Здавалка
Главная | Обратная связь

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



 

Учебная программа по курсу «Психология» предназначена для реализации на первой ступени высшего образования в рамках цикла социально-гуманитарных дисциплин по специальностям 1-17 03 01 «Искусство эстрады» (по направлениям); 1-21 04 01 «Культурология» (по направлениям).

Общие требования по формированию психологических знаний и социально-психологических профессиональных умений студентов определяются следующими принципами:

-- гуманизации как приоритетного принципа образования, обеспечивающего личностно-ориентированный характер учебного процесса и личностное креативное развитие будущих специалистов;

-- компетентностного подхода, который определяет систему социальных, профессиональных, личностных компетенций специалистов с высшим образованием, повышает роль самостоятельной работы студентов по приобретению знаний, формированию способности находить решения в сложных социально-психологических жизненных и профессиональных условиях;

-- социально-личностной подготовки, которая основывается на единстве усвоенных знаний и умений, эмоционально-ценностных отношений и социально-творческого опыта с учетом интересов, потребностей и возможностей обучаемых;

-- принципом междисциплинарности и интегративности психолого-педагогического образования, реализация которого обеспечивает целостность профессионального образования, тесную связь с другими дисциплинами и психологическим контекстом в целом будущей профессиональной деятельности.

Цель курса – формирование у студентов объективного представления о предмете, методах и задачах психологии, ее основных категориях, месте среди других наук о человеке, психологических основах творческой деятельности, взаимодействии в условиях деятельности творческих коллективов; подготовка высококвалифицированных специалистов в сфере культуры; формирование психологической компетентности в профессиональной деятельности будущих специалистов.

Задачи курса – познакомить студентов с базовыми категориями и понятиями психологической науки, с разнообразной проблематикой общей психологии личности и познания; представить студентам анализ индивидуальных особенностей человека (способностей, темперамента, характера), внутренней (эмоциональной и волевой) регуляции его деятельности;

- сформировать представления о потребностно-мотивационной сфере человека, основных теоретических подходах к пониманию строения и закономерностей развития личности; наметить и обсудить актуальные проблемы практической психологии личности; дать представление об общих вопросах психологии познания, его видов, уровней развития, теоретических подходов к их изучению;

- сформировать научно-практическое представление о модели и структурных компонентах психологического мастерства руководителя творческого коллектива и путях его совершенствования.

На основании изученного материала студенты должны знать:

- теоретические положения общей, возрастной, социальной психологии;

- основные категории, структуру, методы и направления современной психологической науки;

- психологические процессы, состояния, свойства личности и способы психологического влияния на них в учреждениях социокультурной сферы;

- психологические особенности развития личности на разных этапах онтогенеза;

- причины деловых, личностных и межличностных конфликтов и технологию их разрешения в условиях учреждений социокультурной сферы;

- психологические основы творческой деятельности личности и коллектива.

Уметь:

- самостоятельно пользоваться психологическими знаниями в профессиональной деятельности специалиста социокультурной сферы;

- характеризовать закономерности и принципы формирования и развития личности в разных видах деятельности;

- использовать современные технологии формирования ведущих качеств личности в условиях творческих коллективов;

- использовать методику диагностики и развития творческих качеств личности в условиях профессиональной подготовки;

Владеть:

- навыками самоанализа, психологического понимания и интерпретации поведения людей самореализации и самосовершенствования;

- психологической культурой, инструментальными психологическими знаниями и навыками их использования в деятельности специалиста социокультурной сферы;

- системой практических методов диагностики и коррекции возрастных особенностей субъектов социокультурной сферы;

- психологическими механизмами воздействий на человека и группу людей как субъектов социального взаимодействия;

- приемами и методами активизации творческого потенциала личности и коллектива.

В процессе изучения курса «Психология» предполагается широкое использование методов интерактивного обучения, в том числе интерактивных лекций и семинаров, учебных дебатов, дискуссий, ролевых, имитационных и деловых игр, игр-симуляций и др. Лекционный курс ориентирован на максимальное использование мультимедийных средств обучения.

Студенты должны иметь прочные навыки работы с учебной и научной психологической литературой.

Программа составлена кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры социально-гуманитарных дисциплин и физического воспитания ЧУО «Институт современных знаний им. А.М. Широкова» С.А. Пуйманом.

