Здавалка
Главная | Обратная связь

Предпосылки творческого развития личности. Рациональный и чувственный слой воззрений на мир.



С самого раннего детства ребенок уже вписывается в палитру жизни — в мире семьи, родственников, соседей, знакомых, воспитательных дошкольных коллективов. В его сознании отпечатываются отношения, расхожее выражение «взгляд на вещи» в самом непосредственном виде складывается из тысячи мгновений, картинок, сюжетов, и их количественное или эмоциональное накопление к какому-то времени оставляет зафиксированную точку, из чего, как из кирпичиков, складывается мировоззрение и сама личность. Взгляд на вещи впоследствии становится все более устойчивой и определенной категорией, перерастает в личную позицию, определяет сферу и стиль деятельности и поведения, в творчестве расставляются личностные доминанты. Мировоззрение оказывается совокупностью взглядов разного характера, выступающих в виде мнений, убеждений, идеалов, принципов, является единством субъективно окрашенных знаний, целостного понимания происходящего и жизненной позиции».

В искусстве, как и в познании вообще, существует два слоя упорядоченных воззрений на мир: рациональный и чувственный. Рациональный, другими словами сознательный, логический слой претендует на систему категорий и принципов, позволяющих ориентироваться в мире и сфере жизни и деятельности, логически объяснять явления и их причинно-следственные связи. Он относится к научному типу познания, основанному на продукте абстрактного мышления, которое, в свою очередь, базируется на наглядно-чувственном познании. Чувственный слой — система чувственных образов, наглядно представляемых, слагающихся в картину, соответствующую непосредственному восприятию образов мира. Именно чувственный слой наиболее подлинный, основан на достоверных наглядных образах, во многих случаях достаточно ярких и многогранных. Это позволяет всю картину мира «оживить», сделать запоминающейся, наглядно представляемой и доступной для человека любого возраста.

Картина мира — не жестко раз и навсегда определенное явление, которое сначала познает человек частично, а потом постепенно постигает недостающие части. Она всегда целостна, только с течением времени при активной позиции личности в познании количественное накопление производит в ней качественный скачок (срабатывает известная закономерность), и картина становится качественно иной. То, что она личностна, в определяющей степени субъективна — характерная ее особенность. Потому так интересно для каждого человека общение, обмен мнениями, взглядами, оценками, отношением к увиденному и услышанному. Но иногда человек как бы застывает в своем мироощущении, несмотря на то, что информативное поле есть, но нет желания души преобразовать это в свой собственный духовный и практический опыт. Рациональное и чувственное в опыте познания неразрывно связаны, друг друга дополняют, уравновешивают, объясняют, являются не просто слоями, а необходимыми слагаемыми полноценной картины мира. Тем не менее, мера преобладания рационального или чувственно-наглядного может быть различной. В научных дисциплинах преобладает рациональное познание, в предметах искусствачувственное, что в целом уравновешивается, иначе учащемуся путь познания покажется непреодолимо трудным.

Насыщение субъективной картины мира, своего рода питание, у каждого происходит по-разному: различны источники информации, различен опыт практической и творческой деятельности, различен круг общения, наконец, различны по наследству семьей переданные духовные ценности. Что касается школьников, то у них есть больше общего — целый ряд предметов для изучения являются общепринятыми. Общение поэтому во многом зависит от результатов присвоения системы взглядов на основе каждого из изучаемых предметов, будь то научная дисциплина или искусство. Велика в этом процессе роль искусства. Именно искусство позволяет картину мира наполнить художественными образами, показать сложный мир отношений. Музыкальные произведения, которые являются моделями самой жизни и человека, позволяют вступить в диалог и найти созвучное своему сердцу и разуму. Еще в середине ХХ века Л.А. Баренбойм в книге «Путь к музицированию» убедительно показал, что в развитии эмоционально-чувственной сферы учащихся искусство ничем не заменимо, и без этого опыта есть опасность в итоге обучения в век научно-технического прогресса получить искажения с уклоном в выхолощенный рационализм, другими словами, в нарушение гармонии в человеке. Если в призме познавательного и практического опыта, через которую человек смотрит на мир, не будет специфичной для художественной картины мира симфонии образов, несущих идеи, мысли, содержание в звуках, красках, слове, «глине», и т.д., представления о жизни могут сложиться в некую патологическую общую картину мира, ущербную, лишенную многих общечеловеческих смыслов. Нельзя отказываться от возможности искусства показать мир в наглядно-чувственных образах, но отобрать их — задача непростая и нелегкая. Прежде всего, необходимо показать эмоциональную картину мира, внутренний мир человека.

Художественный образ как всеобщая категория художественного творчества.Художественные образы – есть художественное отражение действительности специфическими средствами, субъективна картина объективного мира. Они все по-своему интересны, однако инстинкт выживания подталкивает человека к поиску недостающих образов в его картине мира. С другой стороны, что в большей степени характерно для музыки, — желание через какое-то время возвращаться к уже принятому образу, испытывать наслаждение от исполнения любимых песен, тем или слушания любимой музыки, которые накладываются на все новые жизненные впечатления и ситуации. Словно в картинной галерее, образов, к которым всегда можно вернуться, должно быть чуть больше (на опережение), чем восприятие готово принять.

Добро и зло, жизнь и смерть, образы детства и юности, природы, любовь и ненависть, злой рок и удача, фортуна, горе и радость, образы общепризнанных героев и человека маленького с его порой примитивным мирком — при умелой подаче необходимы в наглядно-чувственных образах для формирования более полной картины мира ребенка. Впоследствии эти образы будут органично вплетены в его мировоззрение. Рациональный слой при этом не должен довлеть, а лишь параллельно объяснять, упорядочивать, логично показывать механизмы искусства изнутри для возможности собственного творчества учащегося.

Существует несколько классификаций художественных образов, объединяемых в группы по различным признакам. По смыслу и характеру образов выделяют лирические, драматические, эпические, героические, фантастические, комические, трагические и другие образы. По принадлежности к определенному художественному направлению выделяют, например, образы венской классической школы, романтические, реалистические, импрессионистические и др. По признаку социально-бытового предназначения выделяют в музыке образы песенные, танцевальные, маршевые. По своей нравственной сущности образы можно подразделить на образы добра и зла и т.д.

В основу создания художественного образа, характерного для музыкального творчества, положены жизненные явления. Непосредственно сама жизнь является источником впечатлений любого художника. Новизна, угол видения, сила чувств — вот что определяет выбор материала для последующего творчества. Следует заметить, что в мире не существует такого явления или объекта, который бы не вызывал в каком-нибудь человеке ярких, неповторимых эмоций. Для кого-то особый смысл начинают приобретать на первый взгляд обычные люди и вещи благодаря той эмоциональной энергии, источником которой они стали. Например, необыкновенные чувства, стремление к любованию может вызвать незамеченный другими пейзаж, поза животного или человека, выражение глаз и т.д. Когда рождается отношениек объекту, рождается импульс к творчеству через переживание.

