Здавалка
Главная | Обратная связь

Раздел 3. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ



 

Тема 8. Подходы к изучению личности

 

Общее представление о личности. Соотношение и области применения понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность», «субъект деятельности». Представление о личности в работах отечественных и зарубежных психологов (Б.Г.Ананьев, Л.И.Анциферова, А.Н.Леонтьев, У.Джемс, Г.Олпорт и др.).

История исследования личности в психологии. Современные теории личности. Использование системно-структурного анализа в психологической науке. Структурный подход к изучению личности, его особенности, преимущества и ограничения. Факторный подход к описанию структуры личности (Р. Кеттелл, Г. Айзенк). Структура личности в работах отечественных психологов (В.С.Мерлин, К.К.Платонов и др.). Обзор западных теорий личности (З.Фрейд, К.Юнг, Э.Фромм, В.Франкл, Дж.Келли).

Развитие и формирование личности. Понятие социализации. Интериоризация как механизм социализации (П. Жане, Л.С. Выготский). Стадии процесса социализации; институты социализации. Биологическое и социальное в структуре личности. Проблема устойчивости личности.

Психологическая характеристика самосознания, его соотношения с сознанием. Функции самосознания. Стадии развития представлений о себе в процессе взросления индивида (И.И.Чеснокова, В.С.Мерлин). Факторы развития самосознания. Понятие Я-концепции; ее структура и функции. Профессиональная Я-концепция. Уровневый подход к самосознанию. Характеристика самооценки как компонента самосознания. Методы изучения самосознания в психологии. Самораскрытие и самопредъявление личности в общении. Негативные последствия самораскрытия.

Самосознание личности и его уровни. Формы и функции самосознания в жизнедеятельности человека. Образ «Я», самооценка, уровень притязаний личности. Защитные механизмы «Я». Самосознание и мотивационная сфера личности. Понятие о фрустрации.

Социальная регуляция деятельности. Социальная позиция, ожидание, роли и санкции. Ролевое поведение и его закономерности. Социальные установки. Общественные идеалы и установки, их личностное присвоение.

 

Тема 9. Эмоционально-волевая сфера личности

 

Понятие эмоций. Взгляды на происхождение эмоций К.Изарда. Функции эмоций (оценки, коммуникативная, подкрепления и др.). Виды эмоциональных процессов по С.Л.Рубинштейну и А.Н.Леонтьеву (органическая чувствительность, предметные чувства, мировоззренческие чувства, аффекты, страсти, настроение и др.). Теории эмоций.

Общая характеристика эмоций. Основные функции эмоций: коммуникативная, сигнальная, оценочная, стимулирующая, регулятивная, защитная. Виды эмоциональных явлений. Эмоции и чувства. Классификации эмоций. Тревожность, аффект, фрустрация, способы их исследования в психологии. Стресс, его виды. Посттравматические стрессовые расстройства. Психотерапевтические методы управления стрессовыми реакциями (рациональная и суггестивная психотерапия). Психологические теории эмоций (Джемса-Ланге, Линдслея-Хебба, П.В.Симонова и др.).

Воля. Проблема воли в психологии. Подходы к пониманию воли (мотивационный, свободы выбора, рефлекторный и регулятивный). Основные признаки воли как психологического явления. Волевые качества. Изучение психологии воли в отечественной и зарубежной психологии. Схема этапов волевого действия. Наличие препятствий и борьба мотивов как условия возникновения и осуществления волевого акта. Проблема выбора и принятия решения. Свобода воли и личностная ответственность. Психологическая характеристика различных уровней регуляции поведения (непроизвольного, произвольного и волевого). Развитие воли у человека.

Простые и сложные волевые процессы.

 

 

Тема 10. Мотивационно-потребностная сфера личности

 

Основные подходы к рассмотрению потребностей: потребность как нужда, как предмет удовлетворения нужды, как отсутствие блага, как необходимость, как состояние. Потребности организма и личности. Стадии формирования и реализации потребности: напряжение, оценка, насыщение. Факторы реализации потребностей: конкретизация, ментализация, социализация.

Основные подходы к рассмотрению мотивов: мотив как потребность, как предмет удовлетворения потребности, как намерение, как личностная диспозиция, как побуждение, как состояние, как формулировка, как удовлетворенность. Смыслообразующие мотивы и мотивы-стимулы. Осознаваемые и неосознаваемые мотивы поведения: инстинкт, влечение, стремление, желание, хотение. Структура мотива по Е.П.Ильину. Функции мотивов. Стадии формирования мотива.

Основные проблемы психологии мотивации

Проблема мотивации в теории инстинктов (У.Макдауголл, «психогидравлическая модель» К.Лоренца, Н.Тинберген). Психоаналитическая теория мотивации. Бихевиористская теория мотивации (Э. Торндайк, Э. Толмен, К. Халл). Проблема мотивации в теории поля К.Левина. Проблемы мотивации в дифференциальных теориях (Г. Мюррей, Д. Мак-Клелланд, Дж. Аткинсон). Когнитивистские теории мотивации (теория когнитивного баланса Хайдера, теория когнитивного диссонанса Фестингера, теория когнитивной оценки Диси). Факторные теории мотивации (Дж.Гилфорд, Р.Кеттелл). Иерархическая модель потребностей А.Маслоу. Теории внешней и внутренней мотивации.

Классификация потребностей и мотивов.

Инстинктоподобные мотивационные диспозиции по У. Мак-Дауголлу. Основания для классификации потребностей по Г.Мюррею. Характеристика психогенных потребностей по Г.Мюррею. Сравнительный анализ низших и высших потребностей по А.Маслоу. Последовательность проявления потребностей в онтогенезе. Характеристика невротических потребностей по К. Хорни. Основные виды социальных потребностей по Э. Фромму. Классификация потребностей в отечественной психологии (П.В. Симонов, А.В. Петровский, С.Б. Каверин, И.А. Фурманов).

 

Тема 11. Психологическая характеристика деятельности

 

Общее понятие о строении человеческой деятельности. Деятельность и активность. Отличие деятельности от поведения и активности животных. Специфика человеческой деятельности. Основные характеристики деятельности: цель, мотив, предмет, структура, средства осуществления. Интериоризация и экстериоризация деятельности. Освоение деятельности и упражнение. Основные виды деятельности и их развитие у человека. Игра. Учение. Трудовая деятельность. Общение как деятельность. Понятие ведущей деятельности и ее роль в развитии психики. Психические процессы как внутренние компоненты деятельности.

Потребности как источник активности. Виды потребностей. Потребности человека и мотивация деятельности. Единство сознания и деятельности человека, мотивация деятельности. Внешняя и внутренняя деятельность и их взаимосвязь.

Структура деятельности человека. Действия и движения человека. Осознанные и автоматизированные компоненты деятельности. Кривые упражнения (научение). Навык как сознательно автоматизируемое действие. Взаимодействие навыков. Перенос и интерференция навыков. Умения как элементы деятельности. Понятие привычки, ее место в структуре деятельности. Умения, навыки, привычки и их особенности. Навыки, их структура и закономерности выработки. Проблема переноса навыков.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.