затем - аналогично работают обе ноги одновременно.

Упр.123. Имитация шага: одна нога согнута в колене и упирается в пол пяткой, а другая - вытягивается вместе с носочком.

Упр.124. «Велосипед».Лежа или сидя имитировать езду на велосипеде (свободно, с усилием, с сопротивлением).

Упр.125. Сесть на пол, ноги согнуть. Поднять правую ногу и вращать в коленном (затем голеностопном) суставе направо, налево. Опустить на пол. Аналогично - с левой ногой; двумя ногами.

Упр.126. «Две гусенички».Сидя или лежа на спине с согнутыми в коленях ногами, Р. представляет, что его стопы - гусенички, которые ползут по земле. Сначала они ползут от него, затем - к нему. После этого одна ползет от Р., а другая - к нему, и наоборот. Не отрывать стопы от пола, стремясь сначала максимально выпрямить ноги, а затем - максимально согнуть в коленях.

Упр.127. «Лягушка».Сесть на корточки, опираясь на пальцы ног и рук(между коленей) - как лягушка. Подпрыгнуть высоко вверх и опуститься обратно на корточки. Другой вариант прыжков - вперед.

Работая над упражнениями для ног, необходимо помнить, что тем самым, мы способствуем повышению устойчивости Р. Оно связано с развитием равновесия, «чувства опоры» или «заземления». Основным здесь является привлечение внимания к контакту тела с полом. Необходимо расслабить брюшные мышцы, которые обычно напряжены, а также слегка согнуть колени. Голова, позвоночник и пятки должны находиться на прямой линии.

Для того чтобы в принципе почувствовать, что такое устойчивость, Р. предлагается встать в свободной позе; перенести вес тела на правую ногу, почувствовать возникшие изменения. Приподнять немного одну ногу, не теряя равновесия; покачать ею в разных направлениях; вернуться к свободной позе. Выполнить то же самое на другой ноге, сосредоточив все внимание на собственном теле. Растереть и размять последовательно бедра, икры, щиколотки и ступни ног. Выполнить контрастное напряжение и расслабление ног.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.