Здавалка
Главная | Обратная связь

Общая характеристика юности как возрастного периода. Юность ранняя (школьная): от 15 до 17 лет; поздняя: от 18 до 21-23 года.



Юность – уникальный срок вхождения человека в мир культуры, когда он имеет не только интеллектуальную, но и физическую вероятность много читать, путешествовать, ходить в музеи, на концерты, как бы заряжаясь энергией культуры на всю последующую жизнь. Если тот самый шанс упускается в юности, часто в дальнейшем бывает невозможным такое свежее, интенсивное и свободное, не связанное профессиональными, родительскими или какими-либо иными нуждами приобщение к культуре.

Юность – всего лишь начало взрослой жизни. Ощущение того, что вся жизнь впереди, дает возможность пробовать, ошибаться и искать с легкой душой. Здесь детство остается в прошлом. Все психические функции в основном сформированы и началась стабилизация личности, рамки отдельных возрастов носят все более условный характер. Кризис 17 лет – рубеж привычной школьной и новой взрослой жизни.

Развитие человека в срок юности может шагать несколькими путями. Юность может быть бурной: поиски смысла жизни, своего места в этом мире могут стать особенно напряжёнными. Некоторые старшеклассники плавно и непрерывно продвигаются к переломному моменту жизни, а потом относительно легко включаются в новую систему отношений. Они больше интересуются общепринятыми ценностями, в большей степени ориентируются на оценку окружающих, авторитет взрослых. Возможны и резкие, скачкообразные изменения, которые благодаря хорошо развитой саморегуляции не вызывают сложностей в развитии. Но все юноши в силу небольшого жизненного опыта отличаются большей глубиной переживаний, чем взрослые. Выбор профессии и типа учебного заведения неизбежно дифференцирует жизненные пути юношей и девушек, закладывает основу их социально-психологических и индивидуально-психологических различий. Учебная деятельность становится учебно-профессиональной, реализующей профессиональные и личностные устремления юношей и девушек. Ведущее место у старшеклассников занимают мотивы, связанные с самоопределением и подготовкой к самостоятельной жизни, с дальнейшим образованием и самообразованием. Эти мотивы приобретают личностный смысл и становятся значимыми.

В юношеском возрасте в первый раз серьезно встает вопрос о браке и семье. Юноши и девушки начинают избирать себе партнера для будущей семейной жизни. Это становится основой для сильных переживаний, связанных с овладением своим поведением, своими перспективами и, пока пусть небольшим, но уже имеющимся жизненным опытом. Вообще любовь в юношеском возрасте может превращаться в самое настоящее испытание, особенно, если она неразделенная. Любовь для юноши или девушки – это, чаще всего, незнакомое чувство. Они пока не знают, как она приходит, и как уходит. Появление предмета любви – значимое событие в жизни молодого человека, вызывающее "бурю" эмоций, напряженные переживания. Юношескому возрасту свойственен романтизм и возвышенность чувств в воображении, поступках и отношениях.

Основные задачи личности в период юности. Покидая стены школы после 9-го класса, подростки идут в технические колледжи или работать, некоторые с посещением вечерней школы. Происходит смещение кризиса 17 лет в сторону кризиса 15 лет. Кризис 15 лет характерен в основном для тех, кто имеет сильную гедонистическую установку. Во время кризиса такие они бывают циничны и достаточно откровенны, ясно формулируют свое жизненное кредо. Период юности для них – время проб и ошибок. Они говорят: "Высшее образование денег не дает. Интеллигенция живет хуже".
Одиннадцать классов кончают более благополучные дети. Но в 17 лет кризис протекает не менее остро, чем в 15 лет. Д.Б. Большинство 17-летних ориентируются на продолжение образования, немногие – на поиск работы, на который не решились после 9 класса. Для тяжело переживающих кризис 17 лет характерны различные страхи, прежде всего ответственность за сделанный выбор. Сюда еще прибавляются страхи перед новой жизнью, перед возможностью ошибки, перед неудачей при поступлении в ВУЗ, у юношей – перед армией. Высокая тревожность и выраженный страх могут привести к возникновению невротических реакций (обострению гастрита, нейродермита, головных болей, давлению) и др. хронических заболеваний.
Выпускники школы, решившие работать или не поступившие в ВУЗ, сталкиваются с различными трудностями. Они не имеют ясной цели в своих поисках при выборе работы или же, если сделан выбор, трудно найти соответствующее место. Самая большая трудность – это заработать на жизнь, достичь той материальной независимости от родителей, к которой стремятся почти все в юношеском возрасте. Юные супруги сталкиваются с большими трудностями: они еще не вполне зрелые личности, не очень хорошо понимающие другого, склонные принимать легкую увлеченность за любовь, недостаточно ответственные, надеющиеся на помощь родителей, а не на себя.
Если работа найдена, предстоит адаптация на новом рабочем месте. Приобретение практических умений, приспособление к коллективу взрослых и новым требованиям оказываются в разной степени трудными для юношей и девушек с разным интеллектом и разными чертами характера.

Здоровые юноши, не обучающиеся на дневных отделениях ВУЗов, призываются на срочную службу в Вооруженные силы – это еще одна резкая смена образа жизни. Жесткий режим, большая физическая нагрузка, беспрекословное подчинение старшим по званию для многих становятся тяжелым испытанием. Но с другой стороны этой молодежи проще – здесь все регламентировано, не надо самому планировать свои действия и отвечать за их последствия. Накладывают свой отпечаток "горячие точки" и "дедовщина". Самосознание, мировоззрение, ценностные ориентации и другие личностные особенности, в том числе и психика тех, кто прошел через войну, потерял друзей, был ранен или пережил плен, изменяются. Поэтому многим бывшим солдатам по возвращении к мирной жизни необходима психотерапевтическая помощь.
При "дедовщине" устанавливаются иерархические отношения. Здесь главным стимулом агрессии является желание испытать власть над людьми. Появляющееся чувство превосходства компенсирует сформировавшееся ранее чувство неполноценности. Проходящие через "дедовщину" становятся либо взрослее и психологически сильнее, либо агрессивными и мстительными.

В этом возрасте происходит отбор брачного партнера на основе своих представлений о нем. Часто в качестве образца партнера избираются мать или отец, а основой семейной жизни становится модель родительской семьи. Юноша или девушка могут выбрать еще один путь: бегство в наркотики, религиозные секты, нарциссическую погруженность в себя и т.д. Такой выбор может быть следствием серии серьезных неудач или образовавшегося вакуума. На неправильный путь могут подтолкнуть скука, желание получить новые впечатления, забыть о "серой" жизни, нежелание трудиться.
Особенности психического развития в раннем юношеском возрасте во многом связаны со спецификой социальной ситуации развития, суть которой сегодня состоит в том, что общество ставит перед молодым человеком настоятельную, жизненно важную задачу осуществить именно в тот самый срок профессиональное самоопределение, причем не только во внутреннем плане в виде мечты, намерения кем-то стать в будущем, а в плане реального выбора. Если раньше эта проблема решалась преимущественно семьей и школой, то сегодня, родители зачастую оказываются дезориентированными в вопросе выбора профессии и неавторитетными в глазах ребенка.

