Здавалка
Главная | Обратная связь

Раздел 2. ОБЩЕНИЕ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН



 

Тема 4. Межличностное общение, его виды и функции

Определение и психологическая структура общения. Понятие общения. Стороны процесса общения: коммуникативная, перцептивная, интерактивная. Этапы общения. Виды общения (деловое, игровое, манипулятивное, диалогическое и др.) Особенности вербальных средств коммуникации. Структура невербальной коммуникации: кинесика (жесты, мимика, пантомимика), просодика (интонация голоса, его темп, ритм), проксемика (пространственно-временная организация), визуальное общение (контакт глаз), такесика (прикосновения), ольфакторная система. Филогенетическое и онтогенетическое развитие общения. Значение общения для формирования личности.

Личность и межличностные отношения. Психологические трудности общения, барьеры взаимопонимания. Понятие конфликта. Типы взаимодействия в конфликтной ситуации. Психологические теории общения (Э. Берн, Д. Карнеги и др.) Проблема выделения психологических правил эффективного общения.

Реализация функций общения в деятельности социального психолога. Использование средств общения в процессе социально-психологического исследования. Социально-психологическая характеристика и варианты соотношения деловых и личных взаимоотношений. Психологическая совместимость персонала и ее влияние на эффективность деятельности.

Информационная функция общения.

Условия и способы понимания людьми друг друга. Коммуникативные барьеры и потери информации в разговорном общении. Предотвращение информационных потерь при вербальном общении сотрудников. Развитие индивидуальной техники активного слушания. Прямые и скрытые информационные сигналы. Общение с проблемными людьми.

Общение как восприятие людьми друг друга.

Проблема социальной перцепции и взаимопонимания. Психологическая структура восприятия человека человеком: восприятие его внешних признаков, соотнесение их с личностными характеристиками индивида и интерпретация на этой основе их поступков. Идентификация и эмпатия. Социально-психологические эффекты: ореола, первичности, новизны; стереотипы и этностереотипы, способы их нейтрализации.

 

Тема 5. Социально-психологическая характеристика межличностных конфликтов

Социально-психологическая характеристика межличностных конфликтов. Эволюция взглядов на проблему конфликта. Отражение насилия в религиозных учениях, искусстве и средствах массовой информации. Зарубежная и отечественная конфликтология.

Различные подходы к понятию «конфликт» (Л. Козер, Г. Зиммель, В.И. Брудный, А.А. Ершов, К.А. Абульханова-Славская, А.Г. Ковалев, Л.А. Петровская). Основные понятия психологии конфликта: противоречие, конфликт, оппоненты, конфликтная ситуация, конфликтоген, предмет конфликта, объект конфликта, фрустрация, напряженность, информационная модель конфликтной ситуации и т.д.

Типология конфликтов в отечественной психологии (А. Дмитриев, В. Кудрявцев, А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов). Управление конфликтной ситуацией. Стратегии и алгоритм разрешения конфликтов. Психологическая коррекция конфликтного общения. Способы предъявления претензий сотрудникам и критики подчиненных.

Шесть типов социальных конфликтов по К. Боулдингу. Разновидности конфликтов в зависимости от их предмета Я. Штумски.

Конфликтные ситуации в жизни человека. Объективные и субъективные причины возникновения конфликтов. Личностная конфликтоустойчивость. Двойственный характер функции конфликта. Дополнительные функции конфликта. Основные этапы в развитии конфликта. Эскалация конфликта. Динамика различных видов конфликтов. Основные стратегии поведения в конфликтных ситуациях (по К.Томасу).

Структура и динамика конфликта. Взгляд отечественных и зарубежных исследователей на стадии развития конфликтов. Универсальная схема динамики развития конфликта американского ученого Р. Рамеля. Динамика конфликта: латентный (предконфликтный) период, открытый период (собственный конфликт), латентный период (послеконфликтная ситуация) (А.Л. Анцупов, А.И. Шипилов). Проблема разрешения конфликта в психологии. Объектно-субъектный подход в разрешении конфликта (И.В. Чернов, А.И. Щербаков, А.Г. Ковалев, Л.А. Петровская). Педагогический и административный пути разрешения конфликтных ситуаций. Использование психологических игр, способствующих успешному разрешению и профилактике межличностных конфликтов. Роль посредника в разрешении конфликтов. Переговоры и психологическое обеспечение работы консультанта по конфликтам.

Стратегии поведения и их влияние на разрешение конфликтных ситуаций. Методология исследования А. Адлера характеристики стилей поведения в западной психологии. Индивидуальный стиль деятельности по Е.А. Климову, В.С. Мерлину и их вклад в психологию конфликта. Индивидуальный стиль поведения в конфликте (В.С. Мерлин, Н.И. Леонов). Выбор стратегии поведения в конфликте: нормативная стратегия, конфронтационная или агрессивная стратегия, манипулятивная стратегия, переговорная стратегия (А.И. Шипилов). Двухмерная модель стратегий поведения личности (К. Томас и Р. Киллмен). Трансактный анализ Э. Берна.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.