Здавалка
Главная | Обратная связь

Стихотворение в прозе «Собака»



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

 

«НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. Н.А. ДОБРОЛЮБОВА»

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛНЬЫЕ МАТЕРИАЛЫ

По дисциплинам кафедры стилистики русского языка и культуры речи

Составители: Н.В. Макшанцева, Е.Ф. Глебова, Л.А. Пекарская, Н.К. Винник, О.В. Иванова, О.С. Браун, Н.Б. Шибаева, С.Б. Климова, Е.В. Наумова

 

 

Под общей редакцией зав.кафедрой стилистики русского языка и культуры речи проф. Н.В. Макшанцевой

Нижний Новгород


Содержание

Современный русский язык

Лексика 3

Синтаксис 9

Морфология 12

Орфография (1)13

Орфография (2)15

Пунктуация (1)17

Пунктуация (2)18

 

Русский язык и культура речи

Лексическая стилистика. Фразеологическая стилистика (1) 22

Фразеологическая стилистика (2) 28

Образование причастий и деепричастий. Ошибки в причастных и деепричастных оборотах 30

Синтаксис 34

Вариант 1 37

Вариант 2 38

Вариант 3 40

Вариант 4 41

Вариант 5 43

 

Риторика

Вариант 1 46

Вариант 2 49

Вариант 3 52

 

Стилистика и литературное редактирование

Вариант 1 55

Вариант 2 59

Вариант 3 62

Вариант 4 65

 

 


Дисциплина:Современный русский язык


Лексика

 

Задание 1. Каких слов недостает, по-вашему, в данном определении?

Слово – это…, обладающая(ий) определенным, закрепленным языковой практикой общества значением и функционирующий как некое самостоятельное целое.

1) фразеологическая единица 2) лексико-грамматическая единица 3) звуковой комплекс

 

Задание 2. Основное слово синонимического ряда, передающее наиболее общее понятие и являющееся нейтральным по употреблению, называется:

1) определяемым 2) доминантой 3) определяющим

 

Задание 3. Академик В.В. Виноградов выделил три основных типа лексических значений. Определите, к каким типам лексического значения относятся выделенные слова:

1) у него там есть рука 2) крылья фантазии 3) проселочная дорога 4) он простотюфяк а) прямое б) переносное в) фразеологически связанное г) синтаксически обусловленное

 

Задание 4. Определите выделенные курсивом изобразительно-выразительные средства в предложениях:

1. Женка у него просторна характером, добродушна.

2. Дорога прямая, как кнутом отхлестана.

3. Ишь ты, как глаза-то бросила.

4. Муж у нее живой смертью умер, пропал и все.

5. Парень боевой – спит, дак без палки не ходи.

а) оксюморон (соединение слов, понятий, противоречащих друг другу по смыслу);

б) эпитет (художественное определение)

в) гипербола (заведомое преувеличение)

г) метафора (употребление слов в переносном значении на основе сходства, аналогии)

д) сравнение

 

Задание 5. Соотнесите данные примеры с лексическими значениями слова «истина» в Толковом словаре русского языка под редакцией Д.Н. Ушакова.

1. Слыхал истину бывало: хоть лоб широк, да мозгу мало.

2. Он вдруг неожиданно для самого себя скрыл истину.

3. А стремление к истине лежит в основе научных исканий.

4. Святая истина.

а) Идеал познания, заключающийся в совпадении мыслимого с действительностью.

б) То, что есть в действительности, соответствует действительности.

в) Утверждение, положение, суждение, основанное на житейском опыте.

г) Непререкаемое положение, утверждение.

 

Задание 6. Укажите ряды синонимов, соотносящиеся со словами:

1) Истина (в значении правда)

2) Истина (в значении справедливость)

3) Истина (качество личности)

а) правдолюбие, честность, правдивость, режет правду-матку, святой;

б) действительное, настоящее, реалистичность;

в) благочестивость, праведник, благочестие, святость

 

Задание 7. Определите текстообразующую роль так называемых макаронических слов, сохранивших написание на иностранном языке, а также иностранных слов в русской транскрипции.

1. Если б я был

Вандомская колонна,

Я б женился

На Place de la Concorde.

2. На север

с юга

идут авеню,

На запад с востока –

стриты

3. Итс э логн уэй

ту Типерери,

итс э лонг уэй

ту го!

(Путь далекий

до Типерери,

путь далекий

домой)

5. Скрежещит механика,

звон и гам, а

люди

немые в звоне.

