Здавалка
Главная | Обратная связь

КОНЦЕПЦИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 1998 - 2000 ГОДЫ



I. ВВЕДЕНИЕ

Важной составной частью государственной социально - экономической политики является инновационная политика, определяющая цели инновационной стратегии и механизмы поддержки приоритетных инновационных программ и проектов. Главными и острейшими проблемами в настоящее время являются повышение эффективности использования научных разработок и внедрение результатов фундаментальных и прикладных исследований в производство.

Быстрое сокращение производственного потенциала и уменьшение затрат на его обновление привели за последние пять лет к коренным изменениям в состоянии производственного аппарата. В большей части он физически изношен и морально устарел. В отраслях промышленности происходит снижение объемов производства наукоемких видов продукции, определяющих технический и технологический уровень.

Инновационная активность снижается под воздействием низкого платежеспособного спроса на научно - техническую продукцию как со стороны государства, так и негосударственного сектора экономики. В условиях уменьшения спроса организации в первую очередь сокращают объемы производства наукоемкой продукции, зачастую заменяя ее технически более простой и дешевой.

Макроэкономическая стабилизация является необходимым, но недостаточным условием для выхода экономики России из глубокого кризиса. Значительный физический и моральный износ производственного аппарата не позволяет при отсутствии протекционистских мер, способствующих его обновлению, выдержать конкуренцию с западными производителями даже на внутреннем рынке.

Вопрос стоит так: либо выбытие производственного аппарата будет компенсировано на современном научно - техническом уровне, для чего потребуется резкое увеличение инвестиционной и инновационной активности, либо страна будет отброшена назад не только по объему выпускаемой продукции, но и по ее технологическим возможностям.

Формирование и реализация инновационной политики основываются на создании такой системы, которая позволит в кратчайшие сроки и с высокой эффективностью использовать в производстве интеллектуальный и научно - технический потенциал страны.

Благодаря использованию новых информационных технологий этим потенциалом могут пользоваться как малые, так и крупные организации всех форм собственности.

Инновационная политика является мощным рычагом, с помощью которого предстоит преодолеть спад в экономике, обеспечить ее структурную перестройку и насытить рынок разнообразной конкурентоспособной продукцией.

Для целей настоящей Концепции используются следующие термины: "инновация (нововведение)" - конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности; "инновационная деятельность" - процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно - технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки; "государственная инновационная политика" - определение органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации целей инновационной стратегии и механизмов поддержки приоритетных инновационных программ и проектов; "инновационный потенциал (государства, региона, отрасли, организации)" - совокупность различных видов ресурсов, включая материальные, финансовые, интеллектуальные, научно - технические и иные ресурсы, необходимые для осуществления инновационной деятельности; "инновационная сфера" - область деятельности производителей и потребителей инновационной продукции (работ, услуг), включающая создание и распространение инноваций; "инновационная инфраструктура" - организации, способствующие осуществлению инновационной деятельности (инновационно - технологические центры, технологические инкубаторы, технопарки, учебно - деловые центры и другие специализированные организации); "инновационная программа (федеральная, межгосударственная, региональная, межрегиональная, отраслевая)" - комплекс инновационных проектов и мероприятий, согласованный по ресурсам, исполнителям и срокам их осуществления и обеспечивающий эффективное решение задач по освоению и распространению принципиально новых видов продукции (технологий).

II. СОСТОЯНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Инновационная деятельность в России переживает трудные времена. До начала реформ роль нормативно - финансового регулятора инноваций выполняла государственная планово - распределительная система. Крупномасштабные инновации осуществлялись государством, внедрение новшеств обеспечивалось централизацией и концентрацией различного рода ресурсов на приоритетных и важнейших направлениях развития науки и техники.

Специфика сложившейся ситуации заключается в том, что в стране имеются значительные фундаментальные и технологические заделы, уникальная научно - производственная база и высококвалифицированные кадры. В то же время крайне слаба ориентация этого инновационного потенциала на реализацию научных достижений в производстве и других сферах деятельности.

Основные трудности в реализации инновационного потенциала связаны с нехваткой собственных средств у организаций, ограниченностью бюджетного и внебюджетного финансирования, в том числе заемных и привлеченных средств. Спад производства почти во всех отраслях промышленности, постоянный дефицит денежных средств у организаций не оставляют ресурсов для инновационной деятельности.

В последние годы в стране резко упала инновационная активность промышленности в целом. Количественно она выражается показателем удельного веса организаций, осуществляющих разработку и использование нововведений: в 1992 году - 16,3 процента, в 1993 году - 17,3, в 1994 году - 19,5, в 1995 году - 5,6, в 1996 году - около 5 процентов. В ближайшее время не прогнозируется существенного роста инновационной активности промышленных организаций.

Особенно низким уровнем инновационной активности отличаются отрасли, ориентированные на удовлетворение потребностей внутреннего рынка: легкая и пищевая промышленность, промышленность строительных материалов. В условиях низкой конкурентоспособности отечественных потребительских товаров, сопровождаемой интенсивной импортной интервенцией, спад объемов производства в названных отраслях продолжает оставаться значительным. Перелом сложившейся тенденции возможен только на основе активизации инновационной деятельности в соответствующих отраслях экономики страны.