Вопрос о ведущей деятельности в срок ранней юности, который и вечно был дискуссионным, на сегодняшний день остается открытым. Задача выбора будущей профессии, профессионального самоопределения принципиально не может быть успешно решена без и за пределами решения более широкой задачи личностного самоопределения, включающей построение целостного замысла жизни, самопроектирование себя в будущее. Обращенность в будущее, построение жизненных планов и перспектив Л. И. Божович считала аффективным центром жизни старшего школьника.

К пятнадцати-шестнадцати годам общие умственные способности уже сформированы, однако на протяжении раннего юношеского возраста они продолжают совершенствоваться. Спецификой возраста является быстрое развитие специальных способностей, нередко напрямую связанных с выбираемой профессиональной областью. Дифференциация направленности интересов делает структуру умственной деятельности юноши или девушки гораздо более сложной и индивидуальной, чем в более младших возрастах. У юношей тот самый процесс начинается раньше и выражен ярче, чем у девушек. Специализация способностей и интересов делает более заметными и многие другие индивидуальные различия. В раннем юношеском возрасте продолжается процесс развития самосознания. В юности открытие себя как неповторимой индивидуальности неразрывно связано с открытием социального мира, в котором предстоит существовать. Обращенные к себе в процессе самоанализа, рефлексии вопросы у юноши в отличие от подростка чаще носят мировоззренческий характер, становясь элементом социально-нравственного или личностного самоопределения.

Юношеский максимализм – это выраженная особенность психики подросткового и юношеского возраста в крайней категоричности, прямолинейности, недостаточной гибкости в суждениях, преувеличенности в выводах, взглядах, недостаточной способности к компромиссам, поспешности в выводах, полярности в суждениях и мнениях, излишней эмоциональности в мышлении. В этом возрасте многие события могут оцениваться как безусловно положительные или безусловно отрицательные, так же оцениваются и окружающие люди.

В раннем юношеском возрасте еще сохраняются черты подросткового пубертатного криза, для которого характерны стремление к эмансипации, группированию со сверстниками, критицизму, негативизму, стремлению противопоставить себя миру взрослых, выраженные характерологические реакции, связанные с формирующим сексуальным влечением, импульсивность в поступках. В этом возрасте подросток окончательно утверждает себя в мире сверстников. Для более позднего юношеского возраста характерно стремление найти себя в целом сообществе, т.е. формируется мироощущение, мировосприятие, мировоззрение. Юноши задумываются о своем месте, роли, предназначении в этой жизни. Их начинают волновать глобальные вопросы о цели и смысле жизни.

Максимализм юношеского возраста – это не отрицание авторитета взрослых и негативизм подростка, а выраженное стремление к самопознанию, самоанализу, к самоутверждению, а также к совершенству. Этот максимализм проявился в высказываниях одного из молодых людей, десятиклассника: «Я обязан знать досконально и на отлично все школьные предметы». Молодые люди этого возраста стремятся к совершенству в спорте, учебе в научной работе, во внешности.

Юношество – это возраст окончательного формирования высшего типа мышления – абстрактно-логического, отсюда повышенное стремление к филисофским рассуждениям, стремление постичь тайное, непонятное.

Максимализм молодых обусловлен не только особенностями формирований психики, но и недостаточностью практического опыта, жизненных знаний, для того, чтобы стать «гибким», понимающим, терпеливым, мы обязаны в жизни «набить собственные шишки».

Девиантное поведение, алкоголизм, наркомания, патологические увлечения, депрессивные состояния, возможность суицида. В.В.Ковалев, отечественный психиатр считал, что в подростково-юношеском возрасте преимущественным уровнем нервно-психического реагирования является эмоционально-идеаторный. Именно эмоциональная и идеаторная сферы наиболее подвержены воздействию различных внешних и внутренних факторов. В целом максимализм подростков делает их уязвимыми в некоторых жизненных ситуациях, может вызвать декомпенсацию психического состояния, привести к неврозам, пограничным расстройствам или даже психозам.

В психиатрии описаны расстройства, которые встречаются исключительно в диапазоне 15-23 лет. В этом возрасте возникают дисморфофобии (страх навязчивого характера, несовершенства или «уродства» собственной внешности – «кривой нос», «толстые» или «короткие ноги», угревая сыпь – все может стать объектом пристального внимания подростка, сопровождается тревогой, депрессией). Дисморфофобия может перейти в следующую стадию – дисморфоманию-болезненную убежденность в наличии какого-то внешнего «уродства». Мысли о своем несовершенстве становятся сверхценными, доминирующими, подавляющими, подросток охвачен этими мыслями, начинает активные действия по исправлению своего мнимого уродства в ущерб другим занятиям и даже своему здоровью. Одним из вариантов дисморфофобии юношеского возраста является нервная анорексия. В последнее время случаи заболевания нервной анорексией участились. Это почти исключительно болезнь девушек, и первый приступ обычно возникает в 15 лет.

Для подростков и юношей с их максимализмом характерны патологические увлечения. Молодые люди со страстностью ищут идеалы, кумиров. Многие вступают в неформальные молодежные группировки. При этом они слепо, некритично принимают все, что пропагандируют их кумиры. Молодежные группы в обществе существовали во все времена, в современном обществе они разные, меняются, некоторые связаны с музыкальными пристрастиями («рок», «рэп», «готический рок», «тяжелый рок» и т.д.). Есть молодежные группировки, идеализирующие и романтизирующие смерть ( «готы», «пинки» и «эмо»). Опасно, когда в число членов этих групп попадают молодые люди с акцентуацией характера, расстройствами психики, которые под влиянием «учений» могут пытаться свести счеты с жизнью и даже совершают суициды. Максимализм взглядов толкает некоторых молодых людей в неформальные политические группировки («скинхэды», «наци» и др.). В этих группах молодые люди с их максимализмом, с неустойчивой психикой могут совершать тяжелые, агрессивные акты. Широко известны случаи, когда молодые «сатанисты» совершали акты вандализма, жестокие ритуалы.

Возраст 15-23 года – это возраст начала многих хронических душевных заболеваний, таких, как шизофрения, биполярные аффективные расстройства. В этом возрасте депрессии часто протекают под маской астении, расстройств поведения, трудно распознаются, нередко становятся причиной суицидальных попыток. По данным суицидологов, возраст 15-23 года, это фактор риска для суицидального поведения. Статистически достоверен пик суицидальных попыток и суицидов именно в этом возрастном периоде. Причиной суицидов у молодых часто становится ситуационные реакции, в которых большую роль играет максимализм молодых. К попыткам суицида у молодых могут привести несущественные с точки зрения зрелого человека причины: неразделенная любовь, отвергнутая дружба, плохая оценка на экзамене, даже проигрыш в спортивном соревновании. У подростка, обдумывающего суицидальную попытку, отмечается изменение сознания по типу «туннельного сознания», когда значимо только то, что касается психотравмирующей ситуации. Крайне важно заметить подобное состояние у подростка, уделить ему достаточно внимания, понять, посочувствовать, вовремя обратиться к специалисту.

 

Тема 10. Психологические особенности молодости и зрелости

1.Общая характеристика периода зрелости в возрастной психологии.

2.Основные задачи личности в период молодости.