И лишь замедляют

жевать чуингам, чтоб

Бросить: «Мек моней» (В. Маяковский)

 

а) приверженность к фактической достоверности

б) клишированные фразы, выявляющие суть образа жизни

в) иноязычное выражение делает художественный образ более объемным (веселая песенка звучит с горькой иронией)

г) географическое наименование

 

Задание 8. Устраните лексические ошибки и стилистические недочеты. Укажите причины их появления.

1.

а) Всем факультетам было доведено до сведения, что отчет о практике студенты должны сдать до 1 сентября.

б) По тому, какие правила поведения, нравственные понятия присущи человеку, можно судить о его воспитании.

в) Поход состоится вопреки прогноза синоптиков.

г) Этот кофе мне понравился.

2.

а) Поднявшись вверх по Волге, баржа затем будет выгружена на причалах Ярославля.

б) Закрыв книгу, вы долго храните в памяти ее героев.

в) Громадное большинство населения голосовало за демократов.

г) Научная работа требует прежде всего умелого подбора и тонких наблюдений над фактами, изучение которых приводит к созданию системы знаний.

д) Коллектив отдела много раз премировали.

3.

а) Первый сборник рассказов писателя вышел в свет в тысяча восьмисот пятом году.

б) Никто, даже лучшие ученики, не могли решить эту задачу.

в) В газете опубликованы показатели об использовании электороэнергии.

г) Исследующие проблемы представляют большой интерес.

д) На месте преступления прибыли вызванные для поимки преступников сотрудники уголовного розыска с собаками.

 

Задание 9. Проведите лексический анализ текста.

Стихотворение в прозе «Собака»

Нас двое в комнате: собака моя и я.

На дворе воет страшно, неистовая буря.

Собака сидит передо мною и смотрит мне прямо в глаза.

Она словно хочет сказать мне что-то.

Она немая, она без слов, она сама себя не понимает – но я ее понимаю.

Я понимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живет одно и то же чувство, что между нами нет никакой разницы.

Мы тождественны, в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек.

Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом…

И конец!

Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек?

Нет! Это не животное и не человек меняются взглядами…

Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга.

И в каждой из этих пар, в животном и в человеке – одна и та же жизнь жмется пугливо к другой.

(И.Тургенев)

1. Выделите два слова, представляющие имя концепта (предмета речи, идея текста).

2. Укажите слова базового слоя концепта, слова, обозначающие тождественность человека и собаки.

3. Найдите слово, указывающее на обстоятельство, объединившее человека и животное.

4. Какое из данных утверждений, по-вашему, является интегративным смыслом текста?

а) любовь человека к домашнему животному;

б) жизнь живого на земле хрупка и подвержена неожиданным опасностям;

в) собака – друг человека.

 

Задание 10. Отметьте номера слов – имен существительных – семантически одушевленных:

1) детвора 2) волк 3) русалка 4) пролетариат 5) смотрины 6) народ 7) бактерия 8) листва 9) крестьяне 10) работа

 

 

Задание 11. Отметьте номера слов – имен существительных – не имеющих рода:

1) сани 2) радости 3) Карпаты 4) знакомства 5) перчатки 6) чудеса 7) Ивановы 8) листва 9) макароны 10) джинсы

 

Задание 12. Отметьте номера слов, где пишется буква е:

1) о Казан… 2) в галере… 3) о Натали… 4) на антресол… 5) в санатори… 6) в интернат… 7) о Ксени… 8) на теплоход… 9) в здани… 10) в ассортимент…

Задание 13. отметьте правильные формы именительного падежа имен существительных множественного числа:

1) бухгалтера 2) отпуска 3) соболя 4) бунгала 5) грифеля 6) слесаря 7) герба 8) щупальца 9) шницеля 10) трактора

 

Задание 14. Укажите лексико-грамматический разряд выделенных имен существительных:

1. Стоит кумыс на низеньком столе.

2. Всю рухлядьиз дома выбросил.

3. А я измерил точно вашу доблесть.

4. Вскипает чай задумчиво и круто.

5. В огороде бузина, а 6. в Киеве дядька.

а) ответственные, абстрактные существительные

б) вещественные существительные

в) единичные имена существительные

г) собирательные существительные

 

Задание 15. Определите лексико-грамматический разряд выделенных слов:

1. Дремотой розовой объята трава 1) некошеной межи.

