Здавалка
Главная | Обратная связь

Раздел 2. ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ОНТОГЕНЕЗА



 

Тема 5. Психологическая характеристика основных этапов развития ребенка от рождения до трех лет

 

Особенности психического развития ребёнка в период новорожденности: рефлексы, бодрствование как период активности и деятельности, улыбка как ответная реакция на воздействие, комплекс оживления, зрительное и слуховое сосредоточение на лице взрослого. Психическая депривация. Ведущий вид деятельности новорожденных детей. Возникновение предпосылок овладения речью. Сенсорно - моторное развитие младенца. Важнейшие достижения детей в младенческом возрасте в сферах деятельности, познания и личности. Особенности педагогического воздействия в младенческом возрасте.

Представления об особой значимости периода. Особенности физиологии развития. Механизм импринтинга. Развитие познавательных функций. Восприятие как главная психическая функция возраста. Развитие мелкой моторики и ее связь с развитием головного мозга. Особенности мышления и памяти периода младенчества. Ведущая деятельность.

Младенчество с точки зрения психоанализа. Оральная стадия по Фрейду, по Эриксону. Особенности протекания и возможные отклонения от нормального развития. Психосоциальный кризис «базальное доверие – базальное недоверие». Ведущие страхи первого года жизни.

Речевое развитие как следствие кризиса первого года жизни. Причины кризиса, его протекание. Автономная речь как центральное новообразование возраста.

Особенности психического развития ребёнка от года до трёх лет: прямохождение, предметная деятельность, речевое общение с взрослым, речевое общение со сверстниками, предпосылки игровой деятельности и продуктивных видов деятельности; ведущий вид деятельности детей раннего возраста; развитие наглядно - действенного и наглядно - образного мышления, воображения и знаково-символической функции сознания. Важнейшие достижения детей в раннем возрасте в сферах деятельности, познания и личности. Особенности педагогического воздействия в раннем возрасте.

 

Тема 6. Психологические особенности дошкольного возраста

 

Особенности психического развития в дошкольном возрасте.

Развитие познавательных процессов у дошкольников. Развитие восприятия, включение мышления в форме анализа и синтеза сенсорной информации в процесс восприятия. Переход от внешних действий к внутренним, умственным. Сенсорные эталоны и их роль в развитии восприятия ребенка. Совершенствование внимания, переход от непроизвольного внимания к произвольному под влиянием речи. Возникновение внутренней речи, использование ее как средства мышления. Этапы развития внутреннего плана действий как основы образного и словесно-логического мышления. Связь развития памяти с совершенствованием мышления ребенка. Особенности репродуктивного воображения, становление произвольности воображения, его соединение с памятью и мышлением. Совершенствование речи, переход от ситуативной речи к контекстной. Возникновение монолога.

Психическое развитие ребёнка от трёх до семи лет: игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте; другие виды деятельности; моделирование, как центральная умственная способность; влияние игры и игрушки на психическое развитие детей данного возраста. Общение в дошкольном возрасте. Познавательное развитие дошкольника. Психологическая готовность дошкольника к школе. Важнейшие психические новообразования в психическом развитии детей от трёх до семи лет. Особенности педагогического воздействия в дошкольном возрасте.

Теоретические основы игры как ведущей деятельности дошкольника.

Ролевая игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Понятия "игра", "игровая деятельность". Психологические особенности игры ребёнка - дошкольника. Виды игр. Средства и результат игры. Ролевая игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста.

 

Тема 7. Психологическая характеристика младшего школьного возраста

 

Психологическая готовность к школе – сформированность основных психологических сфер жизни ребенка (мотивационной, нравственной, волевой, умственной, личностной). Интеллектуальная готовность (умственное развитие ребенка, запас элементарных знаний, развитие речи и т.д.). Личностная готовность (формирование готовности принять социальную позицию школьника, имеющего круг прав и обязанностей; отношение ребенка к школе, учебной деятельности, к учителям, к самому себе). Волевая готовность (развитие нравственно-волевых качеств личности, качественные изменения степени произвольности психических процессов, умение подчиняться правилам).

