Здавалка
Главная | Обратная связь

УПРЯМСТВО И КАПРИЗЫ

 

Упрямство и капризы у детей – нередкое явление. Чаше всего упрямство проявляется у детей в 2,5 – 3 года, а в дальнейшем поведение нормализуется, и лишь иногда наблюдается «вторая волна» около 5 лет. Капризность же обычно развивается начиная с 4 лет и во многом определяет развитие ребёнка в среднем и даже старшем дошкольном возрасте.

 

И упрямство и капризы – это две стороны одного и того же нарушения – проявление трудностей социализации: у детей более сильных, это выражается в упрямстве, у слабых – в капризах. Разберёмся в причинах проявления и особенностях этих столь неприятных нарушениях поведения ребёнка.

 

Развиваясь в обществе, ребёнок овладевает определёнными способами поведения, взаимоотношений с людьми, усваивает установленные нормы поведения. Данный процесс и носит название социализации. Процесс сложный, далеко не всегда протекающий гладко. На ход социального развития малыша в первую очередь сказываются особенности семьи. Личность родителей, взаимоотношения в семье, требования, предъявляемые к ребёнку, их согласованность, умение учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребёнка – вот основные факторы, определяющие характер социального развития маленького человека. Встречающиеся при этом трудности, нарушения поведения в форме капризов или упрямства обязательно имеют в своём истоке не только особенности самого ребёнка – его характер, темперамент, привычки и т.д., но и особенности поведения взрослых членов семьи (в первую очередь родителей), а также воспитателя в д/с.

 

Как показали многочисленные исследования, на упрямство детей жалуются главным образом те родители, которые всегда требуют от свои детей немедленного и безоговорочного повиновения. Такие родители относятся к «упрямству» малыша очень эмоционально, волнуются, приходят в ярость, но не делают никаких попыток разумно разобраться в сложившейся ситуации и разрешить конфликт приемлемым путём для обеих сторон. Фактически, они вступают в «сражение» с ребёнком, никогда ему не уступают, боясь «испортить», стараются «переупрямить» и во что бы то ни стало добиться подчинения, т.е. применяют ту же тактику, что и ребёнок. Как правило, это ведёт лишь к усилению конфликта и закреплению упрямства как формы поведения ребёнка, причём постепенно оно «обогащается» всё новыми разновидностями, которые малыш усваивает от взрослых. Кончается это плохо: сильный, энергичный ребёнок иногда может «добиться победы» в этой изнурительной борьбе и тогда он постепенно превращается в семейного тирана с ярко выраженными эгоистическими чертами характера. Нередко у таких детей наблюдается агрессивность, жестокое поведение по отношению к сверстникам, осмеливающихся их ослушаться, выраженное стремление во что бы то ни стало главенствовать в группе детей (причём в выборе средств достижения своих целей такие дети особенно не церемонятся).

 

Гораздо чаще строгим родителям удается «сломить» так раздражающее их упрямство, а заодно и развивающуюся личность ребёнка, подавить его активность, инициативность, формирующуюся независимость и чувство собственного достоинства. В результате ребёнок растёт покорным, боязливым, безынициативным, застенчивым. Отношения с родителями у таких детей остаются на всю жизнь омрачены их вынужденным подчинённым положением, лишены непосредственной эмоциональной близости. Дети страдают от недостатка любви, нежности, так как не в состоянии понять «лучших чувств», которые движут их родителями, искореняющими нежелательное упрямство.

Это определяет и дальнейшее социальное поведение ребёнка – неуверенность в себе, неумение найти место в коллективе, трудности при попытках подружиться со сверстниками, страх перед воспитателем в детском саду, а позже – перед школьным учителем.
Большинство таких детей, все же приспосабливается к жизни в обществе, усваивают общепринятые нормы поведения, но их более интимные личностные контакты остаются очень несовершенными: если в группе детей их поведение не бросается в глаза, не вызывает нареканий, то попытки индивидуальных контактов оказываются очень робкими, неуверенными, часто неудачными. Дети указанного типа очень страдают, и больше в школьном возрасте из-за того, что не могут найти друга. А если им это удается, то они впадают в полную от него зависимость. Излишне говорить, что это является достаточно серьёзным нарушением.

