Здавалка
Главная | Обратная связь

Тема 5. Основы конституционного строя Российской Федерации.



Проблемы построения в России демократического государства

План

Введение

1. Понятие и виды политического (государственного) режима.

2. Характеристика политического (государственного) режима в Российской Федерации. Проблемы построения демократической государственности в Российской Федерации.

Заключение

 

Задача:Инициативная группа (большинство членов которой проживают в республике Алтай) для сбора подписей в поддержку инициативы о проведении референдума Российской Федерации по вопросам отмены федеральных налогов обратилась в Центральную избирательную комиссию РФ с ходатайством о регистрации группы. Центральная избирательная комиссия отказала ей в регистрации.

Основанием для отказа в регистрации явилось то, что группа нарушила установленный порядок обращения и вынесения вопросов на референдум.

В какой орган необходимо обратиться инициативной группе для ее регистрации?

Какие вопросы нельзя выносить на референдум? Соответствуют ли эти ограничения принципам демократизма и народного суверенитета?

В какой срок и кто обязан назначить референдум?

При освещении первоговопроса необходимо дать характеристику демократического, либерального, авторитарного и тоталитарного политических режимов, указав признаки, присущие каждому из режимов.

Освещая второйвопрос необходимо иметь в виду, что статья 1 Конституции Российской Федерации закрепила демократический характер российского государства. Однако необходимо иметь в виду, что при характеристике политического режима необходимо исследовать не только, и даже не столько правовые нормы, сколько реально складывающиеся общественные отношения. На основе этих исследований ученые и политические деятели делают различные оценки существующего в России на данный момент политического режима. Поэтому исследуя российский политический режим необходимо сравнивать насколько российская государственность отвечает признакам, характеризующим демократический политический режим.

Нормативно-правовые акты и литература

Игрицкий Ю.И. Тоталитаризм вчера, сегодня, … завтра? // Полис. 1998. № 4. С. 181 - 190.

Цыганков А.П. Современные политические режимы: структура, типология, динамика: Учебное пособие. - М.: Интерпракс, 1995.

Чиркин В.Е, Переходное постсоциалистическое государство: содержание и форма // Государство и право. 1997. № 1. С. 4 - 11.

Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных государств. Учебник. - М., 1997.

Чиркин В.Е. Элементы сравнительного государствоведения. - М., 1994.

 

 

Тема 6. Форма правления в Российской Федерации

План

Введение

1. Понятие и разновидности форм правления.

2. Характеристика формы правления в Российской Федерации.

Заключение.

 

Задание:укажите какие из нижеперечисленных признаков, характеризующих различные разновидности республиканской организации государственной власти нормативно закреплены в законодательстве Российской Федерации или при отсутствии нормативного закрепления фактически характеризуют конституционно-правовые отношения в России на современном этапе. Укажите при этом разновидности республики (президентская, парламентарная, полупрезидентская, суперпрезидентская), при которых реализуются данные признаки:

1. Президент избирается народом в результате прямых и свободных выборов.

2. Президент избирается парламентом или специальной коллегией.

3. Президент самостоятельно формирует правительство.

4. Президент формирует правительство из представителей партии имеющей большинство в парламенте (или в одной из палат парламента).

5. Парламент избирает Председателя Правительства, который самостоятельно формирует правительство из представителей своей партии (или блока).

6. До начала работы правительство оно должно представить парламенту программу своей деятельности.

7. Парламент может в любой момент заслушать программу деятельности правительства и вынести вотум недоверия.

8. Правительство является относительно независимым органом государственной власти.

9. Президент является главой государства и одновременно возглавляет исполнительную власть.

10. Президент может отправить в отставку правительство по своему усмотрению.

11. Парламент может принять решение об отставке правительства.

12. Президент может принять решение об отставке любого члена правительства.

13. Парламент может принять решение об отставке любого члена правительства.

14. Президенту необходима контрассигнатура со стороны Председателя Правительства или ответственного министра при принятии решений по каким-либо вопросам.

15. Президент имеет право роспуска парламента или одной из его палат.

16. Президент не имеет право роспуска парламента или одной из его палат, и парламент не имеет права принятия решения об отставке правительства и президента по политическим соображениям.

При рассмотрении первоговопроса необходимо иметь в виду, что в научной литературе имеются различные подходы к определению формы правления (в узком и широком смысле). В работе необходимо уделить особое место анализу черт характеризующих президентскую республику, парламентскую республику и смешанную (полупрезидентскую, президентско-парламентскую, парламентско-президентскую) республику.

Раскрывая второйвопрос необходимо иметь в виду, что различные ученые по разному оценивают сложившуюся в Российской Федерации форму правления. При характеристике формы правления необходимо иметь в виду не только нормы, закрепляющие те или иные стороны формы правления, но и сложившуюся практику, которая, в конечном счете, и определяет форму правления.

Нормативно-правовые акты и литература

Баталов Э. Какая нам нужна республика? // Народный депутат. 1993. N 4.

Керимов А.Д. О форме государственного правления в Российской Федерации (к вопросу об изменении ст.117 Конституции РФ) // Национальные интересы. 2000. N 3(8).

Кувалдин В. Блеск и нищета президентства. Политическая система, созданная "под Ельцина", превратилась в анахронизм // Независимая газета. 1998. 24 марта.

Лузин В.В. Полупрезидентская модель разделения властей (на примере Франции) // Право и политика. 2000. N 1.

Лузин В.В. Президентская модель разделения властей (на примере США) // Государство и право. 1999. № 3. С. 82-90.

Писарев А.Н. Система высших органов государственной власти Российской Федерации, наделенных полномочиями в области обороны //Государство и право. 2000. № 5.С. 22-30.

Проблемы становления президентской республики в современной России: теория и практика. М., 2001.

Румянцева Т.И. Парламентская демократия и выбор формы правления // Конституционный строй России. М., 1995. Вып.II.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.