Состав инновационно - активных организаций в большинстве своем остается постоянным: более 70 процентов организаций, намечающих в ближайшей перспективе технологические нововведения, осуществляли их и в предшествующие годы.

В целом по промышленности лишь 5 процентов организаций самостоятельно занимаются исследованиями и разработками. Состояние экспериментальной базы и инфраструктуры научно - технической деятельности является неудовлетворительным. Свыше 40 процентов научных организаций в области машиностроения не имеют экспериментальной базы.

Дефицит средств является главным, но не единственным фактором спада инновационной активности. Страна встала на путь рыночных реформ, а научно - техническая сфера оказалась не готовой к работе в новых условиях. Научно - технические разработки далеко не всегда становятся инновационным продуктом, готовым для производства и эффективной реализации. Существуют проблемы правового и организационного порядка в охране и передаче интеллектуальной собственности, сертификации инновационной продукции.

Повышенного внимания и существенного совершенствования заслуживает инвестиционный механизм инновационной деятельности.

Попытки поддерживать все отрасли экономики страны без учета специфики их инновационной деятельности и выделения приоритетов не позволяют успешно развивать ростки рыночных структур в этой сфере.

Особый режим для нововведений, страхование рисков, венчурные фонды, инновационная инфраструктура - это те необходимые условия, без которых нельзя обеспечить инновационный прорыв как государственных организаций, так и организаций других форм собственности.

Весомое значение наряду с крупными фирмами, консорциумами и объединениями имеют малые организации. В развитых странах они обеспечивают примерно половину всех нововведений. По данным Национального научного фонда США, количество нововведений в малых фирмах на единицу затрат, как правило, больше, чем в средних и крупных фирмах. Кроме того, малые фирмы почти на треть опережают крупные в скорости освоения новшеств. На начало 1998 года в России насчитывалось около 900 тыс.

малых организаций, на которых занято около 7 млн. человек.

Удельный вес малых организаций, осуществляющих инновационную деятельность, составляет около 6 процентов. Тем не менее малые инновационные организации - это уже не только объективная реальность, но и важный фактор государственной инновационной политики.

Большое значение при формировании инновационной политики приобретает не только выработка четкой стратегии и ее нацеленность на формирование прогрессивного технологического уклада, но и способность использовать весь арсенал инструментов прямого и косвенного государственного регулирования для инвестирования инновационной деятельности.

III. НАПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ Инновационная политика призвана обеспечить увеличение валового внутреннего продукта страны за счет освоения производства принципиально новых видов продукции и технологий, а также расширения на этой основе рынков сбыта отечественных товаров.

С учетом сегодняшнего состояния экономики инновационная политика на современном этапе рыночных реформ должна способствовать развитию научно - технического потенциала, формированию современных технологических укладов в отраслях экономики, вытеснению устаревших укладов и повышению конкурентоспособности продукции. Определяющей особенностью передачи результатов научных исследований для их освоения в производстве является создание и развитие системы коммерческих форм взаимодействия науки и производства.

Сложившийся уровень спроса на внешнем и внутреннем рынках на продукцию отраслей промышленности будет определять и перспективу их развития, и структурные изменения основных производственных фондов.

Отрасли, вышедшие со своей продукцией на мировой рынок (топливно - энергетический комплекс, металлургия, химия), для закрепления на нем нуждаются в повышении эффективности производственного потенциала. Другие отрасли, производящие потенциально конкурентоспособную на мировом рынке продукцию (машиностроение и оборонный комплекс), нуждаются в государственной поддержке, чтобы выйти на мировой рынок. Большего внимания требует третья группа отраслей, ориентированная в основном на внутренний рынок (пищевая и легкая промышленность, промышленность строительных материалов).

Инновационная политика в отношении этих групп отраслей отличается по характеру, масштабам поддержки, объему ресурсов, необходимых для обновления и модернизации производственного потенциала на основе реализации отечественных достижений науки и техники.

В этой связи к основным направлениям государственной инновационной политики можно отнести: разработку и совершенствование нормативно - правового обеспечения инновационной деятельности, механизмов ее стимулирования, системы институциональных преобразований, защиты интеллектуальной собственности в инновационной сфере и введение ее в хозяйственный оборот; создание системы комплексной поддержки инновационной деятельности, развития производства, повышения конкурентоспособности и экспорта наукоемкой продукции. В процессе активизации инновационной деятельности необходимо участие не только органов государственного управления, коммерческих структур, финансово - кредитных учреждений, но и общественных организаций, как на федеральном, так и на региональном уровнях; развитие инфраструктуры инновационного процесса, включая систему информационного обеспечения, систему экспертизы, финансово - экономическую систему, производственно - технологическую поддержку, систему сертификации и продвижения разработок, систему подготовки и переподготовки кадров.

