Здавалка
Главная | Обратная связь

ПРЕОБРАЗОВАНИЕ СОБСТВЕННОСТИ В ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКЕ



 

Собственность относится к числу наиболее важных и сложных проблем экономики. История экономической жизни общества в периоды повышенной социальной активности ведет к перераспределению объектов и прав собственности.

Преобразование собственности в России началось в конце 80-х гг. В обществе развитого социализма частной собственности на средства производства практически не существовало. Однако фактические отношения собственности содержали элементы, которые с определенными допущениями можно рассматривать как частные.

В истории развитого социализма можно выделить два периода. Первый – от момента зарождения до начала 50-х гг. – характеризуется высокой концентрацией принимаемых решений по управлению государственной собственности, ограниченной узкими рамками делегированных полномочий. Во втором периоде господства социалистических отношений собственности также выделяют два подэтапа. Первый охватывает период с начала 50-х до начала 70-х годов. После смерти Сталина предпринимались некоторые попытки реформирования социалистической собственности, хотя и в рамках сохранения основ социализма. Однако все попытки были обречены на неудачу, т.к. нельзя изменить систему собственности, не меняя при этом ее основ. Корпоративно-номенклатурный характер социалистической собственности сложился в послесталинский период. Номенклатура осознала себя классом. На фоне ухудшавшегося положения экономики, неспособности номенклатуры решать насущные проблемы страны, создавались предпосылки кризиса идеологии и политики правящего класса. Именно в этот период началась приватизация. Процесс фактической приватизации стал лавинообразно нарастать после 1987 года.

Для определения того, что собою представляет приватизация, необходимо разграничить понятия приватизации, разгосударствление, денационализация.

В обыденном представлении приватизация – это процесс преобразования на различных условиях государственной собственности в собственность частных (физических и юридических) лиц. Формы собственности предопределяют и соответствующие им типы хозяйствования.

Иными словами, любое разгосударствление, происходящее в бывших социалистических странах, с их тотальной государственной собственностью, должно быть признано приватизацией. Однако, чтобы приватизация оказалась содержательным процессом и привела к формированию рыночной экономики, необходимы меры по созданию рыночной среды, адекватной частной собственности на средства производства. В противном случае приватизация сведется к раздаче государственной собственности отдельным представителям бывшей номенклатуры без положительных последствий для экономики в целом. С этой точки зрения приватизация шире просто разгосударствления и может рассматриваться как одна из предпосылок, и одновременно как результат перехода к рынку.

Теория эффективного и рационального распределения, обосновывая критерии перемещения ресурсов из негосударственного сектора в государственный, выдвигает требование: преобразование собственности путем перемещения средств и ресурсов из одного (частного) сектора в другой (общественный) возможен и экономически оправдан, если потери от изъятия ресурсов из частного сектора меньше дополнительных выгод в общественном секторе. Иначе говоря, преобразование частной собственности в государственную оправдано лишь тогда, когда оно ведет к росту производительности ресурсов. Этот экономический критерий может быть применен универсально ко всем иным формам собственности и перераспределяемым правам собственности.

Вместе с тем, принимаемые решения о преобразовании собственности в переходной экономике могут диктоваться и другими обстоятельствами: политическими, интересами криминального капитала, избранным вариантом преобразований (радикальным и реформаторским). Все это может привести к экономическим потерям в данный момент времени.

Следует учитывать и краткосрочные и долгосрочные последствия преобразований собственности. Существует проблема соотношения краткосрочных потерь и долгосрочных выгод для общества от преобразований собственности. Ее решение требует серьезных экономических расчетов.

В любом случае преобразованию собственности в государственном масштабе должен предшествовать тщательный научный анализ.

 

9. ИНФЛЯЦИЯ В ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКЕ

 

Опыт показывает, что высокая инфляция является закономерностью начального этапа переходной экономики. Постоянная нестабильность цен приводит к разрыву экономических отношений во времени: сделки, совершаемые сегодня, реализуются в совершенно ином экономическом пространстве, с совершенно иными экономическими параметрами, чем сделки, которые будут совершены через месяц; накопление подрывается, ликвидность денег снижается, инвестиции становятся нереалистичными.

 

Причины инфляции в переходной России

Всякая инфляция есть следствие переполнения каналов обращения денежными знаками или их субститутами. И в этом смысле на поверхности – монетарная природа инфляции. Однако проблема заключается в определении глубинных причин переполнения каналов обращения деньгами и только ли излишней эмиссией объясняется рост цен в переходной экономике.

