Здавалка
Главная | Обратная связь

ХУДОЖЕСТВЕННО - ТВОРЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И РЕЖИССУРА МАССОВЫХ ДЕЙСТВ



М. ТУМАНОВ

РЕЖИССУРА МАССОВОГО ПРАЗДНИКА И ТЕАТРАЛИЗОВАННОГО КОНЦЕРТА

ХУДОЖЕСТВЕННО - ТВОРЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И РЕЖИССУРА МАССОВЫХ ДЕЙСТВ

Рассмотрим понятия «праздник» и «массовое представле­ние» любого вида.

Понятие «праздник» — более широкое, чем «представление». Праздник всегда отличается широким, активным и творческим участием масс. Он рассредоточен на обширной территории, не предусматривает локальной сценической площадки и по су­ществу не имеет границ. Представление же, в отличие от праздника, всегда вписывается в определенную сценическую площадку, локализуется четкими границами и предполагает разделение массы на исполнителей и зрителей.

Массовый праздник — одновременное возникновение сразу нескольких очагов художественного действия, и каждый из его участников должен сам выбрать себе объект внимания, тогда как представление этот объект внимания предопределяет.

Массовое представление может быть театрализованной частью праздника и занимать важное место в его структуре. Сложный характер массовых праздников требует от режис­сера высокого профессионализма и ставит перед ним ряд художественно-творческих проблем, которые должны найти свое отражение в драматургии праздника.

Драматургия праздника... Это, прежде всего, четкое пони­мание идеи праздника, осознание того, что этот праздник дол­жен утверждать, какую основную тему он должен поднять и для чего, каковы его задачи: призыв народа к новым победам, раскрытие величия того или иного события, стремление моби­лизовать людей на решение важного вопроса. В каждом празд­нике есть «сверхзадача», которую ставит перед собой режис­сер: для чего проходит, во имя чего создается, к чему стремится праздник.

Драматургия массового праздника зависит, кроме того, от целого ряда обстоятельств. Одно из них — место действия. Праздник по своему масштабу может быть и общегородским, и общенациональным. Он может проходить в городе, в сельской местности, на стадионе, в клубе, парке, на площади или улице.

Совершенно естественно, что надо знать те средства, кото­рыми вы располагаете, т. е. те художественные силы, возможно­сти, с помощью которых будет выражена идея праздника.

Итак, тема праздника, его место, масштаб, художественные средства—все это основа, без которой нельзя приступить к созданию драматургии праздника и его режиссерскому воп­лощению. Причем и драматургия и режиссура должны учиты­вать творческие возможности исполнителей, место действия, а не подчинять все это заранее созданным режиссерским за­мыслам.

Под словом «драматургия» чаще всего понимают пьесу. Конечно, в массовом празднестве это другая драматургия. В ней нет подробно разработанных взаимоотношений, углуб­ленного психологического развития образов. Драматургия массового праздника ближе к сценарию кинофильма, но и они су­щественно различны. Так, например, в киносценарии большое место отводится слову. Специфика же массового праздника требует чрезвычайно экономного использования его. Здесь нужны иные средства выразительности, иное воздействие на зрителей. Такие компоненты, как песня, танец, живая картинная композиция, заменяют в массовом представлении психологиче­ское обоснование поведения героев. Свойственная этому жанру эмоциональность предполагает мгновенное переключение вни­мания зрителей с одного объекта на другой без детализации и психологических мотивировок.

Иначе говоря, драматургия массового действия должна строиться так, чтобы во внешней форме подачи материала най­ти внутренний образ, соответствующий его идее, ритму, ды­ханию.

Конечно, было бы хорошо, если в создании праздника при­нимали участие драматург или сценарист — профессионалы, которые знают законы массовых праздников и предугадывают реакцию зрителей. Надо стремиться к той идеальной форме, когда создание сценария является совместной работой драма­турга и режиссера. Но, к сожалению, специально подготовлен­ных драматургов и сценаристов массовых праздников нет. По­этому пока режиссеру чаще всего приходится быть и драма­тургом. Во всяком случае, в настоящее время почти всегда ре­жиссерской группе вместе с художниками приходится самим создавать сценарный план массового праздника.

Создание сценария — это обязательный этап подготовки массового праздника. На практике же часто недооценивается значение четкого, активного сценария. Какой бы ни была тема, масштабы и границы проведения массового праздника, его со­держание непременно должно быть, прежде всего, выражено на бумаге в виде сценария.

Он определяет пути реализации темы, идеи, «сверхзадачи» массового праздника.

Создавая сценарий праздника, необходимо также решать вопрос индивидуализации каждого праздничного театрализо­ванного действия.