 

 


 

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

для специальности «Искусство эстрады» (дневная форма обучения)

Название разделов (модулей) и тем Количество часов
Всего Аудиторные  
Лекции Практические (семинарские) занятия Лабораторные занятия Самостоятельная работа
ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Введение          
Раздел 1. Общая психология  
Тема 1. Предмет психологии и ее задачи    
Тема 2. Развитие психики и сознания    
Тема 3. Структура и методы современной психологии  
Раздел 2. Познавательные процессы личности
Тема 4. Ощущения и восприятие    
Тема 5. Внимание и память  
Тема 6. Мышление и речь  
Тема 7. Воображение    
Раздел 3. Психология личности
Тема 8. Подходы к изучению личности    
Тема 9. Эмоционально-волевая сфера личности    
Тема 10. Мотивационно-потребностная сфера личности    
Тема 11. Психологическая характеристика деятельности    
Раздел 4. Индивидуально-психологические особенности личности
Тема 12. Темперамент и характер    
Тема 13. Способности и творческое освоение мира  
ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Введение          
Раздел 1. Общие вопросы возрастной психологии
Тема 1. Возрастная психология и ее место в системе наук о человеке    
Тема 2. История становления возрастной психологии как самостоятельной отрасли психологического знания      
Тема 3. Феномен психического развития, подходы к его пониманию      
Тема 4. Периодизация возрастного развития, ее особенности в свете основных психологических теорий  
Раздел 2. Психическое развитие личности на разных этапах онтогенеза
Тема 5. Психологическая характеристика основных этапов развития ребенка от рождения до трех лет    
Тема 6. Психологические особенности дошкольного возраста    
Тема 7. Психологическая характеристика младшего школьного возраста    
Тема 8. Особенности психического развития в подростковом возрасте  
Тема 9. Психологическая характеристика юношеского возраста    
Тема 10. Психологические особенности молодости и зрелости  
Тема 11 Геронтогенез и его основные психологические характеристики      
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Введение          
Раздел 1. Предмет, задачи и методы социальной психологии
Тема 1. Социальная психология как наука    
Тема 2. Направления зарубежной социальной психологии    
Тема 3. Социально-психологическое значение глобализации информационных процессов      
Раздел 2. Общение как социально-психологический феномен
Тема 4. Межличностное общение, его виды и функции  
Тема 5.Социально-психологическая характеристика межличностных конфликтов    
Раздел 3. Социальная психология больших и малых групп
Тема 6.Стихийные группы и массовые движения  
Тема 7. Динамические процессы в малой группе    
Раздел 4. Социальная психология личности
Тема 8. Социально-психологическая характеристика личности    
Тема 9. Социально-психологические регуляторы поведения человека  
ПСИХОЛОГИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА
Введение          
Раздел 1. Процессуальный аспект творчества
Тема 1. Психологические основы процесса творчества  
Тема 2. Психофизиологические детерминанты творчества      
Раздел 2. Психологические особенности творческой личности
Тема 3. Мотивация творческой деятельности    
Тема 4. Психологические характеристики творческой личности  
Тема 5. Креативность как универсальная способность к творчеству    
Раздел 3. Психология познавательных процессов в творчестве
Тема 6. Психические процессы в художественном творчестве    
Тема 7. Восприятие как художественное сотворчество  
Раздел 4. Социально-психологические факторы творческой деятельности
Тема 8. Художественное творчество как специфическая форма социального общения    
Тема 9. Психология творческого коллектива        
Форма отчетности Экзамен (3, 6 сем.); Зачет (4, 5 сем.)
Всего:  
                           

 


 

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

для специальности «Искусство эстрады» (заочная форма обучения)