Накопившееся в течение многих лет отставание имеет в своей основе не низкий потенциал отечественных исследований и разработок, а слабую инфраструктуру инновационной деятельности, отсутствие мотивации товаропроизводителей к реализации новшеств как способа конкурентной борьбы. Это приводит к невостребованности потенциала отечественной прикладной науки и техники; развитие малого инновационного предпринимательства путем формирования благоприятных условий для образования и успешного функционирования малых высокотехнологичных организаций и оказания им государственной поддержки на начальном этапе деятельности; совершенствование конкурсной системы отбора инновационных проектов и программ. Реализация в отраслях экономики относительно небольших и быстро окупаемых инновационных проектов с участием частных инвесторов и при поддержке государства позволит поддержать наиболее перспективные производства и организации, усилить приток в них частных инвестиций; реализацию критических технологий и приоритетных направлений, способных преобразовывать соответствующие отрасли экономики страны и ее регионов. Ключевой задачей формирования и реализации инновационной политики является выбор относительно небольшого числа важнейших базовых технологий, оказывающих решающее влияние на повышение эффективности производства и конкурентоспособности продукции в отраслях экономики и обеспечивающих переход к новому технологическому укладу; использование технологий двойного назначения. Такие технологии будут применяться как для производства вооружений и военной техники, так и для продукции гражданского назначения.

Государственная инновационная политика в базовых отраслях и производствах будет направлена на ускоренное промышленное освоение отечественных и зарубежных научно - технических и технологических достижений мирового уровня, воспроизводство природных ресурсов (минерального сырья, ресурсов питьевых и промышленных вод, ресурсов флоры и фауны и др.).

В топливно - сырьевом комплексе инновационная политика будет ориентирована на разработку и внедрение современных методов поиска, разведки и мониторинга запасов, стратегических и дефицитных видов минерального сырья, повышение уровня их извлекаемости и переработки, а также развитие высоконадежных и экологически безопасных систем транспортировки, в частности: в нефтегазовом комплексе - на повышение эффективности геолого - разведочных работ, увеличение дебита и извлекаемости на месторождениях с трудноизвлекаемыми запасами и с остаточными запасами нефти в обводненных зонах, строительство скважин в шельфовой зоне и в мерзлых породах, углубление переработки газа и конденсата с получением моторного топлива и целевых химических продуктов, а также на создание высоконадежных, экологически безопасных и низкоэнергоемких систем транспортировки; в нефтеперерабатывающей промышленности - на увеличение производства моторных и реактивных топлив за счет развития процессов глубокой переработки нефти, разработку и создание катализаторов нового поколения, высокооктановых и кислородо - содержащих добавок, а также повышение экологической безопасности и уменьшение энергоемкости; в угольной промышленности - на улучшение потребительских свойств угольной продукции на основе создания принципиально новых систем глубокой переработки, обогащение и брикетирование углей, решение проблем приготовления, транспортирования, хранения и сжигания водоугольной суспензии, повышение эффективности открытого способа разработки угольных месторождений на базе применения взрывной технологии и новых модификаций драглайнов, а также повышение эффективности и безопасности подземных работ на базе автоматизированных комплексов и специализированных микропроцессорных контрольных сетей.

В электроэнергетике инновационная политика будет сконцентрирована на создании и использовании парогазовых установок или газотурбинных надстроек паросиловых блоков для электростанций на газообразном топливе и высокоэффективных паросиловых энергоблоков с применением новейших технологий сжигания топлива (циркулирующий кипящий слой, циркулирующий кипящий слой под давлением) для электростанций на твердом топливе, развитии экономически эффективной малой и нетрадиционной энергетики, а также решении проблемы захоронения радиоактивных отходов АЭС, получении экологически чистого высококачественного энергоносителя из низкосортных топлив, разработке экономически эффективных энергоустановок, использующих возобновляемые источники энергии, и повышении эффективности систем передачи электроэнергии на большие расстояния.

В транспортном комплексе инновационная политика будет ориентирована на обновление парка транспортных средств, модернизацию инфраструктуры, применение прогрессивных технологий, повышение технического уровня всех видов транспорта. Это касается обновления железнодорожного подвижного состава, морских, речных и воздушных судов, автотранспортных средств, перегрузочных комплексов, дорожных машин и оборудования, навигационных систем.

В металлургическом комплексе ориентиром является создание сквозных технологических циклов производства, обеспечивающих максимальное ресурсо- и энергосбережение на всех стадиях, расширение сортамента и повышение качества металлопродукции.

Технологическими ориентирами в химической и нефтехимической промышленности являются материало- и энергосберегающие технологии производства широкого спектра синтетических и композиционных материалов, в том числе новых поколений, технологии производства экологически чистых удобрений и ресурсосберегающие малотоннажные химические производства на базе автоматизированных блочно - модульных систем.

В машиностроительном комплексе организации будут ориентированы на технологическое перевооружение общемашиностроительных производств за счет автоматизации процессов проектирования и изготовления машиностроительной продукции, применения прогрессивных методов высокоточной обработки конструкционных материалов и повышения качества поверхностей деталей и металлоконструкций, механизации и автоматизации сборочных процессов, развития современных методов контроля и диагностики деталей и узлов в процессе изготовления и эксплуатации.

Уточняются и формируются приоритеты инновационной политики и в других отраслях экономики: приборостроении, электронике, информатике и вычислительной технике, электротехнике, связи, легкой и пищевой промышленности, сельском хозяйстве, медицинской технике, фармакологии и др.

Особое значение имеют экологические приоритеты инновационной деятельности во всех без исключения отраслях. Только посредством использования современных технологий и ноу-хау можно кардинально повлиять на улучшение состояния окружающей среды.

