Здавалка
Главная | Обратная связь

Б) Кривые безразличия



Потребитель, располагая доходом в 800 ден. единиц, может распределять деньги между одеждой и продуктами питания так, как сам пожелает. Желания приобрести определённое количество товара отражают предпочтения потребителя и исследуются с помощью кривых безразличия.

Кривые безразличия строятся на основе результатов опросов потребителей о том, какие наборы товаров удовлетворили бы их потребности: 10 единиц одежды + 5 единиц продуктов питания или 7 единиц одежды + 12 единиц продуктов питания и т. д.? Если по субъективным оценкам потребитель получает одинаковое удовлетворение от разных наборов, говорят, что он безразличен к подобным сочетаниям товаров. Перенесём их на график (рис. 16).

 

C

 

10 a

 

9

 

8 Д

b

7

 

6

II c

5

c

4

d

3

e

2 I c

 

1

K

0

10 20 30 40 F

 

Рис. 16. Кривые безразличия

 

Кривая I с называется кривой безразличия: все точки на ней соответствуют таким комбинациям товаров, которые одинаково устраивают потребителя, дают ему одинаковое удовлетворение. Возьмём на координатной плоскости справа и выше кривой I с точку Д. По сравнению с точками a и d набор товаров в точке Д вряд ли можно назвать более предпочтительным: продуктов питания здесь больше, чем в точке а, но количество единиц одежды меньше. При сравнении с точкой d ситуация противоположная. Но по сравнению с точками b и c набор товаров в точке Д явно более предпочтительный: здесь больше и продуктов питания и одежды. Но точки b и с лежат на кривой безразличия, все точки которой с точки зрения удовлетворения потребностей эквивалентны. Следовательно, комбинация товаров в точке Д предпочтительнее любой на исходной кривой I c. Если снова провести опрос потребителя, то можно построить кривую II c, проходящую через точку Д (рис. 16).

Следовательно, любая кривая безразличия, расположенная выше и правее исходной кривой, отражает более предпочтительные, с точки зрения удовлетворения потребностей покупателя, комбинации товаров, а кривые безразличия, расположенные ниже и левее исходной кривой, отражают менее предпочтительные комбинации товаров

Если провести кривые безразличия через ряд точек на координатной плоскости, получится карта кривых безразличия, которая отражает вкусы конкретного покупателя при различных уровнях потребления. Эта карта показывает на одном графике взаимосвязь двух потребляемых товаров и полезности. Каждая кривая объединяет точки с одинаковой полезностью, и, чем выше расположена на карте кривая безразличия, тем выше полезность, которую она отражает.

Кривые безразличия имеют отрицательный наклон, т. к. для сохранения общей полезности набора товаров, уменьшение количества одного товара должно компенсировать увеличением количества другого товара.

При переходе от набора товаров в точке а к набору в точке b, от b к набору с и т. д. потребитель каждый раз увеличивает потребление продуктов питания, но вынужден при этом отказываться от определённого количества одежды. Количество единиц одного товара, от которого должен отказаться потребитель при приобретении дополнительной единицы другого товара, называется предельной нормой замены (или замещения – MRS).

 

 

MRSод. = .

 

Так как приращение потребления одного товара всегда связано с уменьшением потребления другого товара, величина MRS всегда отрицательна, её величина зависит от положения конкретной точки, в которой производится измерение, на кривой безразличия и определяется наклоном касательной, проведённой к кривой в данной точке (на рис. 16 это линия К). По мере продвижения вниз по кривой безразличия абсолютные значения предельной нормы замены уменьшаются. Это говорит о том, что чем меньше единиц одежды имеет потребитель, тем труднее ему отказаться ещё от одной единицы этого товара, и тем больше потребуется продуктов питания, чтобы компенсировать потерю единицы одежды.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.