Истоки художественного творчества. В.П. Бранский в труде «Искусство и философия» отмечает, что истоком и началом художественного творчества является переживание (чувство или эмоция), причем такое, которое потрясает всю душу художника и оставляет неизгладимый след в его памяти. Оно преследует его до тех пор, пока тот не найдет такой способ самовыражения, который позволит достичь эмоциональной разрядки и освободиться от этого чувства. Следовательно, подлинно творческий художественный замысел никогда не определяется рациональными соображениями, а всегда непосредственным переживание. В переживании содержится и сам объект, и отношение к нему, и его оценка. При этом к одному и тому же жизненному явлению у разных людей может быть совершенно различное отношение. Наличие переживания является фактически условием для последующего творчества, кодирования обобщенных переживаний в символический по своему характеру художественный образ. Первоначально кодирование, представляющее собой творческий замысел, совершается, как правило, мысленно. Затем, на стадии реализации мысленный образ копируется в материале. Сущность художественного произведения состоит в том, что это уже не мысленный, а материальный код обобщенных человеческих переживаний, другими словами – это выразительная материальная модель, имеющая символический характер.

Таким образом, художественный образ представляет собой не что иное, как «особое средство», употребляемое не для копирования объектов, а для кодирования обобщенных переживаний. Он является специальным знаком (символом), смысл (значение) которого составляет то или иное обобщенное переживание. Целью создания художественного образа является кодирование обобщенных человеческих переживаний, что обеспечивает передачу эмоциональной информации от художника к зрителю. Код должен быть доступен зрителю, иначе декодирование окажется невозможным. Своеобразным содержательным кодом в музыкальном искусстве является интонация. Она возникает в ходе воплощения музыкой жизненных явлений, представляет собой их звуковыражение. Воспринимаемый звуковой образ насыщен интонациями, созвучными выразительности человеческого и животного мира, что позволяет по интонациям судить о целом ряде свойств и качеств данного образа и даже мысленно его представлять.

Тема 2. Психофизиологические детерминанты творчества

(Изучается в процессе самостоятельной работы)

Тема 3. Мотивация творческой деятельности

1. Общая характеристика мотивации творческой деятельности.

2. Смысл жизни, предназначение человека как истинные мотивы творчества.

3. Основные концепции и содержательные теории мотивации.

4. Потребность человека в самовыражении (самоактуализация).

Общая характеристика мотивации творческой деятельности.Мотив — это внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности (деятельность, общение, поведение), связанной с удовлетворением определенной потребности. В качестве мотивов могут выступать не только потребности, ну и идеалы, интересы личности, убеждения, социальные установки и ценности, за которыми потребности стоят. В организации творческой деятельности большую роль играет мотивация (система мотивов). Мотивы и мотивация являются движущей силой творчества, процесса обучения и усвоения информации и материала. Именно мотивация основное средство, которое даст возможность умножить уровень заинтересованности к делу, позволит повысить личный творческий потенциал. Природа творческой активности основывается, как правило, на инициативе, для которой иной раз в реальной жизни достаточно сложно выявить мотив. Поэтому изучение механизмов и закономерностей мотивации творческой деятельности представляет собой в настоящее время актуальную проблему.

Суть творчества скрывается в его названии. Прислушаемся к слову "творчество", "творить", очень часто вместо него мы употребляем такие выражения как "открывать", "делать открытие", оно имеет такое однокоренное слово "отворить". Мы понимаем так, что "открывать", "отворить" значит убрать преграду между двумя пространствами и позволить их содержаниям свободно перемещаться, проникать в "соседнее" пространство. Такое понимание позволяет ближе подойти к осмыслению сути творческого процесса. Творить это значит позволить своей уникальности выйти за пределы того пространства, в котором она заключена, осуществить взаимопроникновение индивидуальности и культуры. Нам кажется, здесь имеется, по крайней мере, два выхода: первый осуществляется в пределах субъективного мира, который, как уже было сказано выше, индивидуалистичен. Второй выход это проникновение индивидуальности в мир через деятельность, через реализацию своих способностей. Метафорически творчество - это рождение, возникающее в результате оплодотворения ядра "Я" семенами культуры, это механизм роста, преумножения "Я".

Творчеству необходимо учить. Так, известный музыкальный деятель Карл Орф строит свою систему обучения музыке на открытых моделях творчества, где главное слово «Придумайте». Освоенные еще в детстве алгоритмы творчества трансформируются на любые виды деятельности, так как привычка к подобному качеству формировалась годами.

Смысл жизни, предназначение человека как истинные мотивы творчества.Деятельность может запускаться "истинными" и "неистинными" мотивами. Что же касается творчества, творческой деятельности, то следует полагать, что она возможна только при условии "истинной" мотивации, и это связано с особенностями творческого процесса. А. Маслоу говорил, что у творческих людей их психологическое "Я" становится больше "Я" телесного. "Способы расти" представлены способностями индивида, которые задают направления роста.

Существует мнение, что "истинная" мотивация, формируется на основе потребностей и способностей индивида, впоследствии позволяет следовать своему предназначению, способствует творческой деятельности. Почему же "неистинная" мотивация не обладает такими свойствами? Вообще говоря, возможны случаи творческой деятельности, мотивированной "извне". Но это возможно только тогда, когда мотив "внешний" соответствует "внутреннему". Такое совпадение может быть случайным, если человек потерял связь с самим собой, и может до определенной степени развить индивида, но, в конце концов, это будет ограничивать его деятельность, загоняя в рамки требуемого, и творчество как реализация своей уникальности исчерпается.

Таким образом, только "истинная" мотивация позволяет человеку творить, только прислушиваясь к самому себе, мы сможем выбрать тот единственный путь, следуя которому мы будем превращаться из крохотного атома "одного из" в бесконечную Вселенную, осуществлять акт творения, уподобляясь Богу, Природе. В данном случае "истинная" та, которая соответствует потребностям и способностям самого индивида, а "неистинная" исходит из потребностей других людей, социума и т.д. Примером последней может стать деятельность, ориентированная на достижение социального статуса, на престижность или выбранная в соответствии с требованиями родителей и т.д. При этом "неистинная" мотивация может исходить от самого субъекта, но из ценностей общества, установок ближайшего окружения, усвоенных им.

Природа творческой активности основывается, как правило, на инициативе, для которой иной раз в реальной жизни достаточно сложно выявить мотив. Кроме того, можно привести множество примеров того, когда проявление инициативы и активности является негативно сказывающимся фактором в деятельности человека. Предназначение человека. Связь с судьбой всего мира в целом.

Каждой Ценности соответствует определенная Доминанта во всех Пространствах восприятия. И так — от глобальных и до мельчайших проявлений человека — от общей направленности каких-то его действий до неких фиксированных микродвижений, жестов, мимики, интонаций, поз, специфики реакций, характерных для данной Ценности.

Исследование механизмов творческой деятельности позволяет сделать вывод о том, что именно активность личности является основанием, на котором базируется весь процесс творческого акта.