Для реализации инновационной политики будет совершенствоваться система возвратного финансирования инновационных проектов и прикладных разработок, выполняемых за счет средств федерального бюджета на конкурсной основе. В условиях ограниченных возможностей бюджетного финансирования инноваций возрастет необходимость привлечения средств из дополнительных источников (собственных средств организаций, частных инвестиций, средств внебюджетных фондов, заемных средств международных кредитно - финансовых организаций).

IV. МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ Главными методами реализации инновационной политики являются: формирование институциональных и законодательных условий для позитивных изменений в инновационной сфере. Масштабы внедрения прогрессивных технологий и производств наукоемких видов продукции в значительной мере определяются институциональными преобразованиями, обеспечивающими развитие новых прогрессивных форм инновационной деятельности и бизнеса в этой области экономики. В законодательном плане должны предусматриваться меры по разработке правовых актов, в первую очередь, федерального закона об инновационной деятельности и государственной инновационной политике в Российской Федерации, указа Президента Российской Федерации о государственной политике по развитию рынка интеллектуальной собственности и вовлечению в хозяйственный оборот результатов интеллектуальной деятельности, постановления Правительства Российской Федерации о неотложных мерах по развитию рынка интеллектуальной собственности и вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно - технической деятельности и др.; государственная поддержка и стимулирование инвесторов, вкладывающих средства в наукоемкое, высокотехнологичное производство, а также организаций различных форм собственности (в период освоения ими инноваций) за счет введения определенных налоговых льгот, государственных гарантий и кредитов; совершенствование налоговой системы с целью создания выгодных условий для ведения инновационной деятельности всеми субъектами независимо от форм собственности и видов финансирования. В современных экономических условиях речь идет об уточнении налогооблагаемой базы и разработке механизмов взыскания налогов, изменении амортизационной политики с целью обеспечения возможности организациям увеличивать амортизационные фонды в качестве источника инвестиций в инновации; внешнеэкономическая поддержка, предусматривающая создание условий для формирования совместных с иностранными партнерами организаций по выпуску отечественной наукоемкой продукции и реализации ее на внешнем рынке, обеспечение рекламы отечественных инноваций за рубежом, совершенствование выставочно - ярмарочной деятельности, вхождение в международные информационные системы для обмена информацией по инновационным проектам; обеспечение в зарубежных кредитных линиях квот для развития инновационной инфраструктуры, закупки оборудования в целях реализации высокоэффективных инновационных проектов под гарантии государства и лицензий на высокоэффективные технологии и ноу-хау для освоения производства новейшей продукции; консолидация усилий органов государственной власти и частных инвесторов, направленных на организацию взаимодействия со странами - членами ЕС, СНГ, другими государствами; развитие лизинга наукоемкого уникального оборудования; участие инновационно - активных организаций в международных конкурсах; выделение прямых государственных инвестиций для реализации инновационных программ и проектов, имеющих общенациональный характер, но не привлекательных для частных инвесторов.

Перечисленные методы будут применяться с учетом изменения рыночной конъюнктуры и конкретного содержания инновационных проектов и программ.

V. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНО - ПРАВОВЫЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ Важную роль в комплексе предлагаемых мер играют институциональные преобразования (приватизация, создание финансово - промышленных групп, демонополизация в инновационной сфере, малое предпринимательство и другие), направленные на создание рыночной инфраструктуры и способствующие активизации инновационной деятельности, обеспечивающей рост производства конкурентоспособной продукции и освоение высоких технологий.

В этих целях необходимо в соответствии с законодательством предусматривать создание в регионах инновационных центров, которые будут обеспечивать координацию взаимодействия и поддержку участников инновационной деятельности.

Наряду с активизацией инновационной деятельности в крупных организациях необходимо создать условия для привлечения к этому процессу субъектов малого предпринимательства, в том числе и за счет выделения малых организаций из крупных фирм.

Учитывая сокращение научно - исследовательских и проектно - конструкторских организаций, необходимо создание фонда имущества инноваций для предоставления малым организациям, занимающимся инновационной деятельностью, высвобождающихся производственных площадей и оборудования на льготных условиях.

Для развития инновационной деятельности необходим также комплекс мер по созданию чисто рыночных структур (например, бирж инноваций для выполнения инновационных проектов, организации открытых торгов ценными бумагами инновационных фирм и информационного обеспечения участников инновационного рынка).

Реализация основных этапов инновационной деятельности, начиная от превращения научно - технических разработок в инновационный продукт, привлекательный для инвестора, производителя и покупателя, и кончая освоением их в производстве, требует расширения сети технопарков, бизнес - инкубаторов, инновационно - технических центров в тех регионах России, где сосредоточена инфраструктура, обеспечивающая активизацию инновационного процесса.

Необходимо больше внимания уделить законодательному обеспечению инновационного процесса. В этих целях потребуется проведение анализа существующего законодательства в этой области, обоснование нормативов, работающих на эту сферу деятельности, принятие мер к отмене правовых актов, препятствующих развитию инновационной деятельности. Следует провести сравнительный анализ зарубежных и отечественных инновационных законодательных актов и использовать его результаты при проведении нормотворческой работы в этом направлении.

