Здавалка
Главная | Обратная связь

Изобразительно-выразительные средства



 

Изобразительно-выразительные средства (ИВС) или художественные средства выразительности – это слова, словесные обороты, синтаксические конструкции, стилистические (риторические) фигуры, которые использует поэт для создания образов, картин, для выражения чувств лирического героя.

ИВС обычно делят на 2 группы: поэтическая лексика и поэтический синтаксис.

 

Поэтическая лексика

 

определение примеры
особые группы слов
Синонимы – слова, различные по звучанию, но близкие по смыслу (позволяют точнее выразить мысль, избегая повторов) Выхожу один я на дорогу; Сквозь туман кремнистый путь блестит…   Колокольчики мои, Цветики степные!
Антонимы – слова, противоположные по значению. Они помогают лучше передать, изобразить противоречия, противопоставить явления. Белей лишь блеск, чернее тень   Они сошлись: волна и камень, Стихи и проза, лёд и пламень Не столь различны меж собой…
Архаизмы – устаревшие слова и выражения, придающие речи торжественность. Угас, как светоч, дивный гений…   И в светлой гриднице, в кругу князей, бояр
Неологизмы – новообразованные слова и выражения языка, отражающие новые понятия, явления или усиливающие выразительность речи. Будет буря – мы поспорим И помужествуем с ней…   О, рассмейтесь, смехачи!   Стоял Январь, не то Февраль, Какой-то чёртовый Зимарь…
тропы
Эпитет – художественное определение. Ночевала тучка золотая На груди утёса-великана…   В пустыне чахлой и скупой…   Вся комната янтарным блеском Озарена…
Сранение – сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них при помощи другого. Глаза, как небо, голубые   Я жил, как деды, по старинке.   Посмотрит – рублём одарит.   Река, как зеркало…
Аллегория (иносказание) – изображение отвлечённого понятия или явления через конкретные примеры и образы.  
Ирония – скрытая насмешка. Забил снаряд я в пушку туго И думал: угощу я друга! Постой-ка, брат, мусью…
Литота – художественное преуменьшение. Мальчик с пальчик Мужичок с ноготок
Гипербола – художественное преувеличение, используемое, чтобы усилить впечатление. В шар земной упираясь ногами, Солнца шар я держу на руках…
Олицетворение – изображение неодушевлённых предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ – даром речи, способностью мыслить и чувствовать. Робко месяц смотрит в очи, Изумлён, что день не минул…   Осторожно ветер Из калитки вышел…
Овеществление – уподобление явлений одушевлённого мира неодушевлённым предметам. Гвозди б делать из этих людей: Крепче б не было в мире гвоздей
Метафора – скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слова «как», «как будто», «словно» отсутствуют, но подразумеваются. Деревья в зимнем серебре   Ель рукавом мне тропинку завесила   Принакрытые сереньким ситцем Этих северных бедных небес
Метонимия – сближение, сопоставление понятий по смежности обозначаемых понятий, когда явление или предмет обозначается с помощью других слов и понятий. Стальной оратор дремлет в кобуре   Вёл мечи на пир обильный   Все флаги в гости к нам

 

Поэтический синтаксис и интонационные фигуры

 

определение примеры
Риторические вопросы, обращения, восклицания усиливают внимание читателя, не требуя от него ответа. Что ищет он в стране далёкой? Что кинул он в стране родной?   Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы!   Ах! Уймись ты, буря!
Повтор (рефрен) – неоднократное повторение одних и тех же слов и выражений. Не верь, не верь поэту, дева!   О тебе, о тебе, о тебе! Ничего, ничего о себе…   О, весна без конца и без краю, Без конца и без края мечта…
Анафора – единоначатие (разновидность повтора). Клянусь я первым днём творенья, Клянусь его последним днём, Клянусь позором преступленья И вечной правды торжеством…
Эпифора – единство концовок (разновидность повтора). Струится нетихнущий дождь, Томительный дождь…
Градация – своеобразная группировка определений либо по нарастанию, либо по ослаблению эмоционально-смысловой значимости (разновидность повтора). Не жалею, не зову, не плачу, Всё пройдёт, как с белых яблонь дым…   О доблестях, о подвигах, о славе Я забывал на горестной земле…
Антитеза – Противопоставление. Чёрный вечер, белый снег. Ветер. Ветер.   Познай, где свет, - поймёшь, где тьма…
Пропуск отдельных слов для придания фразе дополнительного динамизма. Мы сёла – в пепел! Града – в прах! В мечи – серпы и плуги!
Сопоставление противоположностей Я царь, я раб, я червь, я бог…
Оксюморон – приём преднамеренного сочетания семантически противоположных слов, в результате чего возникает новое смысловое содержание. …полусонно чертят звуки В звонко-звучной тишине…   Горячий снег   Живой труп
Инвектива – резкое обвинение (в противоположность панегирику – восхвалению). А вы, надменные потомки…   Ты право, пьяное чудовище!
Бессоюзие – намеренный пропуск слов. Мелькают мимо будки, бабы, Мальчишки, лавки, фонари, Дворцы, сады, монастыри…
Многосоюзие – увеличение числа союзов между словами с целью замедлить речь вынужденными паузами, сделать её выразительнее. И волны теснятся, и мчатся назад, И снова приходят, и о берег бьют…
Параллелизм – однородное синтаксическое построение предложений. Твой ум глубок, что море, Твой дух высок, что горы
Инверсия – нарушение общепринятого порядка слов, перестановка частей фразы Сквозь прошлого перипетии…   В беспорядке диком теней…
     

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.