Если все вышеупомянутые потребности в достаточной мере удовлетворены, то на передний план выступают потребности самоактуализации. А.Маслоу охарактеризовал потребность самоактуализации как желание человека стать тем, кем он может стать, достичь вершины своих потенциалов, талантов, способностей. Самоактуализированную личность отличает адекватное восприятие реальности.

Основные концепции и содержательные теории мотивации. Вопрос о мотивации творчества, можно отнести к числу спорных. Мы бы хотели выделить три основные концепции:

1. Концепция сублимации;

2. Концепция внутреннего содержания;

3. Концепция мистического начала.

Согласно первой концепции, в основе творчества лежит механизм сублимации. Сублимация — по З. Фрейду, один из механизмов психологической защиты, снимающий конфликтное напряжение путем трансформации инстинктивных (чаше сексуального характера) форм энергии в более приемлемые для индивида и общества. Частным случаем сублимации, согласно психоанализу, является переключение либидо на процесс творчества. Источником содержания творчества является комплекс впечатлений (например, болезненных переживаний детства), вытесненный в подсознание. Оформление такого содержания предоставляет комплексу возможность разрядки. В этом случае такое произведение оказывается психотерапевтическим и для автора, и для зрителя (читателя, слушателя), у которого есть сходный комплекс.

Сторонники этой концепции считают основной движущей силой творчества неудовлетворенные потребности (прежде всего либидо), которые не могут быть реализованы из-за моральных запретов, и находят социально приемлемый выход в творчестве. Отсюда мог бы следовать логический вывод, - чем тяжелее внутренний конфликт личности, чем в большей степени ущемлены потребности, особенно потребность в любви, тем продуктивнее творческая активность личности. В пользу этой точки зрения обычно приводится множество примеров расцвета творческих сил у людей в наиболее тяжелые их жизненные периоды, после серьезных психических травм и необратимых потерь. Творчество, как единственный способ преодоления трагедий неразделенной любви — один из самых сильных аргументов данной теории, и лучшие образцы мирового искусства могли бы служить здесь примером. Но сторонники этой концепции игнорируют большое число примеров противоположных, когда длительные фрустрации и тяжелые переживания убивают творческую активность. Кроме того, немало великих произведений искусства было создано совершенно счастливыми людьми.

Вторая концепция говорит о том, что под воздействием внешних факторов: жизненных событий, прочитанных книг, советов, рассказов у человека происходит изменение «внутренних условий», или появление нового «внутреннего содержания» (вопросов, ценностей, мыслей), что сопровождается желанием поделиться им с другими, выразить, оформить, материализовать его. Бывает, что имеющийся «набор умений» для этого недостаточен - необходимо искать новые формы. Для этой концепции появление внутреннего содержания, «стремящегося» обрести материальную форму - важнейший момент творчества. Содержание может появляться и при созерцании, и в размышлениях, и в диалоге с другими или с самим собой, и «бессознательно».

Третья концепция утверждает, что творчество — мистический процесс, не контролируемый автором. Не автор творит, а с ним что-то творится, в результате чего получается произведение. И внутреннее содержание, и процессы оформления не осознаются. Такое мнение небеспочвенно, но непроизвольность и/или бессознательность творчества нельзя настолько абсолютизировать. Иногда все произведение осознается мгновенно, например, во сне, и остается только реализовать его. Но чаще осознается один фрагмент будущего произведения (музыкальная фраза, стихотворная строка, деталь картины, план работы, часть логического вывода, обрывок мысли и т.п.), а затем в результате кропотливой работы достраивается полное содержание произведения.

Согласно концепции иерархии потребностей А. Маслоу, потребности самовыражения (самоактуализации) занимают верхнюю позицию в «пирамиде». Это означает, что при удовлетворении данных потребностей личность демонстрирует наибольшую индивидуальность, человеческие качества и психическое здоровье, т. к. для этого необходимо сначала в определенной мере удовлетворить нижестоящие потребности: физиологические, потребности безопасности и уверенности в будущем, потребности любви и принадлежности к чему-либо, потребности признания и самоутверждения. Необходимо отметить, что потребности частично совпадают, и человек одновременно может быть мотивирован на двух или более уровнях.

Потребность самовыражения (самоактуализации) — это желание человека стать тем, кем он может быть. Человек, достигший высшего уровня самоактуализации, добивается полного использования своих талантов, способностей и потенциала личности. Но, по мнению А. Маслоу, максимальная самоактуализация очень редка, т.к. многие люди просто не видят своего потенциала, либо не знают о его существовании, либо не понимают пользы самосовершенствования. Они склонны сомневаться и даже бояться своих способностей. Также тормозное влияние оказывает социализация. Иными словами людям нужно «способствующее» общество, в котором можно раскрыть свой потенциал наиболее полно, в котором определенная деятельность будет значима и признана. Причем важно, чтобы осуществление этой деятельности детерминировалось не только извне (обществом), но и внутренней потребностью самой личности. Деятельность личности в этом случае становится самодеятельностью, а реализация ее способностей в данной деятельности приобретает характер самореализации. З. Фрейд был одним из первых, кто попытался увидеть в доминантных инстинктах человека потребность в самореализации. Самореализация, по З. Фрейду, локализуется в бессознательном слое человеческой психики и проявляется в «стремлении к удовольствию», присущем человеку с рождения, то есть является врожденной и инстинктивной.

Особенность потребности в самореализации состоит в том, что, удовлетворяя ее в единичных актах деятельности (например, написание романа, создание художественного произведения), личность никогда не может удовлетворить ее полностью. Творческой личности необходимо развитие и совершенствование.

 

Тема 4. Психологическая характеристика творческой личности.

1.Основные точки зрения на творческую личность.

2. Уровень силы творческой потребности и энергии.

3. Грани творческих способностей и компетентности личности.

4. Креативная способность как ядро творческой личности.

Основные точки зрения на творческую личность.Существуют две основные точки зрения на творческую личность. Согласно одной, креативность или творческая способность в той или иной степени свойственна каждому нормальному человеку. Она так же неотъемлема от человека, как способность мыслить, говорить и чувствовать. Более того, реализация творческого потенциала независимо от его масштабов делает человека психически нормальным. Лишить человека такой возможности означает вызвать у него невротические состояния. Некоторые психоневрологи видят сущность психотерапии в излечении неврозов путем пробуждения творческих стремлений человека. (М.Зощенко в своей автобиографической повести рассказывает о том, как он благодаря творчеству излечился от депрессии). Взгляд на креативность как универсальную черту личности человека предполагает определенное понимание творчества. Творчество предполагается как процесс создания чего-либо нового, причем процесс незапрограммированный, непредсказуемый, внезапный. При этом не принимается во внимание ценность результата творческого акта и его новизна для большой группы людей, для общества или человечества. Главное, чтобы результат был новым и значимым для самого «творца». Самостоятельное, оригинальное решение школьником задачи, имеющей ответ, будет творческим актом, а самого его следует оценивать как творческую личность.