Развитие инновационного предпринимательства, а также расширение экспорта наукоемкой продукции потребуют совершенствования деятельности государственно - общественных организационных структур, способствующих этому процессу.

VI. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ФИНАНСОВЫЕ ОСНОВЫ АКТИВИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В условиях дефицита собственных денежных средств, а также ограниченности государственной поддержки отечественные организации вынуждены значительную часть ресурсов использовать на финансирование текущих нужд действующего производства и в редких случаях - на освоение новых технологий и наукоемкой конкурентоспособной продукции. Инновационное пространство остается малопривлекательным для отечественного банковского капитала, иностранных инвесторов и частного капитала.

Для проведения активной инновационной политики требуется принятие неординарных мер, включающих в себя совершенствование системы государственных инвестиций, кредитной и налоговой политики, внебюджетного финансирования.

Политика государственных инвестиций в инновации должна быть направлена на формирование эффективной структуры государственных расходов, уровень которых не должен быть меньше определенной доли валового внутреннего продукта.

К мерам повышения эффективности расходования бюджетных средств необходимо отнести: финансирование на безвозвратной основе только инновационных проектов, имеющих общенациональный характер и влияющих на повышение экономической безопасности страны; расширение практики конкурсного размещения бюджетных средств для реализации инновационных проектов, представляемых организациями любой формы собственности. В этом случае государственные и привлекаемые частные инвестиции выделяются на паритетных началах; совершенствование механизма образования и использования внебюджетных источников для реализации инновационных проектов.

Прежде всего это касается внебюджетных фондов поддержки научно - исследовательских и опытно - конструкторских работ, часть средств которых будет использоваться на финансирование отечественного и зарубежного патентования и поддержание международных патентов, используемых в инновационных проектах.

Будет развиваться система конкурсного отбора проектов через Федеральный фонд производственных инноваций, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно - технической сфере, Российский фонд технологического развития с финансированием проектов на возвратной основе.

В условиях хронической нехватки капитальных вложений на воспроизводство основных фондов в финансировании этого процесса ускоренная амортизация является способом быстрого накопления амортизационных отчислений, повышения возможности списания устаревшего оборудования и замены его новым, что будет стимулировать вложение средств в инновации. Важная роль в расширении круга инвесторов, вкладывающих средства в инновации, будет отведена страхованию финансовых рисков. Будет расширен перечень страховых рисков с включением в него, в частности, технических и других рисков, связанных с реализацией инновационных проектов. Для снижения рисков частных инвесторов необходимо предусмотреть участие государства в венчурных фондах и соответствующие государственные гарантии.

Активизация инновационной деятельности требует, с одной стороны, государственного управления и координации действий всех ее субъектов, с другой стороны - интеграции всех заинтересованных структур в реализации инноваций, привлечении инвестиций, создании условий, способствующих инновационному процессу и внедрению достижений науки и техники в экономику страны.

Реализация инновационной политики, учитывающей возможности и интересы всех субъектов инновационной деятельности, экономические, социальные и политические приоритеты, будет способствовать переустройству и подъему экономики России.

