Здавалка
Главная | Обратная связь

III. Единства в современном театре.



Патрис Пави в «Словаре театра» называет несколько видов драматургического монтажа. Я видела спектакли, построенные на двух типах монтажа:
-во-первых, это хроника или биография персонажа, представленная в виде отдельных этапов;
-во-вторых, это документальный театр, который использует достоверные источники, структурируемые в соответствии с определенной идеей.

Что касается первого пункта, то в современном театре хроники и биографии – явление нередкое. Это может быть моноспектакль, в котором рассказывается история одной жизни («Июль» Ивана Вырыпаева в «Практике»), или спектакль, в котором задействовано большое количество актеров, но при этом, по сути, повествование все равно ведется об одном человек («Захудалый род» Сергея Женовача).

В «Июле» Ивана Вырыпаева историю пожилого мужчины рассказывает молодая актриса Полина Агуреева. Сочетание хрупкости фоменковской актрисы и жесткого и абсурдного содержания пьесы (убийства, психическое заболевание главного героя) создают эффект остранения. Актрису никак нельзя принять за персонаж, никакие «минуты полной иллюзии» невозможны. Агуреева показывает свой персонаж. Об успехе остранения, быть может, свидетельствуют постоянные смешки в зале (и это несмотря на жуткое содержание!). Зритель воспринимает историю как страшилку, содержанию которой можно подивиться, но не испугаться. Сцена театра подчеркнуто неиллюзионна – черные стены, небольшой столик позади, к которому актриса подходит, чтобы выпить воды. Сама актриса – в темном концертном платье, как конферансье.

Спектакль «Захудалый род» поставлен по неоконченной хронике Николая Лескова, который успел рассказать не историю всего рода, а только одной его представительницы. Остальные линии – судьба детей, внуков – только намечены. Театр не делал из романа в пьесу. Сохранено повествование о лица внучки этой самой графини. В этом спектакле используется, скорее, не пространственный монтаж, как в «Июле», где герой много перемещается, а временной: вся жизнь княгини рассказана – ее внучкой.

В спектакле Юрия Погребничко «Где тут про воскресение Лазаря?» смонтированы отрывки из романа «Преступление и наказание» Достоевского и пьесы «С любимыми не расставайтесь» Володина. Актеры, играют людей и девятнадцатого века царской России, и людей двадцатого века страны советов, не меняя костюмов. Женщины – в платьях в пол, мужчины – в сюртуках. Мне кажется даже, что в этом спектакле было подобие греческого хора, благодаря присутствию которого античная драма и соблюдала единство места и времени. После каждого эпизода герои взбирались на поставленные амфитеатром скамейки и пели хором «Сиреневый туман».

Огромное количество документальных спектаклей илет сейчас в «Театр. док». Наиболее яркий пример документального монтажа - «Сентябрь док» в постановке Руслана Маликова. На сцене – только стулья, поставленные полукругом. На них сидят люди в обычной, уличной одежде. Они по очереди говорят то, что думают о бесланской трагедии словами посетителей интернет-чатов, откуда и был взят текст для спектакля.

В недавнем «Короле Лире» Лев Додин вернулся к условной шекспировской сцене. На ней не было совсем ничего. Декорациями служили крестообразно сколоченые доски на стенах (они повторяли рисунок ножек складного стула, скрещенных на спине подтяжек шута-тапера ит.д.)

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.