Согласно второй точке зрения, не всякого (нормального) человека следует считать творческой личностью, или творцом. Подобная позиция связана с другим пониманием природы творчества. Здесь помимо незапрограммированного процесса создания нового, принимается во внимание ценность нового результата. Он должен быть общезначим, хотя масштаб его может быть различным. Важнейшей чертой творца является сильная и устойчивая потребность в творчестве. Творческая личность не может жить без творчества, видя в нем главную цель и основной смысл своей жизни.

Существуют профессии – их называют «творческими профессиями» – где от человека требуется как необходимое качество быть творческой личностью. Это такие профессии, как быть актером, музыкантом, изобретателем и др. Тут недостаточно быть «хорошим специалистом». Необходимо быть творцом, а не ремесленником, даже очень квалифицированным. Разумеется, творческие личности встречаются и среди других профессий – среди педагогов, врачей, тренеров и многих других.

В настоящее время творчество все больше и больше специализируется и приобретает элитарный характер.

Уровень силы творческой потребности и энергии, требуемый для профессионального творчества, в большинстве сфер человеческой культуры таков, что за пределами профессионального творчества остается большинство людей. Есть точка зрения, что у творческой личности имеется избыточный энергетический потенциал. Избыточный по отношению к затратам на приспособительное (адаптивное) поведение. Возможность для творчества, как правило, появляется тогда, когда человеку не нужно решать задачи на адаптацию, когда в его распоряжении «покой и воля». Он или не занят заботами о хлебе насущном или пренебрегает этими заботами. Чаще всего это происходит на досуге, когда он предоставлен самому себе – ночью за письменным столом Болдинской осенью, в камере одиночного заключения, на больничной койке.

Грани творческих способностей и компетентности личности.Многим людям, даже творчески одаренным, не хватает творческой компетентности.Можно выделить три аспекта такой компетентности. Во-первых, насколько человек готов к творчеству в условиях многомерности и альтернативности современной культуры. Во-вторых, насколько он владеет специфическими «языками» разных видов творческой деятельности, набором кодов, позволяющих ему дешифровать информацию из разных областей и перевести на «язык» своего творчества. Например, как живописец может использовать достижения современной музыки, или ученый-экономист – открытия в области математического моделирования. По образному выражению одного психолога, творцы сегодня похожи на птиц, сидящих на удаленных ветках одного и того же дерева человеческой культуры, они далеки от земли и едва слышат и понимают друг друга. Третий аспект творческой компетентности представляет собой степень овладения личностью системой «технических» навыков и умений (например, технологией живописного ремесла), от которой зависит способность осуществить задуманные и «придуманные» идеи. Разные виды творчества (научного, поэтического и др.) предъявляют разные требования к уровню творческой компетентности. Невозможность реализовать творческий потенциал из-за недостаточной творческой компетентности породило массовое любительское творчество, «творчество на досуге», хобби. Эти формы творчества доступны практически всем и каждому, людям, утомленным монотонной или сверхсложной профессиональной деятельностью.

Творческая компетентность – это всего лишь условие проявления креативной способности. К таким же условиям относятся наличие общих интеллектуальных и специальных способностей, превышающих средний уровень, а также увлеченность выполняемой задачей. В чем же заключается сама креативная способность? Практика творческих достижений и тестирования подводит к выводу, что психологическую основу креативной способности составляет способность творческой фантазии, понимаемой как синтез воображения и эмпатии (перевоплощения). Потребность в творчестве как важнейшая черта творческой личности есть не что иное, как постоянная и сильная потребность в творческой фантазии. Определяющим для творческой фантазии является направление сознания (и бессознательного), заключающегося в отходе от наличной действительности и реального Я в известную относительно автономную и свободную деятельность сознания (и бессознательного). Эта деятельность отличается от непосредственного познания действительности и своего Я и направлена на их преобразованиеи создание новой (мысленной) действительности и нового Я.

Что же побуждает творческую личность постоянно обращаться к творческой фантазии? Что является ведущим мотивом в поведении творческой личности? Ответить на эти вопросы – значит подойти к пониманию сущности творческой личности. Творческая личность постоянно испытывает неудовлетворенность, напряжение, неясную или более определенную тревогу, обнаруживая в реальной действительности (внешней и внутренней) отсутствие ясности, простоты, упорядоченности, завершенности и гармонии. Она подобна барометру, чутко реагирующему на противоречия, дискомфорт, дисгармонию. С помощью творческой фантазии творец устраняет в своем сознании (и в бессознательном) ту дисгармонию, с которой он сталкивается в реальности. Он создает новый мир, в котором он чувствует себя комфортно и радостно. Вот почему сам процесс творчества и его продукты доставляют творцу наслаждение и требуют постоянного возобновления. Реальные противоречия, дискомфорт и дисгармония как бы сами находяттворческую личность. Это объясняет, почему творческие люди постоянно живут в двух режимах, сменяющих друг друга: напряжения и релаксации (катарсиса), тревоги и успокоения, неудовлетворенности и радости. Такое постоянно воспроизводимое состояние двойственностиявляется одним из проявлений нейротизма как личностной черты творческих личностей.

Нейротизм, повышенная чувствительность – норма для творческой личности точно так же, как для обычного нормального человека является нормой эмоциональность (отсутствие равнодушия) в любом виде деятельности. Но нейротизм, двойственность творческой личности находится близко к той грани, за которой начинается психопатология. Следует признать факт, что творческие способности могут сочетаться с некоторыми психопатологическими чертами.

Сильная потребность в деятельности воображения и сосредоточенность на ней, что неразрывно связано с любознательностью и потребностью в новых впечатлениях (новых идеях, образах и т.п.) придает творческим личностям черты «детскости». Например, биографы Эйнштейна пишут, что он был мудрый старец со всепонимающими глазами. И вместе с тем в нем было что-то детское, он навсегда сохранил в себе удивление пятилетнего мальчика, впервые увидевшего компас. «Игровой» компонент в акте воображения, по-видимому, объясняет нередкую любовь творцов, как и детей, к играм, розыгрышам, шуткам. Погруженность в свой воображенный творческий мир иногда делает их поведение в быту не вполне адекватным. Про них нередко говорят, что они «не от мира сего». Классической иллюстрацией может служить «профессорская» рассеянность.

Креативная способность как ядро творческой личности. Детская, или «наивная» креативность отличается от креативности взрослого, она имеет другую структуру и содержание, чем культурная креативность творческой личности. Детская креативность – это естественное поведение ребенка на фоне отсутствия стереотипов. Свежий взгляд ребенка на мир – от бедности его опыта и от наивного бесстрашия его мысли: все действительно может быть. Наивная креативность – характеристика возраста и присуща большинству детей. Напротив, культурная креативность творцов – явление далеко не массовое.

