Здавалка
Главная | Обратная связь

Социально-психологические теории СМИ (бихевиористские теории, теории селективного влияния, концепция повестки дня).

Социально-психологические теории воздействия СМИ направлены на изучение эффектов массовой коммуникации. Выделяют 3 этапа в исследованиях эффектов МК: 1 этап (20-30 гг. 20 века) – бихевиористские теории максимального влияния СМИ; 2 этап (40-70 гг. 20 века) – теории ограниченных эффектов СМИ (селективные теории); 3 этап (с 70-х годов 20 века) – популярны когнитивные теории СМИ, но нет единых представлений о границах влияния СМИ на аудиторию.

Бихевиористские теории СМИ – теория «волшебной пули» Гарольда Лассуэлла и ее разновидности. Основные положения: аудитория это совокупность изолированных индивидов; сообщения СМИ одинаково воспринимаются всеми членами аудитории; сообщения СМИ вызывают неизбежную, немедленную и непосредственную реакцию; СМИ – эффективный инструмент воздействия на сознание и поведение аудитории. В основе этих теорий лежит бихевиористская схема «стимул – реакция». Т.е. под влиянием медиасообщений (стимулов) люди действуют нужным коммуникатору образом (реакция). Линейная схема коммуникативного акта, предложенная Лассуэлом: «кто говорит – что говорит – по какому каналу – кому – с каким эффектом». Критика теорий «волшебной пули» за недооценку активности аудитории.

Теории селективного влияния СМИ: воздействие СМИ на аудиторию опосредуется «промежуточными переменными», такими как а) индивидуальные различия; б) социально-групповые характеристики; в) специфика социальных взаимоотношений. СМИ не безграничны в своем воздействии на аудиторию. Теории «использования СМК для удовлетворения потребностей» (Клэппер, Дефлер, Комсток и др.): 1) аудитория активно и делает свой выбор на основе мотивов и ожиданий от СМК; 2) разные реципиенты по-разному воспринимают и используют одни и те же сообщения; 3) СМК является одним из способов удовлетворения каждодневных потребностей аудитории. Рекомендуется также привести в качестве примера селективных теорий психологическую модель влияния телевидения Комстока и модель двухступенчатого потока массовой коммуникации Каца и Лазарсфельда.

Когнитивные теории эффектов СМИ – описывают когнитивные эффекты воздействия СМИ (меняются представления и приоритеты людей, а не их поведение). Теория установления повестки дня (М. Маккомбс, Д. Шоу): чем больше и чаще СМИ освещают какие-либо проблемы, тем более важными представляются эти проблемы аудитории. СМИ формируют в сознании аудитории «повестку дня», т.е. создают образ реальности (но не влияют на практические решения индивида). Феномен «повестки дня» установлен в ходе социологических исследований (методом соц. опроса и контент-анализа СМИ), социально-психологических экспериментов.

 

Лекции

1. Социально-психологические теории СМИ

1 этап – 20-30-е гг. – модель максимального эффекта СМИ (Лассуэлл, теория волшебной пули, исследовалась реклама, пропаганда и агитация)

2 этап – 40-70-е гг. – модель минимального, ограниченного эффекта СМИ – теория селективного влияния СМИ (когнитивный диссонанс, не все сообщения СМИ принимаются на ура)

3 этап – 70-по сей день – нет единого представления о силе и характере МК (когнитивные эффекты на уровне сознания, но не поведенческие).

1 этап теория «волшебной пули» (бихевиористский подход) – автор Гарольд Лассуэлл (кто, что, канал, кому, эффект)

Психология не должна изучать сознание, оно субъективно, объективно нельзя наблюдать мысли человека, нужно наблюдать его поведение (стимул - реакция) С-Р, С – сообщения в СМИ, Р – изменение в сознании аудитории, вызывают немедленную и неизбежную реакцию.

Общество и аудитория понимаются как совокупность атомизированных индивидов. СМИ – эффективный инструмент мобилизации и убеждения.

 

Шеннон вводит фактор шума (передатчик, сигнал)

 

У. Липпманн (американский журналист и исследователь) – теория стереотипов

«Общественное мнение», 1922, стереотипы – заменители реальных фактов. Имеем дело не с самим миром, а с картиной мира, которую мы считаем реальностью. Мы реагируем на нее как на реальность. СМИ транслируют стереотипы, влияющие на людей.

Стереотипы – упрощенный, редуцированные представления действительности. Стандартизация, шаблонизация информации (жанры и методы – это шаблоны).

