Здавалка
Главная | Обратная связь

Раздел 2. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ ЛИЧНОСТИ



Тема 4. Ощущения и восприятие

 

Понятие ощущения. Ощущение как рефлекс. Органы чувств и их значение. Строение анализатора. Критерии классификации ощущений. Абсолютный и разностный пороги и методы их измерения. Адаптация, синестезия, сенсибилизация.

Основные классификации ощущений. Место ощущений в ряду других познавательных процессов. Классификация органов чувств. Специфика ощущений различных модальностей. Уровни чувствительности (эксперименты X. Хэда). Рецепторная и рефлекторная трактовка ощущений. Системная организация сенсорики. Фило- и онтогенез сенсорного развития. Органы чувств и их взаимодействие. Синестезия.

Зрение. Органы зрения и их эволюция. Устройство глаза, его оптический и двигательный аппарат. Свет и его параметры. Основные параметры зрительного ощущения. Ретинальный образ. Центральное и периферическое зрение, дневное и сумеречное. Слепое пятно. Световая и цветовая чувствительность. Острота и чувствительность палочек и колбочек. Кривые адаптации палочек и колбочек. Явление А. Пуркинье. Критическая частота мельканий. Послеобразы (фигурные и цветовые).

Модели монокулярного зрения. Карты видимого поля. Бинокулярное зрение. Закон идентичных зрительных направлений Г. Геринга. Теория локальных знаков Лотце. Дистальный и проксимальный стимул. Роль движений глаз в процессе зрения. Исследование зрения при стабилизации изображения относительно сетчатки. Верзионные и вергентные движения. Конвергенция и дивергенция.

Цвет. Механизмы цветового зрения. Цветовой тон, светлота, насыщенность, их физические корреляты. Основные феномены цветового зрения. Закон слияния цветов. Основные цвета. Смешение цветов. Теории цветового зрения. Трехкомпонентная теория Юнга-Гельмгольца. Интегративная теории цвета. Системы классификации цветов.

Слух. Устройство и функция слухового анализатора. Параметры слуховых ощущений и их физические корреляты: громкость, высота, тембр. Абсолютная и разностная слуховая чувствительность. Аудиометрия. Изосонические кривые. Теории слуха. Локализация звука. Дефекты слухового восприятия. Эмоциональное воздействие звука. Вестибулярные ощущения.

Осязание. Тактильный анализатор. Механизм осязания. Разностный пространственный порог. Пороги тактильной чувствительности на разных участках тела. Кривая адаптации. Роль движений в тактильном ощущении. Активное и пассивное осязание.

Вкус. Обоняние. Проприоцептивные ощущения. Органические ощущения.

Вкусовой анализатор. Основные виды вкусовых ощущений. Пороги вкусовых ощущений и кривая адаптации. Эмоциональная характеристика вкусовых ощущений.

Механизм обоняния. Теория основных запахов. Классификация запахов. Пороги обоняния и кривая адаптации.

Кинестетические ощущения. Схема тела. Эксперименты X. Хэда. Вибрационные ощущения. Боль и болевые ощущения. Механизмы болевых ощущений. Органические ощущения. "Темное чувство". Температурная чувствительность. Пороги и кривые адаптации.

Перцептивный образ. Основные характеристики восприятия: предметность, целостность, константность, осмысленность. Стабильность видимого мира. Гештальтпсихология. Феномены гештальта (близость, простая структура, равновесие, сходство, симметрия и т.д.).

Отличие ощущения и восприятия. Основные феномены и свойства восприятия (предметность, целостность, константность и др.). Виды восприятия: восприятие формы, пространства, движения, времени. Иллюзии восприятия и причины их возникновения.

Первичные и вторичные факторы восприятия пространства. Механизмы восприятия двумерного пространства как механизмы восприятия пространственного распределения яркости. Градиент текстуры (Дж. Гибсон). Теория Д. Марра. Константность зрительного направления (Ч. Шеррингтон, Г. Гельмгольц, А.ф.Хольст, Д. МакКей).

Восприятие удаленности. Монокулярные и бинокулярные признаки удаленности. Зрительное направление. Интермодальное взаимодействие при восприятии пространства.