3. Психологические и социальные проблемы в молодости.

4. Кризис конца периода молодости (30-35 лет).

5. Психологические особенности зрелости как возрастного периода.

6. Кризисы зрелого возраста.

 

Общая характеристика периода зрелости в возрастной психологии. К периоду зрелости относят: молодость и собственно зрелость. Молодость– это стадия ранней зрелости (в среднем от 21 до 35 лет), когда человек вступает в активную личную и профессиональную жизнь, где пытается самоутвердиться в карьере, любви, сексе, семье, обществе в целом и собственно зрелость (35-60 лет). Молодость охватывает период жизни от окончания юности (21 год) до утверждения человека во взрослой жизни (до 35 лет). Это выбор профессии, спутника жизни, семейная жизнь, воспитание детей.

В молодости центральным возрастным новообразованием являются семейные отношения (прежде всего материнство и отцовство), а также и профессиональная компетентность. В возрастной психологии молодость характеризуется как период формирования устойчивой системы ценностей, становление самосознания и формирования социального статуса личности.

Здесь основным критерием часто служит понятие «начинающий»: «Молодой ученый», «Молодой работник», «Молодой специалист», «Молодой поэт» и т. д. Молодость для большинства молодых людей это студенческая пора, самоопределение и начало профессиональной деятельности. Психофизиологические функции достигают в этот период оптимума своего развития.

В следующем этапе зрелости обычно наступает период, когда создав определенное семейное и социальное положение, человек начинает понимать, что он достиг, чего не удалось достигнуть – это кризис 30-35 лет. А для того чтобы что-то успеть изменить, человек начинает быстро искать замену работе, хобби, супруга, место жительства.

Потом начинается возраст (примерно до 43 лет) с периодом некоторой стабилизации, в котором происходит закрепление прежних достижений. Человек более или менее уверен в своем профессионализме, авторитетности; восстанавливается здоровье, семейные и сексуальные отношения. Следующим периодом обычно приходит критическое десятилетие (возраст 45-55 лет). В этот не простой период, человек начинает понимать, что начинается средний возраст, и обратного пути нет. В этот период наблюдается ухудшение здоровья, потеря физической формы, красоты. Отношения в семье и, в особенности с взрослеющими детьми, сильно портятся, приходит понимание, что скорей всего уже лучше не станет ни в любви, ни в карьере. Результатом чего является депрессия, усталость, либо все происходит с точностью до наоборот – мгновенный карьерный взлет, новая любовь и прочее.

Период зрелости завершается к пенсионному возрасту (около 60 лет). Это время психологического и физиологического спокойствия, снижается сексуальное напряжение, человек понемногу отходит от активной социальной и трудовой деятельности.

Дальше идет период, который называют пожилым возрастом, затем старость, а дальше – долгожители. Пожилой возраст: 60 -75 лет; старческий возраст: 75 - 90 лет; долгожители: 90 лет и выше. После 75 лет человека уже считают в преклонном возрасте. В этот последний период возрастной психологии полностью переоцениваетcя вся прожитая жизнь, происходит осознание своего Я, человек большее время проводит в духовном раздумье о прожитом, и в таком состоянии либо понимает что судьба его была уникальна и неповторима, либо делает вывод, что жизнь все-таки прошла впустую. На последних этапах человек делается равнодушным к тому, что он стареет, здоровье ухудшается, пропадает личная озабоченность и уже без особых эмоций воспринимаются мысли о неизбежной смерти.

Основные задачи личности в период молодости. В социальном представлении молодость является основным и наиболее ценимым возрастом. Поведенческие стереотипы молодых зачастую становятся общественным лицом нации. Основные представительские функции, как правило, выполняют люди этого поколения. На эту социальную группу ориентируются политики, предприниматели, деятели искусства. Этот возраст чрезвычайно энергичен, во многих аспектах проявляется умелость, но ещё отсутствуют проявления усталости от жизни. В молодости человек наиболее способен к творческой деятельности, к преобразованию мира, себя самого. Молодой человек максимально работоспособен: он достигает предельных показателей своего физического и психофизического развития. Он здоров, полон сил, ощущает себя способным на любые свершения; субъективно кажется, что нет никаких непреодолимых преград и трудностей. Во все свои дела и начинания молодые люди вкладывают большую энергию и напор. Для реализации своей идеи они готовы работать днём и ночью, при этом неудачи в начинаниях переживаются тяжело и часто выбивают из колеи. Неслучайно пик профессиональной, географической мобильности приходится на представителей «третьего десятилетия жизни», они же составляют большую часть эмигрантов и нарушителей правил дорожного движения.

Основными возрастными задачами молодости большинство авторов называют включение во все виды социальной, профессиональной, семейной жизни, освоение многообразия социальных и межличностных ролей. Экспансия молодости проявляется во всех жизненных сферах. Совместно с деланием карьеры, происходит создание собственной семьи, освоение супружеских и родительских прав и обязанностей. Для мужчины важнейшей задачей «становится основание жизненного сообщества и начало профессиональной карьеры». Для женщины наиболее значимым является создание собственного окружения – как социального, так и материального. Даже профессиональная деятельность приносит удовлетворение женщине только в том случае, когда налажены отношения с коллегами. Семейное, дружеское, профессиональное окружение, равно как и обстановка собственного жилья, стиль поведения и одежды – всё это получает окончательное оформление в молодости. Все предыдущие периоды развития человека подготавливают и провоцируют это оформление. Найти партнёра для жизни, обставить собственную квартиру, начать первую фазу профессиональной жизни – всё это явно спроецированная вовне внутренняя психическая структура. Поиск смысла жизни в молодости связывается с созданием собственной частицы культуры и среды. Потому для представителей этого поколения очень важен результат деятельности – позиции, социальный статус, проявление независимости, наличие дипломов. Брак и рождение детей в этом возрасте также зачастую воспринимается как подтверждение результативности прожитого периода жизни. Стремление к демонстрации результатов может создать и некоторые «перекосы» в развитии. Ими могут стать – рост честолюбия, стремление к престижу или имитация престижных связей, смещение содержания на форму, отказ от той деятельности, в которой нет скорых результатов. Обращённость на результат может привести к нетерпимости, нечуткости, чрезмерному прагматизму.

Освоение супружеской и родительской функцийназывается некоторыми авторами одной из важнейших задач молодости. В этом возрасте заключается большинство браков – к 24 годам в брак вступает до ¾ молодых людей. При этом специалисты подмечают следующую закономерность – если молодые люди не вступают в брак в возрасте от 19 до 28 лет, то в последующие годы сделать это становится всё труднее. Создание семьи требует от молодых учёта многоплановости существования не только в духовной сфере, душевной, психологической, но и в конкретной деятельности. Большая часть семейных конфликтов имеет причину, в обыденной речи определяемую как «семейная лодка разбилась о быт». Выстраивание семейных отношений предполагает решение задач психологического, социального, физиологического плана.

Психологические и социальные проблемы в молодости.К сожалению, часто вследствие неудач на своём жизненном пути или образовавшегося духовного вакуума молодежь может обратиться к наркотикам, азартным играм, в религиозные секты, нарцистическую погруженность в себя и т. д. Также на неправильный путь могут подтолкнуть скука, желание получить новые впечатления, забыть о «cерой» жизни, нежелание трудиться. Наркотики дают мнимое самоуспокоение.