 

Искажение такого рода наиболее сильно проявляется в подростковом возрасте, когда развивающаяся личность вступает в «решительный бой» с принятыми в семье формами воспитания и начинает отстаивать свои права с такой силой, что даже очень строгие родители не в состоянии справиться с «упрямством» своего детища. Стремительное «высвобождение» подавленных возможностей личности вступает в противоречие с привычным семейным укладом, подросток компенсирует недостаток «свободы» самыми разными способами, и часто отчуждение детей и родителей в этот период достигает наибольшей степени. Очень тяжёлый подростковый период – нередко расплата за ущемление самостоятельности, активности, чувства собственного достоинства в детстве.

 

Первые проявления упрямства обнаруживаются в возрасте 2-3 лет. Именно в этот период у ребёнка резко возрастает активность, самостоятельность, настойчивость в достижении своих, пусть даже самых незамысловатых желаний. В это время малыш уже может иметь своё мнение, не всегда совпадающее с мнением своих родителей, и пытается его отстоять. Одним из способов настоять на своём является и упрямство – первая попытка самоутверждения. Тактика родителей в этот период должна сводится к терпеливому и настойчивому, но в мягкой форме приобщению ребёнка к правилам и нормам, принятым в человеческом обществе. От окружающих его взрослых малыш усваивает правильные способы действий с предметами: из чашки пьют. А стучать ею по столу нельзя, кошку гладят, а за хвост её дёргать нельзя, книгу можно читать, листать, но нельзя выдёргивать листы и т.д. В общении со взрослым ребёнок уясняет и первые правила поведения с людьми: можно рассчитывать на помощь взрослых, если его об этом попросить, но нельзя добиваться своего криком, плачем и т.п. Умелое поведение родителей помогает малышу научиться вести себя как положено в разных ситуациях, даёт возможность овладеть необходимыми навыками: самостоятельно есть, одеваться, проситься на горшок и т.д. Правильная организация взрослыми жизни ребёнка уменьшает вероятность проявления у него нежелательных реакций, в том числе и упрямства.

 

Одной из частых причин появления упрямства и капризов у малышей является отступление от привычного уклада жизни – нарушение режима, резкая смена обстановки, обилие новых впечатлений, плохое самочувствие. Поэтому необходимо в первую очередь отыскать, что мешает ребёнку, вызывает у нег протест. Для этого нужно хорошо знать привычки, потребности и желания малыша.

 

Другой распространённой причиной появлений упрямства в раннем возрасте является несвоевременное (без учета индивидуальных и возрастных особенностей ребёнка) стремление родителей как можно раньше приучать к пользованию горшком, самостоятельному одеванию и другими навыками обслуживания. При этом они часто склонны объяснять неудачи ребёнка упрямством. Такие ошибки свойственны обычно молодым неопытным родителям, которые либо вообще не знают, когда какие требования посильны для ребёнка, либо опираются на авторитетное мнение кого-то, сравнивая с другими детьми. При этом мамы и папы не только обладают властным, честолюбивым характером, но и отличаются мелочной пунктуальностью, не терпят никаких отступлений от своих принципов, норм, взглядов.

 

Таким образом, специфика личности родителей, их нежелание учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребёнка, излишняя требовательность и малая эмоциональная близость являются наиболее частой причиной детского упрямства и возникновения конфликтов в семье.

 

Есть и ещё ряд причин, более редких, но тоже влияющих на появление упрямства:

· биологические особенности функционирования центральной нервной системы.

· родовые травмы, асфиксия новорожденных, тяжёлые инфекции, перенесённые матерью или ребёнком, зачастую определяют известные физиологические отклонения, одним из которых может быть необоснованное, на первый взгляд, упрямство в раннем возрасте, а при неправильном воспитании - и в дошкольном.

 

В случае, когда органическая предрасположенность ребёнка к тем или иным отклонениям в поведении сочетается со своеобразным типом воспитания в семье, о котором шла речь выше, и усугубляется неправильной реакцией родителей на попытки малыша проявить самостоятельность, может возникнуть тяжёлая, болезненная форма упрямства.