"Видимое поле" (Дж. Гибсон). Окуло- и эгоцентрическое зрительное направление (А.Д. Логвиненко). Диспаратность (абсолютная и относительная). Стереопсис. Стереоскопический эффект. Зоны стереопсиса. Диплопия. Гороптер (теоретический и эмпирический). Стереоскоп. Стереограммы Б. Юлеша. Псевдоскопические феномены. Фузия, бинокулярное соревнование, сенсорная фузия. Оценка удаленности знакомых предметов. Соотношение размера и удаленности. Комната Эймса.

Восприятие движения. Факторы и основные закономерности восприятия движения. Параллакс. Пороги восприятия движения. Адаптация к абсолютному и относительному движению. Оценка скорости и направления движения. Иллюзии движения. Эксперименты С. Ульмана и Б. Юлеша. Теории движения. Эффект луны. Автокинетический эффект и его объяснение. Индуцированное движение. Стробоскопическое движение. Восприятие причинности. Атрибуция причинности.

Восприятие времени. Факторы, закономерности и механизмы восприятия времени. Роль различных анализаторов в восприятии времени. Субъективное ограничение в восприятии и шкалировании длительности стимула и интервала.

Восприятие объектов

Узнавание трехмерных объектов. Перцептивная категоризация. Силуэт и разрывы контура. Теории ранней селекции (У. Найссер, П. Линдсей и Д. Норман). Выделение отдельных признаков и их конъюнкций (Э. Трейсман). Разрывы контура и маскировка. Признаки локации и признаки объектов. Влияние контекста на опознание объектов. Каноническая точка зрения и время опознания объектов.

Перцептивная деятельность, перцептивное действие, перцептивная задача. Перцептивный конфликт. Восприятие нереальных объектов, лестница Шродера. Перцептивные гипотезы и перцептивные эталоны. Апперцепция, роль установки в восприятии. Иллюзии восприятия. Избирательность восприятия. Личностные факторы восприятия, влияние мотивации на селективность восприятия. Индивидуальный стиль. Перцептивная защита. Восприятие человеческого лица и человеческой фигуры.

 

Тема 5. Внимание и память

 

Особенности внимания по сравнению с другими психическими процессами. Основные свойства внимания. Объем внимания. Зависимость объема внимания от задачи испытуемого (материал, операции, цели, установки). Селективность (избирательность внимания). Эксперименты Ч. Черри. Концентрация, устойчивость, колебания внимания. Помехоустойчивость. Отвлечение внимания. Интенсивность внимания. Направленность внимания. Переключение и распределение внимания Ориентировочный рефлекс. Активационная теория внимания. Доминанта А.А. Ухтомского.

Экспериментальное изучение внимания. Непроизвольное и произвольное внимание

Методы изучения внимания. Теории внимания в разных психологических школах (моторные теории внимания, когнитивистские теории внимания). Дж. Джеймс о внимании (понятие апперцепции). Внимание как состояние сознания и апперцепция (В. Вундт). Теория внимания Т. Рибо. Дискуссия о внимании в гештальтпсихологии (внимание и восприятие). У. Найссер: процессы предвнимания. Внимание в культурно-исторической концепции Л.С. Выготского. Теория пассивной переработки (Д. Норман). Внимание как действие контроля (П.Я. Гальперин). Установка на стимул и установка на ответ (Д. Бродбент). Виды внимания по Н.Н. Ланге. Определение видов внимания по Н.Ф. Добрынину. Определение видов внимания по Э. Титченеру.

Произвольное и непроизвольное внимание; факторы их обусловливающие. Внимание и эраузал. Внимание и контроль. Произвольное внимание. Особенности, условия возникновения и поддержка произвольного внимания. Усилия при произвольном внимании. Опосредованный характер произвольного внимания. Методика двойной стимуляции. Психологические механизмы произвольного внимания. Развитие внимания в онтогенезе. Пути формирования внимания. Послепроизвольное внимание.

Понятие памяти. Память в ряду других познавательных процессов. Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание. Классификация видов памяти в зависимости от запоминаемого содержания и формы воспроизведения (эмоциональная, двигательная, образная, словесно-логическая). Эйдетизм. Образы представления. Реконструкция образа. Влияние модальности заучивания и воспроизведения.

