Здавалка
Главная | Обратная связь

ОБРАЗОВАНИЕ ПРИЧАСТИЙ И ДЕЕПРИЧАСТИЙ.



ОШИБКИ В ПРИЧАСТНЫХ И ДЕЕПРИЧАСТНЫХ ОБОРОТАХ

Задание 1. Вставьте пропущенную букву:

А – Я – Е – И

1. разве…нные иллюзии 2. информация, получ…нная из первых рук 3. испыт…нное средство 4. утрач…нное доверие 5. предъявл…нный ультиматум 6. замеш…нный в преступлении человек 7. выслуш…нные замечания 8. отношения, постро…нные на базе международного права 9. сдерж…нный по характеру 10. оцепл…нная территория   11. отча…нное решение 12. обеспоко…нные ситуацией 13. обиж…нная сторона 14. призв…нный вести переговоры   15. расшир…нный пленум

 

Е – И

16. слыш…мые перессуды 17. оценива…мая позиция 18. поддержива…мый рейтинг 19. взаимоприемл…мый интерес 20. наблюда…мый прогресс 21. обогаща…мые новыми проектами 22. находиться в завис…мом положении 23.требования, предъявля…мые дипломатии 24. планиру…мое совещание 25. муч…мый сомнениями 26. откладыва…мый визит 27. ожида…мая встреча 28. принима…мое предложение 29. получа…мое удовольствие 30 . вид…мые улучшения  

Я – У – Ю

31. завис…щий от обстоятельств 32. стро…щий демократию 33. име…щиеся разногласия 34. сохраня…щий независимость 35. следу…щий общепринятым нормам 36. вызыва…щий озабоченность 37. демонстриру…щий национальное единство 38. обеспечива…щий надежную защиту 39. бре…щий полет 40. кле…щий объявления 41. бор…щийся с либералами 42. терп…щий бедствие 43. маш…щий руками 44. непонятно лопоч…щий 45. мол…щий о помощи

 

Задание 2. Укажите условия обособления определений, выраженных причастием или прилагательным с зависимыми словами. Расставьте знаки препинания, где это необходимо

1. На переговорах были сделаны предложения _ раньше даже не обсуждавшиеся.

2. «Большие» страны из числа старожилов _ представляющие 80 % населения Европы _ и _ выплачивающие львиную долю евробюджета _ при принятии решений будут в меньшинстве.

3. В состав АСЕАН входят Индонезия, Таиланд, Филиппины, Малайзия, Сингапур, Бруней, а также _ присоединившиеся к ним позже _ Вьетнам, Лаос, Камбоджа.

4. Прославленный разведчик _ Николай Кузнецов стал легендарной личностью.

5. Приписанный на определенный срок к дипломатической миссии _ он (военный атташе) мог способствовать продаже или закупке вооружения.

6. Пламя перебежало на хвою и _ раздуваемое ветром _ погасло.

7. Это было нечто _ похожее на взрыв снаряда.

8. Последовавшие за убийством _ создание культа личности и нетерпимость ко всякому оттенку инакомыслия _ перехлестнули все демократические нормы.

 

Задание 3. Укажите ошибки в употреблении причастий (где необходимо). Отредактируйте предложения.

1. Слово нота, регистрирующаяся лексикографическими справочниками с XIX века, употребляется как международно-правовой термин и в настоящее время.

2. Со времен Древнего Рима в международных отношениях применялся обычай, согласно которому главы государств отправляли друг другу специальные возглавлявшиеся миссии уполномоченными.

3. В системе государственных органов появились специальные ведомства, занимающиеся перепиской между государями.

4. В Великобритании главы диппредставительств в ранге посла следуют по старшинству за семью сановниками, занимающих высокие государственные посты.

5. Пришедший абсолютизм на смену феодальной раздробленности привнес в дипломатию свойственные ему принципы и формы.

6. Наказы могут выражать официальную правительственную концепцию тех или иных событий, подготовленных специально для распространения за рубежом.

7. Все увидящие султана Брунея не смогут не удивиться.

8. Им было поручено найти распорядительно-регламентирующие документы, отражавшие бы основные вопросы внешней и внутренней политики России XVI-XVIII веков.

9. В современном мире быстро растет авторитет организаций и деятелей, стремящихся к миру не на словах, а на деле.

10. Моряки, направляющиеся на судно, идущее в рейсы, выполняющиеся судами нашего пароходства, должны иметь возможность быстрого прохождения медкомиссии.

 

Задание 4. Прочитайте предложения и найдите ошибки в употреблении деепричастных оборотов. Отредактируйте предложения.

1. Использовав переговоры и другие мирные средства, дипломатия защищает интересы своих стран на международной арене.

2. Российская дипломатия может рассчитывать на успех, лишь действуя гибко, избежав догматизма, не боясь идти на компромиссы.

3. Готовя это интервью, его все время отвлекал телефон.

4. Вернувшись из очередной командировки, было уже холодно.

5. Министерства и миссии используют современные технологии, объединяя их вклады в разработку политики.

6. Прежнюю аристократию вынудили потесниться, освободив место для тех, кто стал служить интересам финансово-промышленных кругов.

7. МИД было бы перегружено, пытаясь удерживать все необходимые переговоры под непосредственным контролем.

8. Передавая непосредственную ответственность другим департаментам, МИДу необходимо оставить за собой основное управление.

9. Вызывая главу миссии и разговаривая напрямую с глазу на глаз, беседа министра может иметь оттенок недовольства.

10. Пробывши долгое время за рубежом, дипломат не способен действовать и консультировать свое государство беспристрастно.

 

Задание 5. Составьте предложения с деепричастным оборотом (где это возможно), используя предложения, записанные через тире. Объясните, почему в некоторых случаях употребление деепричастного оборота невозможно.

Образец: Председатель выслушал мнения обеих сторон. – Председатель вынес решение.

Выслушав мнения обеих сторон, председатель вынес решение.

 

1. Мы освоили российский рынок. – Нам представляется необходимым выйти на международный рынок.

2. Члены ЕС были измучены дискуссиями о системе принятия решения. – Члены ЕС ищут спасения в расширении союза на Восток.

3. Германию наводнили иммигранты. – Германия возражает против упрощения иммиграционного законодательства.

4. Он обобщил перспективы внешнеполитической деятельности России. – Он подчеркивает важность этих внешнеполитических контактов.