Опыт показывает, что однородные по идейно-тематической основе праздники могут быть по-разному решены режиссерски путем конкретизации документальной основы. Самым ярким примером тому могут быть совершенно различные сценарно-режиссерские решения одного и того же праздничного дейст­вия— торжественного открытия Всемирного фестиваля молоде­жи и студентов.

Автор этой книги принимал участие в качестве режиссера в подготовке и проведении семи фестивалей, проходивших в Бер­лине, Бухаресте, Москве, Варшаве, Хельсинки, Вене, Софии. И открытие каждого фестиваля не было повторением предше­ствующего. Новизну и своеобразие его определяли место дей­ствия, существующая в то время конкретная политическая об­становка, атмосфера вокруг фестиваля и т. д.

В 1951 г. фестиваль проходил в Берлине. Город носил еще следы разрушений.

Открывали фестиваль хозяева форума — молодежь Герман­ской Демократической Республики, подготовившие большую физкультурно-художественную пантомиму на музыку А. Алек­сандрова «Священная война», которая раскрывала тему борь­бы народов за свободу и независимость.

На поле вышли 10 тыс. гимнастов, одетых в костюмы бело­го, черного и желтого цветов. Центр поля заняли спортсмены в белом. Расправив плечи, расставив ноги, они властно стояли на земле. Вокруг них расположились, полусогнувшись, желтые, символизировавшие народы Азии, и на коленях — черные, — еще не проснувшаяся Африка. Но вот желтые расправляют спины, им помогает часть белых, черные поднимаются с колен и встают во весь рост... Конфликт развивался бурно. Свободо­любивая тема равноправия людей разных цветов кожи, несмот­ря на то, что была выражена специфическими средствами гим­настических упражнений, достигла огромной художественной выразительности. Она нашла пути эмоционального воздействия на многие тысячи зрителей.

А через два года — IV Всемирный фестиваль молодежи в Бухаресте. Только что кончилась война в Корее, кончилась именно в тот день, когда открылся фестиваль. Над стадионом летали белые голуби, а на поле ликующая молодежь приветст­вовала товарищей из Корейской Народной Республики. Все танцевали, всем было весело и радостно.

VI Всемирный фестиваль молодежи проходил в 1957 году в Москве.

Улицы столицы были празднично украшены, был декориро­ван и переименован (конечно, временно) весь маршрут от сельскохозяйственной выставки (ВДНХ) до Дворца спорта в Лужниках. Первая Мещанская улица стала улицей Мира, Большая Садовая — улицей Счастья, появилась улица Дружбы и т. д. (проспект Мира с тех пор так и сохранил новое название). Колонны участников шествия были оформлены красочны­ми панно, плакатами с надписями по темам - улиц, с лозунгами и девизами, отражавшими идеи, во имя которых молодежь собралась на фестиваль. 35 тыс. иностранных делегатов встре­чала в те дни Москва. 1200 грузовиков и автобусов, окрашен­ных в цвета, символизирующие пять континентов, представлен­ных на фестиваль, грандиозной колонной двигались по улицам столицы. В них разместилось почти 12 тыс. делегатов со всех концов мира. У каждого значок фестиваля — цветок с 5-ю разно­цветными лепестками, все делегаты в национальных костюмах, А если к этому прибавить сотни тысяч празднично одетых моск­вичей, эстрады с духовыми оркестрами па всех больших пере­крестках и площадях, звучание музыки и песен по городской радиосети, мотоциклистов со стягами, то можно себе предста­вить, какое грандиозное незабываемое зрелище возникло на улицах Москвы. Все располагало к излиянию дружеских чувств, знакомствам и приподнятому настроению, которое царило в те­чение всего фестиваля.

...Советские гимнасты, начав свое выступление, превратили поле стадиона в карту мира. Специально подобранные по цвету костюмы и расположение спортсменов придали этой карте необходимый рельеф и резко очертили границы материков и океанов. Вдруг на карте возникает хищный контур атомной бомбы. Она зловещей тенью легла на континенты планеты. Но слово «НЕТ!», появившееся на карте и повторенное на многих языках как протест против угрозы атомной войны, пере­черкивает крест-накрест энергичными линиями силуэт бомбы. Символика была ясной, четкой, тема точно доходила до созна­ния зрителей.

Примеры подобного рода можно было бы продолжить, но мысль ясна: каждый праздник должен иметь индивидуаль­ность, свое неповторимое решение, новые ритмы — это насущ­ная задача режиссера.

Однако нельзя забывать, что есть и общие для всех празд­ников законы, в соблюдении которых состоит другая важней­шая задача режиссера, например закон коммуникаций — дейст­вующих сил праздника.