На начальной стадии перехода к рынку инфляция связана, прежде всего, с кризисом прежней дорыночной системы социально-экономических отношений. Внедрение свободного рынка в условиях неадекватной социально-экономической среды, когда не развита реальная обособленность производителей, когда не действуют институты рынка, когда ценовые сигналы оказываются слишком слабыми, привело к разрыву формально свободных цен и воспроизводственных процессов. Разложим эту общую социально-экономическую инфляцию по ряду факторов.

1 фактор – корпоративно-монополистическая структура переходной экономики.

В принципе любая монополия способна взвинчивать цены при сокращении производства. Но в экономике переходного общества, где монополизм имеет множество уровней, такая возможность усиливается. Монополизм, связанный с технологической структурой, структурой производственных отношений, с особым характером институциональных связей и законодательства, тем более не встречающий противодействия (отсутствие в переходной экономике государственного антимонопольного регулирования, контрмонополий в лице объединений потребителей, сильных профсоюзов) способствует развертыванию инфляции и сокращению производства.

2 фактор – противоречие между производственным и трансакционным сектором.

В трансакционном секторе существенно выше норма прибыли и скорость оборота капитала. В результате ликвидные ресурсы перетекли из производственного в трансакционный сектор. Повышенная скорость обращения, конечно, противодействует обесцениванию денег, но зато сверхприбыли не идут, как правило, в производственные инвестиции, и масса ликвидных ресурсов выкачивается из сферы производства, провоцируя спад, неплатежи, сокращение налоговых поступлений, прогрессирующий дефицит бюджета и новый источник инфляции.

3 фактор – отношения собственности.

"Номенклатурная" приватизация разрушает мотивацию предпринимательской деятельности, что в целом весьма негативно воздействует на производство.

4 фактор – неразвитость рынка.

Фактически это означает, что в экономике сохраняется возможность игнорировать жесткие рыночные ограничения (в частности, бюджетные) и адекватно строить свое хозяйственное поведение. В условиях монополизма и "мягких бюджетных ограничений", когда можно обходиться без денег и жить на основе прямого продуктообмена, предприятия способны осуществлять свою воспроизводственную деятельность даже тогда, когда с финансовой точки зрения они на это должны быть абсолютно неспособны. Игнорирование денежных регуляторов позволяет избежать тех механизмов подавления инфляции, которые традиционно используются марксистскими моделями. При этом, однако, давление на предприятие по финансовым каналам приводит к свертыванию производства. Предприятия влезают в долги, идут по пути натурализации, но не реагируют на рыночный сигнал традиционно, т.е. не снижают цены при кризисе сбыта.

5 фактор – неразвитость кредитной и финансовой системы.

В переходной экономике еще со времен перестройки присутствовал огромный объем "полуденег" в виде безналичных финансовых ресурсов на счетах предприятий. В прежней экономической системе эти финансовые ресурсы были не столько всеобщим эквивалентом, сколько формой учета и контроля за централизованным снабжением. Их массовая перекачка в наличный оборот явилась первым толчком к развертыванию спирали инфляции. Затем этот толчок усилился и преумножился перекачиванием в легальное рыночное обращение "теневых денег". Третьим толчком оказалось неустойчивое положение национальной валюты в условиях низкой ликвидности.

Двумя дополнительными факторами стали механизмы кредитной инфляции и "сбои" в налоговой системе, вызывающие инфляционное бюджетное финансирование.

В дальнейшем инфляционная спираль оказалась способна к самоинициированию и самомульплицированию.

6 фактор – недоиспользование потенциальных возможностей преодоления инфляции на пути развития пострыночных отношений. Среди них: обществвенные фонды и другие некоммерческие и негосударственные механизмы финансирования; создание объединений предприятий с взаимными соглашениями об уровне цен; формирование свободных ассоциаций производителей и потребителей и др.

Наконец, существуют неэкономические факторы, вызывающие инфляцию в переходной экономике. Макроэкономические регуляторы не могут работать в условиях, когда ни государственные, ни общественные институты, ни институты частного бизнеса не выполняют регулирующих мероприятий государства, не подчиняются даже законодательным ограничениям. К числу неэкономических причин, играющих огромную роль в переходной экономике, относятся политические механизмы, связанные с наличием политического популизма и авантюризма.

Для осуществления антиинфляционных мероприятий необходимо резкое снижение объемов инфляционного финансирования и кредитования, свертывание социальных программ, других форм расходов из государственного бюджета, отказ от индексации и амортизационных отчислений и заработной платы, прекращение поддержки государственных предприятий. В результате – либо массовое банкротство, либо массовая натурализация производства, т.е. снижение эффективности и производительности труда и все тот же экономический спад, т.к. экстенсивное наращивание ресурсов в современных условиях практически невозможно. Этот спад вызовет еще большее падение доходов госбюджета, что, с одной стороны, усугубляется действием мультиплицирующего эффекта, неплатежей при ухудшении финансового положения предприятий, с другой стороны, возможностью нарушения законодательства регионами по отчислению налогов в условиях нарастающего спада.

