Здавалка
Главная | Обратная связь

Соглашения общего назначения



15. Согласование стандартов: договор об общих или совместимых технических стандартах, связывающих устройства, системы, и пользователей различных машин.

16. Совместное предприятие: две или более фирм совместно формируют компанию, чтобы разработать, произвести, или реализовать новые продукты.

Однако важнейшую роль стратегические альянсы сыграли именно в области прорыва инновационных технологий на мировой рынок. Именно исследовательские стратегические альянсы (или альянсы с определяющей ролью исследовательских групп, создающих базу для новых технологий) позволили в последние два десятилетия удержать, например, американскую и японскую экономики на плаву вопреки агрессивному наступлению "азиатских тигров".

Колоссальное преимущество крупных исследовательских альянсов связано с тем, что здесь практически отсутствует большинство барьеров для трансфера технологий:

  • психологические барьеры, в основном связанные с проблемой "первого контакта", пройдены еще при становлении альянса, а вторая и последующие инновационные технологии проходят практически те же цепочки лиц, уже достаточно хорошо знающих друг друга,
  • технические барьеры в значительной степени снижены за счет наличия на предприятиях – членах альянса обширного парка оборудования, а взаимное доверие, достигнутое в первые годы жизни альянса, позволяет с большой охотой решать технические задачи в ожидании надежного положительного результата,
  • социальные барьеры хотя и остаются, но при гораздо больших возможностях переучивания и передислокации кадров преодолеваются значительно легче,
  • регуляционные барьеры существенно реже проявляют себя в больших альянсах, которые, как правило, контролируют всю цепочку поставок и сбыта широкой номенклатуры изделий,
  • экономические барьеры в мощных альянсах имеют совершенно иные масштабы (и пороговые величины), чем в отдельных фирмах; альянс, как правило, работает параллельно по обеим стратегиям: и краткосрочной стратегии "снятия сливок", и долгосрочной стратегии "глубокого прорыва"; и собственные ресурсы, и высокий уровень доверия кредитных организаций позволяют оперировать проектами, не связывая себя ограничениями экономических барьеров.

Какие условия способствовали возникновению исследовательских консорциумов в Соединенных Штатах в последние два десятилетия? Актуально следующее: национальные кризисы, которые вызвали потребность в новых технологиях, чтобы справиться с внешними угрозами; соответственно, возникновение на повестке дня вопроса об исследовательских работах промышленного уровня; благоприятная законодательная атмосфера для формирования исследовательских альянсов; рост стоимости научно-исследовательских работ промышленного уровня; изменение понимания конкурентоспособного технического преимущества; и изменение точек роста и исследований в промышленности.

В США первый исследовательский консорциум возник при основании EPRI (Electric Power Research Institute) в 1973 году. По его образу и подобию уже в 1976 году был учрежден GRI (Gas Research Institute). Наиболее выпукло роль таких консорциумов проявилась в области полупроводниковой микроэлектроники, когда в 1982 году несколько конкурирующих фирм объединились в MCC (Microelectronic & Computer Technology Corporation), а в 1987 году возникла корпорация SEMATECH (Semiconductor Material Technology Corporation). И к 1995 году в США было зарегистрировано уже 592 консорциума во всех ведущих отраслях.

Японские и европейские предприниматели также стали объединять свои усилия в борьбе за рынки инновационных технологий, причем серьезную роль в этом процессе везде играет государственная поддержка (а во многих случаях – и непосредственное участие государства). По состоянию на 1996 год список наиболее мощных исследовательских альянсов включает более 20 имен, перечисленных в таблице 1.

Таблица 1. Основные исследовательские консорциумы Японии, США и Европы. (по данным статьи P.Grindley, D.C.Movery, B.Silverman. SEMATECH and Collaborative Research: Lessons in the Design of High-Technology Consortia. J. Of Policy Analysis and Managements, v.13, no.4, 1994)

Наименование Страна Даты Бюджет($millions) Доля правительства (%)
VOLS Япония 1976-80
OMCS Япония 1979-85
VHSIC США 1980-89
Supercomp. Япония 1981-89
FED Япония 1981-90
SG Япония 1982-91
Alvey Великобрит. 1983-88
ESPRIT I Европа 1984-89
ESPRIT II Европа 1988-93
Eureka Европа 1985-96
RACE Европа 1985-96
JESSI Европа 1989-96
MCC США 1983-
NOMS США 1986-
SEMATECH I США 1987-92
SEMATECH II США 1993-98
ASET Япония 1996-2001
SELETE Япония
STARC Япония 1996-2000 -
SiSi Япония
1300I Междунар. 1996-?

К сожалению, российская практика в этом отношении сравнительно небогата, и отдаленное подобие таких альянсов можно наблюдать только в областях, где приоритетное отношение властей еще с советских времен сохранило альянсы военно-промышленного комплекса. Из передовых технологий, связанных с мирной жизнью и нуждами граждан, при масштабе нашего отставания от мирового уровня рассчитывать на жизнеспособность национальных исследовательских альянсов не приходится, так что основные надежды возлагаются на международные исследовательские альянсы. Но и здесь успехи пока невелики, т.к. уровень доверия и надежности российских партнеров пока не позволяют им претендовать на заметную роль в таких альянсах.