Участников праздника можно разделить на две группы: не­посредственные, активные участники — исполнители и, если так можно выразиться, пассивные участники — зрители. Но пассивны они только до тех пор, пока не началось праздничное действие. В течение праздника, тема которого им близка и до­рога, а форма понятна и увлекательна, зрители начинают сопе­реживать, активно откликаться на воздействие. Это может быть выражено аплодисментами, различными эмоциональными переживаниями, т. е. в определенные моменты эти две стороны объединяются, между ними устанавливается тесная связь — контакт между действием и его восприятием.

Чтобы достичь этого с наибольшей полнотой, необходимо приблизить праздник к массе зрителей — это еще одна важная задача, во многом определяющая успех кампании.

Если в театрализованном концерте необходимо сфокусиро­вать внимание зрителя на сценической площадке, то в массо­вом празднике, наоборот, надо искать как можно больше рас­средоточенных центров, надо искать возможность органично разводить в разных направлениях массы людей, пришедших на праздник. Это необходимо, во-первых, для максимального приближения к зрителю воздействующих сил, а, кроме того, во избежание несчастных случаев, так как непродуманное и не­управляемое скопление людей просто опасно.

Примером может служить концерт-митинг на Манежной площади в Москве. По сценарному плану приход зрителей на митинг был организован точно и продуманно. Колонны демон­странтов собирались далеко от места митинга. Возглавляемые отрядами факелоносцев, с транспарантами в руках, они долж­ны были вливаться на площадь в установленном порядке и занимать заранее отведенные для каждой колонны секторы. Однако получилось иначе. На митинг собралось около 500 тыс. человек — количество, намного превышающее предполагаемое. И когда прибывали новые колонны, они теснили впереди стоя­щих, и вся ранее пришедшая толпа надвигалась на сцену. Но тут на помощь пришли комсомольцы из отрядов охраны поряд­ка, которые самоотверженно вошли в толпу, разделили ее и тем самым ослабили натиск. Просчет заключался в том, что режиссеры и соответствующие службы не предусмотрели воз­можности такого наплыва людей и не были до конца готовы к их организации. Но винить в этом ни режиссеров, ни кого дру­гого нельзя, ибо такого рода и масштаба митинг проводился впервые. Вывод: режиссеры — это специалисты, разрабатываю­щие структуру праздника, а поэтому они обязательно должны быть и его организаторами. Ни один режиссер не может стоять в стороне от вопросов организации любого театрализованного действия, тем более массового.

Так, в Москве во время Всемирного фестиваля молодежи, согласно режиссерскому плану, одна колонна карнавального шествия двигалась от Сокольников, другая — с противополож­ного конца города, из Центрального парка культуры и отдыха им. А. М. Горького. Подобная организация ^движения колонн предотвращала скопление массы людей в одном месте, вбирая и рассредоточивая их по мере продвижения.

Многоцентровость массовых праздников приобретает особый смысл во время карнавалов, которые требуют четкого ритма, площадок для плясок, аттракционов, свободы для движения людей в театральных костюмах, прохождения декорированных машин и всего того, что составляет карнавальное шествие. Все это надо предусмотреть в сценарии массового праздника, четко определить все коммуникации, которые связывают между собой его части, только тогда можно организовать, построить, подчинить единому целому все праздничное действие.

Специфика массового праздника предопределяет в его сце­нарии и режиссуре особое значение логики развития действия, логики сцепления образного строя, логики композиции. Начло, развитие, кульминация, финал — все это обязательные части сценария массового действия, в их рамках определяется сте­пень эмоционального накала каждого эпизода, ритмичная их контрастность и строгое взаимодействие.

Сконцентрировать внимание зрителей, заставить их заинтересоваться праздником (а их тысячи, т.е. неизмеримо больше, чем на любом театральном спектакле или концерте) — важней­шая задача сценария.

Режиссер с помощью сценария должен объединить эту мас­су зрителей, помочь им сосредоточиться на стержневой теме действия. Раскрытие темы начинается с пролога. Этому может служить художественное оформление территории праздника, музыкальное оформление, объединяющее его части и диктую­щее его ритм, слово, в частности поэтическое, направляющее мысли участников массового праздника в русло, намеченное ре­жиссером. Подготовив, таким образом, участников праздника, режиссер и сценарист должны повести их по намеченному сю­жету за своей основной мыслью, раскрытию которой долж­ны служить и исполнительские, актерские силы, и те приемы, которыми будет достигаться их приближение к зрителю, и мно­гое другое, зависящее от развития авторской и режиссерской фантазии.