Причины наркомании:

1. Социально-экономический кризис. Моральная деградация общества, кризис ценностей и идеалов. Для части молодежи наркоман «крутой человек», который не боится умереть страшной смертью.

2. Разрушение института семьи. У 90% наркоманов, как правило, отцов нет, живут с матерью или с бабушкой. И они ищут успокоение в наркотиках.

3. Отсутствие жизненных перспектив. Дети и молодежь брошены на произвол судьбы, у них нет жизненных перспектив, общество не может предложить достойной альтернативы, в то же время у многих завышенные ожидания в материальном плане

4. Плохая организация досуга. Большинство подростково-молодёжных клубов и спортивных секций прекратили работу.

5. Сознательное и целенаправленное «подсаживание» детей и подростков, молодых людей на иглу взрослыми наркоманами, ищущими новых потребителей. Убежденность многих начинающих наркоманов в том, что они смогут в любой момент остановиться, «завязать». Среди наркоманов немало высокоодаренных людей. Около 30% заняты бизнесом. На них, как правило, идет охота с целью вовлечения в наркоманию. Также неудовлетворённость жизнью, социальные проблемы и неравенство могу привести к девиантному поведению. Девиация это отклонение от нормы, рассматриваемое большей частью членов общества как предосудительное и недопустимое.

Кризис конца периода молодости. Так же к концу периода молодости наступает кризис (30-35 лет). У людей изменяется представление о мире и о себе, часто даже разрушается прежний образ жизни. Представления о жизни, сложившиеся между 20 и 30 годами, не удовлетворяют человека. Он, как бы оглядывается назад, на свой прожитый путь, обнаруживает, что жизнь его несовершенна, что он мало сделал по сравнению с тем, что мог бы сделать, что он не достиг желаемого. Происходит критический пересмотр своего «Я», жизненных целей, планов и ценностей. Возникает задача самоопределиться в новых обстоятельствах жизни, с учетом реальных возможностей. Этот кризис молодости свидетельствует о том, что человек переходит на новую возрастную ступень возраста зрелой личности (взрослости). Кризис 30 лет возникает вследствие нepeaлизованности жизненного замысла. Если же при этом еще и переосмысливаются ценности, то речь идет о том, что жизненный замысел вообще оказывается неверным. Кризис 30 лет нередко называют кризисом смысла жизни. С этим периодом связаны поиски смысла существования. Согласие с миром, способность быть самим собой вот тот мотив, депривация которого оборачивается потерей смысла жизни. Каждый молодой человек должен обрести смысл своей жизни.

Психологические особенности зрелости как возрастного периода. Зрелый взрослый возраст является своеобразным промежуточным этапом, охватывающим период жизни человека примерно от 35 до 60 лет. Однако, эти границы весьма условны, ведь человек может себя относить или не относить к этой категории в зависимости от особенностей своей жизни: возраста детей, самочувствие, профессиональных достижений и т.п. Поэтому продолжительность зрелого взрослого возраста у каждого человека бывает различной. В зрелом возрасте, как и в ранней взрослости, главными аспектами жизни остаются профессиональная деятельность и семейные отношения. Однако, социально ситуация развития существенно меняется: если в молодости она включала овладение выбранной профессией и создание семьи, то есть была ситуацией организации, создания соответствующих сторон жизни, то в зрелом возрасте это ситуация реализации себя, полного раскрытия своего потенциала в профессиональной деятельности и семейных отношениях. Исследователи отмечают неповторимость и широкое многообразие личностных проявлений в зрелом взрослом возрасте: открытость и замкнутость в узком кругу личных отношений; активность и пассивность; альтруизм и эгоизм; самостоятельность и зависимость; творчество или разрушение.

Зрелая личность отмечается инелектуальним, деятельностно-продуктивным, профессиональным, социально-активным и сознательным отношением к окружающему миру и собственному "Я". Определяющим признаком зрелости является осознание человеком своего долга. Психологически ответственное лицо – это личность, которая отвечает за содержание своей жизни перед собой и другими людьми. Период зрелости – вершина жизненного пути личности, особенно тогда, когда человек здоров, полон сил, знаний и значительного опыта Человек к этому времени достигает профессионального мастерства и определенного положения в обществе. Как правило, сила и энергичность уменьшаются по сравнению с предыдущими возрастными периодами, но профессиональные задачи человек решает успешно за счет большого опыта, умения организовать свою работу, правильно выбрать помощников. В этом возрасте человек достигает вершины своей профессиональной карьеры, в ее руках сосредоточены функции управления различными сферами жизни.

Возрастная психология дает следующее определение зрелости – наиболее продолжительный период онтогенеза, характеризующийся тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных и физических способностей человеческой личности. В психологии изучение зрелости представлено исследованиями динамики интеллектуальных и творческих способностей, изменений ведущих мотивов и интересов, поиском закономерностей развития личности. Изучаются психологические аспекты таких событий зрелого возраста, как заключение брака и развод, проблемы семейных взаимоотношений, родительские функции.

Любовь, творческое достижение могут привести к движению в обратном направлении – в сторону психологической молодости. У людей деятельных, творческих сохранение чувства молодости связано с реальной продуктивной работой в настоящем и значительными планами на будущее. Процесс творчества бесконечен и перед человеком открываются новые перспективы. В данном случае есть все основания говорить о более высоком уровне зрелости. Недаром Восток говорит: "Мудрость не знает возраста". Рубежом, разделяющим зрелость и позднюю зрелость, считается уход на пенсию, окончание активной профессиональной деятельности. Следовательно, на переходном этапе между зрелостью и поздней зрелостью мы вновь сталкиваемся с последним кризисным периодом, отмеченным психологами, – кризис ухода на пенсию. К сожалению, наша действительность такова, что с уходом на пенсию ухудшается материальное положение человека. Не каждый может себе позволить такое удовольствие – не работать. Большое число пенсионеров продолжает работать, кризис отступает во времени.

Кризисы зрелого возраста. Часть людей проживает "внеплановый кризис" 40 - 45 лет (бывает раньше и позже). Это как бы повторение кризиса 30 лет, кризиса смысла жизни, если кризис 30 лет не привел к должному решению проблем. Кризис 40-45 лет нередко вызывается и обострением семейных отношений. Дети, как правило, вырастают и начинают жить своей жизнью, умирают некоторые близкие родственники и родственники старшего поколения. Утрата непосредственного участия в жизни детей способствует окончательному осознанию характера супружеских отношений. Зачастую бывает, что кроме детей супругов ничто значимое для них обоих не связывает. В случае возникновения кризиса, человеку вновь приходится перестраивать свой жизненный замысел, вырабатывать новую "Я - концепцию". Этот кризис может серьезно изменить жизнь человека вплоть до смены профессии и создания новой семьи.

Кризис 40 лет говорит еще об одном важном новообразовании зрелости: коррективах жизненного замысла и связанных с ними изменениях "Я - концепции". Внутри периода зрелости выделяют "акмэ" - вершину, когда у многих людей начинается спад жизненной энергии и активности. Переход от прогресса к регрессу связывается у разных авторов и исследователей с разным возрастом. Этот возраст чаще всего считается от 40 до 50 лет. Инволюционные процессы в развитии психических функций связывают с начинающимся биологическим старением.