Приложение

Примерная система таблиц технологического аудита

А. Рыночный потенциал  
Наименование параметра Оценка (подсказка) Коэффициент значимости Оценка технологии
+2 +1 -1 -2
А1. Размер рынка Продукт обладает необъятным рынком Объем рынка достаточно велик Объем рынка приемлем на грани допустимого Объем рынка меньше допустимого Потенциальный рынок продукта слишком мал  
А2. Динамика рынка Рыночный сектор быстро растет Рыночный сектор растет медленно, но постоянно Рыночный сектор стабилен, колебания объема малы Рыночный сектор медленно сужается Рыночный сектор сужается с ускорением  
А3. Доступность рынка Выход продукта на рынок сравнительно легок, конкурентов нет Для выхода на рынок требуются заметные усилия, но конкуренты слабы Конкуренция умеренна, мощных и агрессивных конкурентов нет Существует заметное противодействие продукту, активная конкуренция Мощный барьер доступа на рынок, лидеры – мощные компании с большими ресурсами 0,8  
А4. Уровень прибыльности Коэффициент прибыльности в данном секторе рынка высок Умеренный коэффициент прибыльности в данном секторе Коэффициент прибыльности едва оправдывает затраты Жесткая ценовая конкуренция ограничивает возможную прибыль Прибыльность близка к нулю или даже отрицательна 0,82  
Рыночный потенциал  
Б. Качество продукта  
Наименование параметра Оценка (подсказка) Коэффициент значимости Оценка технологии
+2 +1 -1 -2
Б1. Степень уникальности Продукт не имеет аналогов на рынке   Продукт похож на известный, но обладает добавочными качествами   Продукт на рынке хорошо известен 0,86  
Б2. Степень улучшения функции Продукт выполняет свою функцию значительно лучше аналогов Продукт выполняет свою функцию заметно лучше аналогов Продукт выполняет свою функцию на том же уровне, что и аналоги Продукт выполняет свою функцию несколько хуже аналогов Продукт выполняет свою функцию заметно хуже аналогов 0,85  
Б3. Степень удешевления функции Цена продукта выгодно отличается от конкурентной Цена продукта несколько ниже, чем у конкурентов Ценовые преимущества отсутствуют Цена продукта несколько выше, чем у конкурентов Продукт заметно дороже конкурентных  
Б4. Экологические качества Продукт предполагает заметное улучшение экологических условий Продукт несколько улучшает экологические условия Продукт не влияет на экологическую ситуацию Имеет место заметное ухудшение экологии, связанное с продуктом Ухудшение экологии, связанное с продуктом, потребует специальных мер. 0,64  
Потенциал качества продукта  
В. Осуществимость технологии  
Наименование параметра Оценка (подсказка) Коэффициент значимости Оценка
+2 +1 -1 -2
В1. Достоверность концепции Концепция продукта отработана и проверена на практике Концепция продукта подтверждена расчетами Концепция продукта подтверждена словесными экспертными заключениями Концепция подтверждена общими соображениями и сравнениями Продукт основан на концепции, нуждающейся в проверке  
В2. Новизна концепции Новая область применения известного процесса или продукта Концепция улучшенного качества известного продукта Концепция нового качества известного продукта Концепция нового продукта или технологического процесса Концепция принципиально нового продукта и технологического процесса для этого продукта 0,67  
В3. Технологическая готовность Продукт можно производить с помощью существующей технологии Продукт требует незначительной модификации существующей технологии Продукт требует значительной модификации существующей технологии Технология связана с иными процессами, привносимыми из других областей Технология связана с иными процессами, находящимися в стадии разработки 0,8  
В4. Регламентные ограничения Никаких дополнительных разрешений на серийный выпуск продукта не требуется Для реализации масштабного производства нужно уведомление регулирующих органов Для реализации масштабного производства нужно разрешение 1-2 регулирующих органов Для реализации масштабного производства нужно разрешение множества регулирующих органов Для внедрения технологии требуется разработка новых регламентных документов 0,63  
Потенциал осуществимости технологии  
Г. Ресурсообеспеченность технологии  
Наименование параметра Оценка (подсказка) Коэффициент значимости Оценка
+2 +1 -1 -2
Г1. Материальная обеспеченность разработки Никаких дополнительных материалов и комплектующих не требуется Для реализации технологии нужны легкодоступные материалы Для реализации технологии нужны труднодоступные или дорогостоящие материалы Для реализации технологии требуются дефицитные или стратегические материалы Для реализации технологии требуются новые или разрабатываемые материалы 0,99  
Г2. Длительность полного цикла разработки Технология полностью готова для производства Можно начать производство, попутно дорабатывая технологию Технологию можно быстро доработать и пустить в производство Для доработки технологии требуется значительное время Период разработки технологии и окупаемости средств недопустимо велик  
Г3. Финансовая обеспеченность разработки Никаких дополнительных средств для запуска производства не требуется Для доработки технологии требуются незначительные средства, имеющиеся у клиента Проблема финансирования разработки не вызывает затруднений Доработка технологии требует финансовых средств, что повлияет на другие проекты клиента Финансирование доработки технологии вызовет значительные затруднения 0,83  
Г4. Кадровая обеспеченность Доработка технологии не требуется либо осуществляется самостоятельно Технология требует незначительного пополнения штата без переобучения Технология требует незначительной переподготовки части персонала Технология требует серьезного обучения персонала или привлечения специалистов со стороны Специалисты нужного профиля в штате отсутствуют и неясно, где их найти 0,63  
Потенциал обеспеченности разработки  
Суммарный потенциал технологии Весовые коэффициенты Итог
Рыночный потенциал  
Потенциал качества 0,77  
Потенциал осуществимости 0,82  
Потенциал обеспеченности 0,74  
Суммарный потенциал технологии  

Правила пользования таблицей очень просты: для анализируемой технологии заполняют каждую ячейку крайнего правого столбца соответствующими числами (от -2 до +2); для облегчения процесса в таблице приведены примерные характеристики анализируемого объекта и соответствующие этим характеристикам оценки. В действительности не возбраняется пользоваться не только целыми числами, но и дробными (в том же диапазоне значений); особенно важно это в тех случаях, когда одновременно приходится оценивать (т.е. сравнивать) несколько объектов. Попарное их сравнение позволяет гораздо точнее задать их оценку по каждому из параметров. После заполнения правого столбца производится подсчет каждого из частных потенциалов путем перемножения каждой оценки на соответствующий коэффициент значимости с последующим суммированием полученных произведений. Эти значения частных потенциалов переносятся в нижнюю таблицу, после чего таким же способом рассчитывается суммарный потенциал технологии.

Приведенные выше таблицы можно перевести в Excel или в любую иную программу типа электронных таблиц, то все расчеты будут осуществляться программным путем, так что задачей аудитора будет только внимательное назначение исходных оценок.

Следует отметить, что данный конкретный набор таблиц является авторской разработкой, сделанной "под себя", т.е. с учетом специфики решателя и специфики его конкретных задач. В действительности для серьезной работы с серьезным задачедателем следует очень внимательно пересмотреть таблицы как по содержанию оцениваемых параметров, так и по весовым коэффициентам, т.к. учет специфики конкретной работы (вид деятельности заказчика, положение дел в области его деятельности, особенности текущего момента, наличие того или иного оборудования, и т.д.) может значительно сместить акценты оценок.

