Здавалка
Главная | Обратная связь

Раздел 4. ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ



ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ

 

Тема 12. Темперамент и характер

 

История изучения темперамента с древности до наших дней. Типологический подход к исследованию темперамента, характеристика основных типов (холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик). Гуморальные теории темперамента и их критика. Конституциональные теории: типология Э. Кречмера, У. Шелдона. Физиологические основы темперамента, его связь с типами ВНД (И.П. Павлов). Современные представления о связи свойств нервной системы и темперамента. Возрастные особенности проявления темперамента. Роль темперамента в профессиональной деятельности.

Понятие характера. Отношения как основа черт характера. Социально-типическое и индивидуально-своеобразное в характере. Функции характера. Сравнительная характеристика темперамента и характера. Типы характера по А.Р. Лазурскому. Понятие эндопсихики и экзопсихики. Формирование характера в детском возрасте. Акцентуация характера. Типы акцентуаций (К. Леонгард, А.Е. Личко). Методы психологического исследования темперамента и характера.

 

Тема 13. Способности и творческое освоение мира

Представление о способностях в трудах С.Л. Рубинштейна, В.С. Мерлина, В.Д. Шадрикова, В.М. Теплова и др. Способности, задатки и индивидуальные различия людей. Развитие способностей. Способности и склонности. Понятие одаренности и таланта. Связь одаренности с психопатией (Ч. Ломброзо), психоаналитическое объяснение одаренности. Методы диагностики способностей.

Общие и специальные способности, их роль в успешности выполнения и освоения деятельности. Формирование и развитие способностей. Измерение способностей. Тестирование интеллекта, коэффициент умственного развития. Природа человеческих способностей (условия и предпосылки развития). Виды способностей: учебные и творческие, умственные и специальные. Формирование способностей.

 

ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Введение

Предмет и задачи дисциплины. Место дисциплины в подготовке специалиста социокультурной сферы. Связь курса возрастной психологии с другими дисциплинами как психологического, так и социально-гуманитарного профиля. Структура дисциплины, источники ее изучения. Основные требования к освоению данной дисциплины.

 

Раздел 1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

 

Тема 1. Возрастная психология и ее место в системе наук о человеке

Предмет возрастной психологии и ее проблемы. Ключевые понятия возрастной психологии. Возрастная психология в системе наук о человеке. Связь возрастной психологии с другими отраслями психологического знания. Методы возрастной психологии и их классификация.

 

Тема 2. История становления возрастной психологии как самостоятельной отрасли психологического знания

 

Возникновение возрастной психологии в середине 19 века (Ч. Дарвин, В. Прейер, И. Тэн, Б. Перэ). Становление идеи развития в возрастной психологии (Г. Лейбниц, Г. Гегель, Г. Спенсер).

Биогенетическое направление в исследовании детского развития. Теория конвергенции двух факторов (В. Штерн). Теория рекапитуляции (Ст. Холл). Онтогенетическое развитие психики ребенка есть краткое повторение всех стадий филогенетического развития психики человека. Карл Бюлер: в основе психического развития - врожденные структуры, самораскрывающиеся в процессе жизни. Основатели бихевиористской концепции Джон Уотсон и Эдвард Торндайк: психическое развитие отождествляется с научением. Теория оперантного научения Берхауза Фредерика Скиннера: воздействие окружающей среды определяет поведение человека. Вильям Штерн: психическое развитие - саморазвертывание имеющихся у человека задатков, направляемое и определяемое той средой, в которой живет ребенок (теория конвергенции двух факторов). Теория трех ступеней детского развития: инстинкт, дрессура и интеллект (К. Бюлер).

Социогенетическое направление в исследовании детского развития.

Развитие ребенка как научение в бихевиоризме (Э. Торндайк, Д. Уотсон).

Психоаналитические теории детского развития (З. Фрейд, А. Адлер, К. Юнг, А. Фрейд). Неудачи адаптации в раннем детстве сказываются в течение всей жизни. Зигмунд Фрейд: стадии психосексуального развития. Подходы к психотерапии, разработанные А. Фрейд. Исследование «трудных детей» в работах Анны Фрейд и Мелани Клейн. Психоанализ М. Клейн. Роль раннего детского опыта в последующем развитии личности. Эпигенетическая теория развития личности (Э. Эриксон).

