Здавалка
Главная | Обратная связь

Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ



Тема 1. Предмет психологии и ее задачи

 

Особенности психологии как науки. Уровень психологических знаний. Житейская, донаучная и научная психология; их отличия и взаимоотношение. Специфика научно-психологического знания. Предмет и объект психологии. Факты, механизмы и закономерности психики.

Психика как одна из форм отражения объективной реальности. Физическое, физиологическое и психическое отражение. Активность как свойство психики. Структура субъективной реальности. Психические процессы, психические состояния и психические свойства.

Отрасли психологической науки: критерии выделения, задачи и общая характеристика. Фундаментальные (базовые) и прикладные (специальные) отрасли психологии. Взаимосвязь психологии с другими науками (философией, политологией, историей, социологией, педагогикой, биологией и др.). Связь психологической науки и практики.

Тема 2. Развитие психики и сознания

 

Различные представления о сущности психики. Понятие высшей нервной деятельности (ВНД) как физиологической основы психики. Деление нервной системы на центральную и периферическую. Строение и функции центральной нервной системы (ЦНС) человека. Рефлекторная деятельность мозга. Безусловные и условные рефлексы. Проблема локализации высших психических функций (ВПФ). Концепция о трех функциональных блоках в работе мозга (А.Р. Лурия).

Возникновение психики в животном мире. Проблема выделения критериев психического. Внешние и внутренние критерии. Панпсихизм, биопсихизм, зоопсихизм, нейропсихизм, антропопсихизм. Эволюционный подход к анализу психики животных. Понятие чувствительности как элементарной формы психики. Гипотеза А.Н.Леонтьева об уровнях развития психики (стадия элементарной сенсорной психики, стадия перцептивной психики и стадия интеллекта). Общая характеристика психики животных. Инстинкты, навыки, интеллектуальное поведение. Сознание как высший уровень развития психики. Филогенетические предпосылки его возникновения. Сознание и бессознательное.

Роль наследственности и среды в развитии психики ребенка. Понимание источника, условий и движущих сил психического развития в отечественной психологии. Возрастная периодизация развития психики.

 

Тема 3. Структура и методы современной психологии

 

Современная психология и ее место в системе наук. Психология как сложная система развивающихся наук. Общая психология как фундаментальная (базовая) отрасль психологии. Междисциплинарные связи психологической науки. Основные направления современной психологии.

Понятие научного метода. Соотношение методологии, метода и методики исследования. Организационные методы психологии (сравнительный метод, лонгитюдный, метод срезов, комплексный метод).

Эмпирические методы. Наблюдение, его виды (внешнее и внутреннее, включенное и стороннее, свободное и стандартизированное, сплошное и выборочное). Эксперимент как метод психологического исследования, его преимущества и недостатки. Требования к проведению эксперимента. Естественный, лабораторный и психолого-педагогический эксперименты. Моделирование. Методы опроса: беседа, интервью, анкетирование. Психологические тесты и их виды. Метод изучения продуктов деятельности, понятие о биографическом методе. Социометрия.

Понятие измерения в психологии. Измерительные шкалы: номинальные, порядковые, интервальные, шкалы равных интервалов. Характеристика шкал, статистические методы, применимые к каждому типу шкал. Понятие нормального распределение признака. Основные характеристики нормального распределения: среднее арифметическое, среднеквадратическое распределение, дисперсия, асимметрия и эксцесс. Понятие генеральной совокупности, виды совокупностей, параметры и свойства совокупности. Понятие выборки. Основные свойства и характеристики. Классификация выборки по репрезентативности, объему, системе отбора и схеме испытания. Основные разделы математической статистики, краткая характеристика задач и методов (описательная статистика, индуктивная статистика, корреляционный анализ). Методы описательной статистики: оценка средних величин (мода, медиана, среднее арифметическое), оценка разброса данных (размах вариации, дисперсия, среднестатистическое отклонение, коэффициент вариации). Понятие статистического критерия (параметрические и непараметрические критерии, особенности, плюсы и минусы), примеры критериев. Уровни статистической значимости. Ошибка первого рода. Мощность критерия. Ошибка второго рода. Понятие статистической гипотезы. Виды статистических гипотез (нулевая, альтернативная). Правило принятия альтернативной гипотезы.

Методы обработки и интрепретации данных в психологии. Контент-анализ. Психодиагностика и коррекция личности. Представление о методах коррекции, используемых в психологической практике: аутотренинг, групповой тренинг. Способы психологического воздействия на человека: заражение, внушение, убеждение.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.