 

Это уже невротическая реакция, справиться с которой ребёнок не может при всём желании. Без обязательного изменения климата в семье, ликвидации постоянной стрессовой ситуации победить такое упрямство и создать для маленького и взрослых нормальные условия жизни не удаётся. Невротическая форма упрямства почти всегда результат неумеренных усилий взрослых «переупрямить» ребёнка, а это может повлечь за собой расстройства речи (заикание), сна, постоянное отсутствие аппетита, двигательные нарушения (тики, подёргивания), проявления различных страхов и другие невротические проявления, которые уже требуют вмешательства специалистов, долгого лечения, и очень осложняют жизнь ребёнка и всей семьи.

 

Упрямство свойственно детям энергичным, достаточно «сильным духом», с высокой самооценкой, активным, имеющим собственно мнение и умеющих это мнение отстоять (пусть не всегда удачным способом и вовремя). Есть ли смысл так настойчиво бороться с этим своеобразным проявлением независимости ребёнка? Не лучше ли направить все качества, лежащие в основе упрямства в нужное русло? Это возможно только при одном обязательном условии – уважении к малышу.

 

Уважение к ребёнку, даже самому маленькому, подразумевает умение и желание взрослого его понять, встать мысленно на его место, допустить возможность существования у него собственного мнения. Если ребёнок упрямится, значит его что-то не устраивает и нужно разобраться с чём дело. Борьба же с упрямством, когда она действительно нужна, должна быть разумной, спокойной и настойчивой. Бывают случаи, когда твёрдая непреклонность и в самом деле необходима, но это не значит, что родители должны постоянно переживать сами и мучить ребёнка, заставляя его отрекаться от своих желаний, добиваясь безоговорочного выполнения любого приказа.

Капризы вызываются в общем теми же причинами, что и упрямство, но они свойственны детям слабым, более зависимым от взрослых, более нуждающимся в тёплом эмоциональном контакте с матерью. Обычно они не уверенны в себе, не умеют отстоять свою точку зрения. Это более изнеженные, более беспомощные дети, которые не овладели необходимыми умениями, чтобы достичь своей цели иначе, чем капризами и нытьём. Иногда это физически слабые малыши, часто болеющие, легко утомляющиеся, а иногда такие, которые без особых оснований оцениваются как «слабенькие» взрослыми, находятся в семье на положении самого маленького и слабого её члена. Временами дети капризничают, например в период болезни или при резком нарушении привычного жизненного уклада – помещение в ясли, сад, санаторий, в случае переутомления (физических и психических перегрузок), но при нормализации обстановки, исчезают и капризы. Если же они становятся постоянными, привычной формой поведения, то это сигнал неблагополучия. «Капризность» как устойчивая форма поведения, «черта характера», присуща некоторым дошкольникам, отличается следующими признаками. Капризный ребёнок, как правило находится в особом состоянии»готовности» к капризу: если упрямый малыш проявляет своё упрямство только в ответ на поведение или требования родителей, то капризный начинает кукситься, ныть и плакать по любому поводу.

 

Сравним капризного и упрямого ребёнка.

Если для упрямца главное – не уступить, взрослому, настоять на своём и если взрослый отстаёт, он будет только рад, то «капризуля», наоборот скорее стремиться добиться ещё большего внимания к себе, к своей особе. У упрямого ребёнка всегда есть своё мнение, желание, цель, которую он добивается. Его излюбленное выражение: «Я хочу!» У капризного: «Я не хочу!» Он предпочитает последовательно отказываться от всего, что ему предлагают родители, в надежде, что он, наконец =, согласится . ему очень нравиться быть в центре внимания, потому, отказываясь от чего то, малыш практически никогда не предлагает своего варианта. Для коррекции капризов нужна кропотливая воспитательная работа, при этом важна единая линия поведения всех окружающих взрослых. Иначе малыш легко «нащупывает» наиболее чувствительного к капризам человека – именно того, кем можно управлять и пользуется своим любимым «оружием».