Психоаналитические теории детского развития. Эпигенетическая теория развития личности; генетическая психология: учение об интеллектуальном развитии ребенка. Эрик Эриксон: личность - результат разрешения социального конфликта, возникающего при взаимодействиях в узловых точках развития. 8 стадий психосоциального развития по Э. Эриксону. Исходные принципы и основные понятия теории интеллектуального развития ребенка Ж. Пиаже: умственное развитие – непрерывная и неизменная последовательность стадий, каждая из которых подготовлена предшествующей и в свою очередь подготавливает последующую. Учение об эгоцентрической позиции ребенка. Проблема соотношения эгоцентрической речи и мышления (Ж. Пиаже, Л.С. Выготский).

Женевская школа генетической психологии. Учение Ж. Пиаже о развитии операционального интеллекта. Стадии интеллектуального развития. Соотношение интеллекта с другими психическими функциями в концепции Ж. Пиаже.

Развитие ребенка как социализация (М. Мид).

Концепция социально-исторической обусловленности развития (А. Валлон и Р. Заззо).

Гуманистическая психология, ее значение для возрастной психологии.

Культурно историческая теория развития высших психических функций Л.С. Выготского. Основные положения теории: выявление конкретного механизма влияния среды, который изменяет психику ребенка, приводя к появлению специфических для человека высших психических функций (интериоризация знаков – искусственно созданных человечеством стимулов-средств, предназначенных для управления своим и чужим поведением). Теоретическое и практическое значение культурно-исторической концепции Л.С. Выготского для психологии.

Периодизации психического развития по ведущим видам деятельности в работах Д.Б. Эльконина. Понятие ведущей деятельности. Ребенок в системе отношений: «ребенок – вещь» и «ребенок – взрослый». Психическая деятельность как интериоризация внешней предметной деятельности субъекта.

 

Тема 3. Феномен психического развития, подходы к его пониманию

 

Проблемы развития и особенности человека как представителя биологического вида. Подходы к анализу внутренних причин психического развития. Концепция индивида (Б. Г. Ананьев). Первичные и вторичные индивидные свойства. Основные направления исследования первичных и вторичных индивидных свойств (выявление возрастно-половых корреляций, динамика взаимосвязей индивидных свойств в условиях активной деятельности и в условиях экстремальной деятельности). Социальное развитие и социализация. Этапы социального развития. Предпосылки, определяющие развитие психики. Условия, определяющие развитие психики. Роль биологических и социальных факторов в психическом развитии. Развитие как процесс. Физическое, физиологическое, психическое, социальное, духовное развитие. Понятия "онтогенез", "филогенез", "госпитализм".

 

Тема 4. Периодизация возрастного развития, ее особенности в свете основных психологических теорий

 

Проблема возрастной периодизации.

Понятие возраста. Критерий для периодизации психического развития. Возрастные новообразования. Три группы схем периодизации. Биогенетический подход к исследованию психики. Теория трех ступений развития К. Бюлера. Психоаналитические теории развития личности: периодизации З. Фрейда и Э. Эриксона. Теории когнитивного развития: периодизации Ж. Пиаже и А. Валлона. Теории нравственного развития: периодизации Колберга и Гиллиган. Гуманистический подход к исследованию личности: ступени развития личности по А.Маслоу и Ш.Бюллер.

Структура и динамика возраста. Концепция Л.С. Выготского. Понятие возраста. Возрастные новообразования. Критические и стабильные периоды. Структура возраста. Структура критических возрастов. Центральные и побочные линии развития. Динамика возраста. Социальная ситуация развития. Соотнесение понятий "возраст" и "развитие". Реальный уровень развития. Зона ближайшего развития. Периодизация детского развития Д.Б. Эльконина.

Категории возраста и жизненный цикл развития человека: пренатальный и перинатальный период, период детства, отрочество, зрелость, пожилой возраст, старость. Возрастная периодизация Л.С. Выготского. Периодизация психического развития Д.Б. Эльконина.

Периодизация развития В.И. Слободчикова.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.