В частности, одним из, способов повышения заинтересованности зрителя массовым праздником является включение его в действие. Достигается это путем максимального сближения исполнителей и зрителей. Уже давно служат этому движущие­ся платформы и грузовики, превращаемые в сцены. Даже кры­ши микроавтобусов стали площадкой для концертов. Так было во время фестиваля молодежи в Хельсинки.

На карнавале в Сокольниках были организованы так назы­ваемые машины «скорой помощи», в которых разместились не­большие группы артистов с музыкальными инструментами, и эти подвижные группы перебрасывались туда, где волна ве­селья ослабевала.

Итак, продумывая драматургию праздника, надо помнить, что люди, которые пришли на массовое представление, хотят быть не только зрителями, но и участниками действия. Поэтому, развивая сюжет массового представления, надо определить кульминацию, которая обобщит тему праздника и вовлечет всех зрителей в орбиту своего влияния. Надо добиваться того, чтобы в ходе представления, праздника возникла новая, актив­но действующая сила, способная стереть грани между исполнителями и зрителями, превратить зрителей в участников мас­сового действия.

Задача финала — закрепить в сознании зрителей то для чего был организован праздник, к чему стремились постанов­щики: чувство гордости за свою страну и народ, желание но­вой встречи, ощущение удовлетворения от проведенного дня.

Вот такая драматургия логического развития представле­ния, построения образного «его ряда от пролога через развитие и кульминацию к финалу должна стать основой сценарного по­строения массового праздника.

Осуществление всего этого сопряжено с рядом трудностей в самой режиссуре.

Одна из них заключается в том, что массовый праздник в целом нельзя прорепетировать. Вторая — в том, что данный массовый праздник идет один раз. А если он и повторяется, то это по своей форме уже совсем другой праздник — новые сце­нарий, режиссура и организация, другие зрители, другое настроение.

Как же обойтись без репетиций?

Надежный помощник режиссера в организации массового праздника — монтажный лист. Это документ, включающий в себя все то, что происходит во время праздника: время, место, участники, ход действия. Каждый режиссер должен уметь его составить (План монтажного листа —см. приложение 1).

Чем полнее и внимательнее будет составлен монтажный лист, тем яснее станет весь ход массового действия, тем легче и увереннее оно будет проходить.

Такая же тщательность должна соблюдаться и при подбо­ре литературного материала для сценария массового празд­ника.

Каким образом; это делается?

Во-первых, надо с большим уважением относиться к уже имеющемуся художественному материалу в репертуаре испол­нителей, привлеченных к празднику. Готовый материал, если он подходит по содержанию, надо обязательно использовать. Во-вторых, то, что нужно дополнительно, необходимо искать в широко известной литературе. В массовых аудиториях луч­ше звучит поэтическое слово: оно образно, лаконично, легко воспринимается, и потому особенно глубоко западает в созна­ние зрителя. При этом должны быть взыскательный вкус и строгость отбора материала.

Как только материал будет отобран, он должен быть вне­сен в сценарий. Никогда не позволяйте себе надеяться на па­мять. Все должно быть записано: ответственней за каждое слово, за каждого актера, за каждое действие.

Сценарий и монтажный лист — это основные документы, по
которым работает режиссёр. Они могут существовать само­стоятельно друг от друга, но чаще составляют одно целое (см. приложение 1).

Однако нельзя подменять одно другим. Сценарий — это не просто организационный план праздника. Именно в нем сосредоточено и выражено образное видение темы, идеи, во имя которых проводится тот или иной массовый праздник (см. приложение 2).

Очень важно понять также, что массовое празднество тре­бует большой предварительной организаторской работы еще до встречи с исполнителями. Условия, в которых рождаются мас­совые зрелища, не дают практической возможности сделать всех исполнителей участниками творческого процесса, потому что масштаб их использования огромен (тысячи людей). Например, на фестивале в Москве в день его открытия была поставлена хореографическая сюита «Цвети, наша молодость», в которой от каждой республики участвовало по 200 человек, всего 3200 исполнителей. В ГДР в спортивно-художественной пантомиме участвовало 100 тыс. спортсменов и танцоров; в хо­ровых массовых праздниках в прибалтийских республиках — до 30 тыс. человек. Поэтому при подготовке массового празд­ника творческий коллектив складывается в основном из режис­сера, художника, драматурга, композитора и руководителей коллективов.

Встреча с руководителями коллективов — один из ответст­венных моментов работы постановщика. Здесь, кроме четкого определения задачи каждой группы участников, должна быть дана строгая программа репетиций (прежде всего индивиду­альных), расписанная по часам и минутам, а также, что осо­бенно важно, той единственной сводной, которую, в лучшем случае, удается провести. Умение без потери времени, в твор­ческой обстановке провести репетиции — важное условие для ра­боты режиссера, который является не только творцом, но и ор­ганизатором всей работы. К этому добавляется очень большая работа с художниками, которую надо вести с самого начала.