2. А весна в тот год сияла 2) невиданными красками.

3. Друзья отплясывали 3) русскую.

4. Выбирай 4) себе дружок 5) один 6) какой-нибудь кружок.

5. Вас спрашивал 7) один человек.

а) Имя числительное

б) Имя прилагательное

в) Местоимение

г) Наречие

д) Причастие

Задание 16. Установить соответствие между средством выражения грамматического значения и формой слова:

1) окончание 2) суффикс 3) мена места ударения 4) вспомогательное слово а) хуже б) сильнее в) буду помнить г) засыпать

 

Задание 17. Установить соответствие формы деепричастий и глаголов, от которых они образованы:

1) создавая 2) озябши 3) принеся 4) догнав 5) рисуя а) создать б) рисовать в) принести г) зябнуть д) озябнуть е) догонять ж) догнать з) создавать

Задание 18. Включает супплетивные формы парадигма слова:

а) хорошо б) человек в) друг г) идти д) время

 

Задание 19. Парадигме слова дом не принадлежит:

а) дома б) дому в) в доме г) домик д) домой

 

Задание 20. Грамматические признаки служебных слов:

а) наличие системы словоизменения

б) неспособность к отдельному номинативному употреблению

в) неспособность к самостоятельному распространению синтагмы

г) семантическая неразложимость

д) неспособность к выполнению синтаксических функций

 

Задание 21. Формообразующими частицы являются в предложениях:

а) Давайте петь.

б) Его дом стоит как раз напротив нашего.

в) Поскорее бы он пришел!

г) Пусть он все расскажет.

д) Любите ли вы театр?

 

 

Задание 22. Выделенные слова принадлежат к следующим частям речи:

1) существительное 2) наречие 3) предлог 4) частица а) Платье впору. б) Зайти вглубь леса. в) Напротив дома рос тополь. г) Он, видно, опаздывает. д) Еще два часа терпеть!

 

 

Синтаксис

 

Задание 1. Определить способы предложения модальности в следующих предложениях:

1. Как мне любо слушать нежную свирель (А. Блок).

2. Да денег-то нет.

3. Вся надежда на мед.

а) объективная отрицательная;

б) ирреальная;

в) субъективная.

 

Задание 2. укажите оттенки значения субъективной модальности в предложениях.

1. Обратиться бы к людям с хорошим словом.

2. Убрать все, с глаз долой!

3. Погиб казак!... не видать ему больше ни Запорожья, ни отцовских своих хуторов.

4. Девчатам сюда ходить не положено.

5. Приходилось думать об обстоятельствах.

а) необходимость

б) желательность

в) долженствование

г) невозможность

д) императив

 

Задание 3. Определите грамматические основы предложений и их коммуникативное значение:

1. Принакрылась белым снегом гладкая дорога (И.Никитин).

2. Тут я – кричать (М. Шолохов).

3. А дорога через волок трудная (Д. Мамин-Сибиряк).

а) эмоциональное состояние;

б) функтивное действие;

в) качественная характеристика.

 

 

Задание 4. Выделите осложняющие элементы предложения.

1. Не прожить 1) без хорошей поговорки или присказки какой, без тебя, 2) Василий Теркин (А.Твардовский).

2. Рука, 3) не устающая трудиться, 4) за редким исключением, добра. (Л. Татьяничева)

а) обращение

б) обособленное определение

в) однородные члены предложения

г) вводный оборот.

 

Задание 5. Назовите условия обособления второстепенных членов предложения.

1) Бессмысленный, ты обладал душою чистой, откровенной (М.Лермонтов). 2) Как охотник, я чувствую больше жалости к убиваемым животным (М.Пришвин). Мальчик лет пятнадцати, 3) кудрявый и краснощекий, сидел кучером (И.Тургенев). Когда бы, 4) став лицом к измене, Вы 5) как мужчины, гордо пали. (В. Брюсов). 6) Сжалось сердце, полное тоской (А.Пушкин).

а) приложение, относящееся к личному местоимению;

б) прилагательное с зависимыми словами, стоящими после определяемого слова;

в) определение, имеющее дополнительное обстоятельственное значение;

г) определение, выраженное парными прилагательными после определяемого слова;

д) обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом.

 

Задание 6. Определите типы данных предложений по структуре.

1. Проходите, садитесь, дорогие властя! (М.Шолохов).

2. Аль поводья не шелковы? (А.С. Пушкин).