Название разделов (модулей) и тем Количество часов
Всего Аудиторные  
Лекции Практические (семинарские) занятия Лабораторные занятия Самостоятельная работа
ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Введение          
Раздел I. Общая психология  
Тема 1. Предмет психологии и ее задачи    
Тема 2. Развитие психики и сознания    
Тема 3. Структура и методы современной психологии    
Раздел 2. Познавательные процессы личности
Тема 4. Ощущения и восприятие      
Тема 5. Внимание и память      
Тема 6. Мышление и речь      
Тема 7. Воображение      
Раздел 3. Психология личности
Тема 8. Подходы к изучению личности    
Тема 9. Эмоционально-волевая сфера личности      
Тема 10. Мотивационно-потребностная сфера личности      
Тема 11. Психологическая характеристика деятельности    
Раздел 4. Индивидуально-психологические особенности личности
Тема 12. Темперамент и характер    
Тема 13. Способности и творческое освоение мира      
ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Введение      
Раздел 1. Общие вопросы возрастной психологии
Тема 1. Возрастная психология и ее место в системе наук о человеке    
Тема 2. История становления возрастной психологии как самостоятельной отрасли психологического знания      
Тема 3. Феномен психического развития, подходы к его пониманию      
Тема 4. Периодизация возрастного развития, ее особенности в свете основных психологических теорий    
Раздел 2. Психическое развитие личности на разных этапах онтогенеза
Тема 5. Психологическая характеристика основных этапов развития ребенка от рождения до трех лет      
Тема 6. Психологические особенности дошкольного возраста      
Тема 7. Психологическая характеристика младшего школьного возраста      
Тема 8. Особенности психического развития в подростковом возрасте      
Тема 9. Психологическая характеристика юношеского возраста      
Тема 10. Психологические особенности молодости и зрелости      
Тема 11 Геронтогенез и его основные психологические характеристики      
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Введение      
Раздел 1. Предмет, задачи и методы социальной психологии
Тема 1. Социальная психология как наука    
Тема 2. Направления зарубежной социальной психологии      
Тема 3. Социально-психологическое значение глобализации информационных процессов      
Раздел 2. Общение как социально-психологический феномен
Тема 4. Межличностное общение, его виды и функции    
Тема 5.Социально-психологическая характеристика межличностных конфликтов    
Раздел 3. Социальная психология больших и малых групп
Тема 6.Стихийные группы и массовые движения      
Тема 7. Динамические процессы в малой группе      
Раздел 4. Социальная психология личности
Тема 8. Социально-психологическая характеристика личности      
Тема 9. Социально-психологические регуляторы поведения человека      
ПСИХОЛОГИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА
Введение          
Раздел 1. Процессуальный аспект творчества
Тема 1. Психологические основы процесса творчества    
Тема 2. Психофизиологические детерминанты творчества      
Раздел 2. Психологические особенности творческой личности
Тема 3. Мотивация творческой деятельности      
Тема 4. Психологические характеристики творческой личности      
Тема 5. Креативность как универсальная способность к творчеству      
Раздел 3. Психология познавательных процессов в творчестве
Тема 6. Психические процессы в художественном творчестве      
Тема 7. Восприятие как художественное сотворчество      
Раздел 4. Социально-психологические факторы творческой деятельности
Тема 8. Художественное творчество как специфическая форма социального общения      
Тема 9. Психология творческого коллектива        
Форма отчетности Экзамен (3, 6 сем.); Зачет (4, 5 сем.)
Всего:  
                           

 


 

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

для специальности «Культурология» (дневная форма обучения)

Название разделов (модулей) и тем Количество часов
Всего Аудиторные  
Лекции Практические (семинарские) занятия Лабораторные занятия Самостоятельная работа
ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Введение          
Раздел I. Общая психология  
Тема 1. Предмет психологии и ее задачи    
Тема 2. Развитие психики и сознания    
Тема 3. Структура и методы современной психологии  
Раздел 2. Познавательные процессы личности
Тема 4. Ощущения и восприятие    
Тема 5. Внимание и память  
Тема 6. Мышление и речь    
Тема 7. Воображение
Раздел 3. Психология личности
Тема 8. Подходы к изучению личности    
Тема 9. Эмоционально-волевая сфера личности  
Тема 10. Мотивационно-потребностная сфера личности    
Тема 11. Психологическая характеристика деятельности  
Раздел 4. Индивидуально-психологические особенности личности
Тема 12. Темперамент и характер  
Тема 13. Способности и творческое освоение мира  
ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Введение      
Раздел 1. Общие вопросы возрастной психологии
Тема 1. Возрастная психология и ее место в системе наук о человеке    
Тема 2. История становления возрастной психологии как самостоятельной отрасли психологического знания    
Тема 3. Феномен психического развития, подходы к его пониманию    
Тема 4. Периодизация возрастного развития, ее особенности в свете основных психологических теорий  
Раздел 2. Психическое развитие личности на разных этапах онтогенеза
Тема 5. Психологическая характеристика основных этапов развития ребенка от рождения до трех лет    
Тема 6. Психологические особенности дошкольного возраста  
Тема 7. Психологическая характеристика младшего школьного возраста    
Тема 8. Особенности психического развития в подростковом возрасте  
Тема 9. Психологическая характеристика юношеского возраста    
Тема 10. Психологические особенности молодости и зрелости  
Тема 11 Геронтогенез и его основные психологические характеристики      
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Введение      
Раздел 1. Предмет, задачи и методы социальной психологии
Тема 1. Социальная психология как наука    
Тема 2. Направления зарубежной социальной психологии      
Тема 3. Социально-психологическое значение глобализации информационных процессов      
Раздел 2. Общение как социально-психологический феномен
Тема 4. Межличностное общение, его виды и функции  
Тема 5.Социально-психологическая характеристика межличностных конфликтов    
Раздел 3. Социальная психология больших и малых групп
Тема 6.Стихийные группы и массовые движения    
Тема 7. Динамические процессы в малой группе      
Раздел 4. Социальная психология личности
Тема 8. Социально-психологическая характеристика личности      
Тема 9. Социально-психологические регуляторы поведения человека      
ПСИХОЛОГИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА
Введение          
Раздел 1. Процессуальный аспект творчества
Тема 1. Психологические основы процесса творчества      
Тема 2. Психофизиологические детерминанты творчества      
Раздел 2. Психологические особенности творческой личности
Тема 3. Мотивация творческой деятельности      
Тема 4. Психологические характеристики творческой личности      
Тема 5. Креативность как универсальная способность к творчеству      
Раздел 3. Психология познавательных процессов в творчестве
Тема 6. Психические процессы в художественном творчестве      
Тема 7. Восприятие как художественное сотворчество      
Раздел 4. Социально-психологические факторы творческой деятельности
Тема 8. Художественное творчество как специфическая форма социального общения      
Тема 9. Психология творческого коллектива        
Форма отчетности Экзамен (2 сем.); Зачет (3,4 сем.)
Всего:  
                           