Бесстрашие мысли творца не носит наивный характер, оно предполагает богатый опыт, глубокие и обширные знания. Это бесстрашие творческой смелости, дерзости, готовности к риску. Творца не пугает необходимость усомниться в общепризнанном. Он отважно идет на разрушение стереотипов во имя создания лучшего, нового, не боясь конфликтов. А.С.Пушкин писал: «Есть высшая смелость: смелость изобретения».

Творческая смелость – это черта творческого Я, и она может отсутствовать у реального Я творца, в обыденной жизни. Так, по свидетельству жены знаменитого импрессиониста Марке, смелый новатор в живописи был в жизни довольно робким человеком. Такая двойственность может быть обнаружена и в отношении других личностных качеств. Например, рассеянный в жизни, творец «обязан» быть в творчестве сосредоточенно-внимательным и точным. Творческая этика не тождественна этике реального Я. Художник Валентин Серов часто признавался, что недолюбливал людей. Создавая портреты и внимательно вглядевшись в человека, он каждый раз увлекался, вдохновлялся, но не самим лицом, которое часто бывало пошлым, а той характеристикой, которую из него можно сделать на холсте. О специфической художественной любви пишет А.Блок: любим мы все то, что хотим изобразить; Грибоедов любил Фамусова, Гоголь – Чичикова, Пушкин – скупого, Шекспир – Фальстафа. Творческие личности порой производят в жизни впечатления бездельников, внешне недисциплинированных, иногда беспечных и безответственных. В творчестве же они обнаруживают огромное трудолюбие, внутреннюю честность и ответственность. Отчетливо выраженное стремление к самоутверждению творческого Я может принимать неприятные формы на уровне поведения в реальной жизни: ревнивое внимание к чужим успехам, враждебность к коллегам и к их заслугам, надменно-агрессивная манера излагать свои суждения и т.п. Стремление к интеллектуальной независимости, характерное для творческих личностей, часто сопровождается самоуверенностью, склонностью давать высокую оценку собственным способностям и достижениям. Такая склонность отмечается уже у «творческих» подростков. Известный психолог К.Юнг утверждал, что творческая личность не боится выявить в поведении противоположные черты своей натуры. Не боится потому, что недостатки своего реального Я она компенсирует достоинствами творческого Я.

 

Тема 5. Креативность как универсальная способность к творчеству.

1.Уровень развития общих и специальных способностей креативной личности.

2.Физиологические особенности представителей художественного творчества.

3. Перечень особенностей личности художника.

 

Уровень развития общих и специальных способностей креативной личности. Креативность как специфическая способность творческой личности коренится воврожденной одаренности человека. Но реализация этой способности и одаренности зависит от развития личности в целом и, в частности, от развития других общих и специальных способностей. Установлено, что интеллект должен быть выше среднего. Огромное значение имеет развитая память, причем приспособленная к той или иной сфере творческой деятельности: музыкальная память, зрительная, цифровая, двигательная и т.п. Имеют значение и физические, анатомо-физиологические свойства человека, часто врожденные. Так, певческому таланту Шаляпина в немалой степени способствовали его удивительные голосовые связки – мощные и пластичные. В то же время не зафиксирована устойчивая корреляция между уровнем креативной способности и особенностями характера и темперамента реального Я. Творческими личностями могут быть люди с любым характером и любым темпераментом.

Креативная способность, которая во многом носит врожденный характер, выступает как ядро творческой личности, но последняя – продукт социального, культурного развития, влияния социальной среды и творческого климата. Творческая личность характеризуется не просто высоким уровнем креативной способности, но особой жизненной позицией человека, его отношением к миру, к смыслу осуществляемой деятельности. Важное значение имеет духовное богатство внутреннего мира личности, ее постоянная направленностьна творческое действие во внешнем мире. Проблема творческой личности – это не только проблема психологическая, но и проблема гуманитарная и социокультурная.

Физиологические особенности представителей художественного творчества. Главное для художника – правильно опознать и использовать случайное переживание, суметь запустить творческий процесс, заставить фантазию работать, а потом и облечь замысел в эстетически выразительную форму, будь то роман или картина, опера или симфония, новое архитектурное решение или кинематографическая находка. Следует остановиться на значении открытия функциональной асимметрии мозга для понимания художественного творчества и особенностей личности художника. Правое полушарие мозга оперирует образами, связано с интуитивными процессами, миром бессознательного и областью чувств, а потому ясно, что у художников доминирующим должно быть именно правое полушарие, тогда у большинства других людей – левое, отвечающее за логическое, понятийное, языковое мышление. Правое полушарие считают «более искренним», тогда как левое полушарие отвечает за ложь, в частности, за подавление, сокрытие и симуляцию эмоций. Таким образом, можно предположить, что такие черты художников, как умение видеть сложность мира, чувствительность, развитая интуиция, большая подверженность негативным эмоциям, депрессивность и искренность обусловлены тем, что доминирующим у них является именно правое полушарие мозга.

Перечень особенностей личности художника. Подытоживая обзор тех личностных свойств, которые современная психология находит у художников, составим список наиболее важных личностных качеств им присущих:

1. Умение сочетать рациональное и иррациональное в творческой деятельности.

2. Андрогинность как сочетание в характере достаточно ярко выраженных мужских и женских черт, умение принимать в себе особенности, свойственные представителям противоположного пола, при этом у мужчин-художников женские черты выражены сильнее, чем у среднестатистического мужчины, а у женщин-художников, соответственно, более ярко, чем у большинства женщин, выражены мужские черты.

3. Развитая способность к эмпатии (сопереживанию), проявляющаяся в умении понимать другого человека, глубоко проникать в его внутренний мир, в способности и потребности жить в вымышленных ролях, сопровождаемая самоидентификацией то с одним, то с другим персонажем.

4. Высокий уровень интеллекта, сочетающийся с широким кругозором, склонностью к философским размышлениям, нешаблонным мышлением.

5. Личная независимость, умение быть «самим собой», противопоставление собственной уникальности другим людям, обществу в целом.

6. Честность, откровенность, искренность в общении с другими.

7. Любовное отношение к миру, к другим людям, животным, природе в целом, умение безоценочно принимать других, безусловно положительно к ним относиться, ничего не требуя взамен, т.е. умение любить бытийно, просто так, умение просто восхищаться красотой мира, не стремясь её собственнически присвоить и эксплуатировать в корыстных целях.

8. Постоянный личностный рост как неуклонная борьба со своими недостатками, за самого себя лучшего.

9. Постоянная потребность в пиковых переживаниях, способность использовать их энергетический потенциал для создания новых произведений искусства.

10. Умение видеть сложность и конфликтность мира, замечать сложное в простом, необычное в обычном, достойное восхищения в посредственном, прекрасное в заурядном, комическое в трагическом, возвышенное в низменном и т.д.

11. Повышенная эмоциональность, подверженность перепадам настроения, депрессивность, доминирование отрицательных эмоций, которые художник стремится преодолевать силой собственного искусства;

12. Подключенность к Информационному Полю Вселенной как источнику новых образов и идей, чуткость к «высшим голосам».