3. Большому городу быть здоровым!

а) двусоставное;

б) односоставное определенно-личное;

в) односоставное безличное.

 

Задание 7. Выделите формы слов, которые могут выступать сказуемым в 1) определенно-личном; 2) безличном предложениях.

а) внимателен;

б) быть внимательным;

в) быть внимательным.

 

 

Задание 8. Указать верное объяснение постановки двоеточия и тире в предложениях:

1) Простить – значит понять.

2) Обычай мой такой: подписано – 3) так с плеч долой.

4) Не спится, няня: здесь так душно.

5) Не место красит человека, а человек – место.

а) неполное предложение;

б) тире между главными членами, выраженными инфинитивами;

в) причинные отношения в сложном бессоюзном предложении;

г) следственные отношения между частями сложного бессоюзного;

д) пояснительные отношения в сложном бессоюзном предложении.

 

Задание 9. Определите текстообразующую функцию(ии) выделенных слов в предложении:

И вот, в час веселья, разгула, гордых воспоминаний о битвах и победах, в шуме музыки и народных игр перед палаткой царя, где прыгали бесчисленные пестрые шуты, боролись силачи, изгибались канатные плясуны, заставляя думать, что в их телах нет костей, состязались в ловкости убивать, фехтовали воины и шло представление со слонами, которых окрасили в красный и зеленый цвета, сделав этим одних – ужасными и смешными – других, - в этот час радости людей Тимура, пьяных от страха перед ним, от гордости славой его, от усталости побед, и вина, и кумыса, - в этот безумный час, вдруг, сквозь шум, как молния сквозь тучу, до ушей победителя Баязета-Султана долетел крик женщины, гордый крик орлицы, звук, знакомый и родственный его оскорбленной душе, – оскорбленный Смертью и потому жестокой к людям и жизни. (М. Горький).

а) функция внутритекстовой связи;

б) функция обозначения временного плана теста;

в) изобразительно-выразительная функция (создание антитезы).

 

 

Морфология

Задание 1. Отметьте номера слов – имен существительных – семантически одушевленных:

1) детвора 2) волк 3) русалка 4) пролетариат 5) смотрины 6) народ 7) бактерия 8) листва 9) крестьяне 10) работа

Задание 2. Отметьте номера слов – имен существительных – не имеющих рода:

1) сани 2) радости 3) Карпаты 4) знакомства 5) перчатки 6) чудеса 7) Ивановы 8) листва 9) макароны 10) джинсы

Задание 3. Отметьте номера слов, где пишется буква е:

1) о Казан… 2) в галере… 3) о Натали… 4) на антресол… 5) в санатори… 6) в интернат… 7) о Ксени… 8) на теплоход… 9) в здани… 10) в ассортимент…

 

Задание 4. отметьте правильные формы именительного падежа имен существительных множественного числа:

1) бухгалтера 2) отпуска 3) соболя 4) бунгала 5) грифеля 6) слесаря 7) герба 8) щупальца 9) шницеля 10) трактора

 

Задание 5. Укажите лексико-грамматический разряд выделенных имен существительных:

1. Стоит кумыс на низеньком столе.

2. Всю рухлядьиз дома выбросил.

3. А я измерил точно вашу доблесть.

4. Вскипает чай задумчиво и круто.

5. В огороде бузина, а 6. в Киеве дядька.

а) ответственные, абстрактные существительные

б) вещественные существительные

в) единичные имена существительные

г) собирательные существительные

 

Орфография (1)

Задание 1. Укажите неправильное написание слов:

1) мажорный 6) сгущонка

2) грушовка 7) коммивояжер

3) желчный 8) шороховатый

4) трещетка 9) дешевка

5) сверчок 10) холщовый

Задание 2. -НН- пишется во всех словах ряда:

1) белье постира.. .о, обветре.. .ое лицо;

2) промасл... ая бумага, подли... ый шедевр

3) глаже... ый мамой костюм, остриже... ая голова;

4) вялс.ая рыба, сви...ое сало;

5) барышня испуга. ..аи молчалива, комната слабо освеще.. .а;

6) территория мала и неблагоустрое.. .а, жева.. .ый карандаш;

7) коса заплете.. .а, травле.. .ый волк;

8) ободра.. .ое лицо, линова.. .ая бумага;

9) манеры изыска.. .ы, плем.. .ной жеребец;

