Здавалка
Главная | Обратная связь

Комментарий к названию произведения



Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

ГАОУ СПО СО

«УРАЛЬСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ЛИТЕРАТУРЕ

Для студентов заочной формы обучения

На базе основного общего образования

(База 9 классов)

АНАЛИЗ ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

 

Екатеринбург 2014

СОДЕРЖАНИЕ

Введение
План анализа лирического произведения
Задания для самостоятельной работы
Лабораторная работа Эволюция творчества С.Есенина
Справочные материалы
Основные мотивы лирики Н.А.Некрасова
Поэзия «чистого искусства»
Поэзия серебряного века
Стихотворения поэтов XIX века
Стихотворения поэтов серебряного века
Литература

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В программу по литературе XIX – XX веков традиционно включены поэтические произведения, при изучении которых помимо выразительного чтения наизусть используется такой вид работы, как анализ лирического произведения.

Цель данного пособия – помочь студенту сформировать и закрепить навыки анализа лирического произведения.

Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи.

Формирование, развитие и совершенствование аналитических способностей, умения определять тему и идею произведения (текста).

Воспитание бережного отношения к слову, к родному языку; обогащение словарного запаса; развитие языкового чутья, вкуса.

Формирование, развитие и совершенствование коммуникативных навыков: монологической (устной и письменной) речи, публичного выступления, возможность выступить в роли слушателя, критика.

Усвоение и закрепление знаний по теории литературы: понимание, осознание поэтики лирического произведения, микрокосма поэта, изобразительно-выразительных средств.

Данный учебно-методический комплекс (УМК) позволит любому студенту максимально обеспечить подготовку домашнего задания, а студентам, пропустившим занятия, восстановить теоретический материал. УМК поможет и преподавателю в организации самостоятельной работы на уроке и вне урока.

Затрагивая достаточно узкую тему, УМК «работает» как на расширение кругозора, развитие интереса к литературе, так и на формирование ключевых профессиональных компетенций, таких как общение на родном языке, информационная компетентность (умение использовать информацию), умение учиться, межличностные и социальные компетенции, культурное самовыражение.

Поэзия – это лучшие слова в лучшем порядке.

Кольридж.

Уважаемые студенты!

 

Вы держите в руках Учебно-методический комплекс «Анализ лирического произведения». Авторы данного пособия предлагают вам план анализа, комментарии, речевые шаблоны, тексты стихотворений, обширный справочный материал по теории литературы, разнообразные задания для самостоятельной работы и задания для тех, кому интересно.

Наверное, вы ещё в школе задавались вопросом, почему вас просят проанализировать то или иное стихотворение. Может быть, достаточно просто прочитать стихотворение, уловить его эмоциональный тон? А может быть, достаточно только выучить стихотворение наизусть? Стихотворение – это не просто зарифмованный и ритмически организованный текст, лирическое произведение – это особый мир, обращённый в первую очередь к сфере человеческих чувств. Именно поэтому нельзя сказать: «Это стихотворение я уже прочитал». Стихи можно читать сотни раз, каждый раз открывая их для себя, обнаруживая неведомые прежде глубины смыслов, и новую, не замеченную прежде красоту звучаний. Лирический герой рассказывает о себе, о своей любви и своём горе. Но рассказывает он так, что требует от читателя сотворчества. Именно поэтому понимание даётся тем, кто умеет за словами, из которых соткана образная ткань произведения, увидеть смысл, кто стремится разобраться в своём впечатлении от стихотворения. Всему этому и служит анализ, который «поверяет алгеброю гармонию стиха».

Для того чтобы научиться анализировать стихотворение, надо овладеть своеобразным алгоритмом. Такого рода алгоритм и предлагают вам авторы данного пособия.

Желаем вам успехов!

 

ПЛАН АНАЛИЗА ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

1. Комментарий к названию произведения.

2. Определение темы произведения (о чем стихотворение, что составляет его содержание).

3. Особенности жанра (гражданская, философская, публицистическая, интимная, пейзажная лирика).

4. Композиция (построение). Что лежит в основе построения произведения: деление на части, контрастность настроения, форма разговора, дружеской беседы, послания, письма, аллегории, риторического вопроса.

5. Лирический герой. Автор.

6. Основные образы, помогающие понять главную мысль стихотворения, т.е. идею (люди, животные, природа, природные явления, символы, отвлеченные философские понятия).

7. Изобразительно-выразительные средства языка (тропы, стилистические фигуры). Что помогает представить нарисованную картину, выразить чувства поэта и его лирического героя.

8. Вывод об идее стихотворения, поэтическое выражение мысли.

9. Свои собственные впечатления.

 

Комментарий к названию произведения

Определение темы произведения (о чем стихотворение, что составляет его содержаниее

Особенности жанра (гражданская, философская, публицистическая, интимная, пейзажная лирика)

Композиция (построение). Что лежит в основе построения произведения: деление на части, контрастность настроения, форма разговора, дружеской беседы, послания, письма, аллегории, риторического вопроса.

Лирический герой. Автор.

Основные образы, помогающие понять главную мысль стихотворения, т.е. идею (люди, животные, природа, природные явления, символы, отвлеченные философские понятия).

Изобразительно-выразительные средства языка (тропы, стилистические фигуры). Что помогает представить нарисованную картину, выразить чувства поэта и его лирического героя.

Вывод об идеи стихотворения, поэтическое выражение мысли.

Свои собственные впечатления.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.