13. Осознание своего творческого призвания как высокой миссии нацеленной на утверждение в мире идеалов Добра и Красоты, Истины и Справедливости, Свободы и Любви.

14. Стремление быть воспитателем духа времени, оказывать целительное воздействие на души современников и потомков своими произведениями.

Таков идеальный психологический портрет художника, который носит в некоторой степени нормативный характер - показывает не только то, что есть, что присуще реальным творцам, но и то, что должно быть.

 

Тема 6. Психические процессы в художественном творчестве

1. Взаимосвязь определенных эмоциональных состояний (эмоций, чувств, настроений) с творчеством.

2. Переживание и процесс его художественного воссоздания.

3. Направленность мышления как условие успешности творчества.

4. Доминирование отдельных видов памяти (зрительной, слуховой, эмоциональной, двигательной и др.) в художественном творчестве.

5. Воображение, фантазия, интуиция, инсайт, озарение.

Взаимосвязь определенных эмоциональных состояний (эмоций, чувств, настроений) с творчеством.Все живые организмы изначально стремятся к тому, что соответствует их потребностям и к тому, посредством чего эти потребности могут быть удовлетворены. Человек действует только тогда, когда его действия имеют смысл. Эмоции являются врожденными, спонтанными сигнализаторами этих смыслов. Познавательные процессы формируют психический образ, представления, а эмоциональные процессы обеспечивают избирательность поведения. Человек стремится делать то, что вызывает положительные эмоции, либо то, что избавит его от отрицательных. Взаимосвязь определенных эмоциональных состояний (эмоций, чувств, настроений) с творчеством у каждого человека индивидуальна. Люди творят как в состоянии счастья, влюбленности, эмоционального подъема, чтобы получить положительные эмоции от процесса творчества, собственной и общественной оценки его результата, так и в состоянии фрустрации, при неразделенной любви, потерях, внутренних конфликтах, чтобы удовлетворить потребность избавиться от отрицательных эмоций, поняв и выразив свой внутренний конфликт. Вне зависимости от того, какая эмоциональная окраска настроения предшествует творчеству, для того, чтобы создать нечто, необходимо вдохновение – специфическое творчески-психологическое состояние ясности мысли, интенсивности ее работы, богатства и быстроты ассоциаций, глубокого проникновения в суть жизненных проблем, выброса накопленного в подсознании жизненного и художественного опыта и непосредственного включения его в творчество. В состоянии вдохновения достигается оптимальное сочетание интуитивного и сознательного начал в творческом процессе.Для сложного эмоционально-психического и физического процесса творчества необходимы способности, определенная направленность мышления и развитость отдельных его сторон, память, яркое воображение и фантазия, интуиция, мотивация, сенситивность, определенное эмоциональное состояние, вдохновение и, конечно, озарение. Таким образом, в творческом процессе взаимодействуют бессознательное и сознательное, интуиция и разум, природный дар и приобретенный навык.

Переживание и процесс его художественного воссоздания.Проблема переживания и его художественного воссоздания одна из главных проблем психологии творчества. Как это ни пока­жется на первый взгляд странным, большинство художников свиде­тельствует, что сильное переживание препятствует продуктивной творческой деятельности. Г. Гейне, Ш. Бодлер, М. Врубель и многие другие авторы писали о том, что в момент сильного экстатического переживания они были не в состоянии творить, захватывающее пе­реживание парализовывало их творческую деятельность. Необходимо дать переживанию немного остыть, чтобы затем увидеть его со сто­роны и найти максимально выразительные краски для воссоздания его художественной заразительности. Момент апогея переживания действует на творческую способность, как правило, разрушительно. Задачу создания большой конструкции, разработ­ки последовательности эпизодов можно осуществить чисто волевым, сознательным усилием, в то время как для сочинения отдельных де­талей и эпизодов недостаточно одного мастерства и профессиональ­ных навыков, здесь все решает импульс озарения, который должен подстеречь художник.

Направленность мышления как условие успешности творчества.Совершенно ясно, что для творчества, как и для любой осознанной деятельности человека необходимо мышление и особая развитость отдельных его видов. В психологии мышление это высший этап обработки информации человеком или животным, процесс установления связей между объектами или явлениями окружающего мира. Кроме видов и типов мышления существует определенная направленность или образ мышления. Это своего рода «заточенность» человека осмысливать все определенным образом, в зависимости от принадлежности личности к определенной группе людей, характеризующейся какими-то критериями: возрастом, полом, национальностью, профессией и т. д. Например экономический образ мышления, художественный, советский, женский, гуманный и т.п.

Современные психологи утверждают, что постоянное оперирование определенным материалом вырабатывает направленность мышления, что в свою очередь вызывает преимущественное развитие определенных его видов и типов. Направленность мышления и его отдельные виды и типы имеют взаимное влияние, то есть не только направленность мышления вызывает развитие отдельных его разновидностей, но и изначальное развитие отдельных разновидностей мышления способствует вырабатыванию определенной направленности. Так для развития художественного мышления наиболее важными являются:

Панорамное мышление– объединяет несколько типов, таких как системное, латеральное, нестандартное, творческое, объемное, изобретательское, прорывное, масштабное, полного спектра, параллельное.

Комбинаторное мышление – способность мыслить совокупностями образов, подчиненных тем или иным условиям, которые можно составить из заданного конечного множества объектов.

Нестандартное мышление – способность находить новые подходы и необычные решения в любых ситуациях.

Латеральное мышление – согласно автору понятия Эдварду де Боно, метод нестандартного подхода к решению задач. В противовес логическому мышлению не предполагает обязательного пошагового движения мысли, при котором ошибка неминуемо приводит к неправильному выводу. Позволяет делать «скачки» в любом направлении и допускает ошибку как промежуточный шаг. Избавляет от стереотипов и создает новые модели оригинальные, творческие, поскольку привлекает интуицию.

Наглядно-образное мышление–совокупность способов и процесс образного решения задач, предполагающих зрительное представление ситуации и оперирование образами составляющих ее предметов без выполнения реальных практических действий с ними. Позволяет наиболее полно воссоздавать все многообразие различных фактических характеристик предмета. Важной особенностью этого вида мышления является установление непривычных сочетаний предметов и их свойств. В этом своем качестве наглядно-образное мышление практически неразличимо с воображением.

Интуитивное мышление–характеризуется отсутствием четко определенных этапов. Основывается на восприятии всей проблемы сразу, на основных знаниях в данной области, что дает возможность мышлению осуществляться в виде скачков, быстрых переходов, с пропуском отдельных звеньев. Решение задачи достигается мало или вовсе не осознаваемыми путями.

Визуальное мышление – творческое решение задачи с помощью образного моделирования. Основой визуального мышления выступает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, где при уподоблении предметно-практических и чувственно-практических действий свойствам объектов формируются внешние перцептивные действия. В дальнейшем происходит сокращение и интериоризация этих действий.