10) румя.. .ые щеки, кале.. .ые орехи

Задание 3. Укажите ряды слов с приставкой при-:

1) пр...гожий денек, пр...охотить к чтению;

2) пр.. .стяжной конь, пр.. .смыкаться пред другими;

3) пр... амбула договора, воспр... пятствовать союзу;

4) пр.. .беречь силы, пр.. .емлемый вариант;

5) пр... емник Петра, пр... станционное кафе;

6) пр.. .бывать по расписанию, несправедливые пр.. .тязания;

7) пр.. .бывать в тоске, найти пр.. .бежище;

8) пр.. .мелькдвшиеся лица, не пр.. .минуть сказать

Задание 4. Укажите раздельное написание частицы НЕ-:

1) (не)видимые мною слезы;

2) в заявлении не было ничего (не)знакомого;

3) погода (не)ясная;

4) (не)видимый отсюда лес;

5) он (не)склонен доверять вам;

6) ни для кого (не)постижимый случай;

7) проволока, оставшаяся почти (не)тронутой;

8) (не)написанная, но предполагаемая книга;

9) воздух (не)подвижен и чист;

10) давно (не)кормленные лошади

 

Задание 5. Укажите слитное написание сложных существительных:

1) (борт)инженер, (пол)Европы;

2) (полу)финал. (аудио)(видео)кассеты;

3) (царь)колокол, (трудо)день;

4) (мульти)миллионер, (экс)прессионизм;

5) (гори)хвостка, (орехово)зуевцы;

6) (мини)компьютер, (штаб)лекарь;

7) (конференц)зал, (килограмм)час;

8) (килр)байт, (пол)корпуса;

9) (матч)реванш, (нео)фашизм

Задание 6. Укажите предложения, в которых на месте пропуска не должна стоять запятая:

1) Когда _ воображая _ что я еду на охоту с палкой на плече, я
отправился в лес, Володя лег на спину, закинул руки под голову и
сказал мне, что будто бы и он ходил.

2) Вы и в залу входите _ танцуя.

3) Кончив играть _ он молча встал и вышел.

4) Расчистив скважину _ и _ поставив новые штанги _ бригада начала
бурение.

5) Рабочие не разбрелись по городу, а _ выйдя из вагонов _
выстроились и пошли прямо в комбинат.

6) Сверкая и искрясь _ осыпался иней с древесных вершин.

7) В дверях стоял молодой парень, увидев которого _ мой сосед
улыбнулся.

8) Абитуриент отвечал уверенно и _ ничуть не волнуясь.

9) Офицеры улеглись в корчме _ укрывшись мокрыми шинелями.
10.Проснувшись _ Грей на мгновение забыл, как попал в эти места.

 

 

Орфография (2)

Вставьте пропущенные буквы. Выберите правильный вариант ответа (А, В, С, Д)

А-( А ) В-( Я ) С-( Е ) Д-( И )

1. с…дой 5. им...чко

2. ре...вший 6. услыш...нный

3. в...ньетка 7. продл...вать

4. центр...фуга 8. расстрел...ны

 

А-( Ы ) В-( И ) С-( Е ) Д-( О )

9. пр...провождать 16. застенч...вый

10. тюл...вый 17. б...чевка

11. пред...юньский 18. опостыл...л

12. завал...нка 19. ч...лка

13. пр...вередливый 20. обж...ра

14. ц...новка 21. череш...нка

15. корниш...н 22. с...змала

 

А-( А ) В-( О ) С-( Е ) Д-( И )

23. трещ...тка 31. тренаж...р

24. нав...ждение 32. смеш...н

25. прор...щен 33. з...рница

26. забл...стел 34. ст...чать

27. попл...вок 35. муч...л

28. дез...ртир 36. отр...сль

29. морозищ... 37. ст...сненный (в средствах)

30. парч...вый

 

А-( У ) В-( Ю ) С-( Я )

38. абаж...р 40. мел...щий (кофе)

39. стел...щийся 41. хол...щий

 

А-( З ) В-( ЗЗ ) С-( С ) Д-( СС )

 

42. ра...читывать 45. ра...орение

43. импре...арио 46. актри...а

44. мирово...рение 47. ма...он

 

А-( ЧН ) В-( ШН ) С-( ЩН )

48. немо...ый 50. ску...о

49. лото...ик (игрок) 51. помо...ик

Вставьте, где это необходимо, пропущенные буквы. Выберите правильный вариант ответа







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.