Здавалка
Главная | Обратная связь

Правописание приставок



– С + глух. согл. – бессердечный, исчезнуть

– 3 + звонк. согл. – безграничный, безмерный (На конце приставки пишу С, если далее идет глухой; 3 — если далее звонкий.

Все глухие согласные запомнить по фразе: Фока, хочешь поесть щец? Сделать, сбор, т. к. приставки З – нет. Запомните:здесь, здание, здоровье, здравствуй; перед корнем –чёт– пишется С, перед корнем –чит– пишется СС: расчёт, рассчитывать. ИСКЛЮЧЕНИЕ: бессчётный.

– Приставка на согл. + ъ + е, ё, ю, я –подъезд, подъём, предъюбилейный, объявление и в сложных словах после двух-,трёх-, четырёх-: пишу твердый знак после приставки на согласную, если корень начинается с йотированных букв е, е, ю,я. Запомнить:адъютант, инъекция, конъюнктура, субъект, панъевропейский (инояз.).

– Приставка раз- (рас-) – безударная, роз- (рос -) –ударная: развал – розвальни, рассказ – россказни.

– Правописание приставок пре- и при- зависит от смысла: пре- = пере-: преграда(то, что перегораживает); npе- = очень: преинтересный (очень интересный); npu- = приближение: приехать; = присоединение: приобрести; = близость (около): приморский; неполное действие: присесть.

Различай по контексту:

Прибывать в город (куда?) …………… Пребывать в городе (где?)

= приезжать (приближение) …………….= «перебывать» там, находиться

Приклониться к земле =…………………Преклоняться перед подвигом =

пригнутьсяк земле (прибли-…………….очень уважать

жение)

Притворить дверь = прикрыть…………Претворить что-то в жизнь =

(неполнота действия)……………………...перевести из планов

Придел храма = то, что пристро-………..Предел терпения = грань

ено (присоединение)

Приемник (радио) = тот, который……….Преемник идей = тот, кто пере-

принимает (приближение)………………..нимает

Придать вид чему-то = прибли-…………Предать кого-то = передать

зить к такому-то облику

Призреть сироту = приютить…………….Презирать предателя = очень не ……………………………………………….уважать

Правописание Ы/И после приставок

– После приставок, оканчивающихся на согласную, начальная И корня переходит в Ы: играть – подыграть, искать – отыскать, идейный – безыдейный, инфаркт – предынфарктный.

– После приставок СВЕРХ-, МЕЖ-, а также после иноязычных приставок и частиц (дез-, контр-, пост-, суб-, супер-, транс-, пан-) начальная И корня сохраняется: сверхизысканный, межинститутский, постинфарктный, контригра, панисламизм.

– Начальная И корня сохраняется после первой части двухсложных слов: двухигольный.

Употребление Ь

– Буква Ьна конце слов пишется после шипящих: а) в существительных женского рода единственного числа: мышь, дочь; б) в глаголах:в начальной форме: беречь — беречься (правописание Ьпроверяется по во- просу), во 2-ом лице единственного числа настоящего и будущего времени: ты ешь; в) на конце наречий, кромеслов уж, замуж, невтерпёж(Ср.: наотмашь, настежь).

– В форме повелительного наклонения глагола на конце основы пишется Ь:встань, отрежь. Ьсохраняется перед - те: отрежьте. Ьне пишется в слове ляглягте.

ЗАДАНИЯ

Задание 1. Вставьте пропущенные буквы, объясняя правописание.

Пром…кашка, р…внина, з…рница, изл…гать, р…весник, уг…реть, заг…релый, олицетв…рение, прекл…няться, з…ря, выр…щивать, приск…кать, прик…саться, выг…реть, сотв…ри, подр…внять, тв…рение, выб…раю, ср…статься, скл…нять, сг…рать, раств…рять, изл…жил, зам…р, отр…сль, приб…рать, выч…тание, обск…кать, прик…сновение, ср…внить, нам…кать, зам…чивание, р…внение, вск…чить, скл…ниться, выр…вненный, обж…гать, р…стовщик, ум…р, обм…кнуть, расст…лить, р…весница, пл…вец, зар…внять.

Задание 2. Объясните написание пропущенных букв.

1. В сумерки Никита побежал через двор к людской, откуда на лиловый сне... падал свет двух замер...ших окошек. 2. За большою печью пилил деревя..ку сверчок. 3. Мишка сидел на краю коло...ца и макал в воду кончик варе...ки, надетой на руку. 4. Никита возвращался с моло...ьбы. 5. Объе...чик задумчиво поглядел на даль. 6. Услыхав свое имя, помесь таксы с дворня...кой вышла из-под верстака где она спала на стру...ках, сла…ко потянулась и побежала за хозяином. 7. В самый жар ко...ьба показалась ему не так трудна. 8. Вскоре после обеда гости уехали, чтобы успеть переодеться к сва...ьбе. 9. К вечеру гроза начала стихать, дождь превратился в изморо...ь. 10. Ударили холода, изморо...ь покрыла деревья.

Задание 3. Вставьте пропущенные буквы. К словам с удвоенными согласными на конце корня приведите как можно больше производных слов и запишите их.

