Здавалка
Главная | Обратная связь

Лексическая стилистика.



Фразеологическая стилистика

Задание 1. Значение каких слов определено неверно?

1. Архаический – вышедший из употребления, не соответствующий новым взглядам, правилам.

2. Динамический – обладающий большой внутренней энергией.

3. Афера – недобросовестное, мошенническое предприятие, дело, действие.

4. Консенсус – согласованное мнение по спорным вопросам, выработанное в процессе обсуждения участниками переговоров, конференции и т.д.

5. Десница – правая рука.

6. Драматичный – выражающий сильные чувства, полный драматизма.

7. Чертог – пышное, великолепное помещение, дворец.

8. Днесь – днем.

9. Лицедей – актер, притворщик.

10. Форс-мажор – провал, неуспех.

 

Задание 2. В каких предложениях слово употреблено в несвойственном ему значении?

1. Туристов неизменно восхищают узкие улочки Рима, витражи Домского собора.

2. На вечере случился радостный инцидент: от спонсора юбиляру преподнесли корзину цветов.

3. Можно было бы привести армаду цифр, характеризующих экономику страны.

4. Теоретики марксизма утверждали, что революция невозможна без гегемонии пролетариата.

5. Одетые в шубы, валенки и рукавицы, наши зрители не воспринимали мороза.

6. Грипп очень заразителен, поэтому его нельзя переносить на ногах.

7. Грипп и ОРВИ лидируют среди всех инфекционных заболеваний, поэтому их профилактика имеет огромное социальное значение.

8. Обращение к стилистически окрашенным словам должно быть мотивировано.

9. Исследования показали, что это высокогорный материк.

10. Вальдшнепы, обитающие на Дальнем Востоке, зимуют в Индии, Иране, на острове Шри-Ланка и в Китае.

Задание 3. В каких словосочетаниях нарушены нормы лексической сочетаемости?

1. Занять точку зрения другого

2. Чинить препятствия

3. Составить карьеру

4. Круглый час

5. Оказать протест

6. Глубокая старость

7. Улучшить уровень

8. Повысить кругозор

9. Питать симпатию

10. Удовлетворять требования

Задание 4. В каких предложениях допущена речевая ошибка плеоназм?

1. Экономное, точное выражение мысли – важнейшее требование стилистики.

2. Язык предлагает нам десятки тысяч прекрасных, точных и очень нужных слов, однако при этом наша речь часто бывает бедна и невыразительна.

3. В период студенческой практики мы собирали произведения разных жанров народного фольклора.

4. После встречи на высшем уровне стороны подписали договор о взаимном сотрудничестве.

5. Флексия, или окончание, есть только у изменяемых частей речи.

6. Посетители нашего ресторана могут отведать изысканные и вкусные деликатесы из свежей рыбы.

7. Работая с архивными материалами, испытываешь наслаждение от труда, который требует усердия и упорства.

8. Право подписи под этим документом – исключительная прерогатива директора предприятия.

9. Разговорная речь – одна из основных форм коммуникации, используемая в ситуациях общения на бытовые темы.

10. Подумайте, как следует исправить фразу, чтобы она стала правильной.

 

Задание 5.

А. Какое из слов является синонимом к слову ОРТОДОКСАЛЬНЫЙ ?

1) окончательный;

2) достоверный;

3) последовательный;

4) результативный;

5) очередной.

 

В. Какое из слов является синонимом к слову ЭФЕМЕРНЫЙ?

1) живописный;

2) нереальный;

3) тонкий;

4) легкий;

5) картинный.

 

Задание 6. Найдите в предложениях синонимы; определите, чем они отличаются.

А– оттенками значения

В– стилистической окраской

С– и оттенками значения, и стилистической окраской

Д – ничем не отличаются

 

1) вода у белого прибрежного песка казалась легкой, невесомой.

2) все-то он растратил, все растранжирил.

3) я все отчетливее чувствовал и скрытое недоброжелательство, и открытую вражду.