Память и деятельность

Мнемическая задача. Влияние материала на запоминание (объем, однородность, привычность, осмысленность и т.д.). Произвольное и непроизвольное запоминание (А.А. Смирнов, П.В. Зинченко). Непосредственное запоминание (опыты X. Эббингауза). Зависимость от эмоционального фона (3. Фрейд). Генетическая теория памяти П.П. Блонского. Научение. Виды научения: привыкание, импринтинг, имитация, облигаторное, факультативное, викарное, реактивное, оперантное, когнитивное. Роль повторения и подкрепления. Кривые научения (в зависимости от видов памяти). Критерии научения. Перенос навыков. Автоматизация и дезавтоматизация навыков. Интерференция навыков. Формирование сложного психофизиологического навыка. Природа навыка и тренировка (Н.А. Бернштейн). Закон «силы» навыка. Роль упражнений и периодичности. Способы заучивания, распределение упражнений во времени. Влияние на память перерывов в деятельности, эффект Б.В. Зейгарник. Зависимость от динамики и структуры деятельности.

Использование мнемических средств

Мнемические действия. Мнемотехника. Забывание, теории забывания. Ретро- и проактивная интерференция. Изменение памяти во времени. Кривые забывания для разных видов памяти. Ассоциативные теории памяти. Ассоциации, их виды и роль в организации памяти. Законы ассоциаций.

Память как процесс приема, хранения и переработки информации

Иконическая, эхоическая и сенсорная память. Эксперименты Дж. Сперлинга. Кратковременная память, оперативная память. Долговременная память. Организация долговременной памяти. Метапамять. Понятие реминисценции (П. Жане). Припоминания, воспоминания. Влияние модальности заучивания и опроса на продуктивность припоминания.

Память и представление.

Концепция Ф. Бартлетта. Особенности представлений. Классификация представлений. Прототипические представления. Общие и конкретные представления. Параметры образа (четкость, яркость, управляемость и т.д.). Понятие воображения. Контаминации схем действия и образов. Ментальная репрезентация. Схемы, скрипты, фреймы. Процедурное и декларативное знание. Образное и вербальное кодирование. Модальный и амодальный код. Модели двойного и унитарного кодирования (А. Пайвио, 3. Пилишин). Последовательная и параллельная переработка информации.

 

Тема 6. Мышление и речь

 

Общефилософские основы исследования мышления. Предмет психологии мышления.

Соотношение наук изучающих мышление. Подходы к исследованию мышления на разных этапах развития психологической мысли. Вюрцбургская школа исследования мышления. Подходы к изучению мышления в бихевиоризме (Б. Скиннер, В. Торндайк). Исследования мышления в рамках гештальтпсихологии (К. Келлер, К. Дункер). Попытки кросскультурного исследования мыслительных процессов.

Мышление в структуре познавательных процессов. Мышление и восприятие. Мышление и память. Мышление и воображение. Мышление и творчество. Типологии мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое: практическое и теоретическое; дискурсивное, интуитивное; аутистическое, эгоцентрическое, реалистическое; репродуктивное, продуктивное.

Методы изучения мышления. Общепсихологические методы: наблюдение, эксперимент, анализ продуктов деятельности, метод беседы.

Конкретные методики изучения мышления: «клинический метод Ж. Пиаже», метод «рассуждения вслух» и реконструкции структуры решения по вербальным попыткам решения (Э. Клапаред, К. Дункер); методы объективизации невербализованных исследовательских актов. Тестирование интеллекта и дифференциально-психологическое изучение мышления: тест Дж. Равена, тест Д. Векслера, тест Г. Айзенка и др.

Структура процесса мышления.

Субъект мышления. Мышление как процесс и его продукты (понятия, знания, суждения, умозаключения). Мыслительная задача. Классификация задач (О. К. Тихомиров). Проблемные ситуации. Виды проблемных ситуаций. Этапы процесса мышления (постановка проблемы, анализ условий, выдвижение гипотезы, функциональное решение, конкретное решение, проверка). Соотношение разных подходов к описанию стадии мыслительного процесса: схема Л. Уоллеса, схема К. Дункера, схема операций мышления по О. Зельцу и в школе С.Л. Рубинштейна. Мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение, конкретизация, сравнение и пр. Анализ через синтез как механизм мышления. Факторы, влияющие на успешность решения задачи.

Мышление в индивидуальной деятельности.

Мышление как форма познавательной деятельности. Мотивация мыслительной деятельности. Мышление и целеобразование. Понятие промежуточной цели и операционального смысла. Эмоциональное регулирование мышления. Положение Л.С. Выготского о единстве аффекта и интеллекта. Мышление и самосознание. Осознаваемые и неосознаваемые компоненты мыслительной деятельности, их роль на разных этапах процесса мышления.