Абстрактное мышление– фундаментальный тип мышления, позволяющий строить «идеальные» понятия на основании обобщения и анализа свойств конкретных объектов или явлений. Производится теоретическое обобщение, позволяющее отразить основные закономерности исследуемых объектов или явлений, изучать и прогнозировать новые, неизвестные закономерности.

Эмоциональное мышление – по мнению Питера Саловея и Джона Мэйера, создавших концепцию эмоционального мышления, определяется интеграцией четырех способностей: восприятие эмоций в себе и других; использование эмоций для направления мышления и решения проблем; понимание того, как эмоции сочетаются и изменяются с течением времени; управление эмоциями для достижения краткосрочных и долгосрочных целей.

Альтернативное мышление –способность выбирать наиболее верное в данном случае решение из всех возможных.

Отметим, что в психологии мышление понимается как психический интеллекту­альный процесс с участием и логиче­ских, и эмоциональных компонентов од­новременно, т. е. как живая человече­ская деятельность, которая немыслима без эмоций.

Доминирование отдельных видов памяти (зрительной, слуховой, эмоциональной, двигательной и др.) в художественном творчестве.Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и лежит в основе любого психического явления, в том числе деятельности и, соответственно, творчества. Личность, ее отношения, навыки, привычки, надежды, желания и притязания существуют благодаря памяти. В памяти выделяются три взаимосвязанных процесса: запоминание, сохранение и воспроизведение.

Для творчества важно разделение памяти по сохраняемому материалу на когнитивную, эмоциональную и личностную, по модальности сохраняемых образов на словесно-логическую и образную. Память также различается по многим параметрам: скорости, прочности, длительности, точности и объему запоминания. Все это количественные характеристики памяти. Но существуют и качествен­ные различия. Они касаются как доминирования отдельных видов памяти зрительной, слуховой, эмоциональной, двигательной и т. п., так и их функционирования. В соответствии с тем, какие сенсорные области доминируют, выделяют следующие индивидуальные типы памяти, характерные для использования в области музыкального искусства: эмоциональную, слуховую, зрительную, двигательную и раз­нообразные их сочетания. Особенно необходимы для творческой деятельности зрительная, двигательная, эмоциональная память. «Чистые» виды памяти в смысле безусловного доминирования одного из перечисленных крайне редки. Чаще всего встречаются различные сочетания зрительной, слуховой и дви­гательной памяти. Типичными их смешениями являются зрительно-двигательная, зрительно-слуховая и двигательно-слуховая память. Однако у большинства людей все же доминирующей выступает зри­тельная память.

Воображение, фантазия, интуиция, озарение. Любой процесс художественного творчества невозможен без воображения. Воображение – это способность человека создавать в сознании образы, представления и манипулировать ими, воспроизводить цепь представлений и впечатлений, хранящихся в памяти. Данный психический процесс играет ключевую роль в самых разных ситуациях: умозрительные представления, предслышание, сочинение, интерпретация, импровизация, моделирование, планирование, игра, творчество в целом. Для творчества одинаково важны все виды воображения и фантазии, при этом огромное значение имеет интуиция – способность принимать правильные решения, минуя промежуточные результаты. Интуитивное решение может возникнуть как в результате напряженного раздумывания над решением вопроса, так и без него. Интересный подход к интуиции предлагается в психологической концепции К. Юнга. Он рассматривает интуицию как одну из ведущих функций личности. Все ученые и творческие работники единодушно отмечают следующие особенности интуитивных процессов: непосредственность; отсутствие рассуждений; отсутствие каких-либо усилий и затруднений, процесс протекает как бы сам собой; процесс сопровождается чувством уверенности в правильности его результатов; разумность; быстрота процесса.

В творческом процесс иногда всё решается в считанные секунды, когда в исканиях в определенный момент наступает «прорыв», решение, озарение или инсайт. Озарение - внутреннее персональное переживание постижения решения определенной задачи. «Инсайт (от англ. «insight» понимание, озарение, внезапная догадка) интеллектуальное явление, суть которого в неожиданном понимании стоящей проблемы и нахождение ее решения. Эврика (от греческого буквально «нашел!») восклицание Архимеда по случаю открытия им гидростатического закона, ставшее общеупотребительным для выражения радости в случае разрешения трудной задачи. Все три термина синонимичны и означают рубеж между осознанием и обдумыванием определенной задачи и её решением. Естественно, без озарения творчество невозможно, иначе оно так и останется на уровне идей и вариантов решений.

 

Тема 7. Восприятие как художественное сотворчество

1.Восприятие как творческий процесс.

2. Механизмы восприятия произведения искусства.

3. Специфика художественного восприятия.

4. Художественный вкус личности.

5. Чувственное познание как основная цель художественного восприятия.

Художественное восприятие сложный процесс соучастия и сотворчества воспринимающего субъекта, который движется от произведения в целом к идее, заложенной автором. Продуктом художественного восприятия становится «вторичный образ» и смысл, который совпадает или не совпадает с образом и идеей задуманными автором.

Проблеме художественного восприятия действительности уделяют большое внимание многие психологи-исследователи художественного творчества, независимо от разделяемых ими теоретических концепций. Практически все исследователи рассматривают художественное восприятие действительности как проявление художественной одаренности и важную основу художественных способностей. Художественное восприятие целенаправленный созидательный процесс, в результате которого происходит формирование творчески активной личности, способной воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить "по законам красоты". Художественное восприятие характеризуется: целостностью (восприятия содержания и средства выразительности), эмоциональной насыщенностью, оценочным характером.

Механизмы восприятия произведения искусства.Художественное восприятие выступает, прежде всего, как психический процесс, который протекает под непосредственным воздействием произведения искусства. Но он коренным образом отличается от того, что принято называть восприятием в психологии [Л.С. Выготский]. Психология рассматривает восприятие как прямое отражение предметов действительности в сознании человека, формирование их «целостных» образов. Такое восприятие или перцепция приносит субъекту информацию об этих предметах, об их материальных свойствах, строении, связях с другими предметами, т.е. об их материальном бытии. Перцепция есть формирование идеального образа материального предмета, воздействующего на психику в данном непосредственно-отражательном акте, а значит, протекает оно как превращение энергии внешнего раздражения в факт сознания. Произведение искусства также материальный предмет. И он также, воздействуя на наше зрение и слух, отражается психикой. Но этим перцептивным актом никак не ограничивается художественное восприятие. Информация о материальном бытии художественного предмета сама по себе не привлекает слушателя, читателя, зрителя. Воспринимая картину, мы не стремимся получить сведения о веществе холста и красок, слушая музыку о физических свойствах звучаний, читая книгу о качестве бумаги и типографской краски. Психика сосредоточивается на приобретении другой информации о том, что лежит за пределами воздействующего на нее предмета. Художественному восприятию перцепция этого предмета нужна для гораздо более сложного и протекающего уже на интеллектуальном уровне психики процесса постижения «заложенной» в воспринимаемом предмете авторской идеальной модели действительности, воплощенных в нем художественных образов.

