Здавалка
Главная | Обратная связь

СИБИРСКИЙ КОМИТЕТ ВТОРОЙ

СИБИРСКИЙ КОМИТЕТ ПЕРВЫЙ

СИБИРСКИЙ КОМИТЕТ ПЕРВЫЙ(28 июля 1821 — 9 января 1838). Высший административный и законосовещательный ор­ган по делам Сибири, действовавший в Санкт-Петербурге. Учрежден для рассмотрения отчета сибирского генерал-губер­натора М.М. Сперанского по разработке и реализации сибирских реформ 1822.

Существовала объективная потребность в этом высшем органе, который мог бы не только объединить задачи по управлению Сибирью, но и разгрузить другие высшие государственные учреждения. I Сибирский комитет отличался по организации от своего предшественника — Комитета по делам Сибирского края: стабильный состав членов, своя канцелярия, а главное — широкие полномочия. Он имел также и большую ав­тономность по отношению к Комитету министров (его прототипу) — не случайно в отличие от него Комитет министров называли «Большим комитетом». Председателем I Сибирского комитета назначен министр внутренних дел В.П. Кочубей. В 1-й состав входили министры финансов Д.А. Гурьев, народного просвещения и духовных дел А.Н. Голицын, государственный контролер Б.Б. Кампенгаузен, а также А.А. Аракчеев и М.М. Сперанский. С 1823 по 1826 пост председателя зани­мал А.А. Аракчеев, а впоследствии им был один из старших по чину: в 1828—38 председательствовал князь А.Н. Голицын. Состав членов менялся в разные годы, в комитете заседали начальник Главного штаба И.И. Дибич, министры внутренних дел В.С. Ланской, А.А. Закревский, Д.Н. Блудов, военный министр А.И. Чернышев, шеф жандармов А.Х. Бенкендорф и другие. Управляющим делами комитета до 1825 являлся Г. С. Батеньков, с 1826 — А.П. Ве­личко.

 

В функции комитета входило:

«1) Подробное рассмотрение общего и частных предположений по предмету устройства Сибирского края.

2) Постепенное введение оных в действие по мере соображения и начертания приличных к тому правил.

3) Рассмотрение новых мер, от местных управителей представляемых.

4) Разрешение затруднений, которые может встретить местное управление при введении новых положений и руководство оного в высшем отношении на основании принятых начал».

 

Все вопросы сибирские генерал-губернаторы должны были решать непосредственно с Комитетом, но при этом сохранялся общий порядок отношений с министерствами. Комитет осуществлял координационные функции при определении правительственной политики в Сибири, ускорял рассмотрение сибирских проблем и частично объединял действия ведомств и сибирских генерал-губернаторов. Сибирский комитет собирался нерегулярно, по мере накопления дел. Его решения поступали на утверждение к царю, минуя другие инстанции, и после этого принимали силу закона. 9 января 1838 I Сибирский комитет был упразднен, а его функции распределены между Государственным советом и Комитетом министров.

 

СИБИРСКИЙ КОМИТЕТ ВТОРОЙ

СИБИРСКИЙ КОМИТЕТ ВТОРОЙ(17 апреля 1852 -31 декабря 1864). Высший административный и законосовещательный орган по делам Сибири, действовавший в Санкт-Петербурге. Непосредственным поводом к созданию II Сибирского комитета и проекта его программы стали результаты ревизии Западной Сибири, проведенной в 1851 генерал-адъютантом И.И. Анненковым.

В докладе царю (13 апреля 1852) председателя Комитета министров кн. А.И. Чернышев поддержал инициативу Анненкова «не только изменить взгляд на этот край, но и принять меры к прочному слиянию оного с Империею», поручив рассмотрение сибирских вопросов «особому установлению», которое имело бы не только административные, но и законосовещательные функции. В состав комитета вошли министры императорского двора и уделов, военных, внутренних дел, юстиции, финансов, иностранных дел, главноуправляющие II и III отделениями Собственной Его Императорского Величества канцелярии, председатель департамента государственной экономии Государственного совета. На его заседаниях присутст­вовал великий князь Константин Николаевич. Председатель II Сибирского комитета стал А.И. Чернышев, а 5 апреля 1856 его сменил граф А.Ф. Орлов. Делопроизводство поручалось канцелярии Кавказского комитета (руководитель В.П. Бутков). Влияние Буткова на решение дел возросло после смерти графа Орлова (1861), когда должность председателя стала вакантной, а заседания вел старший из присутствовавших. Компетенция II Сибирского комитета охватывала всю Сибирь до Тихого океана, Русскую Америку, Приамурский и Степной край, Оренбургское генерал-губернаторство и даже некоторые сопредельные страны.

 

В Сибирском комитете сосредоточивалась вся информация о Сибири, сюда поступали официальные отчеты с мест; министерствам вменялось в обязанность предоставлять Сибирскому комитету копии царских повелений по сибирским делам; на него возла­галасьцензура всех изданий с упоминанием Сибири и так далее. Чтобы Сибирский комитет мог контролировать прохождение дел, касающихся Сибири, в июле 1854 Николай I повелел сибирским генерал-губернаторам ежеквартально представ­лять сведения о еще не решенных вопросах в министерствах. Деятельность II Сибирского комитета повысила управляемость регионом, обеспечила решение многих важных вопросов. Впервые после реформ М.М. Сперанского II Сибирский комитет предпринял попытку, хотя и неудачную, выработать комплексный подход к освоению Сибири. 31 декабря 1864 II Сибирский комитет был присоединен к Комитету министров, а его делопроизводство в канцелярии Комитета министров до 1883 сохраняло некоторую обособленность.

 





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.