 

Необихевиоризм

С-О-Р, С – сообщение, О – организм, Р – реакция

 

Теория селективного влияния СМИ (после 2 мир.войны)

Воздействие СМИ опосредуется промежуточными переменными: а) индивидуальные различия, б) соц.-групповые характеристики (м/ж, статус), в) специфика социальных взаимоотношений.

Аудитория активна и делает свой выбор на основе мотивов и ожиданий от СМИ. Разные реципиенты по-разному испытывают 1 и то же сообщение. СМИ – 1 из способов удовлетворения каждодневных потребностей.

 

Теории использования СМИ для удовлетворения потребностей (Комсток). Психологическая модель влияния ТВ. ТВ воздействует на людей, если: 1. Психологически значимо для индивида, 2. Чем беднее репертуар, тем больше вероятности, что предложенное будет использоваться индивидом.

 

Модель двуступенчатого потока МК: Кац и Лазарсфельд, 1955

СМК и межличностная коммуникация

«лидеры мнений» - общество состоит не из отдельных людей, а из микрогрупп.

В начале информация доходит до лидеров мнений, затем она идет к отдельным личностям в понимании и интерпретации лидера. Аудитория пассивна.

 

Селективные теории СМИ

Когнитивные теории МК (наиболее популярны)

 

Теория установления повестки дня

(топовые новости и события)

МакКомбс и Шоу, 1972 г.

События и проблемы воспринимаются как наиболее важные и значимые, так как им уделяют внимание СМИ. Эффект прайминга – воспламенения.

Эффект был выявлен: 1. Контент-анализ новостей СМИ, 2. Опрос аудитории (актуальные проблемы, рейтинг).

На самом деле это система приоритетов только у СМИ. Цукер: «навязчивые» (люди имеют дело лично, большая часть сталкивается с этими проблемами), «ненавязчивые» (в их отношении у людей нет личного опыта, они полагаются на мнений СМИ, СМИ эффективны)

 

Направления в теории повестки дня: 1. Психологическое (воздействие конкретного сообщения на аудиторию), 2. В рамках предвыборной кампании (длительно)

 

Йенгар Киндер – изучение повестки дня в новостях

(контрольная группа (настоящий блок новостей), экспериментальная (часть новостей была вымышленной))

На повестку дня влияет форма подачи новости: эпизодическая (отдельные происшествия, общественное на примере отдельных случаев, персонификация)

Тематическая (общественная проблема помещается в более широкий контекст, аналитический репортаж, направленный на описание общественных последствий). Содержание новости определяет рейтинг проблем, приоритетов, форма новостей влияет на атрибуцию ответственности (приписывание) – результат воздействия сообщения.

2 формы атрибуции: 1. Индивидуальная (эпизодическая, терроризм, потому что есть люди с психическими отклонениями), 2. Социальная (тематическая, соц-культ. стереотипы, раса, национальность, пол). Афроамериканский вопрос, феминизм.

Доминирование в новостях эпизодических форм подачи отвлекает внимание публики от ответственности общества, государства за наличие ряда проблем, тем самым выполняет защитную функцию в отношении к существующей элите и форме устройства общества.

 

МакКомбс, предвыборная кампания. (динамика эффекта повестки дня – сильнее в начале предвыборной кампании)

С помощью СМИ формируются 3 повестки дня: 1. Личная – приоритеты самого индивида, 2. Межличностная – проблемы, которые касаются не только индивида, но и его ближайшее окружение, микрогруппы, 3. Воображаемая (домыслы самого индивида) общественная повестка дня – представление индивида о том, какие проблемы являются наиболее важными для всего общества.

Ключевая – межличностная

 

Проблема: управляемости процессом установления повестки дня, стихийный процесс

 

 

Периодизация:

20-е-30-е Модель шприца/ теория пули / модель неограниченного воздействия (Липпманн) «Общественное мнение», Лассуэлл 1927 «Методы пропаганды в мировой войне», большое воздействие СМК

42-45 Модель ограниченного воздействия – Карл Ховленд

48 Лазарсфельд: межличностные контакты; СМИ – лидеры общ. мнения – народ. Воздействие масс-медиа на общ.мнение во время выборов. Межличностное общение больше влияет, чем СМИ, через «лидеров мнений»

72 Мак-Комбс и Шоу, воздействие

73 спираль умолчания Э. Ноэлл-Нойманн (люди скрывают свое мнение, если оно противоречит мнению большинства. СМИ формируют господствующее общ. мнение.)

76 теория зависимости, сильное воздействие

40-70 е гг. – ограниченный эффект СМК

83 бихевиоризм

 

 





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.