Контрольные задания:

13.1. Какие из российских межорганизационных объединений можно отнести к классу исследовательских альянсов и почему?

Заключение

Трансфер технологий в XXI веке

Как следует из материала предыдущего раздела, проблема трансфера технологий в конце ХХ века уже вышла из рамок национальных задач. Глобализация экономики и ликвидация всевозможных железных занавесов сделали рынок общемировым. Таможенные и другие протекционистские меры отдельных государств лишь частично помогают отгородиться от общемировой экономики и ее проблем. Последние кризисы показали, что беда отдельных стран или регионов неизбежно перекидывается на все мировое сообщество, так что попытки вернуться к натуральному хозяйству и самоизоляции бесперспективны, надо жить в мире с миром и строить свою экономическую политику с учетом того, как живет остальной мир.

А остальной мир живет в условиях жесткой конкуренции, при которой проблема трансфера инновационных технологий с минимальными потерями времени и других ресурсов на каждом этапе продвижения технологии к рынку является ключевой. И каждое методическое достижение в стратегии и тактике компаний и альянсов, где бы оно ни имело место, внимательно изучается и мгновенно принимается на вооружение, потому что принцип "время – деньги" при конкуренции инноваций более чем актуален.

В свете сказанного представляет несомненный интерес проблема прогнозирования развития инновационной деятельности, причем крайне полезно предвидеть не только то, где, в какой отрасли созрели условия для революционных изменений, но также и то, какие новые возможности в методике трансфера технологий можно ожидать, учитывая уровень и направление развития всех вспомогательных методических средств.

Мы уже говорили о том, что трансфер технологии – это прежде всего передача информации, причем информации как фиксированной, обезличенной (статьи, отчеты, чертежи, и т.п.), которую условно можно назвать знаниями, так и информации личной, неформализуемой (а это не только технические ноу-хау, но и невербальная информация, связанная с человеческим фактором в самых разных его проявлениях). Какие существуют ожидания в плане развития этих процессов передачи?

Что касается фиксированной информации, то здесь в связи с бурным развитием информационных технологий, особенно связанных с Интернетом (и с локальными сетями типа Интранет), следует ожидать развития и освоения этого бездонного массива информации с тем, чтобы облегчить те стадии трансфера, где информированность участников имеет большое значение и заметно влияет на скорость и эффективность прохождения этапа. А такая необходимость практически везде имеет место.

Последние сведения о работе в Интернет уже выявили очередной (и достаточно важный) прорыв на следующий уровень владения информацией – это интеллектуальные поисковые системы, обеспечивающие поиск информации не только по наличию в тексте тех или иных ключевых слов или их сочетаний, но обладающие также возможностью так называемого нечеткого поиска, когда задание формулируется в произвольной форме, а система в диалоговом режиме проводит поиск и отбор релевантной информации. Существует уже довольно много разновидностей таких "поисковых машин", разными программными решениями реализующих эти возможности. Однако каких-либо сообщений о применении этих средств именно для облегчения трансфера технологий в литературе пока нет.

Второй вид информации (неформализуемая) практически всегда связан с межличностными очными контактами и в связи с этим почти целиком может быть отнесен к области психологии (в частности, поведенческой психологии). В этой науке сделано уже настолько много, что на первый взгляд представляется достаточным просто овладение теми знаниями о человеке, которые уже есть (ведь инженеры и ученые-естественники крайне редко уделяют должное внимание даже элементарным правилам общения, не говоря уж о тонких материях невербальных контактов и "междустрочной" информации). А пренебрежение к "элементарным" рекомендациям Дейла Карнеги (и книг подобного типа других авторов) лишает заносчивых всезнаек возможности простыми средствами решать довольно сложные задачи первого контакта.

Все сказанное выше относится к переднему краю деятельности по трансферу технологий в мире. Россия в этом плане находится в куда более выгодном (или невыгодном?) положении. С одной стороны, интеллектуальный потенциал российских ученых и инженеров, вынужденных перманентно работать (и делать изобретения и открытия!) в условиях, невыносимых для западного исследователя, намного выше, чем у избалованных европейцев. С другой стороны, младенческий уровень понимания (среднестатистическим россиянином) процессов рыночной науки и экономики дает возможность опытному менеджеру добиваться успеха на любой стадии трансфера технологии. Беда только в том, что опытных менеджеров российского изготовления пока раз-два и обчелся, а западные менеджеры успешно вывозят за бесценок как технологии, так и их авторов.

Так что задача №1 для российского инновационного менеджмента состоит в том, чтобы достучаться до наших кулибиных и билл-гейтсов хотя бы с элементарными знаниями о закономерностях трансфера технологий с тем, чтобы сдвинуть их с позиции безусловной (хотя и ничем не подтвержденной) уверенности в собственных способностях превратить идею в деньги. Другая задача – убедить убегающий капитал в том, что инновационный бизнес – самый прибыльный бизнес (из легальных, конечно) и база для него в России куда плодотворнее, чем где бы то ни было. Обе эти задачи на сегодня не требуют далеких прогнозов: пока не сложилось массовое понимание исследователей и предпринимателей о современных правилах игры в бизнес (а только при таком условии игра с зарубежным бизнесом может идти на равных), нужен элементарный ликбез хотя бы в рамках этого курса. И каждому из Вас так или иначе придется внести свой посильный вклад в решение этих двух задач.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.