Здавалка
Главная | Обратная связь

СТРУКТУРНАЯ ПОЛИТИКА В ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКЕ



 

Структурной называют политику стимулирования совокупного предложения. Ее значение возросло в конце 70 – 80-х гг., когда краткосрочные стабилизационные меры воздействия на совокупный спрос оказались бессильными в борьбе со стагфляцией, а тем более в обеспечении условий безинфляционного долгосрочного роста.

Основными направлениями структурной политики являются:

- приватизация и формирование отношений собственности, характерных для смешанной экономики;

- ликвидация деформаций в отраслевой и региональной структуре народного хозяйства с использованием прямых и косвенных механизмов государственного воздействия;

- создание системы рынков факторов производства;

- формирование новых стоимостных пропорций, соответствующих современному состоянию НТП.

Все перечисленные направления требуют активной деятельности государства. Без действий правительства по долгосрочной реконструкции, потенциально сильных промышленных предприятий угроза банкротств и фактическая утрата части потенциала экономики становится реальностью. Необходимость поддержки отечественного товаропроизводителя связана с тем, что сама по себе смена собственности не означает мгновенного прироста производительности и способности успешно конкурировать с высокоэффективными зарубежными фирмами, уже занявшими свое место на мировом рынке.

Важнейшей задачей структурной политики в переходной экономике является создание финансовой системы. Это предполагает реформирование банковской системы и фондового рынка для мобилизации сбережений и направления их в наиболее привлекательные инвестиционные проекты. На практике соединение потоков сбережений домашних хозяйств и инвестиций реального сектора требует сочетания фискальных и денежных инструментов: регулирования процентных ставок, доходности государственных ценных бумаг, объемов государственных заимствований на финансовых рынках, регулирование налоговых ставок.

Таким образом, основные характеристики структурно-производственной стабилизации сводятся к следующему:

1. Поддержание активной экономической роли государства не только в форме финансового регулирования, но и путем прямого воздействия на условия и процессы воспроизводства, в том числе и через активную инвестиционную политику государства;

2. Осуществление структурной перестройки экономики путем ликвидации сложившихся диспропорций, концентрация на перспективные направления НТП.

3. Обеспечение поддержки отечественных товаропроизводителей.

4. Выдвижение на первый план мероприятий, стимулирующих конечный спрос как со стороны фирм, так и со стороны домохозяйств, что способно расширить производственные возможности экономики.

5. Придание большего значения в объяснении инфляционных процессов факторам, лежащим на стороне инфляции издержек.

При таком подходе к макроэкономической стабилизации гораздо меньшее значение имеют приватизация государственной собственности, либерализация цен и внешней торговли, т.е. те направления, которые предполагаются в качестве исходных в варианте финансовой стабилизации.

Предполагается, что активная структурная, производственная, инвестиционная политика приведет к модернизации производства, обновлению и загрузке производственных мощностей, снижению издержек производства, повышению конкурентоспособности отечественной продукции, к росту товарного предложения и, следовательно, в конечном счете будет иметь антиинфляционный эффект. Финансовая стабилизация в данном варианте выступает не как самоцель, а как результат макростабилизации.

Однако реализация структурно-производственной макростабилизации сталкивается с рядом трудностей: отсутствие опыта ее проведения в странах с переходными экономиками, сложность достижения высокой степени обоснованности распределения инвестиционных ресурсов в условиях бюрократизма, крупные финансовые затраты на развитие производства и смягчение денежно-кредитной политики могут вызвать высокую инфляцию и расстройство денежной системы, необходимы крупные финансовые ресурсы, позволяющие осуществлять преобразования без снижения жизненного уровня населения, длительность периода ожидания отдачи от инвестиционной "накачки" экономики.

Однако серьезные проблемы существуют и у варианта финансовой стабилизации: низкая инвестиционная активность и медленные темпы ее преодоления в условиях глубокого спада производства, ослабление научно-технического потенциала, углубление кризиса неплатежей, рост дефицита оборотных средств у предприятий, ограничение возможностей расширенного воспроизводства в условиях сжатия спроса и денежной массы, усиление "бартеризации" торговли, сокращение налогооблагаемой базы и доходной части государственного бюджете, падение доли отечественных товаров на внутреннем рынке, ослабление экономической безопасности страны.

Стабилизационная и структурная политика в переходной экономике тесно взаимосвязаны и могут как существенно усиливать, так и ослаблять действие друг друга. Ужесточение фискальной и денежной политики, в т.ч. сокращение расходов бюджете в результате замедления макроэкономической стабилизации, может поощрять предприятие к продолжению лоббирования государственных субсидий вместо того, чтобы приспосабливаться к изменившейся конкурентной обстановке. И, наоборот, успешная стабилизация уменьшает колебания цен и потери экономических агентов, связанные с инфляционным налогом. Она улучшает инвестиционный климат, создает условия для экономического роста. Сокращение бюджетного дефицита снижает давление на финансовые рынки со стороны государственных долговых обязательств, расширяя предложение денежных ресурсов для частного сектора.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.