Таким образом, в условиях переходной экономики борьба со спадом с помощью антиинфляционных мер монетаристской модели приводит лишь к его нарастанию и, как следствие, к увеличению дефицитности бюджета, что ведет к необходимости использования инфляционных источников финансирования. Если экономику дефицита с характерной для нее деформированной структурой, специфическими типами предприятий, диспропорциями, в том числе в области издержек и цен, подгоняют под модель "свободного рынка" без продуманной стратегической программы, становятся характерными следующие явления:

- массовая недогрузка производственных мощностей;

- свертывание постиндустриального сектора, а затем и деиндустриализация экономики;

- все более экстенсивное использование ресурсов;

- "проедание" основного капитала;

- снижение склонности к инвестированию и сбережениям;

- ухудшение качества рабочей силы и регресс ее структуры (снижение уровня образования, квалификации и т.п.);

- нарастание экологический напряженности;

- снижение качества жизни.

Следствием этих процессов становится обострение социокультурных и политических проблем.

Однако все закономерности переходной экономики работают лишь в определенной мере. Поэтому она сталкивается с рядом контртенденций, таких как инерционность экономической системы, она во многом не поддается внеэкономическим преобразованиям, устойчивость крупных корпоративно-номенклатурных хозяйственных систем, которые способны противопоставлять экономической и правовой власти государства свою власть и способность к локальному регулированию. С другой стороны, внутри этой корпоративной системы происходит спонтанное саморазвитие рыночных отношений. Однако эти контртенденции не отменяют общей макроэкономической тенденции – при прочих равных условиях экономический спад и ухудшение качества жизни в ходе реформ тем больше, чем слабее институционально-политическая система, чем заметнее социальные, культурные, этнические особенности данной страны и ее народа по сравнению со стандартом человека экономического.

Для обоснования сформулированной выше макротенденции конкретизируем ее.

Для переходной экономики типичным становится дефицит ликвидных ресурсов, который приходит на смену дефицита товаров. Он, однако, не может быть компенсирован за счет эмиссии, т.к. она не восстанавливает сбалансированность товарной и денежной массы. С внешней стороны это выглядит как непрерывное сужение внутреннего рынка, падение эффективного спроса и нарастание кризиса сбыта. Причиной дефицита ликвидных ресурсов является "дефицит рынка", т.е. недостаточное развитие "товарности производства", отставание в развитии рыночной инфраструктуры от объемов сохраняющегося производства. В силу этой неразвитости и выгодности спекулятивных операций происходит сокращение производства при гипертрофированном росте трансакционного сектора. Сокращение производственных мощностей интенсифицирует спад и ускоряет процесс "свертывания" инвестиций, а разбухание трансакционного сектора становится одним из инфляционных факторов.

Экономический спад в большинстве моделей переходной экономики сопровождается инфляцией, порождая стагфляцию как устойчивую характеристику переходной экономики. В переходной экономике действует не только принцип взаимопогашения инфляции и спада, как в обычной рыночной экономике, но и принцип их взаимной дополняемости. Инфляция усугубляет спад, а спад формирует дополнительные инфляционные тенденции, главным образом, через инфляцию издержек. Чем выше монополизм и чем радикальнее вариант преобразований переходной экономики, тем глубже "стагфляционная ловушка". Постепенное возрастание роли рыночной саморегуляции гасит колебания – от спада к инфляции, от дефляции к спаду, наступает депрессивная стабилизация экономики. Эта фаза может характеризоваться как умеренным ростом, так и умеренным спадом.

Возможности преодоления стагфляционной ловушки связаны с выбором из двух вариантов. Первый – постепенное развитие рыночных институтов и политическая стабилизация приведут к ослаблению корпоративной власти, а конкуренция и концентрация капитала в трансакционном секторе приведут к постепенному перетеканию капиталов в отрасли с "отверточной" технологией. В результате будет реализована модель догоняющего развития. Для таких крупных, слабо зависящих от внешнего рынка экономик, как российская, этот вариант обернется лишь стабилизацией кризисной экономики.

Другой вариант еще предстоит найти. Выход переходной экономики из "стагфляционной ловушки" возможен по следующим направлениям:

1) корректировка рыночных реформ на основе активного демократического регулирования и формирование эффективных социальных границ рынка;

2) качественное изменение содержания процесса преобразований с целью преодоления отчуждения работника от собственности;

3) преодоление корпоративно-монополистического типа складывающегося капиталистического общества и переход к модели опережающего развития.

