Здавалка
Главная | Обратная связь

Раздел 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ



 

Тема 3. Мотивация творческой деятельности

Мотивация деятельности художника. Влияние на творчество положительных и отрицательных эмоций. Внешние и внутренние мотивы творчества.

Корреляция творчества и интеллекта. Творчество и интеллект. Влияние интеллекта на творческий процесс. Мотивы творческой личности (внешние и внутренние источники творчества, творчество и социальная среда). Интуиция. Принятие решений. Когнитивный стиль. Логика и интуиция.

Творчество как реализация собственной индивидуальности. Творчество как реализация собственной индивидуальности. Природа индивидуальных различий в творческих способностях и креативности. Понятия «индивид», «индивидуальность», «индивидуальные способности». Структура индивидуальности. Связь творчества и индивидуальности личности.

Изучение продуктов творчества, в том числе через анализ текстов. Исследования черт и мотивов, связи Я и креативности творческой личности в контексте самоактуализации; психопатология и творческая личность. Методы исследования творческой личности. Многофакторный подход. Методики для оценки творческого потенциала личности.

 

Тема 4. Психологические характеристики творческой деятельности

 

Личностные свойства, влияющие на креативность. Качества, способствующие творческому процессу. Понятие свободы личности. Чувство самоидентичности. Дискуссии об общительности творческой личности. Интровертированность. «Детскость» как черта творческой личности. Особенности юмора у творческих людей.

Биогенетические особенности творческой личности. Функциональная ассиметрия головного мозга и ее влияние на творчество. Темперамент и организация творчества. Условия творчества для сангвиника, холерика, флегматика и меланхолика.(Р.М. Грановская). Неструктурированные качественные описания психологических характеристик творческих личностей (В.Г. Зазыкин) Систематизированные описания психологических характеристик творческих личностей (подструктура природных свойств, психических функций, характера, опыта, направленности). Важнейшие психологические качества творческих личностей (Ф. Баррон, Б. Кларк, Я.А. Пономарев). Теория развития творческой личности (Г.С. Альтшулер). Деятельностная, рефлексивная, выдающаяся творческая личность. (Е.Б. Старовойтенко). Обычная и выдающаяся креативность (Т. Любарт) Модель выдающейся личности (Е.Б. Старовойтенко).

 

Тема 5. Креативность как универсальная способность к творчеству

Креативность как область исследования психологии; креативный процесс, креативный продукт, креативная личность и креативная среда – предметы исследования в психологии креативности. Понятие креативности в рамках различных психологических школ и направлений (гештальтпсихология, когнитивная психология, психоанализ).

Креативность и творческое мышление. Дивергентность и креативность. Креативность и интеллектуальная компетентность личности. Соотношение интеллектуального потенциала личности и креативности. Основные различия между творчеством и креативностью.

Типология креативной личности. Креативная личность: психологический портрет креатива. Образ креативной личности, как личности творца (Ф. Баррон, Д. Харрингтон). Структура творческих способностей и опорные качества личности: способность к видению проблемы; чувство юмора; легкость и богатство ассоциирования; гибкость мышления; легкость генерирования идей; критичность и нонконформизм; способность к переносу знаний, умений и навыков из одной сферы деятельности в другую; готовность памяти. Критерии определения креативности: продуктивность, новизна, нестандартность, гибкость, разработанность.

Способы стимулирования креативной деятельности

Определение креативного продукта и критерии оценки его качества. Исследовательское поведение ребенка и способность к созданию креативного продукта. Креативная установка воспитывающей среды и воспитание креатива.

Радость процесса творения и полученного результата. Ориентация на будущее, как условие творческой позиции личности в деятельности. Творческая задача, как стимул креативного процесса. Психолого-педагогическая поддержка одаренного и креативного ребенка. Стимулирование активной исследовательской деятельности – метод открытий.

Организация обучающего и развивающего пространства, способствующего росту креативности.

Диагностика уровней реализации креативности. Организация и структура диагностики, количественные и качественные характеристики уровней креативности. Методы изучения индивидуально-личностных свойств. Диагностика профессионально-важных личностных свойств. Методики измерения креативности. Оценка проявлений креативности личности.

Графические тесты и диагностика креативности. Становление тестирования по рисунку. Тест Гудинаф-Харриса. Тест Маховер. Миокинетический тест. Другие рисуночные тесты. Сравнительная характеристика различных тестовых методик на основе учения Н.А. Бернштейна. Исследования характера по почерку. «Искусство скуки». Тесты, предназначенные для диагностики креативности. Тест Торренса. Другие тесты для диагностики креативности. Психоаналитический взгляд на искусство; отображение его в психодиагностике.

Детское творчество: этапы развития. Развитие креативности у детей и взрослых.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.