Время пика профессиональной продуктивности зависит от необходимого оптимального соотношения уровня мастерства, знания, опыта, с одной стороны, и функциональной и физической подготовки – с другой. На время и продолжительность "акмэ" влияют и индивидуально-личностные особенности человека. Для представителей очень многих профессий пик продуктивности, после которого наступает ее спад, нехарактерен. Это актеры, преподаватели, врачи и т.д. Здесь профессиональное мастерство не имеет жесткой зависимости от уровня физической и функциональной зависимости, может сдвигаться к середине, иногда ко второй половине зрелости.

Особый интерес представляет проблема "акмэ" для людей творческих профессий – ученых, писателей, поэтов, композиторов, художников. У одних всплеск в ранний период взрослости, а далее творческая продуктивность как бы выключилась, и больше не писалось удивительных произведений. Другие, как, например, П.И. Чайковский, – свой расцвет творчества пронес через всю свою жизнь. Высочайший уровень продуктивности, сохранившийся до конца жизни, отличает творчество очень многих выдающихся ученых, писателей, поэтов, композиторов, художников и представителей других творческих профессий.

Выход на пенсию (кризис 55-60 лет) – это очень важный этап в жизни человека. Он влечет за собой множество перемен, одной из которых является изменение образа, стиля жизни. Это переход человека из одной социальной роли в другую. Изменяется личность человека, он начинает иначе себя вести, относиться к людям, заново осмысливает действительность и свои ценности. Ему нужно примириться с новой социальной ролью, т. е. понять, какие возможности перед ним открываются, какие пути для него закрыты, что значит быть пенсионером. Зачастую выход на пенсию становится травмирующей ситуацией для человека. Его самооценка резко падает, он ощущает себя социально бесполезным, понижается уровень самоуважения. Ему необходимо заново устроить свою жизнь. Человек, привыкший каждый день выполнять определенные обязанности, повременно выстраивать свой день, выходя на пенсию, теряется. Он имел определенную модель поведения, которая теперь перестала быть актуальной. Это может стать причиной возникновения агрессивного поведения. Выход на пенсию – это изменение ситуации не только для одного человека, но и для тех, кто окружает его, поэтому процесс приспособления проходят и пенсионер, и его близкие. Многие исследователи пришли к мнению, что людям, вышедшим на пенсию, необходимо некоторое время для осознания своего нового статуса, для формирования своего нового образа жизни (это необходимый адаптационный процесс). Человек встает перед сложным выбором рода занятий. Он должен грамотно организовать свое время. В этот период большую роль для пенсионера играет семья. Именно здесь человек может восполнить пробелы в общении. Роль семьи в создании психологически комфортного климата особенно высоко в завершающей фазе, когда человек как бы подводит итоги всей прожитой жизни.

Тема 11. Геронтогенез и его основные психологические характеристики

(Изучается в процессе самостоятельной работы)

РАЗДЕЛ III. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Тема 1. Социальная психология как наука

1. Социальная психология – самостоятельная отрасль научного знания.

2. Отрасли социальной психологии.

3. Основные этапы развития социальной психологии как науки.

4. Предмет социальной психологии.

5. Психологические характеристики социальных групп.

6. Методы социальной психологии.

 

Социальная психология – самостоятельная отрасль научного знания.Человек социальное существо, его жизнь и развитие невозможны вне общения и взаимодействия с другими людьми. Социальная психология изучает, как люди общаются и взаимодействуют друг с другом, что они думают друг о друге, как влияют друг на друга и как относятся друг к другу. Она выявляет также, каким образом социальные условия влияют на поведение людей. Зависимость людей друг от друга как проблема человеческих взаимоотношений составляет ядро существования человека. У каждого из нас есть сильнейшая потребность вступить с другими людьми в продолжительные тесные взаимоотношения, гарантирующие позитивные переживания и результаты.

К настоящему времени зарубежная и отечественная социальная психология внесла значительный вклад в изучение вопросов вхождения личности в социум. Исследованиями в рамках социальной психологии занимались такие зарубежные авторы как Э. Богардус, Г. Олпорт, Э. Мэйо, К. Хорни, Э. Фромм, А. Кардинер; Э. Шилз, А. Адлер, К. Левин, Л. Фестингер, Дж. Крисуэл, Килпатрик, В. Иттельсон, Г. Мид, Г. Блумер, М. Кун, Т. Сарбин, Р. Мертон и многие другие. В отечественной социальной психологии наиболее известны книги по социальной психологии Г.М.Андреевой, А.В.Петровского Л.И.Уманского и др. Есть особенности, характеризующие различные подходы в исследованиях. В американской социальной психологии основной акцент ставится на личность и ее изучение, на личность и ее поведение в группе. В отечественной социальной психологии акцент ставится на группу, взаимодействия в группе и коллективе. Социальная психология – самостоятельная отрасль научного знания начала формироваться в конце XIX в., хотя само понятие стало широко употребляться только после 1908 г. Некоторые вопросы социальной психологии были поставлены давно в рамках философии и носили характер осмысления особенностей взаимоотношения человека и общества. Однако исследование собственно социально-психологических научных проблем началось в XIX в., когда социологи, психологи, философы, литературоведы, этнографы, медики стали анализировать психологические феномены больших социальных групп и особенности психических процессов и поведения человека в зависимости от влияния окружающих людей. Поставленные проблемы трудно было изучать только в рамках существовавших тогда наук. Необходима была интеграция социологии и психологии, поскольку психология исследует психику человека, а социология – общество.

Отрасли социальной психологии. Сложность социально-психологических явлений, изучаемых социальной психологией, обусловило появление и развитие ее конкретных отраслей. Основными из которых являются:
- этническая психология, – изучающая особенности людей как представителей различных этнических общностей;
- психология управления, в центре внимания которой находится анализ проблем, связанных с воздействием на группы и общество в целом;
- политическая психология – исследует явления и процессы, относящиеся к сфере политической жизни общества и политической деятельности людей;
- психология религии, – изучающая психологию людей, являющихся участниками религиозной деятельности;
- психология общения – изучает процессы взаимодействия и о6мена информацией между людьми и социальными группами;

- психология рекламы;
- психология конфликтных отношений (конфликтология) – изучает психологические особенности протекания конфликтов и возможности по их наиболее эффективному разрешению.

Основные этапы развития социальной психологии как науки. Первый этап – становление социальной психологии как науки (с середины XIX в. по 1908 г.). Определяются предмет изучения и основные проблемы. Издаются первые фундаментальные работы по основным вопросам социальной психологии. На этом этапе решение и теоретический анализ социально-психологических проблем привлекают внимание специалистов различного профиля: психологов, социологов, философов, литературоведов, этнографов и т. д.

Второй этап (до середины 40-х гг. XXв.) характеризуется появлением научных социально-психологических школ, ориентированных как на разработку фундаментальной теории, так и на прикладные аспекты исследования. Один из наиболее влиятельных социальных психологов этого периода – К. Левин, создатель теории групповой динамики. Он исследовал проблемы социальных факторов воли как целенаправленного поведения; социальной психологии малых групп, лидерства, личности в группе и т. д. Было проведено большое количество экспериментальных работ и одновременно разрабатывались фундаментальные теории, которые не потеряли своей актуальности в наше время.