5. Я ознакомилась с планом работ на следующий месяц. – Было вынесено решение.

 

Задание 6. Расставьте знаки препинания в предложениях, осложненных обособленными оборотами. Укажите условия обособления.

1. Пресс-секретарь попав в неловкое положение не знал как себя вести.

2. Начиная с 1991 года ЕС оказывал поддержку процессу экономических реформ.

3. Поразмышляв и даже посмеявшись мы решили проигнорировать это.

4. Российские политики действия Москвы одобряют считая что она выбрала правильную позицию поведения.

5. Определяющими оставались цели внешней политики достигнув которые государство ставило новые следуя своим национальным интересам используя свое влияние чтобы обеспечить с одной стороны сохранение мира на время переговоров а с другой продолжение переговоров несмотря на возможные кризисные ситуации.

6. Они не разбрелись по городу а выйдя из посольства отправились на вокзал.

7. Проснувшись он на мгновение забыл как попал в эти места.

Синтаксис

Задание 1. Укажите, какой вариант Вы считаете правильным:

Добравшись до станции, …

А) мне показалось, что поезд уже ушел.

Б) мне сказали, что поезд уже ушел.

В) я узнал, что поезд уже ушел.

 

Задание 2. Отметьте номера предложений с речевыми ошибками:

А) Он знал всю его подноготную жизнь.

Б) Несколько студентов сидели в аудитории.

В) Диван-кровать был куплен в ближайшем магазине.

Г) Зачет сдал 41 человек.

Д) Меня долго не оставляла мысль об этом коротком сообщении брата, отправленного неизвестно откуда и неизвестно когда.

 

Задание 3. Выберите правильную форму:

А) в городе Москва

Б) из города Челябинска

В) к планете Марсу

Г) над горой Казбек

 

Задание 4. Выберите правильный вариант ответа:

В западной и восточной … страны ожидается потепление.

А) части

Б) частях

 

Задание 5. Отметьте номера предложений, построенных без ошибок:

А) На выставке экспонируются около 40 произведений современной русской фотографии.

Б) Как будет развиваться ситуация, никто не берется комментировать.

В) Три только что выстроенные многоэтажные дома уже заселили.

Г) Директор уже предпринял некоторые меры для улучшения работы.

Д) Это событие сыграло в его жизни большое значение.

 

Задание 6. Отметьте, в каких случаях сказуемое согласуется с подлежащим по смыслу (6.1), а в каких – по грамматическому принципу (6.2):

А) Большинство студентов сдало экзамены успешно.

Б) Этот врач была та самая Таня.

В) В тот вечер самая толковая обезьянка цирка – гиббон Лич – заболел и не вышел на сцену.

Г) Накопление данных, в том числе и наши результаты, дает возможность утверждать следующее.

Д) Цветок лилия очень вырос.

 

Задание 7. Выберите из каждой пары предпочтительный вариант:

1) А Прием заказов прекращен вследствие закрытия мастерской на прием.

Б) Прием заказов прекращен, так как мастерская закрыта на ремонт.

2) А) Солнце, которого еще не скрыли тучи, казалось большим и ярким.

Б) Солнце, еще не скрытое тучами, казалось большим и ярким.

3) А) Руководство фирмы не выполнило ни предписаний санинспекции, ни требований пожарной охраны.

Б) Руководство фирмы не выполнило ни предписания санинспекции, ни требования пожарной охраны.

 

Задание 8. Отметьте предложения, в которых речевые ошибки вызваны: 8.1. смещением синтаксической конструкции, 8.2. неудачным порядком слов:

А) Праздник отпраздновался рабочими завода с большим энтузиазмом.

Б) Хорошее освещение обеспечит городу мэрия к 2010 году.

В) Магазин предоставляет отличный выбор товаров покупателям с гибкой системой скидок.

Г) Прежде чем попасть в фонд читального зала, книгу регистрируют, присваивают ей индивидуальный номер, соотносят с определенной сферой человеческих знаний, с темой, помещают соответствующую карточку в каталоге.

Задание 9. Определите, чем вызваны речевые ошибки в следующих предложениях. Установите соответствия между типами речевых ошибок и предложениями с ошибками:

А) Оценка работы признается корректной, если она производится согласно с общими нормами и стандартными требованиями.

Б) Профессор А. П. Федорова организует, проводит и руководит конференциями международного масштаба.

В) Мы разошлись из университета, чтобы немного отдохнуть.

Г) Помимо больших нагрузок на работе, ему приходится подрабатывать в нерабочее время и в выходные.

Д) Мы научим Вас не только хорошо говорить, читать и писать по-английски, но и раскроем перед Вами секреты национального английского менталитета.

1. Выбор предлога в словосочетании.

2. Разрыв грамматической связи с глаголом-сказуемым.

3. Неверный выбор падежной формы в словосочетании.

4. Несочетаемость одного (нескольких) из однородных членов с тем словом, с которым связаны все однородные члены в предложении.

5. Нарушение порядка слов в предложении с однородными членами.

 

Задание 10. Отметьте, в каких случаях два простых предложения невозможно объединить в одно осложненное (необходимо создание сложного предложения с придаточной конструкцией):

А) Я хотел бы написать хороший учебник по биологии. В таком учебнике материал бы излагался очень просто, ярко и понятно.

Б) Я смотрел на огоньки. Они мелькали вдали.

В) Подул сильный ветер. Паруса над моей головой захлопали и туго натянулись.

Г) Он выслушает Вас. Он обязательно извинится.

 

Задание 11. Отметьте случаи неверного построения сложных и осложненных предложений:

А) Выполнив свои обязательства в установленный срок, завод продемонстрировал способность качественно работать в новых условиях.

Б) Руководитель обязан точно знать количество присутствующих на занятии и какой процент из них участвует в беседе.

В) Было реализовано много идей, связанных с улучшением условий, в которых трудятся работники фирмы.

Г) Люди, пришедшие сюда завтра, смогут сами задать автору вопросы.

Д) Сквер, где мы были вчера, сегодня выглядит уже совсем по-другому.