Список литературы

Дефицит учебной литературы по настоящему курсу достаточно велик даже в Москве, поэтому для обучающихся с "периферии" можно предложить, кроме тех статей, что приведены в основном тексте, большой список публикаций в надежде, что в ближайшей библиотеке хоть что-нибудь из этого списка найдется. Поэтому не пугайтесь величины списка, так как реально библиотеки не общероссийского масштаба в лучшем случае смогут найти для Вас три-четыре наименования из этого списка.

  1. Амарал, А.; Университет и технологический трансфер // Alma mater. - М., 1994. - N 3. - С. 26-29
  2. Бобровников, А.В.; Цикличность в динамике инновационного процесса // Лат. Америка = America Latina. - М., 1995. - N 9. - С. 15-27
  3. Бонюшко А.А. Регулирование и нормирование научно-инновационной деятельности. Ин-т соц.-экон. проблем РАН, СПб, 1997, 160 стр.
  4. Дементьев, В.Е.; Инвестиционные и инновационные достоинства финансово-промышленных групп // Экономика и мат. методы. - М., 1996. - Т. 32, вып 2. - С. 25-37
  5. Ефимов А.В. Стратегические альянсы как метод достижения конкурентного преимущества. СПб, 1997.
  6. Ефимов А.В., Буренина Г.А., Петров А.Н. Управление стратегическими альянсами. СПбУЭФ, 1997.
  7. Ибрагимов Ю. Передача технологии и ее государственное регулирование в США // Внеш. Торговля.-М., 1994.- №2/3, с. 31-34.
  8. Иванова, Н.; Малый инновационный бизнес в странах развитой рыночной экономики // Рос. экон. журн. - М., 1995. - N 12. - С. 76-81
  9. Инновационный менеджмент. Под ред. С.Д.Ильенковой. М., ЮНИТИ, 1997.
  10. Клейн Е. Научные парки и технологические инкубаторы // Теория и практика создания научно-технологических парков и инкубаторов бизнеса. М.-Ташкент, 1993.
  11. Клепов, А.П. Усанов, Д.А.; Научно-технологический парк - новая организационно-экономическая форма инновационной деятельности в высшей школе // Некоторые проблемы социально-политического развития современного российского общества. - Саратов, 1996. - С. 103-111
  12. Коммерциализация технологий: мировой опыт - российским регионам // Сборник статей под ред. Н.М.Фонштейн, М.: "Moscow News", 1995.
  13. Коммерциализация технологий: российский и мировой опыт // Сборник статей под ред. А.А. Петруненкова и Н.М.Фонштейн, М.: "ЗелО", 1997.
  14. Краюхин Г.А., Шайбаков Л.Ф. Основы государственного управления инновационными процессами. Изд. СПб. Гос. инж.-экон. Академии, 1997.
  15. Крюкова, Н.Ю. Перегоедова, Н.В.; Как помочь внедрению новшеств // ЭКО: Экономика и орг. пром. пр-ва. - Новосибирск, 1995. - N 3. - С. 213-218
  16. Кучеренко В.А. Формирование механизма передачи технологии в Южной Корее и возможности научно-технического сотрудничества // Техника, экономика. Сер.: Экономика за рубежом.-М., 1994.- Вып.3/4, с.92-100.
  17. Миндели, Л.Э. Пипия, Л.К.; Малое и среднее инновационное предпринимательство (МСИП): условия развития и международное сотрудничество / М-во науки и техн. политики Рос. Федерации, РАН. - М.: Центр исслед. и статистики науки, 1995. - 44 с
  18. Морозов Ю.П. Инновационный менеджмент. Н.Новг., 1997.
  19. Мохов, А.И. Мохова, Е.В.; Информационные аспекты передачи научно-технических разработок в бизнес // Пробл. информатизации. - М., 1995. - Вып. 2/3. - С. 33-37
  20. Пользователь всегда прав // Поиск. - М., 1995. - N 23.- С. 6
  21. Преобразование научно-инновационной сферы в регионе: концептуальные положения / Румянцев А.А., Гусаков М.А., Замятина М.Ф., Смирнова Г.П.; Под ред. Когута А.Е.; РАН. Ин-т соц.- экон. пробл. - СПб., 1995. - 53 с. - (Сер.: Теория и практика упр. науч.- инновац. сферой в регионе; Вып.3)
  22. Преобразование научно-инновационной сферы в регионе: понятийный аппарат / Румянцев А.А., Вершинина С.В., Губичева З.К. и др.; Под ред. Когута А.Е.; РАН. Ин-т соц.-экон. пробл. - СПб.: ИСЭП РАН, 1995. - 90 с - (Теория и практика упр. науч.-инновац. сферой в регионе; Вып.1).
  23. Преобразование научно-инновационной сферы: актуальные региональные проблемы / Румянцев А.А., Гусаков М.А., Замятина М.Ф. и др.; Под ред. Когута А.Е.; РАН. Ин-т социал.- экон. пробл. - СПб., 1995. - 57 с. - (Сер.: Теория и практика упр. науч.- инновац. сферой в регионе; Вып.4).