Третий этап (с середины 1940-х гг. до наших дней). Он связан с решением практических задач, работой на социальный заказ. Экспериментальная психология продолжает свое развитие, фундаментальные теоретические разработки отступают на второй план. Социальная психология обретает широкую популярность, вводится в общеобразовательные вузовские программы и является одним из обязательных предметов изучения для специалистов различных профилей. Такое пристальное внимание к социально-психологическим вопросам вызвано потребностями совершенствования и стабилизации общественных отношений на всех уровнях социальной стратификации. Разрабатываются так называемые малые теории, имеющие конкретное прикладное значение: социально-психологические особенности руководства детской группой, психология бизнеса, психология рекламы, психология формирования общественного мнения и др. Сочетание слов «социальная психология» указывает на специфическое место, которое занимает эта дисциплина в системе научного знания. Возникнув на стыке наук психологии и социологии, социальная психология до сих пор сохраняет особый статус. Это приводит к тому, что каждая из «родительских» дисциплин включает ее в себя в качестве составной части.

Запросы на социально психологические исследования в условиях современного этапа развития общества поступают из всех сфер общественной жизни, особенно в связи с тем, что в каждой из них сегодня происходят радикальные изменения. Такие запросы следуют из области промышленного производства, различных сфер воспитания, системы массовой информации, области демографической политики, спорта, сферы обслуживания и т. д. Все это стимулирует интенсивное развитие социальной психологии на современном этапе. Для социальной психологии актуально одновременное решение двух задач: выработка практических рекомендаций, полученных в ходе прикладных исследований, необходимых практике; «достраивание» своего собственного здания как целостной системы научного знания с уточнением своего предмета, разработкой специальных теорий и специальной методологии исследований.

Предмет социальной психологии. Социальный психолог Г. М. Андреева определила предмет социальной психологии следующим образом: социальная психология изучает закономерности поведения, деятельности и общения людей, обусловленные их включением в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп. Другими словами социальная психология изучает личность в группе, социуме, обществе.

В отличие от общей психологии, социальная психология исследует не просто психические процессы индивида, а их специфику в связи с системой социальных взаимодействий. С этой точки зрения предметом исследования является человек среди людей. Если и рассматриваются индивидуальные особенности субъекта, то только как результат социального развития, связанный с воспитанием и социализацией. Человек изучается во всем многообразии его социальных связей: в процессе личностного развития на протяжении жизни, в системе взаимодействия на межличностном и формальном уровнях и т. д. Особое внимание уделяется положению личности в группе, коллективе. Социальная психология изучает социальные группы в обществе. Это прежде всего психологические характеристики групп, проблемы внутригрупповой динамики, внутригрупповых отношений, межгрупповых отношений и т. д. Таким образом, в качестве объекта исследования социальной психологии, могут выступать: личность, социальная группа (как малая, состоящая из двух-трех человек, так и большая, включающая в себя представителей всего этноса). Кроме того, к объекту социальной психологии относится изучение процессов развития личности и конкретной группы, процессов межличностного и межгруппового взаимодействия.

Психологические характеристики социальных групп. Проблема групп, в которые объединены люди в процессе своей жизнедеятельно­сти, – важнейший вопрос социальной психологии. Для социо­логического анализа крайне важ­ным и принципиальным вопросом является вопрос о том, по какому критерию сле­дует вычленять группы из того многообразия различного рода объединений, которые возникают в человеческом обществе. Группа – это некоторая совокупность людей, рассматриваемых их с точки зре­ния социальной, производственной, экономической, бытовой, профессиональной, возрастной и т.п. общности. В целом цикле общественных наук под груп­пой понимается реально существующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены одним общим признаком, разно­видностью совместной деятельности или помещены в какие-то иден­тичные условия, обстоятельства, определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию. Группы бывают: большими и малыми, от двух человек и более, ус­ловными и ре­альными. Реальные группы делят на малые и большие, офи­циальные и не официаль­ные, устойчивые и ситуативные, организованные и стихийные, контактные и некон­тактные. Социальная группа рассматривается как функциональная единица, имеющая интегральные психологические характеристики, такие как групповой разум, групповая воля, групповое решение и др. Создаются разнообразные типологии социальных групп, выделяется все большее количество критериев для анализа. Группа рассматривается как уникальная целостность, которая не может быть понята только на основании изучения субъектов, ее составляющих.

Группа есть нечто большее, чем совокупность членов. Она имеет собственные характеристики, существующие независимо от индивидуальных особенностей входящих в ее состав субъектов. Социальная психология изучает социальную психику, или массовидные явления психики. Выделяются различные явления, соответствующие этому понятию: психология классов, социальных слоев, массовых настроений, стереотипов и установок; общественное мнение и психологический климат, массовые действия и групповые эмоциональные состояния. Изучается социально-психологический аспект традиций, морали, нравов и т. д. Исследуются психологические основы уникальных семиотических систем, создаваемых человечеством на протяжении веков.

Социальная группа – любая совокупность людей, рассматриваемая с точки зрения их общности. Вся жизнедеятельность индивида в обществе осуществляется через разнообразные социальные группы, значительно различающиеся между собой.

Наиболее широкое понимание социальной группы связано с понятиями общности и совокупности. Наличие общей цели делает людей способными к согласованным действиям, хотя такая согласованность существует только в определенном аспекте их поведения. Индивиды принадлежат группе не всей своей личностью, а только теми аспектами, которые связаны с социальными ролями, выполняемыми в данной группе. Ни один человек не может функционировать полноценно только в одной социальной группе. Ни одна группа не может обеспечить полностью условия для самореализации личности в различных аспектах. Социальная группа — важная форма объединения людей в процессе деятельности и общения. Цели, общие нормы, санкции, групповые ритуалы, отношения, совместная деятельность, вещная среда и так далее — эти феномены выступают в качестве особых компонентов социальной группы, определяющих меру ее устойчивости.

Менее устойчивые социальные группы не являются основными в жизни человека, хотя он и может находиться в них продолжительное время. Семья, школьный класс, друзья и профессиональный коллектив — наиболее значимые для личности социальные группы. Они в силу своей устойчивости оказывают влияние на характер социального развития и социальную адаптацию субъекта.

Методы социальной психологии. Во многом методы социальной психологии вбирают в себя исследовательские методы психологии вообще: наблюдение, включая самонаблюдение, опрос, анкетирование, беседа, тестирование, анализ документов, эксперимент и др. Дополняются такими методами, как групповая оценка личности, социометрия, аппаратурные методы и др. Метод социометрии можно отнести к способам социально-психологического исследования структуры малых групп, а также личности как члена группы. При помощи социометрической техники диагностируют межличностные и внутригрупповые отношения. Применяя социометрический метод, можно изучать типологию социального поведения в условиях групповой деятельности, оценивать уровень сплоченности, совместимости членов группы.

 

Тема 2. Направления зарубежной социальной психологии

1. Основные направления в становлении и развитии социальной психологии.

2. Психология народов (Германия).