(вариант 1)

 

Задание 1. Установите соответствие между архаизмам и его современным синонимом. Вставьте пропущенное слово:

1) инфлюэнца 2) фортеция 3) натура 4) полон 5) а) плен б) крепость в) природа г) платье д) грипп

 

Задание 2. Правильно построены словосочетания:

1) продвигать кого-либо по должности

2) повышать в должности

3) вести деятельность

4) развивать деятельность

5) убедиться о достоинствах работы

Задание 3. Тавтологичными являются словосочетания:

1) свободная вакансия

2) новый файл

3) монументальный памятник

4) хронометраж времени

5) обыкновенное чудо

 

Задание 4. Нормативными являются сочетания слов:

1) теоретический вывод

2) пакостная погода

3) крокодилий чемодан

4) притягательный человек

5) будняя одежда

 

Задание 5. Правильными являются сочетания слов:

1) превосходство над кем-то

2) уделить внимание к кому-либо

3) оплатить за проезд

4) заплатить за проезд

Задание 6. Правила лексической сочетаемости нарушены в предложениях:

1) Сейчас в мире разыгрываются новые дипломатические кон­фигурации.

2) Мы уделяем большое значение образованию наших школь­ников.

3) Когда нервничаешь, частенько разыгрывается аппетит.

4) Троллейбус обогнал гоночный автомобиль.

5) В тот год началась гражданская интервенция.

 

Задание 7. Правильными являются сочетания слов:

1) преимущество над чем-либо

2) роль стали играть

3) беспокоиться за сына

4) подвести результат

5) проявить внимание к кому-либо

 

Задание 8. Правильно употреблены устойчивые сочетания:

1) поднять тост

2) пускать пыль в глаза

3) положить в долгий ящик

4) защитить диссертацию

5) одержать сокрушительную победу

 

Задание 9. Определите стилистическую окраску приведенных слов и подберите к ним стилистические синонимы:

Болезнь, драться, брести.

 

(вариант 2)

Задание 1. Установите соответствие между архаизмом и его современным синонимом

1) ланиты 2) чело 3) выя 4) перси 5) а) грудь б) лоб в) живот г) шея д) щеки

 

Задание 2. Правильно построены словосочетания:

1) принять меры

2) предпринять меры

3) приложить силы

4) заслужил известность

5) приобрел известность

 

Задание 3. Эвфемизмами являются словосочетания:

1) непопулярные меры

2) физическое устранение

3) этническая чистка

4) принять меры

5) решительные меры

 

Задание 4. Нормативными являются сочетания слов:

1) яростный сторонник

2) тактический маневр

3) приметливое дерево

4) памятная встреча

5) памятливый человек

 

Задание 5. Правильными являются сочетания слов:

1) преимущество над чем-либо

2) роль стали играть

3) беспокоиться за сына

4) подвести результат

5) проявить внимание к кому-либо

Задание 6. Правильно построены предложения:

1) Если мы одержим успех на выборах, то изменим экономи­ческую ситуацию.

2) Я не хотел бы вдаваться в комментарии по этому вопросу.

3) Мы получили неожиданные результаты.

4) Спортсмен выполнил свои упражнения с пафосом.

5) Командированные шумели в кабинете администратора.

 

Задание 7. Правильно построены предложения:

1) Определить рейтинг политика непросто.

2) Я против крайностей и скоропостижных выводов.

3) Я не могу отказаться от искушения процитировать Достоев­ского.

4) Оплатите, пожалуйста, проезд!

5) Именно при нем расцвела финансовая пирамида.

 

Задание 8. Правильно употреблены устойчивые словосочетания:

1) подвергать обстрелу

2) перебирать из пустого в порожнее

3) вступить в борьбу

4) носить звание героя

5) подвернуться под рукой

6) аргументировать мнение

7) принимать действия против врага

 

Задание 9. Определите стилистическую окраску приведенных слов и подберите к ним стилистические синонимы:

Рукоплескать, ничегонеделание, воин.

 

(вариант 3)

Задание 1. Установите соответствие между устаревшим словом и его современным синонимом. Вставьте пропущенное слово:

1) зодчий 2) кормчий 3) витязь 4) волхв 5) а) воин б) колдун в) архитектор г) рулевой д) пьяница

 

Задание 2. Правильно построены предложения:

1) Мы уделяем ему много заботы.

2) Оплатите за проезд!

3) Большое внимание уделяется на качество продукции.

4) Он всегда уделял нам много внимания.

5) Не сможете ли Вы уделить мне немного времени?

 

Задание 3.Тавтологичными являются словосочетания:

1) выдающийся виртуоз

2) торжественная инаугурация

3) высокий рейтинг

4) горячий снег

5) заразная инфекция

 

Задание 4. Правильно построены словосочетания:

1) проявить решимость

2) проявить решительность

3) информационное выступление

4) двуличный вид

5) оборонительная позиция

 

Задание 5. Правильными являются сочетания слов:

1) превосходство над кем-то

2) уделить внимание к кому-либо

3) оплатить за проезд

4) заплатить за проезд

Задание 6. Правильно построены предложения:

1) нам не удалось предвосхитить эти события;

2) результаты выборов мэра Нижнего Новгорода будут подве­дены после решения суда;

3) задачи, поставленные нами, достигнуты;

4) поздней осенью река стала.

 

Задание 7. Правильными являются сочетания слов:

1) преимущество над чем-либо

2) роль стали играть

3) беспокоиться за сына

4) подвести результат

5) проявить внимание к кому-либо

 

Задание 8. Правильно построены предложения с фразеологизмами:

1) Это льет мельницу на целесообразность подхода.

2) Мне все достается потом т градом.

3) Депутат не стал играть в долгий ящик и вскоре выполнил программу

4) Хватит баклуши бить, пора за работу.

 

Задание 9. Определите стилистическую окраску приведенных слов и подберите к ним стилистические синонимы:

Изгнать, бояться, лентяй

(вариант 4)

Задание 1. Установите соответствие между историзмом и тематической группой. Вставьте пропущенное слово:

1) армяк 2) приказ 3) алтын 4) а) одежда б) масть лошади в) учреждения г) денежные единицы

 

Задание 2. Правильно построены словосочетания

1) выплата пенсии

2) плата за квартиру

3) арендная выплата

4) выплата вознаграждения

5) оплата гонорара

6) выплата за обучение

 

 

Задание 3. Правильными являются сочетания слов

1) самоотверженный проступок

2) желательное присутствие

3) лиричная симфония

4) экономичная политика

5) тактический ход

6) длительная ночь

 

Задание 4. Правильно построены словосочетания

1) двуличный человек

2) сатиричное выступление

3) сатирическое произведение

4) оборонная промышленность

5) информативное сообщение

 

Задание 5. Правильными являются сочетания слов

1) преимущество над чем-либо

2) роль стали играть

3) беспокоиться за сына

4) подвести результат

5) проявить внимание к кому-либо

Задание Правильными являются сочетания слов

1) превосходство над кем-то

2) уделить внимание к кому-либо

3) оплатить за проезд

4) заплатить за проезд

 

Задание 7. Правильно построены предложения

1) Определить рейтинг политика непросто.