Художественное восприятие нацелено на «извлечение» этих образов из материального художественного предмета, на их формирование в психике человека. Поскольку же произведение это в отличие от природных явлений и социальных отношений является плодом творчества определенной личности (или группы личностей), его постижение предполагает изучение условий его возникновения, процесса его созидания. Далее идет изучение строения возникшего продукта творческой деятельности, опредметившего замысел художника, и самостоятельной жизни этого произведения, вступившего в общение с множеством людей, для которых оно создавалось.

Специфика художественного восприятия.Архитектоника произведения искусства объясняет структуру его восприятия — едва ли не самый сложный психологический процесс в ряду способов восприятия продуктов культуры. В самом деле, плоды материально-технической деятельности создаются для того, чтобы их практически использовали, плоды научной деятельности, — чтобы их изучали и применяли. Произведения искусства создаются только и именно для их восприятия людьми ради возбуждения определенных переживаний; их получение имеет несомненный, хотя и меняющийся культурный смысл, обладающий ценностью и для каждого любителя искусства, и для общества в целом. Ибо художественное произведение создается для того, чтобы оно жило, — жило почти в буквальном смысле этого слова, т. е. вошло, подобно переживаемым событиям реальной жизни, в духовный опыт каждого человека и всего человечества. Вымышленных героев литературных произведений мы воспринимаем как людей, подобных реальным и хорошо нам знакомым, и все они живут в нашем воображении рядом с реальными людьми.В известном смысле можно утверждать, что образы искусства превосходят по своей жизненности известных нам реальных людей, потому что знаем, что и как они думают и чувствуют, знаем лучше, чем наших реальных добрых друзей. Крайне существенно при этом, что в отличие от восприятия научного произведения восприятие произведения художественного не является «усвоением» заключенного в нем содержания, но «достраивает», как уже отмечалось, данное произведение силой воображения читателя, зрителя, слушателя. Воображение воспринимающего производит в сущности такую же работу, какую проделывают режиссер и актеры, воплощая пьесу. Внешний облик ее персонажей, и пластика их поведения, и интонационный строй их речи, и обстановка действия, и то, что ему предшествовало и что за ним последует, — все это читатель повести и зритель картины должны самостоятельно воссоздать силой своего воображения. Поскольку восприятие считается основным каналом взаимодействия человека с окружающей действительностью, в результате которого он строит свои представления о мире, необходимо учитывать степень соответствия восприятия и интерпретации воспринятого действительности.

Таким образом, восприятие произведений искусства в психологическом отношении сложнее не только восприятия всех других культурных предметов, но и обыденного восприятия реальности, потому что искусство переживается как реальность всей полнотой наших психических «механизмов», но одновременно оценивается в своем специфическом качестве рукотворно-игрового, иллюзорного удвоения реальности.

Художественный вкус личности.Роль «проводника» в эту реальность исполняет художественный вкус личности, который должен в отличие от эстетического вкуса, интуитивно разгадывать смысл художественной формы, поскольку она является не только эстетически значимой конструкцией, но и смыслонесущей знаковой системой, языком, на котором выражено духовное содержание. Художественный вкус открывает читателю, слушателю, зрителю путь от внешней формы к внутренней и от нее к содержанию произведения. Чтобы путь этот был успешно пройден, необходимо соучастие воображения и памяти, эмоциональных и интеллектуальных сил психики, воли и внимания, наконец, веры и любви, т. е. тот же целостный психический комплекс душевных сил, которые осуществляют творческий акт.
Понятно, что эта сложная психическая целостность является динамической системой, соотношение элементов которой имеет бесконечное число вариантов. Они обусловлены, с одной стороны, особенностями различных видов, родов и жанров искусства, с другой характером каждого художественного произведения, с третьей психологической индивидуальностью каждого любителя искусства и уровнем развития его вкуса, с четвертой конкретными условиями восприятия. Все же в практически безбрежном море индивидуальных структур восприятия есть определенные закономерности, которые изучают такие науки, как психология искусства и социальная психология искусства, эстетика же лишь создает для решения этой задачи необходимые теоретические предпосылки.

Как было показано, содержание искусства двусторонне – оно связывает в одно духовное целое познание мира в его отношении к человеку и ценностное осмысление познаваемого.

Чувственное познание как основная цель художественного восприятия. В эстетике чувственное познание является основной целью, в отличие от гносеологии, где оно рассматривается как предварительная ступень для понятийного, логического знания. Эстетика рассматривает его как ценное само по себе. Основным признаком эстетического является то, что чувственное познание осуществляется без его отнесения к понятию. Такой род познавательной деятельности называется восприятием или созерцанием. Это есть восприятие предмета, которое непосредственно, само по себе способно вызывать особое чувство – эстетическое удовольствие или неудовольствие.
В основе эстетического удовольствия лежит усмотрение в предметах целесообразности формы, то есть соответствия предмета некой внутренней цели, внутренней природе. С внешней стороны эта целесообразность может выступать как соразмерность частей друг с другом целым или гармоничное сочетание красок. Чем полнее выражена эта целесообразность формы, тем большее чувство удовольствия оно у нас вызывает, тем более прекрасным оно нам кажется.

Тема 8. Художественное творчество как специфическая форма социального общения

1. Сущность понятия «общение».

2. Основные направления в общении в сфере музыкального исполнительства.

3. Вербальные и невербальные средства общения.

4. Специальная организация творческого общения в методе мозгового штурма.

5. Влияние стиля организации и управления творческим процессом на стиль общения.

 

Сущность понятия «общение». Общение это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый пот­ребностями в совместной деятельности. Он включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание партнера. В самом общем виде общение выступает как форма и способ су­ществования социума. Социальный смысл общения — передача форм культуры и социального опыта. В общении человек самоопределяется и самопредъявляется в многообразии своих индивидуальных психологических особенностей. Общение рассматривается как форма деятельности, осуществляе­мая между людьми и приводящая или не приводящая к возникновению психического контакта. Психический контакт обеспечивает в общении взаимный обмен эмоциями и характеризует общение как двустороннюю деятельность, взаимную связь людей. Общение характеризуется адресованностью, ответностью, информационной и эмоциональной насыщенностью и другими качествами. Специфические особенности ролевого поведения человека в сфере художественной практики предполагают усвоение определенных моделей общения.

Основные направления в общении в сфере музыкального исполнительства.Обычный рабочий процесс, характеризующий работу музыкантов в индивидуальном классе или исполнительском коллективе включает общение. Основные направления общения в сфере музыкального искусства:

– общение участников музыкального коллектива (хора, оркестра, группы и др.) между собой;

– общение исполнительского коллектива с дирижером и дирижера с исполнительским коллективом;

– общение исполнителей со слушателями и слушателей с исполнителями. «Волевая волна», «лучеиспускание», «внутренняя энергия» – все это обозначения той силы, с помощью которой осуществляется управление, без кото







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.