3. Психология толпы (Франция).

4. Психоанализ (Австрия).

5. Развитие социальной психологии в США.

6. В.М.Бехтерев – основатель социальной психологии в России.

Основные направления в становлении и развитии социальной психологии.Основой для развития социальной психологии послужили прежде всего три направления: психология народов (Германия); психология толпы (Франция); психоанализ (Австрия).

Психология народов (Германия).Во второй половине XIX в. в Германии начинает формироваться научная школа, в центре внимания которой находится изучение психологии народов. Предполагается, что это направление возникло под влиянием идей Г. Гегеля о «мировом духе», или «мировом разуме», идей И. Канта и Г. Гердера о национальном духе. Философия начала XIX в. выдвигает мысль о том, что развитие цивилизации и общества направляется «мировым духом» в соответствии с диалектической логикой. На этой основе философ М. Лацарус (М. Lazarus, 1824—1903) и филолог Г. Штейнталь (Н. Steinthal, 1823—1899) строят концепцию «народной психологии». Ученые с 1860 по 1890 г. выпускали «Журнал психологии народов и языкознания». Это издание расценивается как первый журнал по социальной психологии. Социально-психологическая проблематика рассматривалась в русле языкознания, антропологии и истории. Редакторы журнала разделили все науки на два типа: изучающие природу и изучающие дух. В природе действуют законы механики, например закон круговращения. Дух же постоянно производит отличное от себя, поэтому ему присущ прогресс. Наукой, изучающей дух, является психология.

Ученые, не употребляя термин «социальная психология», называли науку «народной психологией». Это наука о духе народа, то есть учение об элементах и законах духовной жизни, которые проявляются там, где много людей живут и действуют сообща. В концепции Штейнталя и Лацаруса отмечается, что психология носит не конкретный, а полумистический характер. Так, например, задачи «народной психологии» они определяют следующим образом: 1) познать психологическую сущность народного духа и его деятельность; 2) открыть законы, по которым совершается внутренняя духовная деятельность народов; 3) определить условия возникновения, развития и исчезновения представителей того или иного народа. Основными источниками познания служили продукты народного духа – язык, мифы, религия, искусство, нравы, обычаи, история народа. Таким образом, Штейнталь и Лацарус пытались построить систему этнической психологии.

Основатель экспериментальной психологии Вильгельм Вундт (1832—1920) опубликовал с 1900 по 1920 г. 10 томов книги «Психология народов». Работы именно этого немецкого ученого в области психологии народов послужили основой социально-психологических исследований больших социальных групп. В. Вундт отмечал, что социально-психологические процессы невозможно объяснить общепсихологическими закономерностями. Психология, по его мнению, должна состоять из двух частей: физиологической (индивидуальной) психологии и психологии народов.

В. Вундт отказался от неопределенного понятия «душа народа». Понятие «душа», по его мнению, связано с представлением об особом субстрате душевных явлений. Психология народов должна изучать те психические явления, которые представляют собой результаты совместного существования и взаимодействия людей: язык, мифы, религию, обычаи, мораль. Вундт подчеркивал, что все возникающие из общности духовной жизни процессы эволюции становятся предметами самостоятельного психологического исследования. Психология народов является дополнением к общей психологии, так как факты, почерпнутые из психологии народов, приобретают значение ценного объективного материала для объяснения состояний индивидуального сознания. Мысль Вундта о том, что в истории человеческого общества первое звено не индивидуум, но именно их сообщество (иными словами, самостоятельная личность выделяется из племени, круга, родни путем постепенной индивидуализации), и сегодня не утратила своей актуальности.

Психология толпы (Франция).Во Франции создание социальной психологии началось с изучения психологии толпы во второй половине XIX в.; ее основоположниками стали Г. Тард и Г. Ле Бон (G. Le Bon). Габриэль Тард (1843—1904) в книге «Законы подражания» в 1885 г. описал феномен подражания, при помощи которого пытался объяснить все общественные процессы. Сегодня Тарда считают одним из основателей психологии взаимодействия, так как, по мнению ученого, подражание является основным механизмом социального взаимодействия. «Стремление человека к подражанию, – писал он, – одна из самых резких черт его природы. Весь социальный мир представляет собой разнообразные виды подражания: подражание-мода или подражание-привычка; подражание-симпатия или подражание-повиновение; подражание-образование или подражание-воспитание; наконец, добровольное рефлексивное подражание». В результате делается вывод: общество построено на основе подражания людей друг другу.

Г. Тард по праву считается одним из основоположников социальной психологии, особенно психологии массовых коммуникаций. Он доказывал, что общество формируется в результате взаимодействия индивидуальных сознаний через общение людей. Решающая роль в этом процессе принадлежит творчеству, изобретениям, благодаря которым создаются новые элементы культуры. Люди принимают эти изобретения путем подражания. Идеи Тарда получили популярность в США, поскольку больше отвечали прагматическому духу американской социальной психологии.

Гюстав Ле Бон (1841—1931) в 1892 г. опубликовал книгу «Психология толп» в которой постулировал необходимость исследования поведения больших групп людей. С его точки зрения, все социальные и культурные достижения совершает элита. Навязывая массам свои идеи с помощью механизмов заражения, повторения, убеждения, элита творит историю. Масса, или толпа, в терминологии Ле Бона, руководствуется не разумом, а эмоциями. Описание Ле Боном коллективной души толпы оформляется им в закон духовного единства толпы. Фактически он одним из первых открыл существование такого феномена, как коллективное бессознательное. Изучением коллективного бессознательного и должна, по его мнению, заниматься социальная психология.

Психоанализ (Австрия).Большой вклад в становление социальной психологии внес австрийский психиатр и психолог Зигмунд Фрейд (S. Freud, 1856—1939), оказавший влияние на развитие многих гуманитарных и, в частности, социальных наук. Ученый обратил внимание на конфликт, существующий между личностью и обществом. С помощью моральных норм и социального контроля современная цивилизация подавляет и вытесняет естественные инстинкты человека, что приводит к деформации личности, развитию неврозов, отчуждению от культуры. Все существующие инстинкты Фрейд разделял на два вида: инстинкты, направленные на сохранение жизни (эрос), и инстинкты, разрушающие жизнь, приводящие к смерти (танатос). Инстинкты создают основу индивидуального бессознательного. Идеи и приемы Фрейда заложили основу развития практических методов работы психологов с людьми.

В США несколько антропологов внесли вклад в развитие социальной психологии. Так, Л. Морган (L. Morgan) в книге «Древнее общество» (1877) обратился к исследованию общественных институтов и классифицировал системы родства и семейно-брачных отношений. Уильям Самнер, написавший книги «Народные обычаи» (1906) и «Наука об обществе» (1927), изучал природу социальных норм и обычаев, их происхождение, механизмы закрепления и проникновения в социальные группы. Групповая жизнь людей, их борьба за существование способствует распространению полезных обычаев. Самнер ввел в науку понятия «мы-группа» (in-group), «они-группа» (out-group) и «этноцентризм». Принадлежность к «мы-группе» определяет этноцентрические воззрения человека на окружающий социальный мир.