  24. Преобразование научно-инновационной сферы в регионе: методология исследования / Румянцев А.А., Гусаков М.А., Замятина М.Ф. и др.; Под ред. Когута А.Е.; РАН. Ин-т соц.-экон. пробл. - СПб., 1995. - 50 с - (Теория и практика упр. науч.-инновац. сферой в регионе; Вып. 2)
  25. Приглашение к партнерству: научно-техническая и инновационная деятельнсоть (информационный справочник). М., Изд. аналит. центра по научно-тех. и промышл. политике, 1998.
  26. Продвижение технологического продукта на рынок // Сост.: к.т.н. А.З.Пименова, д.т.н. Н.М.Фонштейн, М.: АНХ, 1998.
  27. Пшенников, В.; Собственные идеи - всему голова // Япония сегодня. - М.; Токио, 1996. - N 1. - С. 8-9.
  28. Рогалев Н.Д. Технологические инновации в техническом университете. М., Изд. МЭИ, 1997, 360 стр.
  29. Рузавина Е.П. Венчурный капитал и инновации. //Рос. экон. журнал , 1992, №7.
  30. Суховей А.Ф. Технополисы и технопарки за рубежом: опыт организации и управления. Екатеринбург, 1997.
  31. Теория и механизм инноваций в рыночной экономике. Под ред. Ю.В.Яковца. М., Межд. Фонд Н.Д.Кондратьева, 1997.
  32. Технопарки: организация и управление. М., Изд. МЭИ, 1997, 164 стр.
  33. Трансфер технологий и эффективная реализация инноваций // Сборник статей под ред. Н.М.Фонштейн, М., ЦКТ АНХ, 1999.
  34. Туанг, Дж.; Технология "с человеческим лицом" // Англия. - L., 1991. - N 119. - С. 14-19
  35. Тюрина, В.Ю.; Организационные модели управления инновационным процессом в технопарках высшей школы: Автореф. дис.. канд. экон. наук / Санкт-Петербург. ун-т экономики и финансов. - СПб., 1995. - 95 с.
  36. Управление инновациями: Факторы успеха новых фирм. Сб. ст. Пер. с англ. / Сост. и общ. ред. Фонштейн Н.М. - М.: Дело, 1995. - 223 с., схем. - (Б-ка технол. предпринимательства; Вып.1)
  37. Фадеев, В.Г.; Радоваться ли внедрению заморских технологий? // Природа. - М., 1995. - N 10. - С. 106
  38. Федоров, Д.С.; Территориальные формы технологических инноваций // Изв. РАН. Сер. геогр. - М., 1995. - N 4. - С. 86-94
  39. Фирсов В. Американская модель инновационной деятельности в малом бизнесе. США: экономика, политика, идеология, 1994, №6.
  40. Фирсов В. Организационные формы инновационного предпринимательства // Экономист, 1994, №6.
  41. Фирсов В.А. Международный рынок технологий // Экономика и коммерция. Сер.9, Электр. техника.-М., 1995.- Вып.1, с. 98-106.
  42. Фоломьев А.Н., Гейгер Э.А. Менеджмент инноваций: теория и практика. Изд. Российской Ак. Гос. Службы, М., 1998.
  43. Халаджан, Н.Н.; Аутоинженеринг: Фундам. курс творч. ориентации личности. Кн. авториз. излож. / Моск. экстер. гуманит. ун-т. Акад. педагогики. - М., 1995. - 163 с.
  44. Afuah, A.N. Bahram, N.; The hypercube of innovation // Research policy. - Amsterdam, 1995. - Vol. 24, N 1. - P. 51-76.
  45. Freeman, Ch. Hagedoorn, J.; Convergence and divergence in the internationalization of technology // Technical change and the world economy. - Aldershot; Brookfield, 1995. - P. 34-82
  46. Huizinga, H.; Taxation and the transfer of technology by multinational firms // Canad. j. of economics = Rev. canad. d'economique. - Toronto, 1995. - Vol. 28, N 3. - P. 648-655
  47. Liyanage, S.; Breeding innovation clusters through collaborative research networks // Technovation. - Amsterdam, 1995. - Vol. 15, N 9. - P. 553-567
  48. Madu, Ch.N.; Management of new technologies for global competitiveness. - Westport (Conn.); L.: Quorum books, 1993. - XIV, 383 p.
  49. Miles, D.; Constructive change: Managing international technology transfer / ILO. - Geneva: Intern. labour office, 1995. - XI, 138 p. - (Intern. construction management ser.; N 5)
  50. More, E. Irwin, H.; Technology transfer: Technocultures, power and communication - the Australian experience // J. of inform. science. - L., 1995. - Vol. 21, N 3. - P. 149-159
  51. Reinhard, M. Schmalholz, H.; Technologietransfer in Deutschland - Stand und Reformbedart // IFO Schnelldienst. - Munchen,- Jg. 48, N 33. - S. 16-24
  52. Souder, W.E. Sherman, J.D.; Managing new technology development. - N.Y. etc.: McGraw-Hill, 1994. - XVI, 348 p., ill. - (McGraw-Hill engineering a. technology management ser.)
  53. Stone, D.; Analyzing successful business strategies // Bio-technology. - N.Y.; L., 1994. - Vol. 12, N 3. - P. 226-227

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.