2) Я против крайностей и скоропостижных выводов.

3) Я не могу отказаться от искушения процитировать Достоев­ского.

4) Оплатите, пожалуйста, проезд!

5) Именно при нем расцвела финансовая пирамида.

 

Задание 8. Правильно использованы фразеологизмы в предложениях:

1) мы уже опаздывали и бежали что есть духу.

2) Мы опаздывали, поэтому торопились изо всех сил.

3) Он работал добросовестно, положа руку на сердце.

4) Он работал добросовестно, не покладая рук.

5) Работы здесь хоть пруд пруди.

6) Работы здесь непочатый край.

 

Задание 9. Определите стилистическую окраску приведенных слов и подберите к ним стилистические синонимы:

Настойчивый, ввалиться, здешний.

 

(вариант 5)

Задание 1. Укажите хронологические рамки современного русского языка

а) с XIX в. по настоящее время

б) с начала ХХ в. по настоящее время

в) постперестроечное время

г) последние 10 лет

Задание 2. Укажите, что из перечисленных явлений не относится к разновидностям национального языка

а) диалект

б) архаизм

в) жаргон

г) сленг

Задание 3. Напишите название разновидности языка, которой ниже дано определение

«Разновидность языка, используемая преимущественно в устном общении отдельной социальной группой, объединяющей людей по признаку профессии, положения в обществе, интересов или возраста»

 

________________________________________________________________

Задание 4. Перечислите признаки литературного языка, отличающие его от диалектов

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Задание 5. Укажите, какой тип нормы необходимо знать, чтобы правильно поставить ударение

 

________________________________________________________________

Задание 6. Укажите сочетание слов с нарушением нормы

а) иметь представление о чем-либо

б) проводить выборную кампанию

в) занять точку зрения кого-либо

г) находить применение

Задание 7. Лексическое значение слова указано неверно в примере.

1) Демагог – человек, cтарающийся создать себе популярность среди народных масс недостойными средствами.

2) Мизантроп – благотворитель.

3) Радикал – сторонник решительных действий.

4) Альтруист – человек, учитывающий в первую очередь интересы окружающих.

5) Неофит – новообращенный в какую-либо религию.

Задание 8. Отметьте, где допущена ошибка в синонимическом ряду.

1) конфуз, замешательство, стыд, смятение, смущение,

2) катастрофа, крушение, авария,

3) хлопотать, просить, покровительствовать, ходатайствовать,

4) обыкновенный, обычный, рядовой, заурядный, ординарный, бездарный,

5) подарок, дар, подношение, презент, гостинец.

Задание 9. Выберите подходящий по смыслу пароним

1) почва – глинистая (1), глиняная (2),

2) мировоззрение – цельное (3), целое (4),

3) вид – виноватый (5), виновный (6)

 

Задание 10. Укажите, к какому типу лексических единиц относятся слова:
А) диалектизмы, Б) термины, В) профессионализмы, Г) жаргонизмы, Д) неологизмы, Е) историзмы, Ж) архаизмы
1) зерцало, ворог, уста,

2) урядник, опричник, кафтан,

3) авиаконцерн, пиар, дайджест,

4) баско ("хорошо, красивый"), векша ("белка"), курень ("казачий дом"),

5) префикс, полисемия, фонема,

6) баранка ("рулевое колесо"), подвал ("нижняя часть газетного листа"), шапка ("общий заголовок для нескольких статей"),

7) фанера ("фонограмма"), хвост ("не сданный в срок экзамен"), кирпич ("дорожный знак").

 

Задание 11. Из предложенных слов выберите вариант, соответствующий контексту.

1) Собранный материал говорит о том, что шаровая молния- [реалия (1) реальность (2)].

2) Ученик почувствовал себя полным [невежей (3) невеждой (4)].

3) Перед собранием [встал (5) стал (6)] такой принципиальный вопрос.

Задание 12. Что такое внутренняя форма слова?

а) звуковая оболочка слова,

б) признак, положенный в основу наименования

в) номинативная функция слова

Задание 13. Определить тип омонимов: мой посуду - мой саквояж

а) омографы, б) омоформы, в) омофоны

Задание14. Отметьте в данных предложениях различные тропы:

А) метафора, Б) метонимия, В) синекдоха, Г) эпитеты, Д) олицетворение, Ж) гипербола, З) литота

1) Старый клен на одной ноге стережет голубую Русь (С. Есенин)

2) В сто сорок солнц закат пылал... (В. Маяковский)

3) Туч вечерних червонный ковер / Самоцветными несся шелками. (В. Луговской)

4) Ночь металась за окнами, то распахиваясь стремительным белым огнем, то сжимаясь в непроглядную тьму. ( К. Паустовский)

5) Нет, не пошла Москва моя / К нему с повинной головою. (А. Пушкин)

6) На родину тянется туча, / Чтобы только поплакать над ней. (А. Фет)

7) Осыпал лес свои вершины, сад обнажил свое чело, дохнул сентябрь, и георгины дыханьем ночи обожгло. (А. Фет)

 

 


Дисциплина:Риторика

(ВАРИАНТ 1)

Задание 1. Кто основал первую регулярную риторическую школу в Афинах?
а) Лисий
б) Исократ
в) Аристотель

 

Задание 2. Кто из античных ораторов прославился гневными речами против македонского царя Филиппа:

а) Цицерон

б) Демосфен

в) Квинтилиан

Задание 3. Назовите имя автора первого русского учебника риторики

а) И. С. Рижский

б) М. В. Ломоносов

в) М. М. Сперанский

 

Задание 4. Что такое диспозиция в античной риторике?
а) поиск аргумента
б) словесная орнаментация
в) расположение материала

 

Задание 5. В каком разделе риторики даются практические советы по сбору материала?