Само собой разумеется, что принципы оформления того или иного массового праздника, его составных частей: представле­ний, концертов — зависят, прежде всего, от их характера, специ­фических особенностей.

Так, художник, оформляя праздник балета, проходивший на стадионе, отключает одну из трибун и на ее фоне распола­гает большую центральную и несколько малых сценических площадок. Оформляя на стадионе же вечер циркового искусст­ва, учитывая его специфику, обозреваемость со всех сторон, художник заполняет зрителями все трибуны; а представление располагает по полю и видимых со всех точек стадиона.

Декоративное решение праздника на Москве-реке в дни VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов было опреде­лено тем, что сценические площадки располагались на движу­щихся судах и стоящих на приколе баржах, а берега реки в этот вечер стали большим, зрительным залом.

Иными словами, художник должен всегда стремиться к то­му, чтобы в каждом отдельном случае найти наилучшее деко­ративное решение идеи и темы праздника применительно к тем сценическим условиям, в которых они будут проводиться, и в соответствии с режиссерским, замыслом.

Сложность работы художника массового праздника заклю­чается еще и в том, что ему приходится решать задачу оформ­ления как в малых, так и в больших масштабах, от элементов оформления колонн до чрезвычайно серьезных и трудных воп­росов оформления целого города. При этом надо добиваться сохранения замысла художника.

Например, в 1957 году, во время Всемирного фестиваля мо­лодежи и студентов в Москве, украшались все теплоходы, поез­да, самолеты, порты, аэродромы, пограничные станции и города, через которые проезжали делегации.

Как произвести эту грандиозную работу с максимальной быстротой и минимальными затратами?

Наша промышленность выпустила по специально создан­ным художниками эскизам, декоративные пакеты с набором цветных флажков, панно с национальными орнаментами, фес­тивальными значками. Все было сделано из бумаги и легко приклеивалось и развешивалось на окнах учреждений, в витри­нах магазинов.

Когда же было объявлено, что москвичи могут украсить подобным же образом свои балконы и окна, то жите­ли, покупая эти пакеты, включились в оформление города. Москва быстро приобрела праздничный, нарядный вид, и, глав­ное, в полном соответствии с тем оформлением, которое было предусмотрено организаторами фестиваля.

Наконец, судьба массового праздника, его представлений зависит от композитора, ибо перед музыкальной драматургией всегда стоят конкретные задачи, и решение их во многом опре­деляет успех всего действия.

Пути решения этих задач различны. В одном случае вся музыка специально пишется для данного праздника или пред­ставления; в другом — вновь написанная компонуется с уже существующей; в третьем — все музыкальное сопровождение строится из уже готовых мелодий, принадлежавших чаще всего разным авторам.

Но во всех трех случаях композитор необходим как соавтор будущего праздника. Для композитора, равно как и для ре­жиссера, чрезвычайно важно умение найти неповторимость ха­рактера представления, т. е. выбрать из многого то единственное, что в полной мере отвечает идейным и художественным требованиям сценического действия.

Следует подчеркнуть, что композитор отнюдь не в меньшей степени, чем режиссер, обязан заботиться о решении начала и завершения праздника, о том, чтобы музыка эмоционально окрасила все представление, отчетливо выявила его ритм, и помнить, что сама природа массового зрелища создает условия для разнообразнейшего использования инструментов. Кроме того, в распоряжении композитора и магнитофонные записи. Умело используя эти возможности, можно сделать музыку важ­нейшим компонентом массового действия.

Таким образом, режиссура массового праздника требует очень тщательной, всесторонней подготовки и хороших помощ­ников, совместных усилий режиссера, художника, композитора, исполнителей. Именно творческая работа всего постановочного коллектива может обеспечить законченный идейно-художест­венный образ праздника, налаженную его организацию, беспе­ребойную смену элементов праздника и непрерывность его раз­вития.

Эти условия необходимо соблюдать в любых обстоятельст­вах: и тогда, когда у режиссера есть возможность прибегнуть к помощи профессионалов, и тогда, когда в его распоряжении будут самодеятельные художники, композитор, исполнители, и тогда, когда режиссеру приходится все эти функции выполнять самому. В последнем случае он может использовать уже соз­данные изобразительные и музыкальные произведения, отобрать их, руководствуясь теми задачами, которые поставлены перед ним идеей и темой праздника.

 








©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.