 

 


 

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

для специальности «Культурология» (заочная форма обучения)

Название разделов (модулей) и тем Количество часов
Всего Аудиторные  
Лекции Практические (семинарские) занятия Лабораторные занятия Самостоятельная работа
ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Введение          
Раздел I. Общая психология  
Тема 1. Предмет психологии и ее задачи    
Тема 2. Развитие психики и сознания      
Тема 3. Структура и методы современной психологии    
Раздел 2. Познавательные процессы личности
Тема 4. Ощущения и восприятие      
Тема 5. Внимание и память      
Тема 6. Мышление и речь      
Тема 7. Воображение      
Раздел 3. Психология личности
Тема 8. Подходы к изучению личности    
Тема 9. Эмоционально-волевая сфера личности    
Тема 10. Мотивационно-потребностная сфера личности      
Тема 11. Психологическая характеристика деятельности    
Раздел 4. Индивидуально-психологические особенности личности
Тема 12. Темперамент и характер      
Тема 13. Способности и творческое освоение мира      
ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Введение      
Раздел 1. Общие вопросы возрастной психологии
Тема 1. Возрастная психология и ее место в системе наук о человеке    
Тема 2. История становления возрастной психологии как самостоятельной отрасли психологического знания      
Тема 3. Феномен психического развития, подходы к его пониманию      
Тема 4. Периодизация возрастного развития, ее особенности в свете основных психологических теорий    
Раздел 2. Психическое развитие личности на разных этапах онтогенеза
Тема 5. Психологическая характеристика основных этапов развития ребенка от рождения до трех лет      
Тема 6. Психологические особенности дошкольного возраста      
Тема 7. Психологическая характеристика младшего школьного возраста      
Тема 8. Особенности психического развития в подростковом возрасте      
Тема 9. Психологическая характеристика юношеского возраста      
Тема 10. Психологические особенности молодости и зрелости      
Тема 11 Геронтогенез и его основные психологические характеристики      
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Введение          
Раздел 1. Предмет, задачи и методы социальной психологии
Тема 1. Социальная психология как наука      
Тема 2. Направления зарубежной социальной психологии      
Тема 3. Социально-психологическое значение глобализации информационных процессов      
Раздел 2. Общение как социально-психологический феномен
Тема 4. Межличностное общение, его виды и функции    
Тема 5.Социально-психологическая характеристика межличностных конфликтов      
Раздел 3. Социальная психология больших и малых групп
Тема 6.Стихийные группы и массовые движения      
Тема 7. Динамические процессы в малой группе      
Раздел 4. Социальная психология личности
Тема 8. Социально-психологическая характеристика личности      
Тема 9. Социально-психологические регуляторы поведения человека      
ПСИХОЛОГИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА
Введение          
Раздел 1. Процессуальный аспект творчества
Тема 1. Психологические основы процесса творчества      
Тема 2. Психофизиологические детерминанты творчества      
Раздел 2. Психологические особенности творческой личности
Тема 3. Мотивация творческой деятельности      
Тема 4. Психологические характеристики творческой личности      
Тема 5. Креативность как универсальная способность к творчеству      
Раздел 3. Психология познавательных процессов в творчестве
Тема 6. Психические процессы в художественном творчестве      
Тема 7. Восприятие как художественное сотворчество      
Раздел 4. Социально-психологические факторы творческой деятельности
Тема 8. Художественное творчество как специфическая форма социального общения      
Тема 9. Психология творческого коллектива        
Всего:  
                           

 

 


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Введение

Цель учебной дисциплины «Общая психология». Задачи раздела. Роль курса в формировании психологической компетентности в решении жизненных и профессиональных проблем будущих специалистов в сфере культуры. Связь с другими дисциплинами. Роль общей психологии в системе знаний цикла психолого-педагогических дисциплин. Учебно-методическое обеспечение.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.