а) элокуция

б) меморио

в) диспозиция

г) инвенция

 

Задание 6. Как называется данная формулировка, применяемая к ораторскому выступлению: вступление и заключение речи (ее композиционное обрамление) по объему суммарно не должны превышать одну треть всего высказывания?

а) правило золотого сечения

б) правило золотой середины

в) правило золотого размера

 

Задание 7. Какой тип заключения дает возможность эмоционально покинуть речевую ситуацию?

а) типологизирующее

б) суммирующее

в) апеллирующее

 

Задание 8. Тема публичного выступления должна отражать:

а) личную позицию

б) основную проблему

в) мнение экспертов

 

Задание 9. Что такое топика?
а) система общих мест
б) система тропов
в) система фигур мысли

 

Задание 10. К какому роду красноречия относится юбилейная речь?

а) социально-политическому

б) академическому

в) социально-бытовому

г) духовному

 

Задание 11. Определите, к какому роду красноречия относятся дебаты:

а) академическому

б) социально-бытовому

в) социально - политическому

 

Задание 12. Найдите ошибку в перечне жанров академического красноречия:

а) лекция

б) приветственная речь

в) научный обзор

 

Задание 13. Какое из выступлений направлено на возбуждение активных эмоций?

а) Как нам обустроить Россию?

б) Возможности рекламы в Интернете

в) Похвальное слово князю Дмитрию Пожарскому?

 

Задание 14. Как называется фрагмент высказывания, содержащий обоснование мысли?

а) аргумент

б) тезис

в) положение

 

Задание 15. Назовите избыточный элемент в классификации активных приемов ведения спора

а) довод к фактам

б) довод к логике

в) довод к публике

г) вопросы к оппоненту

 

Задание 16. Формой диалогической речи является:

а) информационный диалог

б) набор вопросов

в) коллективные действия

 

Задание 17. Какая риторическая фигура представлена в предложении Гомер был слеп, но это был всевидящий слепец?

а) антитеза

б) каламбур

в) оксюморон

г) перифраза

 

Задание 18. Какой троп ораторы обязательно используют в похвальной речи?

а) метафора

б) гипербола

в) мейозис

 

Задание 19. Как называется оборот, в котором для усиления выразительности речи резко противопоставляются противоположные понятия?

а) параллель

б) градация

в) антитеза

 

Задание 20. Какая риторическая фигура не относится к фигурам эмоционального воздействия на слушателей?

а) обращение

б) эпифора

в) риторической восклицание

г) градация

 

(ВАРИАНТ 2)

 

Задании 1. В каком из древних государств риторика считалась царицей всех наук?

а) Ассирия

б) Греция

в) Рим

 

Задание 2. Кто из ораторов выделил три основных элемента, базовых для любой формы речевого сообщения: этос, пафос и логос?

а) Платон

б) Демосфен

в) Аристотель

г) Ломоносов

 

Задание 3. Предметом риторики является

а) политическая, религиозная публицистика

б) аргументация в публичной речи

в) грамматика

 

Задание 4. Что такое элокуция в античной риторике?
а) определение темы
б) выражение темы в слове
в) запоминание речи

 

Задание 5. В каком разделе риторики даются практические советы по запоминанию речи?

а) меморио

б) диспозиция

в) инвенция

г) акцио

 

Задание 6. Речь на любую заданную тему имеет строгую структуру, обязательным элементом которой является:

а) похвала или описание

б) парафразис

в) пример

 

Задание 7. В каком типе заключения содержится подведение итогов, формулирование выводов?

а) типологизирующем

б) суммирующем

в) апеллирующем

Задание 8. Для какой части высказывания характерны следующие способы изложения материала: параллельный, хронологический, логический?

а) заключение

б) основная часть

в) вступление

 

Задание 9. К какому роду красноречия относится застольная речь?

а) социально-политическому

б) академическому

в) социально-бытовому

г) духовному

 

Задание 10. Определите, к какому роду красноречия относится парламентское выступление

а) академическое красноречие

б) социально-бытовое красноречие

в) социально - политическое красноречие

 

Задание 11. Найдите ошибку в перечне жанров эпидейктического красноречия

а) приветствие

б) порицание

в) благодарственное слово

г) презентация

 

Задание 12. В каком из выступлений факты играют важнейшую роль?

а) Как устроить домашний уют?

б) Что случилось с динозаврами?

в) Мое отношение к детективной литературе

 

Задание 13. Какой функциональный стиль речи характеризуется следующими чертами: сжатость, компактность изложения, экономное использование языковых средств, стандартное расположение материала, бесстрастность, наличие клише?

а) научный

б) публицистический

в) официально-деловой

 

Задание 14. К какому виду аргументов относятся факты?

а) аргументы иррациональные

б) доводы к аудитории

в) аргументы рациональные

Задание 15. Назовите избыточный элемент в классификации видов спора

а) дискуссия

б) дебаты

в) полемика

г) круглый стол

 

Задание 16. Определите жанр диалогической речи

а) проповедь

б) интервью

в) лекция

г) адвокатская речь

 

Задание 17. Что такое анафора?
а) единоначатие
б) созвучие гласных
в) противопоставление

 

Задание 18. Как называется замена имен собственных нарицательными или наоборот?

а) синекдоха

б) антомасия

в) аллюзия

 

Задание 19. Какой риторический троп использован в высказывании Ф.Н. Плевако: «Толпа – здание, люди – кирпичи»?

а) метонимия

б) аллегория

в) сравнение

Задание 20. Какая риторическая фигура не относится к фигурам украшения?

а) сермоцинацио

б) картина

в) параллель

г) риторическое восклицание

 


(ВАРИАНТ 3)

 

Задание 1. Риторика как филологическая наука сложилась

а) в Древней Греции

б) в Древнем Риме

в) в России

 

Задание 2. Кого считают основоположником теории риторической науки?

а) Аристотеля

б) Сократа

в) Платона

г) Горгия

 

Задание 3. Инвенция – это

а) словесная конструкция (синтактика) высказывания

б) общий замысел, изобретение высказывания

в) словесное воплощение высказывания

 

Задание 4. В каком разделе риторики даются практические советы по композиционному построению речи?

а) элокуция

б) меморио

в) диспозиция

г) инвенция

 

Задание 5. Как называется психологический закон построения речи: начало и конец любой последовательности запоминаются лучше, чем ее середина.