Агрес…ия, ак...уратный, ак...робат, антен...а, aп...eл...яция, ап...лодировать, ас...им…етрия, бак...алея, бал...ада, бар...ик...ада, бас...ейн, бис...ектрис...а, грам...атика, грам...ота, гум...ан...ость, диф...уз…ия, дрес…ировать, ид..ил…ия, ил...юзия, ил...юстрация, им…итация, им...прес..ионизм, индиф...ерентный, ип...одром, ир…ациональный, кас...ет...а, кол…ектив, ком…ис...ар, ком…пил...яция, ком...прес..., ком...промис..., конгрес..., кор...ал..., кор...идор, кор...озия, крос…, мак…улатура, мил...итаризм, мил…иметр, новел…а, пар...ал...ель, пер...он, пес…им...изм, пол...иклин…ика, по...ул...ярный, прогрес..., проф…ес…ия, репрес...ия, сим...етрия, стел...аж, тер...ор..., трас...а, цел...офан, эф...ективный.

Задание 4. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

Пр…провождать документы, бе...сердечный человек, бе...толковая чере...полосица, чре...мерные старания, и...чезнуть за горизонтом, ...делать об...явление, в пр...восходном ...дании, пр...одолеть пр...сложное пр...пятствие, пр...творить мечту, с...грать в сверх…нтересную игру, контр...гра небез...звестного противника, пр...зирать пр...дателя, пр...дерзкий ад…ютант, пр...стреленный раз...яренный хищник, пр...бывать в пред...нфарктном, а не в пост...нфарктном состоянии, пр...поднести бе...ценный подарок, без...мянная речка, р...з...скное бюро, сильно пр...увеличить, об...емлет ужас, пр...обретенная книга, небез...нтересная, но и не сверх...нтересная, не пр...кословить пр...вратностям судьбы, двух...актная комедия, четырех...элементный.

Задание 5.Вставьте пропущенные буквы. Выпишите из толкового словаря значения слов, в которых пропущены буквы.

Пр...клоняться перед учителем – пр...клонить голову; пр...ступить закон – пр...ступить к осуществлению операции; пр...бывать на конечный пункт – пр...бывать в состоянии неуравновешенности; выбрать себе пр...емника – настроить пр...емник на искомую волну; пр...зреть сироту – пр...зреть опасность; пр...ходящая популярность – пр...ходящие с опозданием гости; древнее пр...дание – пр...дание статуса гражданина РФ; пр...пираться с соседями – пр...переть дверь лопатой; пр...вратный взгляд на вещи – лакей-пр...вратник; пр...дел желаний – церковный пр...дел; непр...менные условия – непр...менимые правила игры; пр...ставиться в одночасье – пр...ставить соглядатая.

 

Задание 6. Оили Е?Выполняя данное упражнение, не забывайте определять, в корне, в суффиксе или в окончании находится интересующая вас буква. Укажите ударение в словах.

1. Девч...нка, груш...вка, сверч...к,затуш...вывать, раскорч...вывать, ож...г (руку), ч...порный, беч...вка, ш...винизм, ш...ссе, печ...ные яблоки, гoряч..., ж...нглёр, изж...га, заж...гший, обж...ра, еж...вый, стаж...р, тихий ш...рох, говорить общ..., деш...вый товар, холщ...вый меш...к, вооруж...нное нападение, опытный ш...фер, вертеть трещ...тку, мельничный ж...рнов, утлый ч...лн, подж...г (сарая).

II. Ц...кольный этаж, ц...канье копыт, получить письмец..., молодц...ватый вид, глянц...витая бумага, превосходный танц...р, гарц...вать на лошади, облиц...вка стен, склониться над колодц...м, облиц...вать здание, пунц…вые губы, погрозить пальц…м, идти с отц…м.

 

Задание 7. Обоснуйте свой выбор дез- или дис- (диз-).

Д…активация, д…гармония, д…интегратор, д…баланс, д…информация, д…организатор, д…комфорт, д…одорант, д…пропорция, д…одорация, д…фория, д…трофия д…ориентация, д…урбанизм, д…квалификация, д…авуирование, д…функция, д…артрия, д…курсивный.

 

Задание 8. Перепишите. Вставьте пропущенные буквы. Объясните лексическое значение каждого слова.

Аб...туриент, аб...риген, акс...ома, алг...ритм, алл...гория, анн...тация, б…лл...тристика, бр...шюра, в...кторина, в...н...грет, в...трина, гал…рея, г...г...мония, г...н...алогия, г...г...ена, д...л...катес, д...фис, д...л...тант, д…ректива, д...р…жер, д...л...жанс, д...р...жабль, д...ф...рамб, др...сс...ровать, ид...ология, инж...нер, им...тация, инд...вид, ин...ц...атива, инт...ллект, инт...лл...гент, к...мпания (посевная), к...мпания (студентов), к...мм...нтарий, к...мп...тенция, к...мпр...мисс, л...б...ринт, л...г...он, л...в...лас, м...н...кен, мар...онетка, м...з...нин, м...ц...нат, м...тивировать, н...г...лист, н...велла, опп...зиция, опп...нент, ор...г…нал, ор...нж...рея, орх...дея, п…л...садник, пан...кёр, п...р...ллель, п…ц...физм, п...р...ферия, п...сс...мизм, пл...гиат, п...лемика, пр...винция, прокл...мация, проп...ганда, пь...д...стал, р...н...гат, р...п...ртуар, с...гмент, с...нет, ст...нограмма, ст...пендия, сурр...гат, сув...ренитет, т...рр...тория, ун...в...рситет, ф...ль…тон, ф..тиш, эв...люция, эвф..мизм, эксп...р...мент, экспл...ататор, эл...ксир, юб...лей, юв...лир, яб...да.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.