4) он не шел, а влачился, не поднимая ног.

5) ты ешь, а барин изволит кушать, ты спишь, а барин изволит почивать.

 

Задание 7. Какие языковые явления лежат в основе каламбура в следующих предложениях?

А – полисемия В – омонимия С – паронимия Д – антонимия

1) свое мнение надо отстаивать, отстоялось – тогда и высказывай.

2) классиков нужно не только почитать, но и почитывать.

3) перья у писателя были, ему не хватало крыльев.

4) главное для больного – своевременный уход врача.

5) аппетит уходит во время еды.

 

Задание 8. Какие языковые явления использованы в следующих предложениях?

А – лексическая омонимия В – омофония С– омография Д – омоформия

1) Приятно поласкать дитя или собаку, но прежде всего необходимо полоскать рот.

2) Для производства футбольных голов ноги бывают важнее голов.

3) Сев в такси, спросила такса:»За проезд какая такса?»

4) Серая ворона черного ворона утром ругала, присев на сучок.

5) Защитник вольности и прав в сем случае совсем не прав.

Задание 9. Какие группы слов относятся к стилистически окрашенной лексике?

1) номинация, абстракция, аргументация, аббревиация

2) авангард, гражданственность, благосостояние, возмездие

3) нытик, шалун, бездельник, жадина

4) проживание, дознание, привлечение, оповещение

5) ваятель, воин, провозвестник, сподвижник

 

Задание 10. В каких предложениях есть стилистически неуместные слова?

1. Этот диско-клуб энергично и заметно внедрился в ночной досуг.

2. На мероприятии присутствовал глава компании.

3. Стиль сочинения не будет бесцветным, лишенным живых красок, если его автор обратится к эмоциональной, выразительной лексике.

4. Для раскрытия образа Татьяны большое значение имеет эпизод ее беседы с няней.

5. Омонимия достаточно полно представлена в современных толковых словарях.

6. Чтобы дышать свежим воздухом, необходимо чаще гулять в лесном массиве.

7. Онегин предпринял попытку заняться общественно-полезным трудом.

8. В ответ на Ваш запрос высылаем Вам каталог подписных изданий на 2010 год.

9. Экономическая политика в настоящее время все круче ориентирована на заданные цели.

10. Павел Власов посвятил жизнь побоям жены.

 

Задание 11. Какие слова относятся к архаизмам?

1) урядник 2) лицедей 3) вояж 4) лепота 5) секира

 

Задание 12. Какие слова относятся к историзмам?

1) перестройка 2) вежды 3) гусар 4) околоток 5) зеница

 

Задание 13. Какие слова относятся к неологизмам?

1) эмигрировать 2) отформатировать 3) стабилизировать 4) систематизировать 5) сканировать

 

Задание 12. В каких предложениях есть индивидуально-авторские неологизмы?

1. Сотрудники Белорусской железной дороги освоили технологию разработки маршрутов.

2. Возможность переюморить друг друга весьма перспективна.

3. Как ясен горизонт! И лучезарность близко!

4. Наш витязь старцу пал к ногам и в радости лобзает руку.

5. Свежесть предзимья уже заливала притихшие леса.

 

Задание 13. К какой подгруппе лексики ограниченного употребления относятся слова, употребленные в следующих предложениях?

А – термины В – профессионализмы С – диалектизмы Д – жаргонизмы

1. Пахнет рыхлыми драченами, у порога в дежке квас.

2. В морском деле не существует слово «веревка». На корабле есть ванты, есть фалы, есть канаты якорные и причальные.

3. По имиджу встречают – по понятиям провожают.

4. Прекрасный получился надрек, как называют у нас арбузную патоку.

5. Как только Сережа оставался один, он решительно не мог вспомнить и понять, что коротенькое и понятное слово «вдруг» есть обстоятельство образа действия.

 

Задание 14. Соотнесите заимствованное слово с соответствующим синонимом.