Интеллектуальные способности.

Понятие интеллекта и интеллектуальных способностей. Тестирование интеллекта. Принципы развития интеллектуальных способностей. Образное мышление и воображение. Тесты на образное мышление. Вербальный интеллект и его диагностика. Мышление и прогнозирование. Мышление и творчество. Продуктивные и репродуктивные формы умственной деятельности. Критерии выделения творческого мышления. Исследование творческого мышления в отечественной и зарубежной психологии. Тестирование творческих способностей.

Понятийное мышление

Понятие. Виды понятий. Специфика психологического изучения формирования понятий: метод определения понятия, метод сравнения и различения, метод классификации, метод формирования искусственных понятий (методики: Н. Аха, Л.С. Выготского и Л. Сахарова). Сравнительное исследование формирования научных и житейских понятий. Процессы категоризации (модели: дискретных признаков, прототипов, базовых категорий). Сравнительное исследование развития научных и житейских понятий.

Общее понятие о языке и речи.

Проблема языка и сознания. Проблемы психологического строения языка. Речь и общение. Коммуникативная ситуация. Развитие коммуникации в филогенезе. Виды коммуникации. Вербальная и невербальная коммуникация. Речевое поведение. Речевая деятельность, речевое действие. Роль речи в протекании психических процессов. Роль речи в развитии интеллекта по Л.С. Выготскому и Ж. Пиаже. Роль слова в организации восприятия, роль речи в организации речевого акта. Генезис регулирующей функции речи. Виды и функции речи. Устная, письменная, монологическая, диалогическая, внутренняя и внешняя речь. Соотношение внешней и внутренней речи. Эгоцентрическая и внутренняя речь. Структура, функции и развитие эгоцентрической речи: полемика: Л.С. Выготского и Ж. Пиаже.

Слово и его семантическое строение.

Происхождение слова. Путь от симпрактического к синсемантическому строению слова. Значение и смысл слова. Семантическая структура и функция слова. Слово и "смысловое поле". Категориальное значение слова. Лексические функции и валентности слов. Развитие значений слов в онтогенезе. Развитие предметной отнесенности. Этапы развития значений. Выделение Л.С. Выготским функциональных эквивалентов понятия: синкреты, комплексы, псевдопонятия, потенциальные и истинные понятия. Семантические поля и их объективное изучение. Ассоциативные методы оценки семантических полей. Измерение смысловых полей методом шкал. Объективные методы исследования многомерных связей слова

Речевое высказывание.

Проблема единиц языка. Психологическая проблема фразы как единицы высказывания. Синтаксическое и семантическое строение фразы. Основные формы речевого высказывания (устная: диалогическая, монологическая, письменная речь). Развернутое речевое сообщение и его порождение (мотив и замысел высказывания). Онтогенез речевого высказывания. Сложные формы речевого высказывания. Анализ процессов понимания. Слово и предложение. Понимание слов. Понимание фразы (гипотеза Н. Хомского и Дж. Миллера). Понимание смысла сложного сообщения. Текст и подтекст. Понятие референтной ситуации (Ф. Джонсон-Лэйрд). Роль зрительных образов в понимании предложений (гипотеза А. Пайвио). Язык и дискурсивное мышление. Операция вывода. "Эффект атмосферы". Рационалистическое направление Хэнли. Теория де-дуктивного вывода Ф. Джонсона-Лэйрда.

 

Тема 7. Воображение

 

Общая характеристика воображения, его основные отличия от образов памяти и восприятия. Воображение как специфический вид человеческой деятельности. Возникновение воображения в условиях пробуждения потребностей. Взаимосвязь воображения с чувственным познанием и мышлением. Активная роль воображения в проблемных ситуациях, характеризуемых дефицитом информации. Роль фантазии в художественном и научном творчестве. Опережающее отражение в процессе воображения. Виды воображения: активное и пассивное; непроизвольное и произвольное; воссоздающее и творческое. Творчество и развитие личности. Мечта и практическая деятельность.

Способы создания образов воображения. Анализ полученных реальных впечатлений и пути их преобразования в воображаемые образы. Воображение и личность. Индивидуальные качества воображения.

Целостность системы познания и проблема выделения отдельных познавательных процессов. Общее представление об «образе мира».

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.