а) закон начала

б) закон конца

в) фактор края

 

Задание 6. В каком типе заключения речевое сообщение ставится в перспективу?

а) типологизирующем

б) суммирующем

в) апеллирующем

 

Задание 7. Высказывание содержит

а) только одну главную мысль

б) несколько главных мыслей

в) главную и ряд второстепенных мыслей

 

Задание 8. К какому роду красноречия относится проповедь?

а) социально-политическому

б) академическому

в) социально-бытовому

г) духовному

 

Задание 9. Определите, к какому роду красноречия относится доклад на съезде

а) академическому

б) социально-бытовому

в) социально - политическому

 

Задание 10. К какому роду красноречия относятся выступления А.Ф. Кони, В.Д Спасовича, Ф.Н. Плевако?

а) социально-политическому

б) судебному

в) академическому

г) духовному

 

Задание 11. Какая из предложенных тем может быть использована в информирующей речи?

а) события за рубежом

б) зачем нужно изучать риторику?

в) я люблю «русское кино»

 

Задание 12. Какой тип речи представлен в следующей характеристике: лаконичная, присутствует один тезис, не повторяются уже известные аргументы, присутствует критика позвучавшего уже выступления, но не личность оратора, ясная, динамичная, доступная, произнесена без листа

а) академическая

б) митинговая

в) прокурорская

 

Задание 13. Существенные признаки предмета

а) отличают данный предмет от другого

б) указывают на сходство предметов

в) проявляются в определенных ситуациях

 

Задание 14. К иррациональным аргументам относятся

а) статистические данные

б) социальные интересы аудитории

в) пословицы

 

Задание 15. Назовите избыточный вид в классификации конструктивных споров

а) спор ради спора

б) спор ради установления истины

в) спор ради убеждения оппонента

г) спор для принятия оптимального решения

 

Задание 16. Какой прием не относится к полемическим?

а) ирония

б) сведение к абсурду

в) каламбур

г) атака вопросами

 

Задание 17. Что такое эпифора?

а) повторение слова или сочетания слов в начале нескольких фраз

б) повтор заключительных элементов последовательных фраз

в) однотипность синтаксических конструкций в смежных частях сообщения

 

Задание 18. Какой риторический прием использован в выражении: «Король танцев и танец королей»

а) сравнение

б) хиазм

в) инверсия

 

Задание 19. Как называется намеренное преуменьшение свойств объекта речи?

а) оксюморон

б) мейозис

в) синекдоха

 

Задание 20. Какая фигура не относится к фигурам мысли?

а) предварение

б) риторический вопрос

в) сермоцинацио

 


Дисциплина:Стилистика и литературное редактирование

 


(ВАРИАНТ 1)

Задание 1. Для каких стилей характерно употребление следующих слов и выражений?

а) научный

б) официально-деловой

в) разговорный

г) публицистический

1. за отчётный период, за неимением средств, в соответствии с установленной договорённостью, возложить обязанности на, в целях улучшения;

2. переговоры на уровне послов, воздвигнуть монумент, пиратские действия, авангард, гарант свободы слова, предвыборный рейтинг;

3. синкретизм, апперцепция, когнитивизм, персонификация, графология, вербальный;

4. буркнуть, дармоед, зачётка, совать нос не в своё дело, наработаться, кофепитие.

 

Задание 2. Подчеркните третье «лишнее» по стилистическому признаку слово:

1. Книга, ручка, тетрадка.

2. Стройный, красивый, глазастый.

3. Динамизм, адекватный, постоянный.

4. Лучезарный, титанический, здоровущий.

5. Внимать, дерзать, оголтелый.

6. Колосс, лоботряс, сластёна.

7. Пористость, вязкость, вертлявость.

8. Синь, рвань, жуть.

9. Лиходей, разбойник, льготник.

10. Разгильдяйство, головотяпство, благородство.

Задание 3. Какие тропы использованы в данных отрывках из произведений:

а) сравнение

б) метонимия

в) олицетворение

г) эпитет

д) перифраза

е) гипербола

1. Свечкой чисточетверговой

Над тобой горит звезда

2. И на извёстку колоколен

Невольно крестится рука (С. Есенин)

3. Беспечно иволги болтают

4. Среди широкого двора

Воздушной паутины ткани

Блестят, как сеть из серебра (И. Бунин)

5. Младенцем завернула

Заря в подол

6. Колокол дремавший

Разбудил поля,

Улыбнулась солнцу

Сонная земля (С. Есенин)

7. Всё море –

Как жемчужное зерцало,

Сирень с отливом млечно-золотым,

В дожде закатном радуга сияла.

Теперь душист над саклей тонкий дым8.

8. Свежий ветер избранных пьянил

С ног сбивал, из мёртвых воскрешал,

Потому что, если не любил, –

Значит и не жил, и не дышал (В.Высоцкий)

9. Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна,

Словно белою косынкой

Подвязалася она

10. Унылая пора!

Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса (А. Пушкин)

11. Прибегали поезда оттуда, где очень далеко сидела, раскинув свою пёструю шапку, таинственная Москва (М. Булгаков)

Задание 4. Определите характер ошибок:

а) употребление слова без учёта его семантики

б) подмена понятия

в) алогизм

г) неоправданное расширение или сужение понятия

д) искажение смысла

1. Декада узбекской кухни в ресторане будет проходить пять дней: с 1 по 5 сентября.

2. Каждый участник собрания высказал своё кредо.

3. Лихачей неизменно встречает авария.

4. Возникает ситуация, сходная с ранними романами Бальзака.

5. Сергею поручили очистить от пыли и загрязнённости.

6. Отгремели последние звуки Великой Отечественной войны.

7. Окончание курсов в правовом отношении не приравнивается к высшим и средним учебным заведениям.

8. Применение березового гриба рассматривается как общеукрепляющее средство.

9. В течение февраля в Подмосковье продолжительность суток возрастёт на 2 часа.

10. Наш папа по происхождению одессит.

Задание 5. Определите характер речевой ошибки:

а) повторение слов

б) плеоназм

в) тавтология

Направление развития экономики в XX веке и у нас, и на Западе приняло ложное направление.

