Здавалка
Главная | Обратная связь

Ключевые проблемы возрастной психологии.



Проблема движущих сил, источников и механизмов психического развития на всем протяжении жизненного пути человека.

Проблема периодизации психического развития в онтогенезе.

Проблема возрастных особенностей и закономерностей протекания психических процессов.

Проблема возрастных возможностей, особенностей, закономерностей осуществления различных видов деятельности, усвоения знаний.

Проблема возрастного развития личности и др. Контроль за ходом психического развития детей, оказания помощи родителям в проблемных ситуациях. Определение возрастных норм психических функций, выявление психологических ресурсов и творческого потенциала человека.

Возрастная и клиническая диагностика.

Психологическое сопровождение, помощь в кризисные периоды жизни человека. Организация учебно-образовательного процесса для людей всех возрастных категорий и др.

Параметры психического развития и их понимание в разных научных концепциях, различных психологических школах и направлениях. Психическое развитие закономерное изменение психических явлений во времени, выражающееся в их количественных, качественных и структурных преобразованиях (А. В. Петровский). Развитие идет при взаимодействии трех факторов: генетического (наследственного), социальной среды, обстоятельства жизни.

Психологическое развитие человека можно описать в соответствии со следующими параметрами: условия, источники, движущие силы, форма, специфика и ход развития. Движущие силы развития – факторы, которые определяют поступательное движение развития человека, являются его причинами, направляют его, содержат в себе энергетические и побудительные источники развития. Условия развития – внутренние и внешние постоянно действующие факторы, которые, не выступая в качестве движущих сил развития, влияют на него, направляя ход развития, формируя его динамику и определяя источники развития. Параметры развития: психологи Торндайк, Штерн, Коффка, Пиаже, Эриксон понимали ход развития – от индивидуального к социальному; условия – наследственность и среда; источники – внутри индивида, в его природе; форма развития – приспособление; специфика развития – разные формы концепции регуляции; движущие силы развития – конвергенция двух факторов.

Зигмунд Фрейд считал главным источником, двигателем человеческого поведения бессознательное, насыщенное сексуальной энергией. Сексуальное развитие, следовательно, определяет развитие всех сторон личности и может служить критерием возрастной периодизации.

Современный взгляд на психическое развитие в отечественной психологии основывается на положениях, предложенных Л.С. Выготским. Он считал, что развитие зависит от двух факторов: биологического и социального. Однако нельзя понимать развитие как механическое сложение одного и другого. Эти факторы имеют значение на протяжении всей жизни человека, но имеют как бы разный удельный вес в развитии разных функций и на разных возрастных этапах. Например, для развития более простых функций (ощущение, восприятие) большую роль играют генетические задатки, а в становлении более сложных функций (абстрактное мышление, логическая память) большее значение отводится социальному окружению; в развитии речи на ранних этапах большую роль отводят биологическим предпосылкам, но чем старше ребенок, тем значимее для развития речи становится окружение.

Связь развития и обучения человека - одна из центральных проблем психологии, которая раскрывает вопросы ведущего фактора в психическом развитии ребенка на всех возрастных этапах.

Понятие "ведущая деятельность" как основная движущая сила было введено А.Н.Леонтьевым: деятельность, которая на данном этапе оказывает наибольшее влияние на развитие психики. Ведущая деятельность это та деятельность ребенка в рамках социальной ситуации развития, выполнение которой определяет возникновение и формирование у него основных психологических новообразований на данной ступени развития. Ведущая деятельность, создавая условия для развития, обусловливает основные изменения в психическом развитии.

Методы современной возрастной психологии.Основные исследовательские методы психологии развития и возрастной психологии — это методы сбора фактов, выяснения тенденций, динамики психического развития, которое разворачивается во времени. В возрастной психологии успешно используются все известные методы психологических исследований, предполагая определенную модификацию и интерпретацию. Так, опрос, беседа, тестирование, в случае невозможности применения в диагностике маленького ребенка, используются в работе с их родителями. На начальном этапе развития детской психологии (во второй половине XIX — начале XX в.) это был, прежде всего, метод наблюдения. Исследователи прослеживали индивидуальное развитие собственных детей, стремились фиксировать реальный ход детского развития в естественных условиях. Специфика предмета психолого-педагогических исследований в возрастной и педагогической психологии порождает модификацию в использовании отдельных методов. Так, наблюдения часто проводится как дневниковые записи (дневники матери) – последовательная фиксация фактов, свидетельствующих о психическом развитии младенцев.Лабораторный эксперимент по частоте использования в возрастной и педагогической психологии уступает природному. Важным для возрастной и педагогической психологии является формирующий (обучающий и воспитывающий) эксперимент. Именно благодаря ему изменения психической деятельности детей рассматриваются в результате активного воздействия исследователя на испытуемого.

Тема 2.История становления возрастной психологии как самостоятельной







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.