 

Если упрямство ребёнка – результат излишней требовательности, то капризы, наоборот, следствие чрезмерной уступчивости его близких. Следовательно, различными будут и способы преодоления этих внешне похожих, но по сути очень разных нарушений поведения. Сразу следует отметить, что с упрямством справиться легче, чем с капризами. Основное, что должны сделать родители упрямого ребёнка – изменить свое отношение к нему, свой «авторитарный» стиль воспитания, научиться относиться к нему не как к подчинённому и зависимому существу, а как к человеку, имеющему определённые права, собственное мнение, которое вполне заслуживает уважения. Если же взрослый найдёт в себе силы попробовать договориться с ребёнком, пойти на компромисс, но не свысока, а как бы «на равных» с ребёнком, то можно быть почти уверенным, что ему удастся добиться успеха. Уважение к собственному ребёнку, признание его как личности, здравый подход к каждой конкретной ситуации, в которой проявляется упрямство, - единственный верный путь к нормализации отношений между родителями и ребёнком.

 

Упрямство гораздо легче поддаётся коррекции именно потому, что изменений личности у упрямого ребёнка в большинстве случаев нет, его неправильное поведение – во многом отражение неправильного поведения взрослых. Измениться позиция взрослого – измениться поведение ребёнка.

 

Иначе дело обстоит с капризами. Капризный ребёнок обычно растёт в атмосфере всеобщего потакания всем его желаниям. Он не встречает строгого и категоричного отказа даже в тех случаях, когда это необходимо. Такой ребёнок безынициативен, не умеет прилагать ни к чему усилий, не знаком с требовательностью взрослых и не представляет себя в другой жизни. В отличие от упрямых детей, у капризного, избалованного ребёнка формируется ряд крайне неприятных личностных качеств. Причина их поведения – тоже поведение взрослых, их излишняя опека. И в этом случае изменение поведения взрослых не ведёт к исчезновению капризов, а наоборот, усиливает их. Чтобы ребёнок перестал капризничать для большинства родителей легче всего уступить его желанию. Но это прекращает только конкретный, сиюминутный каприз, а капризность как форму поведения, наоборот, закрепляет. Чтобы преодолеть эту неприятную черту характера ребёнка, от взрослых требуется настойчивость и терпение.

 

Основные воспитательные направления работы:

Прежде всего, взрослым надо изменить своё обычное поведение, вырваться из зависимости от капризного ребёнка. Малыш, хоть и с опозданием, но усвоит, что нельзя – это нельзя, а надо – это надо и что отказ от чего-то это совсем не значит, что ему тут же предложат что-то в замен.

 

Одновременно взрослые должны сформировать у ребёнка адекватные способы поведения, научить его «хотеть» что-то конкретное и прилагать собственные усилия, чтобы удовлетворить свои желания, выработать настойчивость в достижении поставленных целей, научить преодолевать трудности, развивать активность и самостоятельность. Самое сложное – сделать всё так, чтобы ребёнок воспринят это не как наказание, а как радость. А основным источником радости может служить совместная со взрослым деятельность, разнообразное общения, а не по схеме «хочу – не хочу». Обычно, склонные к капризам дети, очень дорожат вниманием взрослых, болезненно переносят его отсутствие. Нужно постепенно включать в деятельность других детей, и взрослых, чтобы ребёнку стало интересно играть со сверстниками, учиться общаться с ними. Дома поощрять самостоятельность ребёнка, давать небольшие поручения, развивать навыки самообслуживания. Радоваться маленьким успехам, всему тому, что делает сам. Чем содержательнее жизнь ребёнка, тем меньше времени остаётся на капризы.

 

В целом для искоренения упрямства и капризов необходимо осознанное изменение поведения взрослых, искать источники не только в ребёнке, а в своём поведении тоже.

 

(Использован материал кандидата психологических наук, НИИ дошкольного воспитания АПН РФ Е. Гаспаровой)

 

Материал подготовлен

педагогом-психологом

ГБДОУ № 2 Красносельского района.

Санкт-Петербурга И.Ю. Наймушиной

 





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.