 

10. СТРАТЕГИЯ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ:

ПРЕДПОСЫЛКИ И ЦЕЛЕВЫЕ УСТАНОВКИ

 

Преодоление кризиса российской переходной экономики и общества предполагает выход на траекторию опережающего развития. Главным ресурсом и главной целью должна стать гуманизация экономического развития. При этом в центре должен оказаться человек, не как homo soveticus – пассивный исполнетель бюрократической воли, и даже не традиционный рациональный homo economicus, а homo creator – человек творческий, способный и желающий ориентироваться в своей деятельности на новые ценности: свободу самореализации, прогресс творческого содержания труда, рост свободного времени и др. Эту задачу придется решать постепенно, в течение нескольких десятилетий.

Рассмотрим общемировые предпосылки такой стратегии.

1) На рубеже веков происходит переход к постиндустриальному, информационному обществу, где наиболее важными и дорогостоящими ресурсами будут know-how, услуги здравоохранения, образования, инновационный потенциал человека, культурные ценности. Те экономические системы, которые владеют ими, получат наиболее благоприятные предпосылки для развития экономики в XXI веке.

2) В условиях глобализации и интернационализации экономики решить проблемы "опережающего развития" любая страна может лишь в диалоге с мировым сообществом.

3) В российской экономике до сих пор сохраняются достаточные возможности для реализации стратегии опережающего развития (значительные природные богатства, человеческий потенциал).

В качестве приоритетов стратегии опережающего развития могут быть выделены:

- образование как единая целостная система обучения и переобучения населения с целью достижения стабильного роста квалификационного и инновационного потенциала работников;

- переход к ноосферному типу развития, обеспечивающему целенаправленное восстановление и сохранение биогеоценозов;

- фундаментальная и прикладная наука, "производство" информации, Know-how как главных товаров для внутренного и мирового рынка;

- высокие технологии;

- здравоохранение и рекреация;

- рациональная организация свободного времени.

Соответственно задаются и целевые установки к тактической программе:

- ориентация на рост реального потребления всех слоев населения;

- формирование политики доходов, обеспечивающей равные возможности роста потребления.

Эти установки призваны обеспечить материальную основу для реализации более "высоких" целей – создание социально справедливого сбалансированного потребительского ранка.

Следующая подсистема целевых установок – приоритетное развитие социокультурной сферы и творческого труда. Практическими средствами решения этой задачи могли бы стать активное регулирование экономики, использующее отечественный опыт ускоренного развития наукоемких производств и потребительского сектора, опыт программирования технологических сдвигов в Юго-Восточной Азии.

Важнейшее направление стратегии опережающего развития – социальная защита населения, т.е. создание экономики с гарантированно дорогой рабочей силой, где рост рентабельности производства может достигаться за счет НТП и других интенсивных факторов.

И, наконец, еще одна цель – отношение к природе как культурной ценности и абсолютно необходимому условию выживания человечества.

Описанная стратегия предполагает использование огромных по своим масштабам материальных и финансовых ресурсов. Основными их источниками могут стать резкий прирост доходов за счет более полного поступления в бюджет налогов, сокращения теневого сектора, прекращения оттока капитала га границу, увеличения инвестиций в реальный сектор экономики в результате стабилизации политической власти; демократическая реформа собственности; концентрация ресурсов на ключевых направлениях; более рациональное использование государственных средств при преодолении коррупции, лоббирования и т.п. следствий корпоративно-бюрократического характера власти; сокращение гигантских расходов за счет наведения порядка в военном бюджете, уменьшения бюрократического аппарата, ликвидации привилегий и льгот номенклатуры; отказ от поддержки неэффективных устаревших предприятий.

Первоначальный импульс вложений в выращивание человека-новатора, создание дорогой рабочей силы, социальную защиту населения через несколько лет даст мультиплицирующий эффект: квалифицированной работник и предприниматель-новатор обеспечат рост производительности труда и качества продукции, ее конкурентоспособности, а, значит, и приток внешних и внутренних инвестиций. Защищенное население с растущим благосостоянием даст стабильность и расширение спроса, а через рост налогов и социальных потребностей – также рост инвестиций.

Так система начнет воспроизводить себя в расширенном масштабе за счет раскрепощения человеческого потенциала и в стратегически перспективном направлении.

 

11. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

 

1. Какие основные задачи необходимо решить при переходе к рынку?

2. В чем заключается сложность экономических условий перехода к рынку в России?