Переходный период от дошкольного детства к младшему школьному возрасту. Период рождения социального «Я», переоценка ценностей, обобщение переживаний, возникновение внутренней жизни ребенка, изменение структуры поведения: появление смысловой ориентировочной основы поступка (звено между желанием что-то сделать и разворачивающимися действиями), утрачивание детской непосредственности.

Социальная ситуация развития ребенка младшего школьного возраста. Учебная деятельность – ведущая деятельность в младшем школьном возрасте. Мотивы учения.

Проблема смены места ребенка в системе общественных отношений. Обучение и воспитание в школе как основное условие психического развития младших школьников. Изменение объективных условий (социальной ситуации) психического развития с приходом в школу. Структура учебной деятельности: мотивация, учебная задача, учебные операции, контроль, оценка. Особенности познавательной сферы в младшем школьном возрасте

Превращение познавательных процессов из непроизвольных в произвольно регулируемые. Совершенствование речи, появление ориентировки на системы родного языка. Образное мышление – основной вид мышления в младшем школьном возрасте. Способность удерживать внимание на интеллектуальных задачах. Интенсивное развитие памяти. Развитие воображения как способ выйти за пределы личного практического опыта, как условие творчества. Интеллектуализация психических процессов: развитие восприятия и наблюдательности. Роль общения в развитии личности ребенка младшего школьника. Усвоение норм и форм поведения. Проявление моральных качеств личности в общении. Появление социальных мотивов, стремление к самоутверждению, ориентация на мнения окружающих людей, подражание и его значение для развития личности младшего школьника. Влияние родителей на формирование личностных качеств у мальчиков и девочек. Появление самосознания. Самооценка. Уровень притязания. Роль учителя в становлении самооценки младшего школьника. Проблема оценки. Влияние интереса к содержанию учебной деятельности младшего школьника.

 

Тема 8. Особенности психического развития в подростковом возрасте

Социальная ситуация психического развития в подростковом возрасте. Анатомо-физиологическая перестройка организма и ее влияние на процесс развития.

Изменение жизненной социально-психологической ситуации развития: появление новых повышенных требований к интеллекту, поведению подростков со стороны взрослых. Перестройка организма: половое созревание, появление вторичных половых признаков, появление эмоциональной нестабильности. Формирование нового образа физического «Я».

Интимно-личностное общение со сверстниками – ведущий вид деятельности в подростковом возрасте.

Подростковая дружба: избирательность. Совместное отчуждение от взрослых, стремление к эмансипации от близких взрослых. Потребность в развитии речи как средство общения. Автономная речь в подростковых группах. Психология сексуальных взаимодействий подростков. Поиск друга. Первая любовь. Половая идентификация.

Перестройка учебной деятельности в подростковом возрасте. Мотивации учебной деятельности.

Способность выполнять все виды умственной работы взрослого человека. Умение оперировать гипотезами, решая интеллектуальные задачи. Интеллектуализация восприятия и памяти. Сближение воображения с теоретическим мышлением (возникновение творческих импульсов).

Особенности личностного и интеллектуального развития подростка. Чувство взрослости. Роль подражания в становлении личности. Понятия «мужественности» и «женственности» в подростковом возрасте. Становление самосознания, самоуправления, самоконтроля. Развитие волевых качеств личности. Конфликты в подростковом возрасте. Самооценка. Волевые, деловые, моральные качества личности подростка. Акцентуация характера. Противоправное поведение подростков. Алкоголизм, наркомания, сектантство. Формирование национального и интернационального самосознания.

 

Тема 9. Психологическая характеристика юношеского возраста

 

Социально-психологическая характеристика юношеского возраста.

Начало установления подлинной социально-психологической независимости во всех сферах, включая материальное и финансовое самообеспечение, самообслуживание, независимость в моральных суждениях, политических взглядах и поступках. Осознание противоречий в жизни (между нормами морали, утверждаемыми людьми и их поступками, между идеалами и реальностью, между способностями и возможностями и т.д.).