Задание 6. Отметьте слова, относящиеся к мужскому роду:

1) такси 2) сирокко 3) торнадо 4) авеню 5) квазимодо

Задание 7. Обозначьте двуродовые существительные:

1) фламинго 2) протеже 3) хиппи 4) жюри

 

Задание 8. Укажите слова, которые имеют в родительном падеже множественного числа нулевое окончание:

1) носки 2) погоны 3) узбеки 4) румыны 5) амперы 6) помидоры 7) граммы

 

Задание 9. Укажите ошибки в образовании сравнительной степени прилагательного:

1) рассказать несколько подробнее 2) более лучшее предложение 3) сделать получше 4) живет лучше прежнего

Задание 10. Укажите ошибки в употреблении форм числительных:

1) сани в количестве 22 штук 2) обоих сестер 3) родился в тысячу девятьсот восемьдесят третьем году 4) два и более вариантов 5) 35,5 процентов

Задание 11. Укажите номера примеров, в которых собирательные числительные употреблены неверно:

1) четверо суток 2) четверо друзей 3) двое медвежат 4) двое профессоров 5) две пары брюк

 

Задание 12. Обозначьте номера предложений. в которых местоимение употреблено неверно:

1. Евгений Онегин он был представителем дворянской молодежи XIX века

2. Все пришли за исключением их

3. Я предаюсь моим мечтам

4. Редактор попросил автора учесть его прежние правки

5. Я застал помощника у себя в кабинете

Задание 13. Укажите ошибки в употреблении глаголов:

1. Я смогу победить Вас

2. Пружина движет часовой механизм

3. Что им движет?

4. Фонтан брызгает

5. Пылесошу комнату

 

Задание 14. Выберите правильные варианты согласования сказуемого с подлежащим:

1. Большинство голосов за депутата Петрова С

2. Большинство писателей, ученых, общественных деятелей выступало за сближение народов их культур

3. До конца пути оставалось 15 километров

4. Прошли сто лет

5. Тридцать один депутат прибыл на совещание

 

Задание 15. Укажите, в каком из предложений допущена речевая ошибка:

1. Ярко выразительно изображены в «Капитанской дочке» образы главных героев

2. После встречи на высшем уровне стороны подписали договор о взаимном сотрудничестве

3. В период студенческой практики мы собирали произведения разных жанров народного фольклора

4. Когда князь Игорь собирается со своей дружиной в поход, то собираются и другие князья.

5. У Базарова нет сообщников

 

Задание 16. Исправьте ошибки:

Родители уверены, что ихний ребенок продолжит семейное дело. Они хотели устроить болee лучшую жизнь. Его вклад в общее дело был существенен. Чуть не круглый год королевство было погруженное в холодные сумерки и туманы. Кругом – никакого движения, только старая мельница махает своими крыльями. Когда-то развлекательные фильмы собирали зрителей, равных прекрасному залу Дворца съездов. Вошла горничная с накрахмаленной на голове наколкой. Иванов отказался со всеми студентами сдавать зимнюю сессию. В книге рассказывается также какие допускаются удержания и вычеты их зарплаты и об оплате труда отдельных категорий работников. Несколько книг из библиотеки оказались утерянными. Так было положено начало процессу возвращения в руки нации ее природных богатств десятилетиями расхищавшихся иностранными монополиями.

 

 

(ВАРИАНТ 2)

Задание 1. Какие стили закреплены за следующими сферами человеческой деятельности?

1) политика, культура 2) искусство, литература 3) право

 

Задание 2. Для каких стилей характерны следующие жанры?

1) рецензия 2) сонет 3) инструкция

 

Задание 3. Укажите слова, которые употребляются в разговорном стиле речи

1) задаром 2) приемлемый 3) чистюля

Задание 4. Выберете факторы, которые определяют существование стилей.

1) жанр 2) цель 3) разнообразие речи

Задание 5. Какой стиль речи используется, если ставится одна из перечисленных целей.

1) воздействие на аудиторию

2) установление правовых отношений

3) художественное осмысление мира

 

Задание 6. Лексическое значение слова указано неверно в примерах:

1) Ареалчасть земной ли водной поверхности, в пределах которой встречается тот или иной вид животных или растений.

2) Ординарный – наглый бесцеремонный.

3) Антипатия – состояние безразличия, отсутствие интереса к кому-либо.

Задание 7. Слово употреблено в несвойственном ему значении в предложении:

1) можно было бы привести армаду цифр, характеризующих экономику страны.

2) когда занавес открылся, зрители увидели балерину в золочёном амплуа.

3) туристов неизменно восхищают узкие улочки Риги, витражи Домского собора.

Задание 8. Нормы лексической сочетаемости нарушены в словосочетании.

1. Занять точку зрения другого.

2. Сделать впечатление.

3. Чинить препятствия.

 

Задание 9. Выберете из предложенных паронимов подходящий по смыслу.

1. Мы живем в одном доме, но на (разных, различных) этажах.

2. В новых кварталах города появились (высокие, высотные) дома.

3. Художник писал (масляными, маслеными) красками.

 

Задание 10. Назовите стилистический прием, основанный на явлении антонимии.

И пускай со звоном плачут глухари,

Есть тоска веселая в алостях зари.

1) антитеза

2) оксюморон

3) антифразис

 

Задание 11. Определите тип переноса.

Наши спортсмены привезли с соревнований по фигурному катанию золото и серебро.

1) метафора

2) метонимия

3) синекдоха

Задание 12. Укажите номера предложений, в которых допущена ошибка при употреблении фразеологической единицы.

1. Это дело гроша выеденного не стоит.

2. Многие смотрели на это сквозь пальцы.

3. Незавидная пальма первенства принадлежит этому правонарушителю.

 

Задание 13. Отметьте слова, относящиеся к м.р.

1) кофе 2) авеню 3) денди

Задание 14. Укажите слова, которые имеют в род. пад. мн..ч. нулевое окончание.

1) узбеки 2) румыны 3) помидоры

Задание 15. Укажите ошибки в употреблении форм сравнительной степени прилагательных.

1) рассказать несколько подробнее

2) более лучшее положение

3) живет лучше прежнего

 

 

Задание 16. Обозначьте номера предложений, в которых местоимения употреблены неверно.

1. Евгений Онегин, он был представителем дворянской молодежи XIX века.

2. Я предаюсь моим мечтам.

3. Редактор попросил автора учесть его прежние правки.

 

Задание 17. Укажите ошибки в употреблении глаголов

1. Я смогу убедить Вас.

2. Пружина движет часовой механизм.

3. Пылесошу комнату.