3. В чем состоит деформация структуры экономики России в переходный период?

4. В чем заключается специфика переходных состояний?

5. Какова особенность неустойчивости переходной экономики?

6. Перечислите новые элементы в переходной экономике России?

7. В какой форме и в какой мере существовали переходные отношения в командной экономике?

8. Что такое натурально-хозяйственные тенденции и насколько они были распространены в командной и переходной экономике?

9. Что такое либерализация цен? Как повлияла либерализация цен на развитие производства в России?

10. Какие задачи призвана решать приватизация? Как была организована ваучерная приватизация?

11. Какое влияние оказала приватизация на инвестиционный процесс?

12. Как изменилась экономическая мотивация различных социальных групп в результате приватизации?

13. Чем обусловлена высокая степень монополизации рынка в экономике переходного периода?

14. Каковы основные направления политики демонополизации в переходной экономике?

15. Каковы общие причины высоких темпов инфляции в переходной экономике?

16. Как влияет на инфляцию сохранение "мелких бюджетных ограничений", бартера, неплатежей?

17. Какие сектора переходной экономики могут дать неинфляционные источники финансирования экономического роста?

18. В чем состоят различия макростабилизации в переходной и развитой рыночной экономике?

19. Причины и основные направления превращения государства в субъекта рыночных отношений в переходной экономике?

20. Можно ли считать экономический спад объективной закономерностью переходной экономики?

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В результате изучения учебного комплекса по макроэкономике у студентов должно сформироваться представление об экономике как целостной системе, включающей взаимодействие различных экономических субъектов (домашних хозяйств, организаций бизнеса, государства) на различных уровнях: микроуровне и макроуровне.

Каждый экономический субъект имеет свою цель и средства её достижения, но все вместе они должны составлять единое целое, без чего невозможно стабильное развитие национальной экономики. Важную роль в этом процессе в современных условиях играет государство, не зависимо от господствующей в стране экономической системы. Но особенное значение имеет государственное регулирование в переходной экономике, что видно на примере современной экономики России.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

1. Курс экономической теории. Уч. пособие / Под. ред. М.П. Чепурина. – М.: МГИМО, 1993

2. Сборник задач по экономической теории. – Киров, 1994

3. Самуэльсон П. Экономика, т. I, II. – М.: МГИ "Алгон" БНИИСН, 1992

4. Экономика / С.Фишер, Р.Дорнбуш, Р.Шмалендзи. Пер. с англ. – М.: Дело, 1993

5. Эклунд К. Эффективная экономика. Шведская модель. – М.: Экономика, 1991

6. Основы теории переходной экономики / вводный курс/: Учебное пособие/. – Киров: Кировская областная типография, 1996 г. – 320 стр.

7. Гальперин В.М., Гребенников П.И., Леусский А.И., Тарасевич Д.С. Макроэкономика: Учебник / Общая редакция Л.С. Тарасевич. Изд-во СПбГЭУФ, 1997. 719 с.

8. Экономика: Учебник / Под.ред. доц. А.С. Булатова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство БЕК, 1997 – 816 с.

9. Егоров Е.В. Экономика общественного сектора России: Курс лекций. – М.: Экономический факультет, ТЕИС, 1998. – 193 с.

10. Экономическая теория национальной экономики и мирового хозяйства /политическая экономика/: Учебник / Под. ред. проф. А.Г. Грязновой, проф. Т.В. Чечелевой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. – 326 с.

11. Камаев В.Д. и колл. авт. Практическое пособие к семинарским занятиям по экономической теории – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998 – 272 с.: ил.

12. Экономика. Учебник / Под. редакцией А.И. Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К. Большакова. – М.: "ПРОСПЕКТ", 1998. – 792 с

13. Гребнев Л.С., Нуреев Р.М. Экономика. Курс основ: Учебник для студентов высшего учебного заведения, обучающихся по неэконом. специальностям и направлениям. – М.: Вита-Пресс, 2000. – 432 с.: ил.

14. Зубко Н.М., Зубко А.Н. Практическое пособие по экономической теории. – Мн.: НТЦ «АПИ», 1999. – 192 с.

 


* ВВП - это конечные продукты и услуги, созданные на территории данной страны без учета национальной принадлежности фирм и гражданства работников.

ВНП - это конечные продукты и услуги, созданные национальными фирмами и гражданами страны, независимо от того, где они находятся.

* Торгуемые товары - товары, которые могут передвигаться между странами.

Неторгуемые товары - товары, которые потребляются в той же стране, где и произведены и не перемещаются между странами.

* В 2002 г. немецкая марка и французский франк перестали существовать.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.