Выдающийся вклад в развитие антропологии и социальной психологии внесла Рут Бенедикт (1887—1948), одна из создателей этнопсихологического направления «культура и личность». По ее мнению, между обществом и индивидом существует тесная взаимосвязь. В статье «Конфигурации культуры» (1923) она утверждала, что межкультурные различия объясняются прежде всего различиями в индивидуальной психологии, поскольку культуры – это «индивидуальная психология, отраженная на большом экране».

Маргарет Мид (1901—1978) также развивала направление «культура и личность». Она утверждала, что характер культуры есть совокупность закономерностей психической жизни людей. По результатам своих научных экспедиций (1925—1926) она опубликовала материалы, ставшие научной сенсацией, – выводы об отсутствии в архаичной культуре конфликтов подросткового возраста, из чего следовало, что у проблем молодежи на Западе чисто социальные источники. Идеи М. Мид продолжают оказывать серьезное влияние на развитие антропологии и сравнительно-культурной социальной психологии сегодня.

Абрам Кардинер (A. Kardiner) проводил в США с 1922 по 1944 г. семинары, посвященные проблеме взаимодействия культуры и личности в разных сообществах. Участие в семинарах ведущих антропологов позволило разработать концепцию «базисных типов личности» как совокупности склонностей и особых черт характера, свойственных большинству индивидов, принадлежащих к одной культуре. Каждая культура характеризуется своим особым типом личности. Структура базисной личности складывается под влиянием доминирующих в данной культуре методов воспитания, задающих систему отношений и взаимодействия людей.

Для социологической социальной психологии характерно преуменьшение роли индивидуальных различий. Сторонники этого направления ищут социально-типическое. В центре их внимания находятся группа и общество. Они анализируют главным образом социальный статус, социальные роли, культурные нормы и ценности. Основными методами являются социологические опросы больших социальных групп. Поэтому социальные психологи социологического направления преимущественно занимаются объяснением таких проблем, как бедность, преступность, социальные аномии.

В конце 1970-х гг. исследование социально-психологических проблем приобрело новую форму. Главная тенденция современной социальной психологии – обращение к теме многообразия культур, что привело к созданию кросс-культурнойпсихологии. Изучение и учет культурного многообразия порождает несколько важных для социальной психологии вопросов.

Сравнительные исследования обнаружили сильное влияние культурных факторов. Основной вопрос современной социальной психологии – в чем проявляются сходство и различие в социальном поведении людей во всем мире? Социальные психологи изучают, в какой степени социальное поведение зависит от культурных норм (социальных правил поведения в определенных ситуациях) и социальных ценностей. Они исследуют, например, такие вопросы: с кем люди в конкретной культуре должны вступать в брак? сколько детей должны иметь? должны ли они сдерживать свои эмоции или открыто выражать их? как близко они должны стоять, когда разговаривают друг с другом? допустимо ли делать подарки должностным лицам, чтобы добиться с их стороны благоприятных действий? Это лишь небольшой список вопросов, поставленных учеными.

Годом оформления социальной психологии в самостоятельную науку по предложению Г. Олпорта в США считают 1908 г., хотя наука родилась значительно раньше. Но именно в 1908 г. одновременно в трех странах мира три автора независимо друг от друга опубликовали учебники по социальной психологии. У двух учебников в заглавии фигурировало словосочетание «социальная психология», третья книга называлась иначе.

В США социолог Эдвард Росс (Е. Rosse) опубликовал учебник «Социальная психология» (1908). Он использовал концепцию подражания, разработанную Тардом. Социальное поведение объяснялось с позиций всеобщего подражания людей друг другу. Предмет социальной психологии Росс видел в изучении социальных групп.

В России основателем социальной психологии следует считать Владимира Михайловича Бехтерева (1857—1927), написавшего книгу «Роль внушения в общественной жизни» (1908). Он придавал большое значение внушению и предлагал создать новую научную дисциплину, «имеющую целью исследование психических продуктов не отдельных лиц, а целого их собрания, предполагающего внутреннюю связь между отдельными лицами». Эту науку он решил назвать общественной психологией. Предметом новой науки В. М. Бехтерев предлагал сделать личность, большие и мелкие социальные группы. Увы, В. М. Бехтерев не обозначил в названии своей работы термин «социальная психология», именно поэтому в мировой истории развития социальной психологии его вклад не всегда учитывается.

Наблюдается очевидное различие в проблематике исследований европейской и американской социальной психологии. Социально-психологическое знание последних лет все активнее используется в практической деятельности самых разных учреждений и организаций, от муниципальных до международных, что привело к развитию самостоятельного направления – практической социальной психологии.

Тема 3. Социально-психологическое значение глобализации информационных процессов

(Изучается в процессе самостоятельной работы)

 

Тема 4. Межличностное общение, его виды и функции

 

1.Межличностное общение: общее понятие, этапы.

2. Критерии успешности межличностного общения.

3.Виды межличностного общения.

4. Основные функции межличностного общения.

 

Межличностное общение: общее понятие, этапы. Общение — процесс взаимодействия людей, социальных групп, общностей, в котором происходит обмен информацией (в том числе переживаниями, эмоциями), опытом, способностями и результатами деятельности. В общении можно выделить цель, средства, содержание. Под целью общения понимается то, ради чего люди вступают в общение. Средства общения — способ передачи информации в процессе общения (речь, слова, невербальные средства: интонация, взгляд, мимика, жесты, позы и т. п.). Под содержанием общения понимается информация, которая передается от одного человека к другому.

В структуре общения выделяют следующие этапы:
1. Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника, договориться о совместных действиях и т. п.).

2.Ориентировка в целях общения, в ситуации общения, его мотивации.
3.Ориентировка в личности собеседника.
4. Планирование содержания своего общения, человек представляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет.
5. Вхождение в контакт — здесь важно почувствовать состояние, настроение партнера, освоиться самому и дать возможность сориентироваться другому. Существуют разнообразные приемы присоединения к партнеру. Завуалированная имитация некоторых его особенностей, отслеживание ритма дыхания, движения с целью достижения сходства с партнером, смягчения различий. Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, речевые фразы, которыми будет пользоваться, решает, как говорить, как себя вести.
6. Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.
7. Корректировка направления, стиля, методов общения.
Если какое-либо из звеньев акта общения нарушено, то говорящему не удается добиться ожидаемых результатов общения — оно окажется неэффективным. Эти умения называют «социальным интеллектом», «практически-психологическим умом», «коммуникативной компетентностью», «коммуникабельностью». Коммуникативная компетентность — способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия.

8. Фиксация результата общения — если темы исчерпаны или партнер проявляет признаки беспокойства, то общение необходимо завершить. Завершение общения — это критический момент в отношениях, и нужно сделать так, чтобы на нем был отпечаток перспективы продолжения контактов. Очень важным при этом является самый последний момент, последние взгляды, слова, рукопожатия. Иногда именно они могут сыграть решающую роль в позитивности общения.

Стратегии общения: 1) открытое — закрытое общение; 2) монологическое — диалогическое; 3) ролевое (исходя из социальной роли) — личностное (общение «по душам»).

Межличностное общение — взаимодействие между несколькими людьми, осуществляемое с помощью средств речевого и неречевого воздействия, в результате которого возникают психологический контакт и определенные отношени







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.