 

Задание 18. Выберете правильные варианты согласования сказуемого с подлежащим.

1. Большинство голосовало за депутата Петрова С.

2. Большинство писателей, ученых, общественных деятелей выступало за сближение народов, из культур.

3. До конца пути оставалось 15 километров.

 

Задание 19. Укажите предложения с ошибками.

1. Работа была выполнена в течение месяца, вместо предполагаемых пяти.

2. Студенты проходили практику в одном из залов музея, который недавно был отремонтирован.

3. Создалась обстановка, которая благоприятствовала стабилизации.

Задание 20. Выберете грамматически правильное предложение.

Раскрыв газету

1) мое внимание привлек фотоснимок

2) в ней не оказалось ничего интересного

3) читатель пробегает глазами заголовки

 

 

(ВАРИАНТ 3)

Задание 1. Определите причины неправильного выбора слова:

1. В результате всем видным политикам пришлось публично определить свое отношение к наезду на премьера.

2. Год назад Анастасия ушла из Мариинки, переехала жить и работать в Москву, стала делать головокружительную карьеру балерины.

3. Не соглашусь с хрестоматийной данностью Льва Толстого о том, что все счастливые семьи счастливы одинаково, а каждая несчастливая семья несчастлива по-своему.

 

Задание 2. Определите характер ошибок, отредактируйте предложения:

1. На качество направлены многие темы, разрабатываемые нашими учеными.

2. Лавры первооткрывателей нам не грозят.

3. На улицах города состоялись вооруженные столкновения.

4. Речь героев Шолохова отличается от всех других героев.

5. В последние годы наблюдается буйный рост нашей кинематографии.

Задание 3. Определите, в каких словосочетаниях выделенные слова – омонимы (1), а в каких – разные значения многозначного слова (2).

1. Гранатовый браслет – гранатовый сок

2. Магнитофонная ленталента шоссе

3. Заставить мебелью – заставить выучить урок

4. Перевести текст – перевести библиотеку в другое здание

5. Жёлтый лист – больничный лист

6. Найти обрыв в проводах – крутой обрыв

7. Клубы дыма – клубы по интересам

 

Задание 4. Запишите русскоязычные синонимы:

1. Ажиотаж - _____________________

2. Аморальный - _____________________

3. Абориген - _____________________

4. Диапазон - _____________________

5. Иммунитет - _____________________

6. Имитация - _____________________

7. Гуманный - _____________________

Задание 6. Что обозначают данные слова? Обведите правильный номер:

конверсия 1) полное разоружение 2) перевод оборонной промышленности на выпуск гражданской продукции 3) усовершенствование оборудования
раритет 1) вспомогательная деталь чего-либо 2) предмет, который якобы защищает от несчастья; его носят суеверные люди 3) редкость, ценная редкая вещь
рейтинг 1) публичное оглашение мнений, сведений о чём-либо 2) общее согласие по спорным вопросам, достигаемое в результате опроса мнений, обсуждения 3) индивидуальный числовой показатель оценки какого-либо человека. Определяющий его общественно-политический портрет, спортивное мастерство и т.п.

Задание 7. Докажите, что слова крокодилий и крокодиловый являются паронимами.

Задание 8. Среди данных составных наименований укажите те, которые обладают коннотацией:

Дворянское гнездо, белый стих, белая ворона, железная дорога, крылатые слова.

Задание 9. Укажите тип ошибки в предложении:

Он быстро заполнил анкету, написал свою автобиографию

1) тавтология; 2) плеоназм; 3) неправильный выбор слова.

Задание 10. Какие средства порождают благозвучие следующих строк?

Русалка плыла по реке голубой,

Озаряема полной луной;

И старалась она доплеснуть до луны

Серебристую пену волны. (М.Ю. Лермонтов)

 

Задание 11. Укажите номера предложений, в которых допущена ошибка при потреблении фразеологической единицы:

1. Это дело гроша выеденного не стоит.

2. Многие смотрели на это сквозь пальцы.

3. Незавидная пальма первенства принадлежит этому правонарушителю.

4. Антон под скорую руку оделся и поспешил на работу.

5. Грампластинка не сказала еще своего последнего слова.

 

Задание 12. Отметьте номера несклоняемых существительных мужского рода:

1) авеню; 2) кенгуру; 3) рефери; 4) Осло; 5) бра.

Задание 13. Отметьте существительные, которые в форме родительного падежа множественного числа имеют окончание -ов:

1) пять помидор… 2) группа армян… 3) отряд гусар… 4) рота сапер… 5) пара сапог…

Задание 14. Подберите антонимы к слову идентичный:

1) тождественный

2) странный

3) различный

ТРИВИАЛЬНЫЙ:

4) оригинальный

5) банальный

6) ординарный

 

Задание 15. Объясните значение следующих «крылатых выражений» и укажите их источник:

1) Мои университеты

2) Лошадиная фамилия

Задание 16. Определите термин:

Сопутствующее значение слова, созначение, несущее в себе дополнительную характеристику нейтрального по стилистической окраске слова.

 

Задание 17. Какие тропы использованы в приведенных примерах:

1) Унылая пора!

Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса.

 

2) Морозной пылью серебрится его бобровый воротник.

Задание 18. Определите род следующих аббревиатур:СНГ, ФСБ

Задание 19. Укажите ошибки в склонении фамилий:

1) студенту Кулик;

2) у Анны Вегере;

3) Генрих и Томас Манн

Задание 20. Укажите, в чем выражается различие между полными и краткими формами прилагательных:

1) Метод очень хороший – парень очень хорош собой;

2) Движения его спокойные – собой лицо его спокойно.

 

 

(ВАРИАНТ 4)

 

Задание 1. Для каких стилей характерно употребление следующих слов и выражений?

1) научный

2) официально-деловой

3) разговорный

4) публицистический

1. За отчетный период, за неимением средств, в соответствии с установленной договоренностью, во возложить обязанности на, в целях улучшения.

2. Переговоры на уровне послов, воздвигнуть монумент, пиратские действия, авангард, гарант свободы слова, предвыборный рейтинг.

3. Синкретизм, апперцепция, когнитивизм, персонификация, графология, вербальный.

4. Буркнуть, дармоед, зачетка, совать нос не в свое дело, наработаться, кофепитие.

 

Задание 2. Нормы лексической сочетаемости нарушены в словосочетаниях:







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.