Учебно-профессиональная деятельность как ведущий вид деятельности в ранней юности. Когнитивное развитие в юности.

Начало реализации серьезных жизненных планов, выбор профессии, поиск своего места в жизни. Понимание необходимости учебы. Значение нерегламентированных условий приобретения знаний. Позитивные тенденции в развитии: стремление к знаниям и профессионализму, расширение интересов в сфере искусства. Ответственное отношение к своему будущему при выборе профессии. Готовность и фактическая способность к различным видам научения. Оригинальность мышления. Повышенная интеллектуальная активность.

Начало освоения профессии. Варианты жизненного пути. Обучение как один из основных вариантов жизненного пути. Особенности стилей студенческой жизни. Направленности личности. Завершение кризиса «эго-идентичности или ролевого смешения». Самоопределение, начало реализации жизненных планов.

Стабилизация личности и самоопределение. Развитие самоконтроля и самоуправления. Проблема нравственного выбора (нравственное самоопределение современных юношей и девушек). Юношеский максимализм. Девиантное поведение. Алкоголизм. Наркомания.

 

Тема 10. Психологические особенности молодости и зрелости

 

Молодость как начальный этап зрелости.

Молодость – период активного профессионального, социального и личностного развития. Трудности в профессиональном становлении. Вступление в брак, рождение и воспитание детей. Интенсивное познавательное развитие. Кризис молодости. Строительство перспектив дальнейшей жизни – преодоление кризиса.

Особенности психологии периода взрослости.

Взрослость – пик профессиональных, интеллектуальных достижений. Ценности возраста: любовь, семья, дети. Поиск нового смысла жизни. Кризис взрослости. Переосмысление жизненных целей. Зрелость – вершина жизненного пути личности. Сознание ответственности и стремление к ней – основная характеристика периода зрелости. Источник удовлетворения в этом возрасте – семейная жизнь, взаимопонимание, успехи детей, внуки. Психологическая готовность к уходу на пенсию. Одиночество в зрелом возрасте. Кризис зрелости: сомнение в правильности прожитой жизни. Значимость для близких людей.

 

Тема 11. Геронтогенез и его основные психологические характеристики

 

Психологические изменения в личности и деятельности человека позднего возраста. Кризис ухода от активной жизни. Смещение фокуса от будущего к прошлому. Кризис «эго-интеграции – отчаяния». Виды старения. Мудрость как основное новообразование возраста. Пути развития в возрасте поздней зрелости. Факторы, замедляющие старение.

Старость как социальная и психологическая проблема. Старость – закономерный процесс возрастных изменений в физическом и психическом плане. Особенности личности старого человека: сужение интересов, эмоциональная неустойчивость, эгоцентризм, недоверие к людям, требовательность, обидчивость и т.д. Положительные показатели возраста: жизненная мудрость, базирующаяся на опыте; потребность в передаче накопленного опыта и т.д. Долголетие и жизнеспособность.

Выход на пенсию как критический этап жизни человека. Варианты приспособления к выходу на пенсию. Психологические особенности адаптации к выходу на пенсию.

Физические аспекты старения. Проблема здоровья.

Значение общения в позднем возрасте. Особенности межличностных отношений в старческом возрасте. Проблема одиночества.

Когнитивные изменения в процессе старения. Факторы, влияющие на снижение интеллектуального уровня. Компенсаторные механизмы.

Психологические изменения в личности и деятельности человека позднего возраста. Ретроспективная модель жизни в старости. Специфика Я - концепции стареющего человека. Эмоциональная сфера в старческом возрасте. Типологии старости. Негативные стереотипы старости. Факторы удовлетворенности жизнью в пожилом и старческом возрасте. Психологические условия активной старости.

Смерть и умирание. Психологическая поддержка людей позднего возраста. Мысли о смерти и ее принятии. Отношение к смерти.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.