1) превентивный а) безразличный

2) легитимный б) легкомысленный

3) индифферентный в) предупреждающий

4) фривольный г) законный

5) тривиальный д) пошлый

 

Задание 15. Какие тропы использованы в следующих предложениях?

А – метафора В – сравнение С – метонимия Д – синекдоха

1. Все спит: и человек, и зверь, и птица.

2. Больше всех скандалит выцветшее пальто с собачьим воротником.

3. В дымных тучах пурпур розы, отблеск янтаря.

4. Женской боли при жизни поставить бы следует памятник.

5. Снежная пыль столбом стоит в воздухе.

 

Задание 16. Какие из перечисленных словосочетаний не являются фразеологической единицей?

1) идти на поводу 6) надуть друга

2) идти сквозь бурелом 7) надуть губы

3) идти в ногу 8) надуться как мышь на крупу

4) идти на пользу 9) вытягиваться в струнку

5) идти впрок 10) вытянуться на кровати

Задание 17. Значение каких фразеологизмов определено неверно?

1. Дамоклов меч – помеха, затруднение при выполнении какого-либо дела.

2. Камень преткновения – постоянная угроза, нависшая опасность.

3. Перейти Рубикон – решить запутанное дело прямолинейным способом.

4. Разрубить гордиев узел – принять бесповоротное решение, совершить решительный поступок.

5. Устроить валтасаров пир – вести веселую жизнь во время бедствия.

 

Задание 18. В каких предложениях фразеологизм употреблен в несвойственном ему значении?

1. Я за всю свою жизнь никогда не писал рецензий, для меня это китайская грамота.

2. Радистов и радиоаппаратуру мы охраняли как зеницу ока.

3. Эта статья стала яркой лебединой песней молодого ученого, убедительно показавшей, что он готов к защите диссертации.

4. Герои этой книги дали аннибалову клятву бороться с несправедливостью и злом.

5. Китай не случайно называют страной восходящего солнца.

 

Задание 19.

А. Какие фразеологизмы являются синонимом к слову ЛЬСТИТЬ?

1) играть в кошки-мышки

2) закинуть удочку

3) рассыпаться мелким бесом

4) курить фимиам

5) извиваться ужом

 

В. Какие фразеологизмы являются антонимом к фразеологизму КУРЫ НЕ КЛЮЮТ ?

1) хоть пруд пруди 2) раз-два и обчелся 3) капля в море

4) всего ничего 5) как снег на голову

 

Задание 20. В каких предложениях допущены ошибки в употреблении фразеологических единиц?

1. Не торопись принимать решение, а то можно наломать дрова.

2. Необходимо предпринять меры для ликвидации последствий аварии.

3. Многие смотрели на это сквозь пальцы.

4. Результаты многомесячной работы не замедлили себя ждать.

5. Его покормили обедом в последний раз и велели убираться во все четыре стороны.

6. Ты мне туман в глаза не пускай, а расскажи, как было в действительности.

7. Скрепив сердце решился он переехать в Москву.

8. Окончание учебного заведения – это путевка в совершенно новую жизнь для молодого человека.

9. Его выступление на собрании многих задело за живое.

10. От всех дел и забот, неожиданно свалившихся на нас, голова пошла кругом.

 

Задание 21. Какие приемы трансформации фразеологических единиц использованы в газетных заголовках?

А – замена компонента фразеологизма

В – расширение (сокращение) состава фразеологизма

С – изменение грамматической формы слова во фразеологизме

Д – контаминация элементов разных фразеологизмов

 

1) « Ветеранам вход воспрещен»

2) «Доверяй, но и сам не плошай»

3) «Знания – силой»

4) «Коммерсанту закон не писан»

5) «Вершки криминальные, корешки экономические»

6) «Доживи до понедельника»

7) «…И себя показать»

8) «Козлы отпущения»

9) «На кривой кобыле новые тарифы не объедешь»

10) «В здоровом вузе – здоровые преподаватели»

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.